Научная статья на тему 'Начало пути к Болонскому процессу: первые результаты и проблемы'

Начало пути к Болонскому процессу: первые результаты и проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / КОМПЕТЕНЦИЯ / САМОМЕНЕДЖМЕНТ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА / МОТИВАЦИЯ / ЗНАНИЯ / ПРО-ФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колбаев К.Б., Красницкий В.В., Алиева К.М.

В статье приводятся результаты педагогического экспери-мента по проверке начального уровня развития элементов компетенций с использованием инновационных методов диагностирования уровня до-стижений студентов, позволившие выявить ряд противоречий и проблем на пути к Болонскому процессу Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колбаев К.Б., Красницкий В.В., Алиева К.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Начало пути к Болонскому процессу: первые результаты и проблемы»

cjb

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

- повышение уровня удовлетворения спроса - до 95-97 %;

- увеличение оборачиваемости запасов - на 30-40 %;

- снижение уровня складских запасов - на 20-30 %;

- снижение доли неликвидов - до 0,5 %.

Таким образом, оптимизация управления запасами:

- является мощнейшим ресурсом повышения эффективности деятельности любого предприятии;

- необходима для увеличения прибыли в условиях жесткой конкуренции;

- быстро окупается за счет снижения нормы и факта остатков, сокращения трудозатрат и уменьшения потерянных продаж.

Библиографический список

1. Гаджинский А.М. Логистика: учебник. М.: Дашков и К°, 2012.

2. Евса Я.М. Оптимизация методов управления складскими запасами // Дискуссия. 2013. № 7.

3. Каневский Д. Автоматизация управления запасами: мифы и реальность // Логистика. 2015. № 1.

4. Нестеров С., Белоусова Ю. Организация материальных потоков на складе // Логистика. 2011. № 4.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык. 1981.

6. Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок: учебное пособие. М.: ИНФРА-М. 2009.

С.В. Петров

кандидат экономических наук

доцент кафедры государственного права и управления таможенной деятельностью Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Е.М. Катанова

студент Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

УДК 572 (575.2) (0.4)

НАЧАЛО ПУТИ К БОЛОНСКОМУ ПРОЦЕССУ: ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОБЛЕМЫ

К.Б. Колбаев, В.В. Красницкий, К.М. Алиева

THE BEGINNING OF THE ROAD TO THE BOLOGNA PROCESS: FIRST RESULTANTS AND PROBLEMS

К.В. Kolbaev, V.V. Krasnitsky, К.М. Aliyeva

Аннотация. В статье приводятся результаты педагогического эксперимента по проверке начального уровня развития элементов компетенций с использованием инновационных методов диагностирования уровня достижений студентов, позволившие выявить ряд противоречий и проблем на пути к Болонскому процессу Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына.

Ключевые слова: Болонский процесс, компетенция, самоменеджмент, компетентностный подход, кредитная система, мотивация, знания, профессиональная предрасположенность.

Abstract. The results of the pedagogical experiment to test entry-level competencies of elements using innovative methods of diagnosing the level of achievement of the students revealed some contradictions and problems in the way the Bologna process KNU named J. Balasagyn.

Keywords: Bologna process, competence, self-management, competence approach, the credit system, motivation, knowledge, professional disposition.

Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, как и все вузы страны, с сентября 2012 г. реализовывает принципы Болонского учебного процесса в соответствии приказом Министерства образования и науки Кыргызской Республики. В его основе заложены принципы гуманистической компетентностной парадигмы, требующие для начала обучения «раскрытия субъективного опыта каждого студента». В связи с этим проведен анализ результатов общереспубликанского тестирования (далее: ОРТ) абитуриентов КНУ им. Ж. Баласагына (рис. 1). Так, на первый курс в 2012 г. поступило 2063 абитуриента, или 73,9 % имеющих результат по ОРТ выше 120 баллов, а также 763 абитуриента с результатом от 105 до 120 баллов, так как МОН КР в силу субъективных и объективных причин установил в этом году минимальный балл поступления в вузы 105.

МОСКОВСКИМ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА Абитуриенты

7006005004003002001000

||

.11

1111

п:

1ШШ 111111 1

1 1 1 1 1 1 1 1 1 н ^пп-

м

'—1 '—1 '—1 '—1 '—1 '—1 '—1 '—1 '—1 '—1

Рисунок 1. Распределение абитуриентов, поступивших по результатам ОРТ в 2012 г.

Для детального изучения потенциальных возможностей первокурсников с позиций компетентностного подхода проведен стартовый (входной) контроль с использованием ранее разработанных инновационных методов диагностирования уровня достижений студентов [3, с. 95] по таким параметрам, как базовые (остаточные) знания, мотивация учения в вузе, комплекс умений самоменеджмента (познавательные, коммуникативные, творческие и др.), профессиональная предрасполо-

Количество студентов

1200 " 1000. 800600 400 200

0 I I I I

00000000

Рисунок 2. Распределение студентов 1 курса по уровню базовых (остаточных) школьных знаний (результаты контроля 2012 г.)

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

%

35 30 25 20 15 10 5 0

29

24 20

17

6

0 2 20

10

20

30

40

50

60

70

80

м

Рисунок 3. Распределение студентов, обучающихся на бюджетной основе, по уровню мотивации (1 курс, набор 2012 г.)

женность. Эти параметры являются элементами компетенций, и от их первоначального уровня во многом, если не всецело, зависит и уровень профессиональной компетентности выпускников вуза (рис. 2).

Как видно из сравнения рис. 1 и 2, гистограмма по уровню остаточных знаний, установленному при стартовом контроле, резко сдвинулась в сторону уменьшения баллов. Так, если с баллами по ОРТ ниже 120 баллов зачислено около 500 студентов, то на стартовом контроле таких студентов оказалось 1300. При этом, если с 30 и 60 баллами по ОРТ абитуриенты вообще не подлежат зачислению, то через 4 месяца такие баллы набрали 600 студентов. Ни один сту-

%

35 30 25 20 15 10 5 0

32

29

17

13

6 3

0 00

10

20

30

40

50

60

70

80

м

Рисунок 4. Распределение студентов, обучающихся на контрактной основе, по уровню мотивации (1 курс, набор 2012 г.)

МОСКОВСКИМ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИИ УНИВЕРСИТЕТ

%

30 25 20 15 10 5 0

25

17

12 10 12 13

\

0 5 5

10

20

30

40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50

60

70 80 и

Рисунок 5. Распределение студентов 1 курса КНУ, обучающихся на бюджетной основе, по уровню умений самоменеджмента

дент не набрал 185-120 баллов несмотря на то, что были зачислены абитуриенты и с такими баллами.

Это говорит о низком уровне прочности усвоения знаний и высокой интенсивности их забывания, зависящих от многих причин, но основные параметры, на наш взгляд, определяются мотивациями учения, уровнем умений самоменеджмента в учебной деятельности. Это подтверждают результаты стартового контроля. Так, например, как видно из рис. 3 и 4, у 43,0 % студентов (202 человека), обучающихся на бюджетной основе, и у 47,0 % (1107 студентов), обучающихся %

30 25 20 15 10 5

26

16

11 14 14

9 8

0 1

10

20

30

40

50

60

70

80 «

Рисунок 6. Распределение студентов 1-го курса, обучающихся на контрактной основе, по уровню умений самоменеджмента

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

на контрактной основе, в начальной стадии находится мотивация, так как при тестировании из 80 баллов набрали меньше 20.

Немногим лучше и результаты стартового контроля по параметру «умения самоменеджмента». Из рис. 5 и 6 видно, что все студенты четко разделились на три подгруппы:

- с низким уровнем (соответствуют кривые с математическим ожиданием 12 баллов);

- со средним уровнем умений (соответствуют кривые с математическим ожиданием 40 баллов);

- с уровнем умений выше среднего (соответствуют кривые с математическим ожиданием 63 и 60 баллов).

Это создает предпосылку для дифференцированного подхода при дальнейшем обучении.

Профессиональная направленность (предрасположенность) у 33,0 % студентов контрактной формы обучения и 16,0 % бюджетной формы обучения вообще отсутствует (рис. 7).

%

35 30 25 20 15 10 5 0

I Ряд 2

/

/

г

□ Ряд 3

4?

Ж

Рисунок 7. Распределение по профессиональной предрасположенности студентов 1-го курса, обучающихся на бюджетной основе (ряд 2) и на контрактной основе (ряд 3)

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Из приведенных данных видно, что начальный уровень элементов компетенций выше среднего у студентов бюджетных и контрактных групп определяется следующими данными: умения самоменеджмента (31,0 % и 28,0 %) и мотивацией учения (10,0 % и 9,0 %). Эти данные не противоречат тому, что в 2012 г. из 100 тыс. выпускников средних школ республики изъявили принять участие в ОРТ только 54 545, и надо полагать, что только эта часть выпускников имела мотив, склонность и готовность к получению высшего образования, но это еще не говорит о том, что все они к этому времени сформировали профессиональное самоопределение и при существующей системе формирования контингента студентов сразу и правильно выбрали вуз и специальность с учетом профессиональной предрасположенности. Так, из результатов входного контроля студентов следует, что уровень профессиональной предрасположенности к будущей профессии крайне разнороден и имеет большой разброс по общепризнанным типам профессий [2, с. 105].

К типу профессий «человек - человек» предрасположены только 28,0 % студентов-бюджетников, и 22,0 % студентов, обучающихся на контрактной основе, хотя выпускники КНУ почти по всем направлениям так или иначе будут связаны по роду своей профессии с обслуживанием людей. Во избежание этого необходимо менять принцип формирования контингента студентов и, на наш взгляд, ставить в один ряд определение уровня и предметных знаний, и мотивации, и комплекса познавательных, коммуникативных, творческих и др. умений, так как, согласно исследованиям ученых, успех учения зависит от способностей к предметных знаниям на 30,0 %, на 30,0 % - от мотивации учения и на 20,0 % - от интеллигентности и т.д. Особенную важность это процентное соотношение имеет в условиях перехода вузов на двухуровневую структуру, на кредитную систему Государственного образовательного стандарта вузовского профессионального образования 3-го поколения (ГОС ВПО-3), нацеленных на компетентности подход.

Анализ приведенных данных свидетельствует, что в школах не уделяется должного внимания профориентационной работе, формированию мотивации учения и комплексу умений самоменеджмента, которые являются немаловажными элементами компетенций - а они оказались особенно актуальными в связи с требованиями реализуемой кредитной системы в рамках Болонского процесса.

Таким образом, в самом начале пути к Болонскому процессу в КНУ им. Ж. Баласагына выявлен целый ряд проблем и противоречий:

<jb

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

- необходимость организации учебного процесса на основе компетентностного подхода в вузах и продолжающейся реализацией в средних школах знаниевой парадигмы;

- возросший объем самостоятельной работы студента и недостаточный наличный уровень познавательных умений и инструментальных компетенций у многих студентов;

- новое понимание с позиций компетентностной парадигмы качества образования и определение его, как правило, только по уровню усвоения предметных знаний из-за отсутствия четких критериев и инструментария, направленных на диагностику сформированности компетенций.

Наличие перечисленных проблем и противоречий доказывает: чтобы переход на Европейскую кредитную систему с компетентност-ным подходом в рамках Болонского процесса был эффективным, следует начать с создания условий, способствующих достижению необходимых компетентностей выпускников вузов. В этом направлении следует решить еще много важных вопросов [1, с. 6].

Библиографический список

1. Бекбоев И.Б. Важные вопросы, учитываемые в современных педагогических условиях // Высшее образование в Кыргызской Республике. 2010. № 3/9.

2. КлимовЕ.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995.

3. Колбаев К.Б. Инновационные методы диагностирования готовности к профессиональному обучению в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Бишкек, 2004.

К.Б. Колбаев

кандидат педагогических наук

доцент Кыргызско-Европейского факультета

Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына, г. Бишкек E-mail: kane_k@mail.ru

В.В. Красницкий

заместитель декана Кыргызско-Европейского факультета Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына, г. Бишкек E-mail: vvk@mail.ru

К.М. Алиева

доктор философских наук, профессор

профессор кафедры философии Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, г. Москва E-mail: alievakm@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.