БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН
3-2007
почки.
2. Изучить в эксперименте динамику морфологических изменений в мышечном лоскуте, зоны лоскута с раневой поверхностью почки в различные сроки после операции с использованием электронной микроскопии.
3. Изучить в эксперименте функцию почки после пластики под контролем биохимических исследований, УЗИ, аортонефрографии, экскреторной урографии.
Настоящая работа состоит из двух разделов:
1. Исследования на трупах людей.
2. Экспериментальные исследования на животных (собаках).
При трупных топографо-анотомических исследованиях установлено, что наружная косая мышца живота является большой по площади среди широких мышц, она начинается от восьми нижних ребер, имеет косое направление, что легко позволяет использовать ее для пластических целей. Наружная косая мышца живота имеет обильное кровоснабжение за счет У-У нижних задних межреберных артерий, которые расположены между внутренней косой и поперечной мышцами живота. Кроме того, межреберные артерии широко анастомозируют между собой, с верхней поясничной артерией и глубокой артерией, окружающей подвздошную кость.
При исследовании 15 трупов людей был обнаружен сосудисто-нервный пучок, что подтверждает хорошее кровоснабжение и иннервацию мышцы при ее использовании для пластики раневой и резецированной поверхности почки.
Экспериментальные исследования проведены на 54 животных (собаках), эти исследования состояли из двух серий опытов.
В первой серии (18 животных) была обработана методика современной модели острого повреждения (ранения) паренхимы почки. В асептических условиях выполнялась операция - пластика раневой поверхности почки лоскутом наружной косой мышцы живота на сосудистой ножке. Животных выводили из эксперимента внутриплевральным введением эфира на 1-3-и сутки, 4-5-е сутки, 6-8-е сутки, 9-15-е сутки, 16-30-е сутки, в 2-3 месяца, 6 месяцев, 12 месяцев после операции.
Вторая серия экспериментов (36 животных) была посвящена разработке методики плоскостной резекции верхнего (18 животных) и нижнего (18 животных) полюса почки и последующей пластики ее лоскутом наружной косой мышцы живота на сосудистой ножке. Сосудистая ножка почки во время пластики пережималась в течение 15 минут. Операцию заканчивали фиксацией почки в паранефральной клетчатке. Послеоперационную рану послойно ушивали. В послеоперационном периоде в течение 3-5 суток внутримышечно вводили антибиотики (как в 1-й, так и во 2-й сериях опытов). Животных выводили из эксперимента в
сроки: 1-3-и сутки, 4-5-е сутки, 6-8-е сутки, 9-15-е сутки, 16-30-е сутки, в 2-3 месяца, 6 месяцев, 12 месяцев после операции.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ ПРИ ОРГАНОСОХРАНЯЮЩИХ ОПЕРАЦИЯХ НА ПОЧКЕ
(вторая серия экспериментов, продолжение) В.В. Маховская
Ставропольская государственная медицинская академия
Результаты проведенных исследований показали, что все животные в послеоперационном периоде, как в 1-й, так и во 2-й сериях опытов, перенесли операцию хорошо. В первые трое суток после операции в обеих сериях опытов отмечалась гематурия, повышение показателей остаточного азота (во 2-й серии), которые на 5-е сутки снижались до нормальных цифр. Показатели активности ферментов при повреждении и резекции полюсов почки (АЛД, Ал, Ат, АсАт, АДГ, КФ, ЩФ) меняются в течение всего послеоперационного периода, отражая процессы репорации, происходящие в поврежденной почке. Снижение их активности носит транзиторный характер и с восстановлением кровоснабжения почки уровень их
восстанавливается к исходному.
Ультразвуковое прижизненное сканирование почек проводилось в динамике: 5-6-е сутки, 8-10-е сутки, 11-13-е сутки, 15-20-е сутки, 21-30-35-е сутки, 2-3-6, 12-й месяцы после операции. Размеры почек соответствуют размерам их анатомической резекции, структура, паренхима и чашечно-лоханочная система не изменена. Соотношение паренхимы и чашечно-лоханочной системы оперированной и здоровой почек сохранены. Полостные элементы не расширены. Подвижность при дыхании сохранена. Инфильтратов, затеков в проекции почки не выявлено. На прижизненной ангиографии почек четко контрастируется артерия интеркосталис, питающая лоскут, сеть сосудов оперированной и здоровой почек, участков ишемии нет.
На экскреторных урограммах, выполненных сразу после ангиографии, выделительная функция почек (оперированной и здоровой) не нарушена, хорошо контрастируется чашечно-лоханочная система с зоной резекции, мочеточники, мочевой пузырь. Морфологические исследования показали, что на 3 сутки после операции имеется стаз и полнокровие лоскута и почки, единичные участки некроза по периферии лоскута и почки в местах прошивания - прохождение фиксирующего шва между лоскутом и почкой.
На 8-е сутки отмечается умеренная отечность
БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН
I 3-2007
межуточной ткани лоскута.
Спустя 8 суток формируется соединительнотканная прокладка-прослойка между лоскутом и раневой поверхностью почки.
К 15-м суткам явление отека, стаза в лоскуте и почке начинают проходить, воспалительно-клеточная инфильтрация также уменьшается. К 30-м суткам полностью формируется клеточно-тканевая прокладка между лоскутом и почкой, что богата волокнистыми структурами и сосудами. Количество мышечной ткани к месту сращения в лоскуте уменьшается, мышечная масса у места сращения отсутствует. В это же время выявляются мелкие артериолы и вены. Спустя 2-3 месяца формируются множественные анастомозы в виде сетей, что также подтверждается на прижизненных ангиограммах. Исследования через 6-12 месяцев идентичны выполненным спустя 3 месяца после пластики.
Восстановление функции почки продолжается параллельно развитию анастомозов культи межреберной артерии мышечного лоскута (ее ветвей) с сегментарными сосудами почки. С целью сохранения функции резецированной почки, помня иммунологическую природу изменений,
возникающих в ответ на травму в органах, мы считаем, в отличие от большинства авторов, что фиксировать мышечный лоскут следует осторожно к фиброзной капсуле почки, стараясь не повредить паренхиму почки на большую глубину.
Таким образом, впервые предложенный метод пластического закрытия раневой и резецированной поверхности почки, проведенные исследования на трупах людей и экспериментальные исследования на животных показали, что метод пластического закрытия раневой и резецированной поверхности почки анатомически и функционально является оправданным. Имеются анастомозы между лоскутом наружной косой мышцы живота и резецированной поверхностью почки в виде клеточно-тканевой прокладки-прослойки, не влияющей на функцию почки. Функция резецированной почки после операции полностью восстанавливается.
Проведенные экспериментальные исследования открывают новые возможности при лечении повреждений почек и дают возможность рекомендовать этот способ для использования в клинике.
К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ГЕМОДИНАМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ВНУТРЕННЮЮ СТРУКТУРУ АРТЕРИАЛЬНОЙ СТЕНКИ
В. О. Поляев, Г. Н. Маслякова, Н. В. Островский
ГОУ ВПО "Саратовский ГМУ Росздрава"
В ходе гистологического исследования применяли обзорный метод окрашивания гематоксилином и эозином на коллагеновые волокна
Ф
- по Ван-Гизону; на эластику - резорцин-фуксином по Вейгерту; для выявления признаков дезорганизации соединительной ткани
(плазматическое пропитывание, фибриноидное набухание) - метод ОКГ (оранжевый, красный, голубой) в модификации Д. Д. Зербино и Л. Л. Лукасевич (1988).
Сведения, полученные в ходе
гистоморфологического исследования,
подтверждают данные, касающиеся наиболее типичной локализации атеросклеротических бляшек. Так, при патоморфологическом исследовании основного ствола общей сонной артерии установлено, что бляшки, располагавшиеся на этом уровне, ни в одном из случаев не были изолированными, то есть они являлись продолжением бляшек каротидного синуса. Мы отметили, что на уровне основного ствола общей сонной артерии крупные, выступающие в просвет сосуда, бляшки встречались относительно редко (24,2 % случаев). Это может быть связано с отсутствием на данном участке артериального русла значительных нарушений ламинарного потока крови.
При окраске пикрофуксиновой смесью по Ван-Гизону в 75,8 % случаев мы определили преобладание коллагеновых волокон над мышечными. Наиболее характерной картиной при окраске резорцин-фуксином по Вейгерту был сохранный эластический слой, представленный извитыми волокнами толщиной от 4 до 16 мкм. Волокна имели упорядоченный ход, то есть располагались циркулярно и переплетались между собой. Эластические мембраны практически везде сохранены, однако внутренняя эластическая мембрана более выражена, чем наружная.
При гистологическом исследовании зоны каротидного синуса обращал на себя внимание факт одновременного наличия двух бляшек, отличающихся по своему морфологическому строению. Подобную картину мы наблюдали более чем в половине случаев (52,5 %). Наиболее часто обнаруживалось сочетание атероматозной и фиброзной бляшек, причем первая чаще выступала в просвет сосуда, а вторая была погружена в стенку сосуда и не оказывала заметного влияния на внутренний диаметр общей сонной артерии.
Очаги разрастания фиброзной ткани, как правило, располагались на противоположной стенке сосуда. Это, по нашему мнению, может быть связано с определенной последовательностью в развитии атеросклеротического поражения зоны бифуркации общей сонной артерии, обусловленной действием гемодинамических сил. В свете данной гипотезы можно сделать предположение, что напряжение, возникающее в месте воздействия отраженной волны, меньше, чем в зоне первичного удара. Это может объясняться поглощением некоторого количества энергии волны и, возможно, ее частичным рассеиванием. Таким образом, мы пришли к выводу,
что при наличии двух зон атеросклеротического ф
20