Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка фактического питания и алиментарного статуса студентов медицинского вуза'

Гигиеническая оценка фактического питания и алиментарного статуса студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
275
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / MEDICAL STUDENTS / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / RATIONAL NUTRITION / АДЕКВАТНОЕ ПИТАНИЕ / ADEQUATE NUTRITION / МИКРОЭЛЕМЕНТНЫЙ СТАТУС / ALIMENTARY STATUS / BALANCE OF MICROELEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетко И.М., Сетко Андрей Геннадьевич, Тришина С.П., Кудисов С.А.

Приводятся результаты изучения фактического питания юношей и девушек, обучающихся в медицинском университете, и его влияния на алиментарный статус студентов. В ходе работы была оценена рациональность и адекватность питания учащихся медицинского вуза, были определены количественное содержание и особенности кинетики макрои микронутриентов у студентов медицинского вуза. Показана высокая информативность этих параметров как критериев прогноза ранних изменений в организме, а также установления гендерных различий в алиментарном статусе студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сетко И.М., Сетко Андрей Геннадьевич, Тришина С.П., Кудисов С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ESTIMATION OF ACTUAL NUTRITION AND ALIMENTARY STATUS OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Results of assessment of actual nutrition of medical university students and its' impact produced on their alimentary status are presented in this article. Rationality and adequacy of nutrition of medical students were assessed. Amount and kinetics of macroand micronutrients at medical students were investigated. As result, these parameters are shown to be informative prognostic criteria of early changes in organism. Also they can be used for identification of gender differences in students' alimentary status.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка фактического питания и алиментарного статуса студентов медицинского вуза»

30

ЗНиСО mm n>I (200

УДК 613.2:378.172:378.661(470.56)

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ И АЛИМЕНТАРНОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

И.М. Сетко, А.Г. Сетко, С.П. Тришина, С.А. Кудисов

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России,

Оренбург, Россия

Приводятся результаты изучения фактического питания юношей и девушек, обучающихся в медицинском университете, и его влияния на алиментарный статус студентов. В ходе работы была оценена рациональность и адекватность питания учащихся медицинского вуза, были определены количественное содержание и особенности кинетики макро- и микронутриентов у студентов медицинского вуза. Показана высокая информативность этих параметров как критериев прогноза ранних изменений в организме, а также установления гендерных различий в алиментарном статусе студентов.

Ключевые слова: студенты медицинского вуза, рациональное питание, адекватное питание, микроэлементный статус.

I.M. Setko, A.G. Setko, S.P. Trishina, S.A. Kudisov □ HYGIENIC ESTIMATION OF ACTUAL NUTRITION AND ALIMENTARY STATUS OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS □ State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education Orenburg State Medical University of Ministry of Health of the Russian Federation, Orenburg, Russia.

Results of assessment of actual nutrition of medical university students and its' impact produced on their alimentary status are presented in this article. Rationality and adequacy of nutrition of medical students were assessed. Amount and kinetics of macro- and micronutrients at medical students were investigated. As result, these parameters are shown to be informative prognostic criteria of early changes in organism. Also they can be used for identification of gender differences in students' alimentary status. Key words: medical students, rational nutrition, adequate nutrition, alimentary status, balance of microelements.

На современном этапе процесс обучения в высшем учебном заведении, особенно в медицинском вузе, характеризуется разнообразием форм и методов обучения, высокой интенсивностью труда, внедрением новых технических средств, большим объемом аудиторной и внеаудиторной нагрузки. Информационные и эмоциональные стрессы, сопровождающие обучение, предъявляют определенные требования к состоянию здоровья студентов. Смена режима труда и отдыха, сна и питания, ломка школьного стереотипа, неумение самостоятельно распределять свое время, отсутствие постоянного и систематического контроля со стороны взрослых вызывает у студентов психоэмоциональный дискомфорт. В результате формируются неправильные модели пищевого, соматического и психического поведения, что в будущем является основой возникновения и про-грессирования различных патологических состояний [1, 4].

Воздействию пищевого фактора на здоровье студентов посвящено достаточно большое количество научных работ, в которых исследованы нарастающая умственная нагрузка, гиподинамия и, как следствие снижение показателей физического развития, нарастание массы тела в период обучения на первом-третьем курсах [1-3, 6, 7]. Вместе с тем, несмотря на пристальное внимание к проблеме питания студенческой молодежи, влияние фактора питания на организм студентов с учетом регионального компонента, влияющего на количественный и качественный баланс макро- и микронутриен-тов, остается недостаточно изученным. Не разработаны методические подходы к оптимизации питания студентов, отсутствует единый

алгоритм, направленный на разработку системы мероприятий «питание - здоровье студента».

Цель исследования: провести физиолого-гигиеническую оценку фактического питания и алиментарного статуса студентов медицинского вуза.

Материалы и методы. Для решения поставленных задач использован комплекс современных гигиенических, эпидемиологических, физиологических, биохимических и статистических методов. Для выполнения поставленной цели была сформирована группа студентов в возрасте 18-21 года, состоящая из юношей (n = 108) и девушек (n = 368).

На первом этапе проведена оценка фактического питания с определением пищевой, энергетической ценности и сбалансированности рационов на основании анкетно-опросного метода, меню-раскладок, метода 24-часового (суточного) воспроизведения питания и анализа частоты потребления пищи в соответствии с МР 2.3.1.2432-08 [5].

Физическое развитие студентов оценивалось по соматометрическим (рост, масса тела, окружность грудной клетки с расчетом индекса Кетле) и физиометрическим показателям (жизненная емкость легких, мышечная сила кисти) по общепринятым стандартам ВОЗ и единым методикам, принятым в антропометрии, при помощи центильного метода с использованием региональных центильных таблиц.

Для оценки биохимического статуса определялись показатели белкового и липидного обмена, уровень глюкозы и сывороточных ами-нотрансфераз. Все биохимические показатели крови определялись на биохимическом анализаторе Stat Fax 3300. Содержание тиамина, ри-

январь ни (ж) зНиСО

31

^^ бофлавина и пиридоксина в моче, а также витаминов А и Е в сыворотке крови определяли флюориметрическим методом на анализаторе «Флюорат-02-АБЛФ-Т». |= Для оценки микроэлементного баланса в организме студентов проведен анализ химического состава волос на базе санитарно-химической лаборатории ГБОУ ВПО ОрГМУ 2Е Минздрава России с использованием атом-но-абсорбционного спектрометра (ААС) КВАНТ-2А.

Результаты исследования. При оценке рационов студентов определено их несоответствие принципу количественной характеристики рационального питания. Так, рационы питания дефицитны по энергетической ценности на 15,7 % у юношей и на 12,1 % - у девушек. Выявлено, что также не соблюдался принцип качественной характеристики рациона питания. Содержание жиров превышало норму у юношей на 24,1 %, а у девушек на 23,4 %. Содержание углеводов было ниже физиологической нормы на 43,3 % у юношей и на 37,1 % у девушек. Уровень белков находился в пределах нормируемых величин.

Рационы студентов были дефицитны как у юношей, так и у девушек по содержанию магния на 47,4-51,6 %, калия - на 25,1-26,4 %, натрия - на 16,8-28,6 %, хлора - на 42,4-50,2 %, цинка - на 19,2-35,8 %, йода - на 61,5-62,7 %, селена - на 15,8-23,1 %, фтора - на 14,523,0 %. Содержание фосфора превышало нормы у юношей и девушек на 11,4-26,9 %. При этом у юношей установлен избыток поступления с рационами питания железа на 75 % и меди на 30 %.

Поступление ретинола, аскорбиновой кислоты было ниже норм физиологических потребностей у юношей на 77,1 % и 37,1 %, а у девушек на 80,8 % и 24,2 % соответственно. Содержание тиамина в рационах было ниже рекомендуемых величин на 26,7-40,0 %, рибофлавина - на 44,4-50,0 %, ниацина - на 28,041,5 %, пиридоксина - на 10—20 %, пантотено-вой кислоты - на 37-46 % и биотина - на 63,268,4 % соответственно. Содержание витамина Е в рационе недостаточно у девушек на 21,3 % и избыточно у юношей на 13,3 %. Вместе с этим было установлено, что нарушена сбалансированность между белками, жирами и углеводами, кальцием и фосфором, кальцием и магнием как у юношей, так и у девушек.

Принцип режимности также не был соблюден. Так, 69,7 % студентов имели оптимальную кратность питания, из них 3-разовое питание -46,9 % студентов или 4-разовое - 22,8 %. Питались 2 раза в сутки 26,4 % студентов, один раз в сутки - 5,2 %, а 2,8 % студентов питались более 4 раз в сутки. Натощак к работе приступали 71,4 % студентов: 1-2 раза в неделю - 42,4 % студентов, 3-4 раза в неделю - 20,8 %, постоянно - 8,2 %. Никогда не приступали к работе натощак лишь 28,6 % студентов. Установлено, что 0,4 % студентов горячее питание не принимали вообще или принимали очень редко. Однократный прием горячей пищи был организован у половины студентов - 46,9 %, дважды в

день - у 43,2 % студентов, три раза в день - у 9,5 % студентов.

При оценке биохимического статуса определено, что усредненные значения общего билирубина, триацилгрицеридов, ЛПоНП и индекса атерогенности у юношей достоверно выше, чем у девушек (р < 0,05). Напротив, средние значения общего холестерина, ЛПВП, ЛПНП достоверно выше у девушек (р < 0,05). Повышенный уровень общего холестерина крови был зарегистрирован у 11,3 % юношей, что на 10 % больше, чем у девушек. Доля юношей, имеющих повышенный уровень ТАГ, больше на 11,4 %, чем девушек. Сниженное содержание ЛПВП отмечалось у 10,5 % юношей, что на 8,1 % больше по сравнению с девушками, что характеризует больший риск развития ишемической болезни сердца у юношей.

Выявленные нарушения показателей жирового обмена (в частности, обмена холестерина) могут быть связаны с дефицитом ПНЖК в рационе юношей и девушек, избыточным потреблением холестерина, дефицитом клетчатки, оказывающей гипохолестеринемическое действие, а также дефицитом селена и йода.

Уровень глюкозы находился на верхней границе нормируемых величин (3,5-5,9 ммоль/л) и составил у девушек 5,66 ± 0,03 ммоль/л, у юношей 5,58 ± 0,07 ммоль/л.

Средние значения показателей белкового обмена находились в пределах физиологической нормы. Различия по содержанию креати-нина и мочевой кислоты между юношами и девушками носили достоверный характер (р < 0,05). Содержание общего белка превышало норму у юношей на 2,6 %, у девушек - на 1,1 %. Доля студентов, имеющих уровень мочевой кислоты, превышающий норму, больше среди юношей на 9,8 %. Выявленные нарушения белкового обмена у студентов в определенной степени могут быть связаны с несбалансированностью в рационе белка, а также ряда витаминов и микроэлементов. Находящиеся в пределах физиологической нормы показатели уровня аминотрансфераз, наряду с практически полным отсутствием дефицита белка, свидетельствуют о нормальной белоксинтетической функции печени у юношей и девушек.

Поскольку в основе патофизиологических, морфологических и клинических проявлений дефицита того или иного витамина лежат первичные биохимические дефекты, то естественно, что биохимические методы являются наиболее чувствительными и специфичными, позволяющими своевременно выявить дефицит витамина на доклинической стадии. Обеспеченность организма студентов витамином А в среднем составила у девушек 0,282 ± 0,115 мкг/л, у юношей 0,339 ± 0,18 мкг/л. Средние показатели содержания витамина Е в сыворотке крови находились ниже физиологической нормы (812 мкг/л) как у девушек (7,45 ± 2,03 мкг/л), так и у юношей (7,82 ± 2,25 мкг/л). Установлено, что низкий уровень содержания витамина А чаще (на 8,0 %) встречается среди девушек. Процент девушек со сниженным содержанием токоферола в сыворотке крови достоверно

32

ЗНиСО mm M1! (200

больше, чем юношей (р < 0,05). Обеспеченность витамином С по средним показателям у юношей составила 0,65 ± 0,04 мг/ч, что достоверно ниже, чем у девушек 1,03 ± 0,16 мг/ч (р < 0,05). Низкое содержание аскорбиновой кислоты выявлено у большинства юношей (63 %) и девушек (63,8 %). Установлено, что содержание рибофлавина в среднем составило у девушек 12,15 ± 1,33 мкг/сут., у юношей 12,31 ± 1,39 мкг/сут. При этом недостаточная обеспеченность витаминами В1 и В2 чаще (на 7,6 % и 2,9 % соответственно) встречается среди девушек, тогда как недостаточная обеспеченность витамином В6 - среди юношей (на 11,9 %). Полученные данные свидетельствуют о том, что у юношей и девушек имеет место гиповитаминозы А, Е, С, В2 и В6, что является следствием недостаточного поступления витаминов в организм при рассматриваемом рационе питания.

При оценке микроэлементного статуса установлено, что средние значения содержания таких микроэлементов, как свинец, висмут, кадмий, никель, кобальт, марганец, стронций, железо, медь и хром, не превышали референтных значений. Содержание тяжелых металлов в волосах у 100 % студентов находилось в пределах референтных значений. Доля студентов, имеющих недостаточное количество железа, была примерно одинаковой среди юношей (20 %) и девушек (18,4 %). Доля студентов, имеющих недостаточное количество меди в организме, больше среди юношей на 2,2 %. Практически у всех студентов был выявлен дефицит хрома в организме - у 100 % девушек и 97,8 % юношей.

Морфофункциональные характеристики организма студентов являются информативными показателями, напрямую отражающими адекватность и рациональность питания. Основную группу среди юношей и девушек составляли студенты, имеющие гармоничное физическое развитие. Вместе с тем дисгармоничное и резко дисгармоничное развитие отмечалось у 18,8 % и 7,6 % юношей и у 15,7 % и 7,3 % девушек соответственно. В структуре гармоничного физического развития преобладал средний уровень. Так, доля юношей со средним уровнем физического развития составляла 25 %, что на 2,2 % меньше по сравнению с девушками (27,2 %). Низкое, высокое и ниже среднего физическое развитие встречалось несколько чаще у исследуемых юношей, чем у девушек. Развитие выше среднего имели больше девушек (19,6 %), чем юношей (13,9 %). Очень высокое физическое развитие зарегистрировано больше среди юношей - 3,7 %, чем среди девушек - 0,8 %. Количество юношей и девушек с очень низким физическим развитием было примерно одинаковым - 2,8 % и 2,7 % соответственно. Выявленные отклонения физического развития, вероятно, могут быть следствием неадекватной обеспеченности девушек и юношей кальцием, фосфором, витамином А, витамином О и железом.

Нерациональное и неадекватное питание студентов приводит к изменению их пищевого

статуса, оцениваемого по показателю массы тела - индексу Кетле. Установлено, что четверть студентов имели отклонения от нормы в пищевом статусе, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. У 74,1 % юношей и 77,0 % девушек установлен оптимальный пищевой статус. Доля юношей, имеющих избыточный пищевой статус, была больше на 6,8 %. С недостаточным пищевым статусом ситуация была обратной: девушек выявлено достоверно больше на 5,7 % (р < 0,05). Среди всех обследованных студентов были зарегистрированы лица с разными степенями ожирения. Так, с 1-й степенью ожирения выявлено 1,8 % юношей и 0,5 % девушек, со 2-й степенью -

0.9.% и 0,2 % соответственно, с 3-й степенью встречались лишь девушки (0,2 %). Важно отметить, что усредненные значе2ния индекса Кет-ле у юношей (22,2 ± 0,34 кг/м ) достоверно выше (р < 0,05), чем у девушек (21,9 ± 0,15 кг/м ).

Выводы. Фактическое питание студентов является нерациональным и неадекватным, что характеризовалось изменениями в биохимическом и витаминном статусах, и проявлялось сниженным содержанием в организме витаминов В1, В2, В6, А и Е. У девушек зафиксированы более выраженные нарушения углеводного обмена. У юношей, напротив, достоверно более выраженные нарушения белкового и жирового обменов, что в итоге характеризует выявленные нарушения физического развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артеменков А.А. Физиолого-гигиеническая оценка соматического здоровья студентов и риска развития заболеваний // Здоровье населения и среда обитания: Информационный бюллетень. 2012. № 12 (237). С. 27-29.

2. Артеменков А.А. Методологические подходы к профилактике дезадаптивных состояний у студентов // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8 (245). С. 35-37.

3. Колесникова Н.Ю. Научное обоснование организации медико-профилактической помощи студентам в современных условиях: Автореф. дисс... канд. мед. наук / Н.Ю. Колесникова. СПб., 2009. 19с.

4. Миннибаев Т.Ш. и др. Состояние здоровья студентов и основные задачи университетской медицины / Т.Ш. Миннибаев, В.В. Чубаровский, Г.А. Гончарова [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 3 (228). С. 16-20.

5. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации: МР 2.3.1.2432-08. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотреб-надзора, 2009. 38 с.

6. Проскурякова Л.А. и др. Оптимизация системы оказания профилактической помощи студенческой молодежи с использованием возможностей образовательного учреждения и ресурсов муниципального здравоохранения / Л.А. Проскурякова, Е.Н. Лобыкина, Н.Е. Найденова // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 1 (250). С. 20-22.

7. Сетко А.Г. и др. Роль нутриентной обеспеченности в функционировании основных органов и систем организма студентов / А.Г. Сетко, С.Г. Пономарева, Е.П. Щербинина [и др.] // Гигиена и санитария. 2012. № 3. С. 51-53.

Контактная информация:

Сетко Андрей Геннадьевич, тел.: +7 (3532) 77-64-24, e-mail: k_GDiP@orgma.ru Contact information: Setko Andrey, phone: +7 (3532) 77-64-24, e-mail: k_GDiP@orgma.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.