Научная статья на тему 'Результаты клинического применения методик снижения негативного влияния С-фактора при реставрации фотокомпозитами зубов с полостями i класса'

Результаты клинического применения методик снижения негативного влияния С-фактора при реставрации фотокомпозитами зубов с полостями i класса Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
172
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С-ФАКТОР / АДГЕЗИЯ КОМПОЗИТ/ДЕНТИН В КАРИОЗНЫХ ПОЛОСТЯХ I КЛАССА

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Вейсгейм Л. Д., Гоменюк Т. Н., Селина А. В.

Статья анализирует возможность наибольшего снижения фактора усадки композиционных материалов при восстановлении зубов с кариозными полостями I класса по Блэку, используя фотополимеризационные лампы с невысокой мощностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты клинического применения методик снижения негативного влияния С-фактора при реставрации фотокомпозитами зубов с полостями i класса»

КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

УДК 616.314-089.27

РЕЗУЛЬТАТЫ КЛИНИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИК СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ С-ФАКТОРА ПРИ РЕСТАВРАЦИИ ФОТОКОМПОЗИТАМИ ЗУБОВ

С ПОЛОСТЯМИ I КЛАССА

Ë. Д. Вейсгейм, Т. Н. Гоменюк, А. В. Селина

Кафедра стоматологии ФУВ ВолГМУ

Статья анализирует возможность наибольшего снижения фактора усадки композиционных материалов при восстановлении зубов с кариозными полостями I класса по Блэку, используя фотополимеризационные лампы с невысокой мощностью.

Ключевые слова: С-фактор, адгезия композит/дентин в кариозных полостях I класса.

Одной из самых больших проблем, связанных с использованием пломбировочных материалов, является их полимеризационная усадка. Для российских потребителей доступны (в ценовом аспекте) универсальные микрогибридные фотокомпозиты, полимеризационная усадка которых может достигать 4 %.

Напряжение, развивающееся при использовании этих материалов, приводит к трещинам эмали, вторичному кариесу, отрыву композита в гибридном слое на границе материал/дентин, микроподтеканию [9]. Клиническими проявлениями нарушения краевого прилегания являются «белые линии» и послеоперационная чувствительность зубов.

В связи с этим, при проведении реставраций необходимо учитывать С-фактор (Configuration factor). С-фактор представляет собой отношение связанной адгезивом площади поверхности к несвязанной с тканями зуба площади поверхности реставрации в кариозной полости (1, 2, 7). На гладкой поверхности дентина и эмали С-фактор может соответствовать 1. В полостях I класса он максимален и может быть равен 5. Это связано с тем, что в ящикообразных полостях I класса по Блэку может быть в 5 раз больше связанных с тканями зуба площадей, чем несвязанных. В процессе полимеризации композиционных материалов объем мономеров сокращается, что приводит к сжатию и достаточному напряжению композитов, их отрыву от дентина.

Чем выше С-фактор, тем больший стресс передается на стенки полости при полимеризацион-ной усадке, и тем больше вероятность послеоперационной чувствительности и образования тре-

щин. Многократные исследования показали, что с увеличением С-фактора уменьшается сила сцепления композита с дентином (р <0, 001) [7, 9]. При этом часто встречается потеря связи между реставрацией и тканями зуба.

Высокая сила сцепления с дентином в области дна глубоких полостей I класса по Блэку может быть достигнута:

- при послойной технике горизонтального наложения [5], поскольку было обнаружено, что Bulk-техника (техника нагромождения) ведет к снижению адгезии к дентину в области дна полости; горизонтальное наложение слоев приводит к значительно большей силе сцепления, чем при вертикальной методике или косом наложении;

- при использовании жидкотекучих материалов в качестве прокладок под основные композиты в многослойных реставрациях, так как композиты с низким модулем эластичности улучшают адгезию при вертикальной и косой методике наложения материала [10];

- применением оптимального режима полимеризации:

• отсвечивание с мягким стартом (250 mw/см2 в течение 10 секунд + 600 mw/см2 в течение 30 с) обеспечивает большую силу сцепления [2];

• пошаговое, продолжительное отсвечивание (600 mw/см2 в течение 40 с) [8];

• Slow-start — сокращение мощности фотополимеризатора (до 270 mw/см2) и первоначального времени отсвечивания (до 10 с) с окончательной полимеризацией (с мощностью 600 mw/см2 в течение 50 с) после пе-

рерыва (в 5 с) показало лучшую краевую изоляцию и адаптацию к стенкам полости по сравнению с общепринятой методикой [10, 11];

• пульсовая активация в режиме: 2 секунды при мощности 300—350 mw/см2 с увеличением воздействия в течение 20 с при мощности 600 mw/см2 показала лучшие результаты полимеризации в исследованиях [4].

Изучено влияние разных источников света на силу сцепления. Плазмодуговая лампа делает возможным полимеризацию в более короткое время, чем общепринятая лампа отсвечивания. Тем не менее образцы, полимеризованые общепринятой галогено-вой лампой, показали лучшую силу прочности сцепления, чем отсвечивание плазмодуговой лампой [6].

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Изучить клиническое применение методик снижения негативного влияния С-фактора при реставрации фотокомпозитами зубов с полостями I класса.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Учитывая рекомендации зарубежных и российских исследователей по устранению негативного влияния С-фактора, мы использовали:

- технику порционного внесения материала (инкремент-технику);

- методику горизонтального внесения слоев толщиной 1,0—1,5 мм;

- применение оптимального режима полимеризации.

С учетом современных требований, техника направленной полимеризации является уже неактуальной. Рекомендуется применение техники прямого отсвечивания в сочетании с техникой мягкого старта и отсроченной полимеризации. В связи с тем, что во многих клиниках лампы с высокой мощностью недоступны, полимеризацию проводили отечественной лампой «Estus Solo» с мощностью 430 mw/ см2. Слои, наиболее удаленные от окклюзионной поверхности при глубоких полостях, отсвечивались техникой прямой полимеризации с максимальным приближением световода, при увеличении экспозиции в два раза. Это связано с тем, что при удалении световода на 1 см от поверхности материала мощность лампы падает в 2 раза, а при увеличении экспозиции увеличивается глубина отверждения материала.

Нами были выполнены прямые реставрации 56 полостей I класса у 42 пациентов в возрасте от 16 до 38 лет. При этом использовался микрогибридный фотокомпозит с усадкой 3,6 %, адгезив V поколения. Изолирующую прокладку не применяли. Сроки наблюдения составили от 6 до 18 месяцев.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ближайшие сроки после лечения, непосредственно после шлифования и полирования реставраций, «белая линия» клинически не обнаруживалась. В периоде наблюдения от одного до нескольких дней пациенты не предъявляли жалоб на послеоперационную чувствительность зубов. В более поздние сроки наблюдения мы не обнаружили нарушений краевого прилегания, дефектов пломб, пигментаций, трещин эмали по краю реставраций и гладких поверхностей или каких-либо других осложнений. Цвет зубов не был изменен, перкуссия была безболезненна. Пальпация десны в проекции корней реставрированных зубов и по переходной складке была безболезненной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании проведенного исследования, при условии работы фотополимери-зационными лампами с невысокой мощностью можно рекомендовать использование примененных нами методик снижения негативного влияния С-фактора в клинике терапевтической стоматологии для реставраций зубов с полостями I класса по Блэку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Choi K. K., Ryu G. J., Choi S. M, et al. // Oper. Dent. — 2004. — Vol. 29, 1 4. — P. 462—469.

2. Dos-Santos A. J., Giannini M., Paulillo L. A., et al. // Pesqui. Odontol. Bras. — 2004. — Vol. 18, i 3. — P. 260—265.

3. Helvatjoglu-Antoniades M., Kalinderis K., Pedulu L., et al. // J. Oral. Rehabil. — 2004. — Vol. 31, i 11. — P. 1068—1074.

4. Kanca J., SuH B. I. // Am. J. Dent. — 1999.

— Vol. 12, i 3. — P. 107—112.

5. Nicolaenco S. A., Lohbauer U., Roggendorf M., et al. // Dent. Mater. — 2004. — Vol. 20, i 6. — P. 579—585.

6. Ozturk A. N.; Usumez A. // J. Oral. Rehabil.

— 2004. — Vol. 31, i 9. — P. 905—100.

7. Price R. B., Derand T., Andreou P., et al. // Biomaterials. — 2003. — Vol. 24, i 6. — P. 1013—1021.

8. Uno S., Tanaka T., Sano H. The influence of configuration factors on cavity adaptation in compomer restoratoins // Dent. Mater. J. — 1999. — Vol. 18, i 1.

— P. 19—31.

9. Yoshikawa T., Sano H., Burrow M. F., et al. // J. Dent. Res. — 1999. — Vol. 78, i 4. — P. 898—905.

10. Yoshikawa T., Burrow M. F., Tagami J. // J. Adhes. Dent. — 2001. — Vol. 3, i 2. — P. 177— 183.

11. Yoshikawa T., Nakaoki Y., Takada T., et al. // Am. J. Dent. — 2003. — i 16. — P. 63— 67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.