BIOLOGICAL SCIENCES
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
ДОПРИЗЫВНОГО И ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА
Буриков А.В.
Кандидат биологических наук, доцент профессор кафедры физической подготовки Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны Россия, г. Ярославль
RESULTS OF STUDYING THE MAIN HEALTH INDICATORS OF YOUTH AND GIRLS OF THE DOPPY AND CALLING AGE
Burikov A. V.
Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Physical Training Department of the Yaroslavl Higher Military School of Air Defense Russia, Yaroslavl
АННОТАЦИЯ
Результаты сезонного изучения состояния фактического питания, физической работоспособности и некоторых показателей иммунологической реактивности учащихся и студентов допризывного и призывного возраста. В работе приводятся результаты комплексного исследования состояния фактического питания, физической работоспособности и некоторых показателей иммунологической реактивности представителей данной категории населения, отнесенных к основной медицинской группе в разное время учебного года.
ABSTRACT
The results of the seasonal study of the status of actual nutrition, physical performance and some indices of immunological reactivity of students and pre-conscription and draft-age students. The paper presents the results of a comprehensive study of the state of actual nutrition, physical performance and some indices of immunological reactivity of representatives of this population group, assigned to the main medical group at different times of the school year.
Ключевые слова: фактическое питание, иммунитет, витамины, учебный год, физическая работоспособность, студенты.
Keywords: actual nutrition, immunity, vitamins, academic year, physical working capacity, students.
В настоящее время является хорошо доказанным, что не только обеспеченность организма основными нутриентами, но и различные физические факторы, большие умственные и психо-эмоцио-нальные нагрузки способны вызвать усиление или угнетение иммунитета у человека.
Однако, несмотря на значительные успехи в области иммунологии, до сих пор практически отсутствуют исследования по изучению иммунных реакций у практически здоровых людей разного возраста и пола, в том числе у учащейся молодежи допризывного и призывного возраста, в процессе их повседневной жизни, учебы, занятий оздоровительной физической культурой.
Следовательно, проблема комплексного изучения состояния фактического питания, воздействия умственных и психо-эмоциональных нагрузок на систему иммунной защиты у учащейся молодежи в течение учебного года является актуальной, поскольку ее решение позволит установить возможное проявление иммунодефицитных состояний и наметить пути их предупреждения [1. С 124].
Целью нашего исследования было изучение состояния фактического питания и особенности
иммунного статуса у учащихся и студентов, как юношей, так и девушек допризывного и призывного возраста в течение учебного года.
Наблюдения проводились в течение двух лет на 157 практически здоровых учащихся и студентах 16-18 летнего возраста. Первую группу составили юноши, вторую группу составили девушки.
Наши исследования показали, что содержание жиров в суточных рационах питания у изучаемой категории населения в осенний период находилось ниже рекомендуемых норм для лиц данного возраста: у юношей на 25%, а у девушек на 21%.
К концу учебного года, относительно исходного периода, дефицит количества жиров, потребляемых с пищей у юношей увеличился на 1,6% (Р>0,05) и составил 27,2% от необходимой потребности. Снижение содержания липидов в рационах питания у девушек в весеннее время, по сравнению с осенью, было более существенным - на 14% ^<0,05).
Снижение содержания липидов в рационах питания у девушек в весеннее время, по сравнению с осенью, было более существенным - на 14% ^<0,05).
Следует отметить, что концентрация липидов в пищевых рационах у изучаемой категории учащихся и студентов, относительно физиологических норм потребления, достоверно не отличалась между юношами и девушками.
Роль белков в организме человека чрезвычайно велика, так как функции их многообразны. Протеины входят в состав ядра, протоплазмы, мембран клеток всех органов и тканей, следовательно, важнейшая функция белков - пластическая. Белки, участвуя в защитных реакциях организма, выполняют опорную и транспортную функции и многие другие.
В наших исследованиях общее потребление белков, так же как и жиров с пищей, оказалось ниже рекомендуемых норм осенью у юношей на 30 %, а у девушек - на 26% . Причем, девушки потребляли белков в осенний период на 13,2% (Р < 0,05) меньше, нежели юноши. Весной произошло снижение обеспеченности рационов питания изучаемой категории учащихся и студентов белками, по сравнению с исходным периодом: у юношей на 15,5% (P<0,05), а у девушек на 12% (P<0,05). Достоверной разницы в потреблении белков между юношами и девушками не отмечалось.
Дефицит потребления белков животного происхождения в осеннее время у юношей составил 49% (Р<0,01), а у девушек- 43% (P<0,01). Весной, относительно начала учебного года, обеспеченность рационов питания изучаемой категории учащихся и студентов белками животного происхождения снизилась у юношей и девушек соответственно на 9% и 12% (Р<0,05).Такая недостаточность в пищевых рационах белков животного происхождения может возникнуть в результате питания однообразной пищей, преимущественно растительного происхождения или подвергнутой термической обработке. Однако, следует отметить, что рацион питания девушек, по сравнению с юношами, оказался более богат белками, в том числе и животного происхождения, в течение всего учебного года, относительно рекомендуемых физиологических норм потребления белка. Снижение количества белков, потребляемых с пищей изучаемой категории учащихся и студентов, к концу учебного года происходило, скорее всего, за счет уменьшения количества потребляемой пищи и использования в питании продуктов, подвергнутых длительному хранению [2].
Углеводам в питании принадлежит исключительно важная роль. Они являются основным источником энергии, необходимой для жизнедеятельности всех клеток тканей и органов, особенно мозга, сердца и мышц.
Обеспеченность углеводами рационов питания изучаемой категории учащихся и студентов в осеннее время оказалось ниже рекомендуемого уровня: у юношей на 30%, а у девушек - на 26%. К концу учебного года, по сравнению с исходным периодом, наблюдалось снижение потребления углеводов в обеих группах: у юношей на 15,5%, а у девушек на 11%. Дефицит содержания углеводов в суточных рационах в весеннее время составил у
юношей 45,5% (Р<0,05), а у девушек- 37% (Р<0,05). Достоверной разницы в потреблении углеводов в течение учебного года между исследуемыми группами не наблюдалось.
Известно, что количество расходуемой энергии зависит от пола человека, его возраста, роста, величины поверхности тела, конституции, состояния здоровья, характера питания, метеорологических условий, сезона года и др. факторов.
Исходя из содержания основных пищевых веществ в суточных рационах, которые были меньше рекомендуемых норм потребления, калорийность пищи то же оказалась ниже требуемой для данной возрастной группы. В начале учебного года у учащихся и студентов обоего пола недостаток энергетической ценности потребляемой пищи составил: у юношей 28,2%, а у девушек - 22,2%. Калорийность питания, как и потребление основных пищевых веществ весной, по сравнению с осенью, снизилась: у юношей на 11,2%, у девушек - на 14,1%. Дефицит энергетической ценности рационов питания изучаемой категории учащихся и студентов к концу учебного года составил: у юношей 40% (Р<0,05), а у девушек - 36,3% (Р<0,05).
Соотношение основных пищевых веществ в суточных рационах старших школьников (норма Б:Ж:У,% —15:30:50) осенью оказалось одинаковым в обеих группах и составило15:17:67. Очевидно, что здесь наблюдается дисбаланс соотношения основных питательных веществ: при достаточной концентрации белка очень малая доля жиров и преобладающая роль углеводов. В весенний период балансовая доля основных пищевых веществ в рационе юношей изменилась и стала 15:20:64, а у девушек качественный состав пищи также стал дру-гим:16:16:67. Незначительное процентное увеличение доли жиров на 3% в питании юношей произошло, по-видимому, за счет снижения на 3% доли углеводов. У девушек, наоборот, долевое участие углеводов осталось прежним, но увеличилась квота белка на 1% за счет снижения потребления жиров. Следовательно, суточные рационы питания изучаемой категории учащихся и студентов по соотношению основных пищевых веществ как осенью, так и весной имели четко выраженную углеводную направленность с большим дефицитом доли жиров. Однако, не следует забывать, что при преимущественно углеводистом рационе, значительно снижается усвояемость белков- до 89%, незначительно снижается усвоение жиров- до 94% и наблюдается значительно более высокая усвояемость минеральных веществ..
Таким образом, потребление основных пищевых веществ, энергетическая ценность суточных рационов, соотношение в рационах питания белков, жиров и углеводов у изучаемой категории учащихся и студентов допризывного и призывного возраста в течение всего учебного года не соответствовало рекомендуемым физиологическим нормам. Такое состояние питания может негативно сказаться на физическом развитии и состоянии здоровья изучаемой категории учащихся и студентов.
Известно, что витамины - это простые органические вещества, которые не являются источниками энергии и не используются для построения клеток и тканей, но выполняют в организме важные каталитические функции.
Важная роль в окислительно-восстановительных процессах принадлежит аскорбиновой кислоте, которая оказывает благоприятное воздействие на биохимические реакции, протекающие в мышцах, активизирует ферменты, расщепляющие белки, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и т.д. В настоящее время достаточно подробно изучен вопрос о влиянии аскорбиновой кислоты на обмен железа в организме.
Потребление аскорбиновой кислоты с пищей в осеннее время года, когда продукты питания наиболее богаты аскорбиновой кислотой, было выше рекомендуемой нормы у юношей на 13%, а у девушек ниже на 26%.
Весной, относительно осени, насыщенность рационов питания аскорбиновой кислотой резко снизилась у всех исследуемых школьников: у юношей на 26% (Р < 0,05), а у девушек на11% (Р < 0,05). Между старшими школьниками имелись достоверные различия в потреблении аскорбиновой кислоты в течение всего учебного года. Так, обеспеченность этим витамином юношей, по сравнению с девушками, была выше осенью и весной соответственно на 51,9% (Р<0,01) и 38,6% (Р<0,05). Таким образом, оказалось, что в организме девушек в течение всего периода исследования и в весеннее время у юношей, существует разной степени выраженности С-гиповитаминоз.
Тиамин является частью ферментов, участвующих в обмене жиров, белков и углеводов. Содержание тиамина в рационах питания старших школьников фактически превышало норму потребления в течение всего учебного года. Осенью обеспеченность этим витамином была выше необходимой у юношей на 40%, а у девушек на 15%. В весенние месяцы, по сравнению с исходным периодом, обеспеченность тиамином рационов питания снизилась, но также превышало рекомендуемые нормы у юношей на 27% (Р>0,05), а у девушек- на 8% (Р>0,05). Достоверной разницы между старшими школьниками в содержании этого витамина в рационах питания не отмечалось.
Воздействуя на процессы обмена веществ в организме, рибофлавин стимулирует рост и развитие. Он необходим для обеспечения цветового зрения, процессов кроветворения и ряда других физиологических функций. Содержание рибофлавина в рационах питания осенью у юношей оказалось выше на 5%, а у девушек ниже на 20% рекомендуемых норм. Весной потребление рибофлавина сократилось в обеих группах. В конце учебного года все учащиеся и студенты, принявшие участие в эксперименте испытывали недостаток в этом витамине. Вместе с этими сезонными изменениями имелись достоверные различия в потреблении рибофлавина юношами и девушками. Так, обеспеченность этим витамином юношей была выше, чем у девушек, осенью на 58,3%, а весной на 54,5%.
Пиридоксин необходим для нормальной функции нервной системы, печени, органов кроветворения, кожи. В осеннее время обеспеченность этим витамином была ниже нормы у ношей на 10%, а у девушек- на 31%. Весной, по сравнению с осенью, имелась направленность к снижению потребления пиридоксина у юношей на 5% (P>0,05), а у девушек на 13% (Р>0,05). Дефицит этого витамина в весеннее время у юношей составил 15%, а у девушек 44%. Вместе с этим насыщенность рационов питания пиридоксином у юношей была достоверно выше, чем у девушек: осенью эта разница
Таким образом, обеспеченность витаминами суточных рационов питания старших школьников, в большинстве случаев, была ниже рекомендуемой физиологической нормы (исключение составляет потребление тиамина всеми испытуемыми как весной, так и осенью, рибофлавина, аскорбиновой кислоты, пиридоксина юношами в осеннее время года). Однако, поскольку при недостатке в рационах питания белков в организме нарушается усвоение витаминов группы В и аскорбиновой кислоты, поэтому может возникнуть и витаминная недостаточность, даже при условии избыточного поступления витаминов с пищевым рационом.
Многие элементы в виде минеральных солей, ионов, их комплексных соединений входят в состав живой материи и являются незаменимыми нутри-ентами, которые должны ежедневно потребляться с пищей. Минеральные элементы находятся в организме в неодинаковом количестве и в разных формах соединений. Содержание некоторых из них может быть значительным (макроэлементы) и достигать нескольких граммов. К числу этих нутриентов относятся калий, кальций, магний, фосфор.
Около 90% калия находится внутри клеток. Он вместе с другими солями обеспечивает осмотическое давление, участвует в регуляции водно-солевого обмена, способствует выведению воды, а, следовательно, и шлаков из организма, поддерживает кислотно-щелочное равновесие внутренней среды организма, участвует в регуляции деятельности сердца и других органов.
Калий не является дефицитным нутриентом и при разнообразном питании недостаточность его не возникает. В наших исследованиях количество калия в рационах питания в каждой группе оказалось, примерно, одинаковым в разное время года, но существенно ниже рекомендуемых норм у девушек и несколько выше у юношей. У девушек поступление калия с пищей было ниже физиологической потребности: осенью на 39% (Р<0,05), а весной - на 44% (Р<0,05). Вместе с тем юноши потребляли калия достоверно больше, чем девушки, осенью на 44,3%, а весной - на 47,9%, что составило от физиологической потребности соответственно 47% и 51%.
Кальций является одним из наиболее распространенных компонентов организма человека. Это основной структурный компонент костей; он входит в состав ядер клеток, клеточных и тканевых жидкостей, необходим для свертывания крови. Кальций выполняет не только пластические функ-
ции, но и влияет на многие биохимические и физиологические процессы в организме. Кальций относится к трудно усвояемым элементам.
Обеспеченность организма кальцием была неодинаковой у обследуемых групп. Если у юношей потребление этого нутриента как осенью, так и весной находилось, примерно, на одном уровне и соответствовало физиологической потребности, то у девушек обеспеченность этим элементом составила осенью лишь 61%, а весной - 59%.
Магний необходим для активности ряда ключевых ферментов, обеспечивающих метаболизм. Магний участвует в поддержании нормальной функции нервной системы и мышцы сердца, оказывает сосудорасширяющее действие, повышает активность кишечника, что способствует выделению шлаков.
Наши исследования показали, что содержание магния в суточных рационах питания в обеих группах, как осенью, так и весной, было несколько выше рекомендуемого уровня потребления этого элемент (табл.1,2). Избыток потребления магния юношами осенью и весной составил 8% и 19%, а у девушек соответственно 7% и 6%. Достоверных различий между обследованными группами в обеспеченности этим нутриентом не обнаружено.
Фосфор принимает участие во всех процессах жизнедеятельности организма: синтезе и расщеплении веществ в клетках; регуляции обмена веществ; входит в состав нуклеиновых кислот и ряда ферментов; необходим для образования АТФ. Соединения фосфора содержатся во всех клетках организма.
Наши исследования показали, что количество фосфора в суточных рационах питания юношей и девушек допризывного и призывного возраста существенно различалось. Так, в осенний период у юношей наблюдался незначительный избыток поступления фосфора в организм с пищей на 3% (Р>0,05), а у девушек, наоборот, имелся значительный его дефицит, который составил 36% от нормы. Весной, при большой умственной нагрузке, в период подготовки и сдачи экзаменов, когда повышается потребность организма в фосфоре, количество его в рационах питания имело тенденцию к уменьшению в обеих группах на 4% (Р>0,05). Следует отметить, что у юношей, по сравнению с девушками, обеспеченность этим минеральным элементом была достоверно выше: осенью на 43,3%, а весной - на 55,3%.
Характерно, что физическая работоспособность представителей изучаемой категории учащихся и студентов по показателю ИГСТ тоже зависела от времени года: увеличиваясь осенью, относительно исходного уровня, ИГСТ достиг своих максимальных значений в зимние месяцы. Весной отмечалось снижение показателя физической работоспособности практически до исходного уровня у школьников обеих групп по сравнению с зимним периодом [6, C.86].
Исследования иммунологической реактивно -сти у представителей изучаемой категории учащихся и студентов допризывного и призывного
возраста в течение учебного года позволили установить определенные закономерности изменения некоторых показателей специфической иммунной защиты. Если относительное и абсолютное количество лимфоцитов в течение года у всех исследуемых не подвергалось заметным колебаниям, не зависело от пола представителей изучаемой категории учащихся и студентов и находилось в пределах физиологической нормы, то динамика других показателей клеточного иммунитета - Т- и В-лимфоци-тов носила ярко выраженный сезонный характер. В обеих группах школьников в зимние и, особенно, весенние месяцы наблюдалось существенное и достоверное увеличение количества Т- и В-клеток в крови.
Изменения показателей гуморального иммунитета (иммуноглобулинов классов в, М, А) в течение учебного года оказались диаметрально противоположными по сравнению с динамикой Т- и В-лимфоцитов. В частности, концентрация иммуноглобулинов всех трех классов заметно сокращалась в обеих группах в зимние и, особенно, в весенние месяцы, относительно осени. Наряду с сезонной динамикой содержания иммуноглобулинов отмечались достоверные различия между группами. Так, весной количество иммуноглобулинов классов в и М у девушек оказалось достоверно выше, нежели у юношей (Р<0,001).
Показатели фагоцитоза - фагоцитарная активность и фагоцитарное число тоже зависели от времени года. Достоверно возрастая зимой, по сравнению с осенним периодом, они существенно сокращались весной, относительно зимы (Р<0,05), практически достигая исходных осенних величин. В осенне-зимние месяцы показатели фагоцитоза были достоверно выше у юношей, по сравнению с девушками.
Изменения количества циркулирующих иммунных комплексов (ЦИК) в течение года не всегда были однонаправленными у юношей и их одноклассниц. Если зимой, относительно осени, содержание ЦИК достоверно (Р<0,001), уменьшалось в обеих группах исследуемых, то в конце учебного года у юношей имело место значительное возрастание уровня ЦИК (Р<0,001), по сравнению с осенне-зимним периодом, в тоже время у девушек этот показатель иммунитета оставался на зимнем уровне, т.е. был достоверно ниже исходной величины (Р<0,001). В осенне-зимние месяцы у девушек количество ЦИК было существенно выше, нежели у юношей (Р<0,001).
Тест спонтанной и стимулированной хемилю-минесценции в среднем в году у девушек оказался значительно выше (Р<0,001), по сравнению с юношами, косвенно указывая на наличие у них возможного бактерионосительства (вероятнее всего золотистого стафилококка или гемолитического стрептококка), или же существования очагов инфекции (скрытых или явных).
Следует отметить, что многие изучаемые нами показатели иммуно-логической реактивности у представителей изучаемой категории учащихся и студентов допризывного и призывного возраста
(количество иммуноглобулинов G, М, А, фагоцитарная активность, фагоцитарное число, содержание ЦИК) имели низкие значения зимой или весной. Это, по-видимому, обусловлено недостаточно сбалансированным питанием, дефицитом витаминов и микроэлементов, главным образом железа в эти времена года [3. а 20].
Таким образом, в результате проведенного исследования установлено, что в рационах питания представителей изучаемой категории учащихся и студентов потребление основных питательных веществ, витаминов и минеральных веществ, энергетическая ценность суточных рационов питания, соотношение белков, жиров и углеводов не соответствует необходимым физиологическим нормам. Показатели клеточного и гуморального иммунитета в течение года изменялись в диаметрально противоположном направлении: увеличение количества Т- и В-лимфоцитов в зимние и, особенно, в весенние месяцы одновременно сочетались с достоверным сокращением содержания иммуноглобулинов G, М, А. Констатировано значитель-
ное повышение показателей фагоцитоза зимой, относительно осени и резкое их снижение весной в сравнении с зимним периодом.
Литература
1. Буриков А.В. Динамика показателей фактического питания, иммунологической реактивности и физической работоспособности старших школьников //Автономия личности. 2011. Т. 4. № 2. С. 123-130.
2. Буриков А.В. Оценка состояния фактического питания и иммунологической реактивности старших школьников // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук / Ярославль, 2000.
3. Буриков А.В. Результаты некоторых показателей здоровья подростков в результате сезонного изучения // Материалы 44 Международной научной конференции «Актуальные проблемы в современной науке и пути их решения». Электронный формат журнала Евразийский союз ученых (ЕСУ), № 11 (44)/2017, 1 часть, С.19-21.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ ГЕРОДИЕТИЧЕСКОГО ПОЛУФАБРИКАТА НА ОСНОВЕ
ФИЛЕ ТИЛАПИИ
Молдагалиева Д.Ж.
PhD- докторант, Алматинский технологический университет
Узаков Я.М.
д.т.н., профессор,Алматинский технологический университет
Сарсембаева Н.Б.
д.б.н., профессор, Казахстанско-Японский инновационный центр
Алматы
ACTUALITY OF OBTAINING HERODIECE SEMI-FINISHED FROM TILAPHIA
Moldagaliyeva D.Zh.
PhD-doctoral student, Almaty Technological University
Uzakov YaM.
Doctor of Technical Sciences, Professor, Almaty Technological University
Sarsembaeva N.B.
Doctor of biological sciences, professor, Kazakh-Japanese Innovation Center
Almaty
АННОТАЦИЯ
По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в настоящее время в мире насчитывается около 700 млн. людей старше 60 лет, к 2025 году их число достигнет 1 миллиарда. Однако, несмотря на рост количества людей пожилого населения, активная старость не характерна для их большинства, поскольку около 40 % населения данной группы испытывают серьезные проблемы со здоровьем . Поскольку с помощью питания, согласно исследованиям академика Д.Ф. Чеботарева, можно продлить продолжительность жизни на 25-40%, рационально создавать продукты геродиетического профиля, учитывающие необратимые изменения в физиологии пожилых людей. С учетом выше изложенного представляется актуальной и целесообразной разработка продуктов геродиетического профиля путем использования рыбных ресурсов, а именно тилапии так как нежирное мясо данной рыбы содержит большое количество полноценного белка, сбалансированного по аминокислотному составу, витамины и минеральные вещества, что делает ее важным продуктом питания в рационе всех слоев населения, а именно для людей пожилого возраста. Это позволит расширить ассортимент геродиетической продукции, создать новую специализированную группу функциональных изделий, сбалансированных по химическому составу и соответствующих потребностям пожилого организма.