Научная статья на тему 'Результаты педагогического эксперимента по определению компетентности обучающихся в Кыргызском национальном университете'

Результаты педагогического эксперимента по определению компетентности обучающихся в Кыргызском национальном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель / компетентность / кредитная система / самоменеджмент / мотивация / знание / умение / model / competence / credit system / self-management / motivation / knowledge / skill

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К Б. Колбаев, Ж Хулхачиева

В статье приводятся результаты педагогического эксперимента по определению компетентности студентов, обучающихся в Кыргызском Национальном Университете (далее – КНУ), полученные c использованием модели Институциональной системы оценки качества высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF PEDAGOGICAL EXPERIMENT ON DETERMINING STUDENTS’ COMPETENCE AT KYRGYZ NATIONAL UNIVERSITY

The article is devoted to the results of pedagogical experiment, conducted at Kyrgyz National University to determine students’ competence. In the focus of attention are indicators of students’ competency estimated with reference to the Institutional system of higher education quality assessment.

Текст научной работы на тему «Результаты педагогического эксперимента по определению компетентности обучающихся в Кыргызском национальном университете»

УДК 572 (575.2) (0.4)

К. Б. Колбаев, Ж. Хулхачиева

Колбаев К. Б., кандидат педагогических наук, доцент Кыргызского Национального университета им. Ж. Баласагына; e-mail: [email protected]

Хулхачиева Ж., кандидат филологических наук, и. о. доцента Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына; e-mail: [email protected].

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КЫРГЫЗСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В статье приводятся результаты педагогического эксперимента по определению компетентности студентов, обучающихся в Кыргызском Национальном Университете (далее - КНУ), полученные c использованием модели Институциональной системы оценки качества высшего образования.

Ключевые слова: модель; компетентность; кредитная система; самоменеджмент; мотивация; знание; умение.

Kolbaev K. B.

Ph.D. (Pedagogy), Assistant Professor at Kyrgyz National University; mail: [email protected]

Khulkhachieva Z.

Ph.D. (Philology), Assistant Professor at Kyrgyz National University; e-mail: [email protected]

THE RESULTS OF PEDAGOGICAL EXPERIMENT ON DETERMINING STUDENTS' COMPETENCE AT KYRGYZ NATIONAL UNIVERSITY

The article is devoted to the results of pedagogical experiment, conducted at Kyrgyz National University to determine students' competence. In the focus of attention are indicators of students' competency estimated with reference to the Institutional system of higher education quality assessment.

Key words: model; competence; credit system; self-management; motivation; knowledge; skill.

В Кыргызском национальном университете им. Ж. Баласагына разработана модель «Институциональной системы оценки качества высшего образования» (далее - ИСОК ВО) [1-3], основным инструментарием которой является независимый мониторинг

компетентности (знаний, уровня мотивации, менеджерских умений и профессиональной предрасположенности обучаемого), а также один из фундаментальных критериев п. п. 5. «Процессы, используемые модели менеджмента качества Европейского фонда (EFQM)» [3-4].

В связи с тем, что учебный процесс на I курсе КНУ в 20122013 учебном году начал осуществляться по ГОС ВПО КР третьего поколения, основанных на компетентностном подходе, появилась необходимость проверить возможность ИСОК ВО в этих условиях.

Использование параметров модели ИСОК ВО позволило выявить в начавшейся перестройке системы обучения в КНУ целый ряд проблем и противоречий:

- между необходимостью организации учебного процесса в вузах на основе компетентностного подхода и продолжающейся реализацией в средних школах знаниевой парадигмы;

- между возросшим объемом СРС (самостоятельной работы студентов) и недостаточным уровнем познавательных умений и инструментальных компетенций у многих студентов;

- между практической потребностью использования ИКТ и кредитной системы с модульно-рейтинговой технологией, с бесконтактной оценкой достижений студентов и отсутствием в вузах научно-методического, дидактического и программного обеспечения по их внедрению;

- между новым пониманием качества образования с позиций компетентностного подхода и гуманистической парадигмы и определением его, как правило, только по уровню усвоения предметных знаний из-за отсутствия четких критериев и инструментария, направленных на диагностику сформированности компетенций.

Кроме того, первокурсники оказались не готовы к эффективному обучению в вузе на принципах компетентностного подхода. Как показали итоги исходного контроля, начальный уровень компетенции выше среднего у студентов бюджетных и контрактных групп определяется данными: умения самоменеджмента - 31 % и 28 %; мотивация учения - 10 % и 9 % соответственно. К типу профессий «человек - человек» предрасположены только 28 % студентов, обучающихся на бюджетной основе, и 22 % контрактников. Не имеют предрасположенности ни к одному типу профессий 16 % и 40 % студентов соответственно.

Организация обучения в 2012 г. на I курсе КНУ (2811 студентов) по кредитной системе (по аналогии обучения студентов Кыргызско-Европейского факультета и факультета Международных Отношений) с бесконтактным с преподавателем контролем качества обучения; с фронтальным подходом к составлению графика учебного процесса, расписания учебных занятий, СРС и консультаций; с дифференцированным подходом к формированию учебных групп и потоков на основе результатов проведенного сопоставительного анализа данных по каждому (индивидуально) обучающемуся и др. позволили повысить уровень учебных достижений студентов.

Так, например, подгруппа студентов с первоначальным уровнем умений самоменеджмента (познавательных, коммуникативных, творческих, организаторских и т. д.) выше среднего (с баллами 51-80) увеличилась в 2,9 раза, а подгруппы со средним (с баллами 31-50) и ниже среднего (с баллами 0-30) уровнем уменьшились соответственно в 2,1 и в 2,4 раза (см. рис. 1).

и

15 ■

30 .

- И

I 20 ■

Ш

от тгаи

Ьмн

Рис. 1. Распределение студентов I курса КНУ по умениям самоменеджмента (элементы компетенций) по результатам входного и выходного контроля (набор 2012 г.)

Если учесть, что познавательные и коммуникативные компетенции являются ключевыми для всех направлений, то можно утверждать, что разработанная в КНУ модель учебного процесса с реализацией кредитной системы и компетентностного подхода весьма эффективна. В целом, уровень мотивации по университету повысился незначительно (см. рис. 2).

Рис. 2. Распределение студентов I курса КНУ по мотивации по результатам входного и выходного контроля (набор 2012 г.)

В отдельных структурных подразделениях, например на Факультете Информатики и Компьютерных Технологий (далее - ФИиКТ) подгруппа со средним уровнем мотивации увеличилась почти в два раза, а подгруппа с уровнем выше среднего увеличилась - в три раза (см. рис. 3).

Рис. 3. Распределение студентов I курса ФИиКТ по уровню мотивации: ряд 1 - результаты входного контроля, ряд 2 - результаты выходного контроля

Ниже на рисунках 4 и 5 приведены результаты мониторинга компетентности в зимнюю и летнюю экзаменационные сессии, на которых показано что подгруппы со средним и выше среднего уровнем учебных достижений составляют 78 %. Кроме того, в летнюю экзаменационную сессию кривая распределения студентов значительно приблизилась к нормальной Гауссовской

кривой, которая свидетельствует об объективности оценивания не только знаний студентов как в первом семестре, но и умений применять их в нестандартных ситуациях при компьютерном тестировании во втором семестре.

Рис. 4. Распределение студентов I курса КНУ по результатам итогового контроля в летнюю экзаменационную сессию

м »1С Н4 'не

Ъпъ

Рис. 5. Распределение студентов I курса КНУ по результатам итогового контроля в зимнюю и летнюю экзаменационные сессии

О позитивном влиянии разработанной модели (кредитной системы с компетентностным подходом) на учебные достижения студентов свидетельствуют и результаты сравнительного анализа абсолютной успеваемости студентов 1-У курсов в зимнюю экзаменационную сессию в 2011-2012 учебном году, 11-У курсов в 20122013 учебном году и студентов I курса в 2012-2013 учебном году (см. рис. 6, 7).

На рисунках видно, что абсолютная успеваемость на I курсе в зимнюю экзаменационную сессию в институтах выше по сравнению с 2011-2012 учебным годом на 12 %, на факультетах

аналогичное превышение составило 4 %, а в 2012-2013 учебном году успеваемость первокурсников на факультетах превысила успеваемость студентов 11-У курсов на 12 %. И это при том, что в КНУ и раньше на всех курсах в учебном процессе использовалась этапно-модульная технология обучения с рейтинговой оценкой знаний студентов, и многие преподаватели применяли в своей деятельности интерактивные методы. Однако учебный процесс был организован на основе ГОС ВПО второго поколения и знани-евой образовательной парадигмы. Организация обучения студентов I курса в 2012-2013 учебном году была основана на требованиях ГОС ВПО третьего поколения, компетентностной парадигмы и европейской кредитной системы.

95%

35% 30% 75% 70%

I

а

1РНД1

КНУ2011-2012КНУ 2-5 курсы КНУ 1-й курс уч.г, 2012-13 2012 ■ 1Э уч ,г.

Рис. 6. Абсолютная успеваемость студентов на факультетах КНУ по результатам зимних экзаменационных сессий

100% БО% 60% 10% 20%

0%

НД1

\ < КНУ 2011-2012 уч.г, К НУ 2 -5 к у рс ы КНУ 1-й курс 20122012-13 уч.г. 13 уч.г.

Рис. 7. Абсолютная успеваемость студентов в институтах КНУ по результатам зимних экзаменационных сессий

Таблгща 1

Фрагмент сводной ведомости мониторинга достижений студентов I курса набора 2012 года

ФИО Результаты ОРТ Средний балл в аттстате Средний балл итогового контроля Входной (стартовый) контроль / выходной контроль Факультет, Институт Направление

Знания Мотивация Умения Профессиональная предрасположенность

Человек -техника Человек -знак Человек -Человек Человек -природа Человек -худ. образ

Алтынбек кызы Тахмина 185 5 17,8 32 28/16 34/36 3/2 3/7 13/14 4/10 9/9 ИЦППК Филологические

Нурбекова Санира 181 5 18,87 56 52/40 64/76 8/8 4/5 14/13 3/4 ИЦППК Филологические

Мусагулова Мээрим 125 4,47 14,79 40 24/44 48/52 2/2 9/4 7/8 1/2 ИЦППК Филологические

Жапарова Мээрим 105 5 15,38 28 36/28 38/52 8/10 9/9 16/16 15/13 ИЦППК Филологические

Тюреканов Бакай 139 4,7 18,7 44 44/28 72/76 32 4/1 12/12 4/0 ИУБ Коммерция

Асаналиева К. 149 4 16,6 46 20/0 52/60 3/1 6/2 12/12 0/0 ИУБ Маркетинг

Босенко В. 158 5 19,1 44 36/28 56/56 0/0 3/3 1/3 7/8 ИУБ Менеджмент

Кадырбаева М. 168 4,5 14,6 28 8/24 60/68 4/5 7/7 5/11 6/1 ИУБ Управление качеством

Исакова Г. 140 4,3 15,46 20 4/16 14/28 1/8 4/7 6/10 6/2 Управление качеством

00

Анализируя данные таблицы 1, можно сделать вывод, что результаты Общего республиканского тестирования в большинстве своем коррелируют со средним баллом в аттестате, хотя имеются случаи отступления от этого. Среди них есть студенты с низким уровнем комплекса умений самоменеджмента. Прослеживается понижение уровня мотивации в конце I курса, что можно объяснить тем, что студенты не получили ожидаемых образовательных услуг, на которые рассчитывали, преподаватели не заинтересовали их, не помогли адаптироваться к требованиям высшей школы. Можно предположить, что многие из них будут искать другой вуз для обучения. Некоторые студенты, набравшие выше среднего балла при исходном контроле, не имеют ярко выраженной предрасположенности ни к одной из профессий. Если с такими студентами не проводить соответствующей работы по профессиональной направленности, они, вероятнее всего, переведутся в другой вуз.

Анализ данных аналогичных таблиц позволит руководителям вузов прогнозировать процентное соотношение кандидатов на перевод, на повторное обучение, а также определять качество работы кураторов по адаптации первокурсников к условиям вуза и качество работы преподавателей по формированию у студентов умений самоменеджмента (компетенций) и развитию мотивации.

В Таблице 1 приведен фрагмент сводной ведомости мониторинга достижений студентов I курса набора 2012 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Колбаев К. Б. Из опыта повышения качества высшего образования в контексте глобальной конкурентоспособности // Высшее образование в Кыргызской Республике. - 2010. - № 1/7. - С. 22-27.

2. Колбаев К. Б. Институциональная (внутривузовская) модель менеджмента качества образования // Высшее образование в Кыргызской Республике. - 2010. - № 2/8. - С. 23-29.

3. Колбаев К. Б., Красницкий В. В. Содержание и результаты педагогического эксперимента по менеджменту качества в ИИМОП КНУ // Высшее образование в Кыргызской Республике. - 2010. - № 3/9. -С. 19-25.

4. Руководство по организации внутренней системы гарантии качества в вузах Кыргызской Республики. - Бишкек : Альбино ЛТД, 2007. -150 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.