Научная статья на тему 'Исследование количественных характеристик аптечных сетей на российском и локальном фармацевтическом рынке'

Исследование количественных характеристик аптечных сетей на российском и локальном фармацевтическом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1258
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНЫЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / АПТЕЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / АПТЕЧНЫЕ СЕТИ / КОНСОЛИДАЦИЯ / РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / RETAIL PHARMACEUTICAL MARKET / PHARMACY ORGANIZATIONS / PHARMACY CHAINS / CONSOLIDATION / DEVELOPMENT OF REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чупандина Е. Е., Куролап М. С.

Представлены результаты сравнительного анализа количественных характеристик аптечных сетей на российском и локальном фармацевтическом рынке Воронежской области. Установлено неравномерное развитие инфраструктуры на розничном фармацевтическом рынке РФ и показана её зависимость от уровня экономического развития региона. Выявлено значительное преобладание (81%) сетевых аптечных организаций в структуре субъектов розничного фармацевтического рынка РФ. Установлены региональные особенности Воронежской области по показателю «доля сетевых аптек» (по данному показателю область находится на втором месте в РФ) в общей структуре рынка, по доле аптечной сети государственной формы собственности (3%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чупандина Е. Е., Куролап М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF QUANTITATIVE CHARACTERISTICS OF PHARMACY CHAINS AT RUSSIAN AND LOCAL PHARMACEUTICAL MARKET

The results of the comparative analysis of the quantitative characteristics of pharmacy chains in the Russian and local pharmaceutical market of the Voronezh region are presented. Uneven development of infrastructure in the retail pharmaceutical market of the Russian Federation is established and its dependence on the level of economic development of the region is shown. A significant prevalence (81%) of network pharmacy organizations in the structure of subjects of the retail pharmaceutical market of the Russian Federation was revealed. The regional features of the Voronezh region in terms of the "share of network pharmacies" (according to this indicator the region is on the second place in the Russian Federation) are established in the general structure of the market, according to the share of the pharmacy network of state ownership (3%).

Текст научной работы на тему «Исследование количественных характеристик аптечных сетей на российском и локальном фармацевтическом рынке»

УДК 615.12:339.138

ИССЛЕДОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ НА РОССИЙСКОМ И ЛОКАЛЬНОМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ

Чупандина Е.Е., Куролап М.С.

ФГБОУ ВО Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Российская Федерация.

Аннотация. Представлены результаты сравнительного анализа количественных характеристик аптечных сетей на российском и локальном фармацевтическом рынке Воронежской области. Установлено неравномерное развитие инфраструктуры на розничном фармацевтическом рынке РФ и показана её зависимость от уровня экономического развития региона. Выявлено значительное преобладание (81%) сетевых аптечных организаций в структуре субъектов розничного фармацевтического рынка РФ. Установлены региональные особенности Воронежской области по показателю «доля сетевых аптек» (по данному показателю область находится на втором месте в РФ) в общей структуре рынка, по доле аптечной сети государственной формы собственности (3%).

Ключевые слова: розничный фармацевтический рынок, аптечные организации, аптечные сети, консолидация, развитие регионов

В настоящее время главным стратегическим направлением развития розничного фармацевтического рынка становится создание аптечных сетей и их консолидация. Однако, в связи с обширной территорией РФ возникают значительные региональные особенности фармацевтического рынка, которые, в частности, влияют и на формирование аптечных сетей. Это актуализирует роль исследования, целью которого является: сравнительный анализ количественных характеристик аптечных сетей на российском и локальном фармацевтическом рынке г. Воронеж.

Задачи исследования:

1) характеристика основных показателей аптечных сетей на российском и локальном фармацевтических рынках;

2) исследование региональных особенностей в развитии аптечных сетей.

Информационная база исследования: отчетные данные DSM Group, RNC Pharma, Фармацевтического вестника, официальные сайты аптечных сетей, нормативно-правовые документы.

Метод исследования: сравнительный анализ. Анализ общей численности аптечных организаций (АО) в РФ по состоянию на конец 2016 г. выявил, что общее количество АО составляло около 56 тысяч, лидирующими округами по числу АО являются Центральный, Приволжский и Сибирский, доли которых составляют 28%, 24%, 16% соответственно. Такое распределение может быть обусловлено тем, что на территории дан-

ных округов находятся наиболее экономически развитые регионы со значительной численностью населения. Наименьший процент количества АО выявлен в Дальневосточном федеральном округе (4,8%), что, вероятнее всего, обусловлено низкой плотностью населения на данной территории. Среди городов России по числу АО на 10 тыс. чел. лидирующие позиции занимает Пермь (6,2), Уфа (5,8) и Новосибирск (5,6), Воронеж находится на 8 месте, где на 10 тыс. чел. приходится 4,9 АО.

Для российского фармацевтического рынка характерно динамичное развитие аптечных сетей, под которыми понимаются совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции", или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации [1;2].

На текущий момент доля сетевых аптек в структуре российского фармацевтического рынка составляет в среднем около 81% [3]. Этот показатель варьирует по регионам, от 27% в Республике Тыва, до 97% в Севастополе. На долю государственных аптечных сетей в среднем в России приходится 9,8%, что составляет порядка 5,5 тысяч точек розничной торговли.

Лидирующую позицию среди аптечных сетей на российском фармацевтическом рынке занимает АСНА

- это ассоциация независимых аптек, которая объединяет более 4000 точек в более 60 субъектах федерации. Также в тройку лидеров входят Аптечная сеть 36,6 и

Ригла, но количество их точек розничной торговли более чем в 2 раза меньше, чем у лидера.

Таблица 1

ТОП-10 аптечных сетей по доле на розничном рынке ЛП России по итогам 2016 г.

№ Аптечная сеть Расположение центрального офиса Доля на рынке ЛП по итогам 2016 г., % Количество точек на 01.01.2017

1 АСНА Москва 7,5 4215

2 Аптечная сеть 36,6 Москва 4,5 1782

3 Ригла Москва 4,3 1756

4 Имплозия Самара 2,7 2058

5 Планета здоровья Пермь 2,5 1106

6 Доктор Столетов (включая Озерки) Москва 2,4 346

7 Радуга (включая Первую помощь) Санкт-Петербург 2,2 1185

8 Нео-Фарм Москва 1,7 315

9 Фармаимпекс Ижевск 1,7 598

10 Фармакопейка - Твой Доктор Москва 1,6 872

Доля рынка, которую контролируют Т0П-10 аптечных сетей на российском рынке составляет 31,1 %. Следует отметить, что 22% рынка контролируется юридическими лицами, расположенными в Москве и Санкт - Петербурге.

Анализ количественных характеристик розничного фармацевтического рынка Воронежской области показал, что по доле сетевых аптек (89%) область занимает второе место среди всех регионов России [3]. Характерной чертой рынка области является значительно меньшее присутствие сетей, имеющих государственную форму собственности по сравнению с общероссийскими показателем (соответственно 3% в области и 9,8% - по России) [4]. Результатом экспансиии аптечных сетей на рынок Воронежской области выступило

стремительное сокращение числа индивидуальных предпринимателей, занимающихся фармацевтической деятельностью. За последние пятнадцать лет из доля сократилась с 24% до 3% [5].

Особенностью розничного рынка Воронежской области является паритет по количеству торговых объектов между региональными и федеральными сетями (таблица 2). Лидером среди региональных сетей области выступает сеть Здоровый город (ООО «АМП»), которая по числу точек розничной торговли существенно превосходит своего ближайшего конкурента. По состоянию на 1 апреля 2017 г. ООО «АМП» имеет 68 АО, региональная сеть «Фармия»-26 точек и лишь третье место занимает федеральная сеть «Ригла» с 24 аптечными организациями.

Таблица 2

Лидирующие аптечные сети г. Воронежа по количеству точек розничной торговли (на 01.04.17, на основе изучения официальных сайтов аптечных сетей)

№ Аптечная сеть Кол-во точек розничной торговли ЛП

1 Здоровый город 68

2 Фармия 26

3 Ригла 24

4 Фармаимпекс 22

5 Алоэ 20

6 Картинки 20

7 Воронежфармация 19

8 Юг-Фарма 19

По объемам продаж среди воронежских сетей также лидирует аптечная сеть «Здоровый город, которая занимает 75-е место в ТОП-200 крупнейших аптечных сетей России за 2016 год (таблица 3). Кроме

аптечной сети «Здоровый город» в ТОП-200 вошли еще три воронежские аптечные сети.

Таблица 3

Воронежские сети в ТОП-200 крупнейших аптечных сетей России

Номер в ТОП-200 Аптечная сеть Выручка компании за 2016 г. Годовой прирост (по отношению к 2015 г.)

75 Здоровый город 1,5 млрд. руб. + 12 %

120 Фармия 921 млн. руб. + 62 %

121 Воронежфармация 920 млн. руб. - 7 %

148 «Картинки» 589 млн. руб. + 15,7 %

Сравнительный анализ объемов продаж по лидирующим аптечным сетям области показал падение показателя только у КП «Воронежфармация». Снижение объемов продаж государственной сети (-7%) может быть связано как с усилением конкуренции на локальном рынке, так и с недостаточно развитой маркетинговой стратегией продвижения компании из-за нацеленности на реализацию социальных функций для населения (бесплатный и льготный отпуск ЛП, реализация наркотических средств и психотропных веществ и др.). Лидером по темпам прироста объемов продаж на региональном рынке за последние два года является аптечная сеть Фармия (+62%). Прирост товарооборота был обеспечен существенным увеличением числа розничных точек в сети. За последний год их численность возросла в два раза.

Выводы:

1. Проведенное исследование показало, что воронежский фармацевтический рынок имеет отличительные черты от аналогичных рынков ЦФО в части доминирования региональных аптечных сетей в общей структуре рынка.

2. Развитие федеральных аптечных сетей на региональном рынке возможно только по пути слияний

и поглощений менее крупных региональных и федеральных аптечных сетей, а также оставшегося небольшого числа индивидуальных предпринимателей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-Ф3 (ред. от 03.07.2016) "О защите конкуренции".

[2] Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-Ф3 (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

[3] Беспалов Н., Расщупкин П., RNC Pharma Требование взаимности. Рейтинг российских аптечных сетей по итогам 2016 года / Фармацевтический вестник URL: https://www.pharmvestnik.ru/publs/lenta/v-rossii/trebovanie-vzaimnosti-pmt-17-m3-879.html#.WVUQ-xXyjX4 (дата обращения 20.04.17)

[4] Баранова О. Эксперт: государственные аптечные сети по большому счету никому не нужны / Фармацевтический вестник URL: https://www.pharmvestnik.ru/publs/lenta/v-rossii/ekspert-gosudarstvennye-aptechnye-seti-po-boljshomu-schetu-nikomu-ne-nuzhny.html (дата обращения 20.04.17)

[5] Чупандина Е.Е. Исследование территориального распределения аптечных организаций на основе метода картографического анализа: Электронный ресурс / Е.Е. Чупандина, М.С. Ку-ролап, А.С. Лазарева // Медицина и образование в Сибири: сетевое научное издание.— 2015.— № 5. - 7 с.

INVESTIGATION OF QUANTITATIVE CHARACTERISTICS OF PHARMACY CHAINS AT RUSSIAN AND LOCAL PHARMACEUTICAL MARKET

Chupandina E.E., Kurolap M.S.

Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation.

Annotation. The results of the comparative analysis of the quantitative characteristics of pharmacy chains in the Russian and local pharmaceutical market of the Voronezh region are presented. Uneven development of infrastructure in the retail pharmaceutical market of the Russian Federation is established and its dependence on the level of economic development of the region is shown. A significant prevalence (81%) of network pharmacy organizations in the structure of subjects of the retail pharmaceutical market of the Russian Federation was revealed. The regional features of the Voronezh region in terms of the "share of network pharmacies" (according to this indicator the region is on the second place in the Russian Federation) are established in the general structure of the market, according to the share of the pharmacy network of state ownership (3%). Key words: retail pharmaceutical market, pharmacy organizations, pharmacy chains, consolidation, development of regions.

REFERENCES

[1] Federalnyiy zakon ot 26.07.2006 N 135-FZ (red. ot 03.07.2016) "O zaschite konkurentsii".

[2] Federalnyiy zakon ot 28.12.2009 N 381-FZ (red. ot 03.07.2016) "Ob osnovah gosudarstvennogo regulirovaniya torgovoy deyatelnosti v Rossiyskoy Federatsii".

[3] Bespalov N., Rasschupkin P., RNC Pharma Trebovanie vzaim-nosti. Reyting rossiyskih aptechnyih setey po itogam 2016 goda / Farmatsevticheskiy vestnik URL: https://www.pharmvest-nik.ru/publs/lenta/v-rossii/trebovanie-vzaimnosti-prnt-17-m3-879.html#.WVUQ-xXyjX4 (data obrascheniya 20.04.17)

[4] Baranova O. Ekspert: gosudarstvennyie aptechnyie seti po bol-shomu schetu nikomu ne nuzhnyi / Farmatsevticheskiy vestnik URL: https://www.pharmvestnik.ru/puMs/lenta/v-rossii/ekspert-gosudarstvennye-aptechnye-seti-po-boljshomu-schetu-nikomu-ne-nuzhny.html (data obrascheniya 20.04.17).

[5] Chupandina E.E. Issledovanie territorial'nogo raspredeleniya aptechnyh organizacij na osnove metoda kartograficheskogo analiza: Elektronnyj resurs / E.E. Chupandina, M.S. Kurolap, A.S. Lazareva // Medicina i obrazovanie v Sibiri: setevoe nauchnoe iz-danie.— 2015.— № 5. - 7 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.