Научная статья на тему 'Результаты маркетингового исследования рынка кофе в Нижегородской области'

Результаты маркетингового исследования рынка кофе в Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1225
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / РЫНОК КОФЕ / НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / АССОРТИМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вагин Дмитрий Юрьевич, Колесова Ольга Вадимовна, Мустафина Джамиля Рушановна, Синева Надежда Леонидовна

В статье анализируются результаты проведенного маркетингового исследования, направленного на изучение рынка кофе в Нижегородской области. Авторами статьи проанализированы ключевые особенности формирования потребительских предпочтений и особенностей принятия решения при покупке кофе разных видов. Обнародованы результаты данного исследования, имеющие значение для точек розничной торговли при формировании ассортимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вагин Дмитрий Юрьевич, Колесова Ольга Вадимовна, Мустафина Джамиля Рушановна, Синева Надежда Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты маркетингового исследования рынка кофе в Нижегородской области»

УДК 330.1

РЕЗУЛЬТАТЫ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА КОФЕ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Вагин Дмитрий Юрьевич, к.с.н., доцент (e-mail: [email protected]) Колесова Ольга Вадимовна, студент (e-mail: [email protected]) Мустафина Джамиля Рушановна, студент

(e-mail: [email protected]) Синева Надежда Леонидовна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])

В статье анализируются результаты проведенного маркетингового исследования, направленного на изучение рынка кофе в Нижегородской области. Авторами статьи проанализированы ключевые особенности формирования потребительских предпочтений и особенностей принятия решения при покупке кофе разных видов. Обнародованы результаты данного исследования, имеющие значение для точек розничной торговли при формировании ассортимента.

Ключевые слова: маркетинговое исследование, рынок кофе, Нижегородская область, ассортимент.

Нижегородский рынок продукции кофе достаточно насыщен. В Нижнем Новгороде достаточно большое количество кофеен, специальных магазинов по продаже кофе в зернах, привозимых из разных стран. Но в еще большей степени рынок кофе насыщен общедоступной кофейной продукцией - от упакованного в красивые пачки зернового кофе до растворимого баночного и пакетированного от известных фирм-производителей, а также кофейных напитков.

Проведенное маркетинговое исследование рынка кофе было направлено на выявление предпочтений потребителей в отношении данного напитка. Кофе - это вкусовой продукт, который готовится посредством обжарки зёрен различных видов кофейного дерева. Сочетая в себе насыщенный вкус, хорошее тонизирующее действие и изысканный аромат, кофе на сегодняшний день стал одним из самых популярных напитков. В России объем кофейного рынка возрастает с каждым годом, в результате чего наша страна стала одной из первых по употреблению различных видов кофе.

Исследование проводилось методом опроса, в качестве инструмента была использована онлайн анкета, разработанная в Google-форме.

В опросе приняли участие 340 человек в возрасте от 16 до 75 лет. 20,6% респондентов из них выбыли из опроса, поскольку на контрольный вопрос об употреблении кофе анкетирами был получен отрицательный ответ. В

дальнейшем исследовании участвовали 79,4% опрошенных, расчет велся исходя из того, что 270 человек составили 100% выборку.

Большинство (55,9%) респондентов находятся в возрастной группе 18 до 24 лет; 20,6% - до 18 лет; 8,8% - 35 до 44 лет, то есть подростки, тинейджеры и очень молодые люди.

Дс 13 18-24 25-34 35-44 45-59

Старше 60

Рисунок 1 - Возрастные группы респондентов, участвующих в опросе

Что касается частоты потребления напитка, то большинство респондентов (55,6%) пьют кофе несколько раз в неделю. 1-3 раза в день пьют кофе 40,7%.

к 1

1-3 раза в день Более 3-х раз в день Несколько раз в неделю

Рисунок 2 - Вопрос: «Как часто Вы пьете кофе?»

Как видно из рисунка 3, растворимый (гранулированный) кофе пьют 59,3% респондентов, натуральный (молотый/ в зернах) - 33,3% потребителей, и 7,4% опрошенных пьют кофейные смеси (2в1, 3в1).

33,3%

7,4%

Ф Растворимый (гранулированный) Ф Натуральный (молотый, б зернах) Кофейные смеси (2в1: Зв1)

Рисунок 3 - Вопрос: «Какой вид кофе Вы предпочитаете?»

Пить кофе с молоком или сливками предпочитают 77,8% респондентов, с сахаром - 70,4%. Примечательно, что доля респондентов, которые пьют кофе без молока/сливок, меньше на 70,4%, чем тех, кто пьет с молоком/сливками. Также отмечена тенденция, что доля опрошенных, которые пьют кофе без сахара, меньше на 44,5%, чем тех, кто пьет кофе с сахаром.

Респондентам был задан вопрос, какая марка кофе является у них любимой. В качестве вариантов ответов был предложен следующий перечень торговых марок: «Nescafe», «Jacobs», «Jardin», «Tchibo», «Carte Noire», «Ambassador», «Черная карта», «Жокей», «Egoist», «Bushido» также был вариант, предполагающий, что респондент может предложить свой вариант ответа на поставленный вопрос.

Бесспорными лидерами в этом сегменте являются марки «Jacobs» (63%) и «Nescafe» (44,4%), у которых наблюдаются самые высокие показатели. Опрос показал, что третьей по популярности маркой кофе оказалась «Jardin».

Ф До 5D0 рублей Ф 500-1 ОС0 рублей 10DD-3DQ0 рублей Ф Свыше 2Ü00 ру&лей

Рисунок 3 - Вопрос: «Какую сумму вы готовы заплатить за упаковку кофе весом 100 гр?»

Для большинства респондентов факторы, которые, по их мнению, являются ключевыми при выборе кофе - вкус (81,5%), цена (44,4%) и торговая марка (25,9%). Реклама, как ключевой фактор для респондентов при выбо-

ре кофе, влияет на 3,7% опрошенных. Красивая упаковка не является главным фактором при принятии решения о покупке.

Вкус Цена Марка Реклама Красивая упаковка

Рисунок 4 - Вопрос: «Какие факторы оказывают наибольшее влияние при

принятии решения о покупке кофе?»

- (0%)

Вопрос о готовности заплатить определенную сумму за упаковку кофе весом 100 гр. Получил разнообразные ответы. Так, например, 81,5% опрошенных готовы заплатить не более 500 руб. 18,5% могут позволить себе потратить до 1000 руб., чтобы получить бесспорное удовольствие от процесса употребления кофе. Среди опрошенных не оказалось людей, которые готовы потратить на кофе больше 1000 руб. за упаковку весом 100 гр.

# 1 раз е неделю Ф 1 раз е месяц

# Реже 1 раза в месяц

Рисунок 5 - Вопрос: «Как часто Вы покупаете кофе?»

Как показали результаты опроса, 29,6% - реже 1 раза в месяц, 63% респондентов покупают кофе 1 раз в месяц, а 7,4% покупают кофе 1 раз в неделю.

Большинство респондентов (96,3%) покупают кофе в «традиционной» рознице - в супермаркетах, гипермаркетах, магазинах у дома. Доля потребителей, совершающих покупку кофе в специализированных магазинах, составляет 14,8%. И всего лишь 3,7% покупают кофе в интернет-магазинах и за границей.

По результатам опроса, доля респондентов, которые пьют кофе для удовольствия, составляет 81,5%; 51,9% - респонденты, употребляющие кофе

для повышения работоспособности, и всего лишь 3,7% тех, кто пьет кофе за компанию.

Из рекламы по ТБ

Из рекламы в печатных изданиях

Непосредственно в магазинах От родственников/знакомых

{40.7 %)

{6В,7 %}

20

Рисунок 6 - Вопрос: «Каковы ваши источники информации

о новинках кофе?»

О новинках кофе респонденты узнают из рекламы по телевидению 40,7% опрошенных, из рекламы в печатных изданиях - 3,7%; количество респондентов, которые узнают о новинках кофе непосредственно в магазинах, составляет 66,7%, а тех, кто узнает это от родственников или друзей - 18,5%.

Таким образом, Нижегородский рынок кофе представленный большим ассортиментным разнообразием, достаточно сегментирован как по вкусовым предпочтениям потребителей, так и по социо-демографическим признакам. В результате проведенного анализа полученных данных было установлено, что кофе употребляет, в основном, молодое поколение в возрасте до 24 лет, имеющими достаток выше среднего (с формулировкой: «Мы можем позволить себе приобретать свободно бытовую технику, но покупка машины или дачи вызовет затруднения» - 55,9%.

Список литературы

1. Булганина С.В. Использование активных методов обучения маркетингу при подготовке бакалавров менеджмента Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-3 (44). С. 161-164.

2. Булганина С.В. Электронный учебно-методический комплекс "Маркетинговые исследования на рынке туристских услуг" Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2017. № 12 (103). С. 79.

3. Вагин Д.Ю. Межпоколенческая преемственность духовно-нравственных ценностей в Российском обществе Дискуссия. 2016. № 7 (70). С. 52-58.

4. Корнева Т.А., Мададова К.Х., Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Значимость маркетинговых инноваций в современной экономической системе Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 2 (28). С. 35-41.

5. Яшкова Е.В., Бегаева Л.Г. Оптимизация деловой оценки кадрового потенциала как необходимое условие развития организации//Интернет-журнал Науковедение. 2016. Т.8. № 2 (33). С. 92.

6. Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Актуализация инновационной маркетинговой технологии HR-брендинга в системе управления персоналом Нижегородских компаний Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 1 (26). С. 55.

Kolesova Olga Vadimovna , student (e-mail: [email protected]) Mustafina Dzhamilya Rushanovna, student (e-mail: [email protected])

Sineva Nadezhda Leonidovna, candidate of pedagogical sciences, docent (e-mail: [email protected])

Vagin Dmitry Yuryevich, candidate of sociological sciences, docent (e-mail:[email protected])

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia

RESULTS OF THE MARKET RESEARCH OF THE COFFEE MARKET IN THE

NIZHNY NOVGOROD REGION

Annotation: The article analyzes the results of the marketing research aimed at studying the coffee market in the Nizhny Novgorod region. The authors analyzed the key features of the formation of consumer preferences and decision-making features when buying coffee of different types. The results of this study, which are important for retail outlets in the formation of the range, are published.

Keywords: marketing research, coffee market, Nizhny Novgorod region, assortment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.