Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ РОССИЙСКИХ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ'

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ РОССИЙСКИХ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА (СОБ) / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АПТЕЧНЫЕ СЕТИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АПТЕЧНЫЕ СЕТИ / ЛОКАЛЬНЫЕ АПТЕЧНЫЕ СЕТИ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Карева Нина Николаевна, Швецова Валерия Дмитриевна

Проведен мониторинг официальных сайтов аптечных сетей России, который позволил получить информацию об их благотворительной деятельности, определить большое разнообразие оказываемой ими благотворительной помощи. Анализ проводился на основе публичной информации, представленной на официальных сайтах TOP 100 аптечных сетей России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING RESULTS OFFICIAL SITES OF THE RUSSIAN PHARMACY CHAINS

The official websites of the pharmacy chains of Russia were monitored, which made it possible to obtain information about their charitable activities, to determine the great variety of charitable assistance provided by them. The analysis was carried out solely on the basis of public information provided on the official websites of the TOP 100 pharmacy chains in Russia.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ РОССИЙСКИХ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ»

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ НАУКИ

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ РОССИЙСКИХ

АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ

Карева Нина Николаевна

доктор фармацевтических наук, профессор Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет

Швецова Валерия Дмитриевна аспирант III года обучения

Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет MONITORING RESULTS OFFICIAL SITES OF THE RUSSIAN PHARMACY CHAINS

Kareva Nina Nikolaevna

doctor of Pharmaceutical Sciences, Professor Saint-Petersburg State University of Pharmaceutical Chemistry

Shvetsova Valeria Dmitrievna graduate student of the III year of study Saint-Petersburg State University of Pharmaceutical Chemistry DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.2.56.243

Аннотация

Проведен мониторинг официальных сайтов аптечных сетей России, который позволил получить информацию об их благотворительной деятельности, определить большое разнообразие оказываемой ими благотворительной помощи. Анализ проводился на основе публичной информации, представленной на официальных сайтах TOP 100 аптечных сетей России.

Abstract

The official websites of the pharmacy chains of Russia were monitored, which made it possible to obtain information about their charitable activities, to determine the great variety of charitable assistance provided by them. The analysis was carried out solely on the basis of public information provided on the official websites of the TOP 100 pharmacy chains in Russia.

Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса (СОБ); федеральные аптечные сети; региональные аптечные сети; локальные аптечные сети; благотворительность.

Keywords: business social responsibility (SOB); federal pharmacy chains; regional pharmacy chains; local pharmacy chains; charity.

В связи с актуальностью данного вопроса назрела необходимость исследования российского опыта в области благотворительной деятельности аптечных сетей России. Изучению подлежала информация, представленная на официальных сайтах, в список которых были включены ТОР 100 российских аптечных сетей [1, с. 20-34].

Различные литературные источники показывают, что значительная часть российского бизнеса в большей или меньшей степени занимается благотворительностью (участие в

инвестировании в развитие региона своего местопребывания, помощь детям, поддержка образования, помощь спорту, поддержка культуры, поддержка науки и др.) [2, с. 79-103; 3, с. 125-149]. Изучению теории и практики благотворительности в России в настоящее время уделяется недостаточно внимания.

Установлено, что из TOP 100 аптечных сетей России (TOP 100 по размеру товарооборота) 19 являются федеральными, 31 - региональными и 50 - локальными аптечными сетями (рис. 1).

■ Федеральные аптечные сети ■ Региональные аптечные сети ■ Локальные аптечные сети

Рисунок 1. Структура TOP 100 аптечных сетей России

К федеральным аптечным сетям относятся аптеки, представленные в 10 регионах и более; к региональным - сети с количеством точек 10 и более, представленные в 3-9 регионах; локальные сети - с количеством точек 10 и более, представленные в 1-2 регионах [1, с. 20-34].

Сайты сети Интернет давно стали источником информации о товарах и услугах в области фармации. В ходе анализа сайтов TOP 100 аптечных сетей России установлено, что не все аптечные сети имеют свой официальный сайт. Кроме этого, некоторые аптечные сети имеют свой официальный сайт, однако он не функционирует. Так, из федеральных аптечных сетей у аптечной сети «Имплозия» (Самара) отсутствует официальный сайт, сайт аптечной сети «Мега Фарм» (Москва) закрыт на техническое обслуживание. Из региональных аптечных сетей не доступны сайты аптечных сетей «Алия-Фарм» (Самара) и «Флория» (Москва), сайт аптечной сети «Аптечные традиции» (Курск) находится на техническом обслуживании. Из локальных аптечных сетей официальный сайт отсутствует у шести аптечных сетей («Тамбовфармация» (Тамбов), «Аптека» (Ростов-на-Дону), «Лара» (Улан-Удэ), «Аптеки 36 и 6 & Живея» (Иркутск), «Мосаптека» (Москва), «Донская аптека+»

(Ростов-на-Дону), два сайта не доступны («Аптеки ИФК» (Москва), «Ханты-Мансийская аптека» (Ханты-Мансийск), аптечная сеть «Медбиолайн» (Москва) работает под брендом «Асна», аптечная сеть «Спрэй» (Рязань) входит в группу «Ригла».

С целью получения более достоверной информации о таком аспекте внешней направленности СОБ, как благотворительность, изучение проводилось с помощью информации, представленной не только на официальных сайтах лидирующих аптечных сетей России, но и на сайтах благотворительных фондов аптечных сетей России, а также на некоторых других сайтах поисковых запросов Яндекс и Google.

Следует отметить, что информация о благотворительности аптечных сетей представлена на официальных сайтах аптечных сетей в разных разделах: «Благотворительность», «О компании», «Новости», «Миссия и ценности» и др.

Контент-анализ материалов, размещенных на сайтах аптечных сетей и сайтах благотворительных фондов аптечных сетей России, позволил установить, что благотворительностью занимаются всего 29 из TOP 100 аптечных сетей, из них 9 федеральных аптечных сетей (47%), 9 региональных (29%) и 11 локальных (22%) (рис. 2).

■ Федеральные аптечные сети ■ Региональные аптечные сети ■ Локальные аптечные сети

Рисунок 2. Результаты анализа благотворительности аптечных сетей в сети Интернет

В ходе исследования установлено большое разнообразие направлений благотворительной деятельности аптечных сетей: взаимодействие с благотворительными фондами, наличие собственных благотворительных фондов, помощь детям, помощь инвалидам и ветеранам, помощь спортивным организациям, взаимодействие с ВУЗами (развитие образования: проведение семинаров для студентов, организация практики с дальнейшим трудоустройством и др.), помощь животным, содействие сохранению культурно-исторического наследия, участие в экологических программах и др.

Выводы

1. Контент-анализ сайтов 100 лидирующих аптечных сетей России позволил установить, что 29% указанных аптечных сетей занимаются благотворительностью;

2. Среди лидирующих аптечных сетей отмечается полиструктурный характер оказываемой благотворительной помощи;

3. Выявлены некоторые пробелы: отдельные аптечные сети не публикуют информацию о благотворительной деятельности на своих официальных сайтах; некоторые аптечные сети размещают данную информацию в разных разделах, а иногда в разделах, не соответствующих названию запрашиваемого вида деятельности.

Список литературы:

1. Фармацевтический рынок России. Итоги 2017. - М.: AlphaRM, 2018. - Ст. 20-34.

2. Виттенберг Е. Я. Морально-этическая ответственность российского бизнеса. - М.: СНиСП. - 2014. - №3. - Ст. 79-103.

3. Пехтерева Е. А. Социально ответственное предпринимательство в России. - М.: ЭСПР. - 2016. - №1. - Ст. 125-149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.