МАТЕРИАЛЫ VI СЪЕЗДА ДЕТСКИХ ОНКОЛОГОВ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
ных структур независимо от уровня позвоночника характеризуются уменьшением расстояния между корнями дуг смежных позвонков (51,7%), уменьшением расстояния между поперечными отростками (51,7%), нечеткими неровными контурами (73,6%), искривлением позвоночника (75,9%), отсутствием дорзального компонента. Деструктивные костные изменения выявлены во всех случаях.
Выводы. Ионизирующие и неионизирующие методы лучевой диагностики позволяют выявить рентгенологические, ультразвуковые и магнитно-резонансные признаки нейрогенных интра-паравертебральных опухолей и опухолей вертебральных и паравертебральных тканей у детей с уточнением их дифференциально-диагностических особенностей.
В.М. Козлова2, К.А. Алексеева1, О.В. Бабенко1, Т.Л. Ушакова2, О.В. Горовцова2,
Т.П. Казубская2, Л.Н. Любченко2, В.Г. Поляков2
Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина Минздрава России,
Москва, Российская Федерация
2
Медико-генетический научный центр, Москва, Российская Федерация
Результаты молекулярно-генетических исследовании пациентов с ретинобластомои
282
Актуальность. Ретинобластома — эмбриональная детская опухоль сетчатки глаза, при которой отмечается высокая частота наследственных форм. Герминальные гетерозиготные мутации гена RB1 (хромосома 13q14.2) предрасполагают к наследственным формам опухоли. Большинство наследственных форм опухоли возникают de novo. Молекулярно-генетические исследования являются основным методом для их диагностики.
Цель: анализ результатов молекулярно-генетических исследований мутаций в гене RB1 и клинических проявлений заболевания у пациентов с РБ.
Материал и методы. Молекулярно-генетические исследования структуры ДНК гена RB1 проведено у 84 пациентов (12 семейных случаев) с РБ и 155 их родственников. С двусторонней ретинобластомой (ДРБ) — 44 пациента (10 семейных форм), с односторонней ретинобластомой (ОРБ) — 40 (2 семейных случая). Материал для исследования — ДНК, выделенная из лейкоцитов периферической крови ребенка и его родителей, а также из клеток опухоли (пара-финизированные блоки) в случае энуклеации глаза. Методы анализа ДНК: ПЦР, SSCP, секвенирование кодирующей последовательности гена RB1 (1-27 экзон), микросателлитный анализ с использованием маркеров RB2int (D13S153), RB4int, RB20int, D13S168, D13S164, D13S165. При наличии опухоли исследование начиналось с анализа ДНК, выделенной из клеток опухоли, и затем найденные мутации подтверждались в лейкоцитах крови. При отсутствии опухоли исследование проводилось по клеткам крови.
Результаты. Из всех случаев больных РБ частота семейных форм составила 14,3%. Герминальные мутации в гене RB1 среди пациентов с ДРБ выявлены в 72,7% случаев (у 32 из 44). Из 44 больных с ДРБ у 16 использованы только методы ПЦР, SSCP: мутации обнаружены в 50% случаев (у 8 из 16). Применяя
современные методы ПЦР-секвенирования, микросателлитный анализ ДНК гена RB1, герминальные мутации выявлены в 85,6% случаев (у 24 из 28). Не выявлены мутации у 4 больных со спорадической ДРБ. Однако мутации de novo при ДРБ могут присутствовать в виде мозаичных мутаций, которые не обнаруживаются с помощью данных методик.
При ДРБ выявлены следующие виды мутаций: нонсенс-мутации — 16 (6 семей), инсерции (вставки) — 3, внутригенные делеции — 7 (1 семья), мутации сайта сплайсинга — 5, миссенс-мутации — 1 семейный случай с неполной пенетрантностью (с н/п), то есть отсутствие клинических признаков РБ у отца-носителя герминальной мутации гена RB1.
Среди 40 пациентов с ОРБ герминальные мутации в гене RB1 выявлены в 12,5% случаев (у 5 из 40). При ОРБ выявлены следующие виды мутаций: миссенс-мутации — 2 (1 семейная и 1 с н/п), мутации сайта сплайсинга — 1 (семейный с н/п), внутригенные делеции — у 2 детей.
При изучении соотношения спектра мутаций в гене RB1 и клинических данных обнаружена четкая генотип-фенотип корреляция. При нонсенс-мутациях, больших внутригенных делециях, инсерциях наблюдалась более тяжелая клиническая картина: билатеральное, полифокусное поражение сетчатки, ранняя клиническая манифестация, появление новых фокусов опухоли на фоне лечения. Интересно также отметить, что при ДРБ, ассоциированной с нонсенс-мутацией, в большинстве случаев проводилась односторонняя энуклеация (у 10 пациентов из 16, у 5 больных родственников из 6). При внутригенных делециях отмечалась химиорезистентность и высокая частота билатеральных энуклеаций (у 6 пациентов из 9). При миссенс-мутациях, мутациях сайта сплайсинга обнаружена неполная пенетран-тность и экспрессивность признаков, проявляющаяся единичными очагами опухоли, нередко с позд-
МАТЕРИАЛЫ VI СЪЕЗДА ДЕТСКИХ ОНКОЛОГОВ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
ней клинической манифестацией. При семейных формах мутации в гене выявлены в 100% случаев. В 3 семьях выявлена неполная пенетрантность гена RB1, во всех случаях здоровыми носителями мутации были отцы. Важно отметить, что метахрон-ное поражение глаз отмечалось при мутации сайта сплайсинга у 2 детей и при нонсенс-мутациях — у 3.
Выводы. Спектр молекулярно-генетических мутаций в гене RB1 и ассоциированные с ним осо-
бенности клинического проявления заболевания определяют степень тяжести РБ, прогноз течения и эффективность лечения. Молекулярно-генетические исследования РБ вносят существенный вклад в повышение эффективности медико-генетического консультирования, затрагивая все составные части этого процесса: уточнение этиологии, конкретизация прогноза потомства и здоровья актуальны для дородовой диагностики и профилактики.
Д.Ю. Комелягин, А.В. Дергаченко, С.А. Дубин, А.В. Петухов,
А.Э. Шумейко, Ф.И. Владимиров, А.В. Дергаченко, Е.В. Стрига, Х.Я. Вафина,
А.В. Пасечников, О.А. Пачес, В.Г. Слипенко, И.А. Строгонов
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова,
Москва, Российская Федерация Детская городская клиническая больница святого Владимира,
Москва, Российская Федерация
Устранение дефектов нижней челюсти индивидуальными эндопротезами при лечении детей с доброкачественными и злокачественными опухолями
283
Актуальность. Восстановление костных структур при различных патологических процессах является наиболее актуальной проблемой современной челюстно-лицевой хирургии (Безруков В.М., 2000; Bell W., 1992).
Цель: повысить эффективность лечения пациентов с дефектами нижней челюсти, образовавшихся при удалении доброкачественных и злокачественных опухолей.
Материалы и методы. С 2009 г. в ДГКБ св. Владимира прошли лечение 5 пациентов с дефектами нижней челюсти в возрасте от 1 года до 10 лет. Все пациенты были с полным односторонним дефектом нижней челюсти.
Всем больным проведена операция — половинная резекция нижней челюсти с вычленением в суставе: у 2 детей по поводу рабдомиосаркомы (предварительно больным было проведено по 9 курсов химиотерапии и 1 курс лучевой терапии); у 2 — по поводу десмопластической фибромы; у 1 — по поводу амелобластомы. Всем детям проводилась мультиспиральная компьютерная томография черепа с шагом 0,33 мм с последующим изготовлением твердотельной модели из ABS-пластика (Acrylonitrile Butadiene Styrene, акрило-нитрил-бутадиен-стирольной). Для изготовления
моделей использовался 3d-принтер и специальное программное обеспечение. С использованием твердотельных моделей изготавливались индивидуальные эндопротезы из реконструктивных титановых пластин с суставной ямкой из высокомолекулярного полиэтилена марки «хиру-лен».
Результаты. Использование индивидуальных эндопротезов позволило сократить время операций на 40-50%. У всех пациентов получены хорошие результаты, несмотря на то, что у 1 больного произошло обнажение титанового эндопротеза, которое в дальнейшем было устранено, у 1 пациента были переходящие клинические прроявления пареза мимических мышц.
Выводы. Изготовление твердотельной модели позволяет наиболее полно оценить патологический процесс — его размеры и топографию; выбрать оптимальные хирургическую тактику и метод лечения. Индивидуальный эндопротез из титана позволяет восстановить целостность нижней челюсти, ее функцию; получить приемлемый эстетический результат. Эндопротез из титана устойчив к осложнениям в виде воспалительного процесса, часто сопровождающим лечение детей с данной патологией.