Научная статья на тему 'Специфика формирования и развития аптечных сетей на российском фармацевтическом рынке'

Специфика формирования и развития аптечных сетей на российском фармацевтическом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
504
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / АПТЕЧНЫЕ СЕТИ / АПТЕЧНЫЙ СЕГМЕНТ / PHARMACEUTICAL MARKET / PHARMACY CHAINS / PHARMACY SEGMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арефкина О.А.

Аптечные сети представляют собой основной элемент товаропроводящей цепочки фармацевтического рынка Российской Федерации, поэтому компаниям производителям необходимо обращать особое внимание основные тенденции развития данного сегмента фармацевтической розницы. В статье рассмотрены основные тенденции формирования и развития аптечных сетей на фармацевтическом рынке Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC NATURE OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF PHARMACY CHAINSIN THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET

Pharmacy chains are the main element of the commodity distribution network of the pharmaceuticalmarket in the Russian Federation. That is why manufacturers need to pay a special attention to the maintrends of development of this segment of the pharmaceutical retail.The article considers the main tendencies of formation and development of pharmacy chains in theRussian pharmaceutical market.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования и развития аптечных сетей на российском фармацевтическом рынке»

tl

ЭКСПЕРТ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2019. № 2 (2)

EXPERT: THEORY AND PRACTICE

УДК 338.012;338.33

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ НА РОССИЙСКОМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ

© 2019 О.А. Арефкина*

Аптечные сети представляют собой основной элемент товаропроводящей цепочки фармацевтического рынка Российской Федерации, поэтому компаниям производителям необходимо обращать особое внимание основные тенденции развития данного сегмента фармацевтической розницы.

В статье рассмотрены основные тенденции формирования и развития аптечных сетей на фармацевтическом рынке Российской Федерации.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, аптечные сети, аптечный сегмент.

темпов роста объема фармацевтического рынка РФ в 2009-2017 гг.

Актуальность изучения данного сегмента на фармацевтическом рынке РФ, связана, прежде всего, с увеличением социальной значимости, которая проявляется в заинтересованности населения в выздоровлении, и ограниченной возможностью производителей и поставщиков удовлетворить эту потребность.

Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть процесс формирования и закономерности развития аптечных сетей на фармацевтическом рынке РФ.

По последним подсчетам около 70% объемов всего фармацевтического рынка РФ формируют аптечные продажи. В 2017 году объем фармацевтического рынка РФ увеличился на 8 % в стоимостном выражении. На рисунке представлена динамика

30 25

На современном этапе развития фармацевтического рынка аптечные сети продолжают постоянно активно консолидироваться, одиночные аптеки объединяются в аптечные сети, а аптечные сети - в ассоциации и союзы. Это приводит к образованию новых отраслевых лидеров, которые занимают первые строчки рейтингов [2, с. 20].

На сегодняшний день независимых аптечных учреждений в РФ насчитывается около 10800 шт., совокупная доля на рынке которых составляет 19,8%. Кроме того, работает примерно 2100 независимых малых аптечных сетей в общем это составляет еще порядка 7200 аптечных учреждений и 9,8%

20 15 10 5

24

17

14

12

12

10

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Рис. Динамика темпов роста фармацевтического рынка, % [1, с. 59]

* Арефкина Ольга Александровна (arefkina.olga2016@yandex.ru) - студентка 4 курса, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», 400005 РФ, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, д. 28.

9

7

6

0

Экономика, организация и управление организациями, отраслями, комплексами

&)

от общего стоимостного объема российской фармацевтической розничной сети [3, с. 26].

В таблице представлен рейтинг ТОР-10 аптечных сетей по доле на розничном коммерческом рынке лекарственных средств Российской Федерации (в стоимостном выражении) по итогам 1 полугодия 2018 года. Согласно таблице, лидером является аптечная сеть «Ригла», доля

ТОР-10 аптечных сетей по доле

❖ наличие квалифицированных работников, которые способны проконсультировать по медицинской продукции и по косметике;

❖ наличие экономического образования у фармацевтов, способных стимулировать клиента на покупку дорогого препарата, а так же находить замену дорогостоящего препарата на дешевый аналог для среднего слоя населения [4, с. 57].

на розничном рынке ЛП России

Наименование аптечной сети Количество на 1 июля 2018 год Выручка за янв-июнь 2018 г. млн.руб. Средняя выручка на одну аптеку в месяц, млн. руб. Доля рынка, %

1 Ригла (Москва) 2 226 32 336 2,53 5,42

2 ГК Эркафарм (Москва) 1 354 27 278 3,49 4,57

3 Имплозия (Самара) 2 533 23 084 1,55 3,87

4 Group 36,6 (Москва) 1 329 23 018 2,65 3,86

5 Планета здоровья(Пермь) 1 560 17 552 1,97 2,94

6 Нео-Фарм (Москва) 533 16 016 5,46 2,69

7 Апрель(Кранодар) 1 234 13 479 2,14 2,26

8 Вита(Самара) 1 297 13 030 1,91 2,19

9 Фармленд (Уфа) 1 052 11 870 1,94 1,99

10 Фармаимпекс (Ижевск) 758 9 746 2,17 1,63

рынка которой составляет 5,42 %. Увеличение объемов и уменьшение издержек одна из задач аптечных сетей России. Как показывает практика, придерживаясь определенного плана, аптечная сеть может увеличить свои объемы и способны занять большую долю рынка.

Одним из факторов для аптечной сети, которая стремиться стать лидером среди конкурирующих предприятий, является узнаваемость его бренда. Также определяющим фактором служит система самообслуживания, однако не все клиенты способны себя обслужить в связи с различными факторами и причинами. И поэтому, предпочтительно будет необходимо придерживаться следующих ориентиров:

❖ ассортимент средств должен держаться на уровне 2000-3000 препаратов, наличие большого количества не лекарственных средств более 20%;

❖ дорогостоящая продукция известного бренда;

❖ комфортабельное и уютное помещение в зависимости от потока клиентов;

❖ минимизация очереди в любое время дня и ночи и наличие обслуживающего персонала;

Таким образом, развитие аптечных сетей и ассоциаций показывает, что данный сегмент фармацевтического рынка РФ находится в стадии активного формирования своей структуры, а увеличение доли на рынке и активность в сфере консолидации компаний - находится в тренде развития всего фармацевтического рынка, темпы роста которого показывают положительную динамику.

Библиографический список

1. Какие преимущества дает фармпредпри-ятию анализ информации / А.В. Евстратов, М.В. Кулакова // Новая аптека. 2018. № 1. - С. 58-60.

2. Влияние цифровизации на развитие фармацевтической промышленности / А.И.Кривцов,

A.М.Измайлов, А.В.Заступов, А.В.Евстратов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2019. №3. - С. 19-26.

3. Специфические особенности процессов слияний и поглощений на фармацевтическом рынке Российской Федерации / А.В. Евстратов,

B.С. Игнатьева // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2017. № 7 (202). - С. 25-32.

4. 8 процентов роста: что дает энергию российскому фармрынку / А.В. Евстратов, М.Н. Казьмин, К.Н. Казьмин // Новая аптека. 2018. № 10. - С. 56-60.

© АНО "Институт судебной строительно-технической экспертизы", 2019

17

ЭКСПЕРТ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

2019. № 2 (2)

EXPERT: THEORY AND PRACTICE

SPECIFIC NATURE OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF PHARMACY CHAINS IN THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET

© 2019 О.А. Arefkina

*

Pharmacy chains are the main element of the commodity distribution network of the pharmaceutical market in the Russian Federation. That is why manufacturers need to pay a special attention to the main trends of development of this segment of the pharmaceutical retail.

The article considers the main tendencies of formation and development of pharmacy chains in the Russian pharmaceutical market.

Keywords: pharmaceutical market, pharmacy chains, pharmacy segment.

* Arefkina Olga Aleksandrovna (arefkina.olga2016@yandex.ru) - BA Student, Volgograd State Technical University, 400005 Volgograd, Russian Federation.

Received for publication on 01.10.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.