28
ЗНиСО ОКТЯбРЬ №>10 (307)
© Сетко Н.П., Ступина М.Ю., Сетко А.Г., Бейлина Е.Б., 2018 УДК 613.2-057.87:665
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩАХ
Н.П. Сетко, М.Ю. Ступина, А.Г. Сетко, Е.Б. Бейлина
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, ул. Советская/ул. М. Горького/пер. Дмитриевский, д. 6/45/7, г. Оренбург, 460000, Россия
Проведена гигиеническая оценка питания двух групп студентов, обучающихся профессии бурильщика в нефтегазоразведочном техникуме. Первую группу составили обучающиеся в возрасте 15-17 лет; вторую - в возрасте 18-20 лет. Рацион питания для обучающихся обеих возрастных групп не соответствует принципам количественной и качественной характеристики рационального питания. В рационе питания обучающихся в возрасте 15-17 лет (1-я группа) установлено снижение содержания жиров на 40,6 %, кальция - на 45,9 %, йода - на 47,9 %, фосфора - на 10,1 % и увеличение содержания железа - на 35,3 % от физиологической нормы; в возрасте 18-20 лет (2-я группа) также выявлено снижение жиров на 20,8 %, йода - на 54,9 %, кальция - на 35,1 % и превышение содержания белков - на 49,3 %, углеводов - на 28,9 %, железа - на 102,9 %, фосфора - на 102,5 %.
Ключевые слова: питание подростков, макро- и микронутриенты, адекватность питания. N.P. Setko, M.Yu. Stupina, A.G. Setko, E.B. Beylina □ HYGIENIC CHARACTERISTICS OF STUDENTS NUTRITION RATION IN SECONDARY VOCATIONAL SCHOOLS □ Orenburg state medical University of the Ministry of Health of Russia, 6/ 45/7, Soviet str., /M. Gorky str./Dmitriyevsky lane, Orenburg, 460000, Russia.
We carried out the nutrition ration hygienic assessment in two groups of students who are getting an education to become drillers in an oil-gas exploration college. The first group involved students aged 1517, 2nd group - students aged 18-20. The diet for students from both groups is intake in below of principles quantitative and qualitative characteristics of balanced diet. The diet of 15-17 years old students (1st group) is described below by the following indicators: fat content is reduced by 40,6 % rate, potassium - by 45,9 %, iodine - by 47,9 %, phosphorus - by 10,1 %, and iron content raised by 35,3% from the physiological norm; in the diet of the 2nd group reduction of fat content by 20,8 %, iodine by 54,9 %, calcium by 35,1 % and overlimited concentration of proteins by 49,3 %, carbohydrates by 28,9 %, iron by 102,9 %, phosphorus by 102,5 % was also found. Key words: adolescent nutrition, macro- and micronutrients, the adequacy of supply of nutrition.
На современном этапе образовательный процесс в средних профессиональных учебных заведениях характеризуется разнообразием инновационных форм и методов обучения, внедрением информационных и технических средств, что в совокупности предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья студентов [6, 10]. При этом известно, что состояние здоровья подростков в значительной степени определяется питанием, которое тесно сопряжено с процессами обмена веществ в организме и является одним из ключевых факторов, определяющих темпы роста подростков, их гармоничное развитие, способность к различным видам и формам обучения, устойчивость к действию факторов среды обитания [4, 5, 8, 11]. Несмотря на пристальное внимание к этой проблеме, питание обучающихся в различных учреждениях среднего профессионального образования (СПО) исследовано недостаточно.
Цель исследования - оценить фактическое питание обучающихся в учреждениях СПО по специальности бурильщика нефтегазовой промышленности в период теоретической подготовки.
Материалы и методы. Гигиеническая оценка питания проведена у студентов двух групп, обучающихся по специальности «Бурение нефтяных и газовых скважин». Обучающиеся в возрасте 15-17 лет составили 1-ю группу; в возрасте 18-20 лет - 2-ю группу. Оценка фактического питания проводилась путем анализа двухнедельных меню-раскладок с определением пищевой, энергетической ценности и сбалансированности рациона с использованием таблиц со-
держания основных химических веществ в пищевых продуктах и сведений об их калорийности [3, 9, 12]. Полученные данные фактической энергетической и нутриентной обеспеченности рационов питания обучающихся 1-й группы сравнивались с нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей и подростков в возрасте до 17 лет [11], 2-й группы - с нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации [7, 12]. Оценка индивидуальной адекватности питания в зависимости от роста, массы тела, уровня физической зрелости и физической активности обучающихся проведена с использованием компьютерной программы «Индивидуальная диета 3.0» [2] с градацией соответствия получаемой энергии и нутриентов индивидуальной физиологической норме или отклонения на 10-20, 20-30, 30-40, 40-50, 50 % и выше.
Результаты исследования. При оценке организации питания в учебном заведении установлено, что обучающиеся получают двукратное горячее питание, где на завтрак приходится 29,1 % от суточной потребности в пищевых веществах и энергии, на обед - 30,9 %. Используется одно двухнедельное меню для всех категорий обучающихся. При изучении меню в нем не отмечено повторений блюд и кулинарных изделий в течение одного дня и в последующие 2-3 дня. Частота потребления хлебобулочных изделий, каш, макарон составила 11,6 дней, овощей - 3,5 дня, фруктов - 5,2 дня, кондитерских изделий - 1,7 дня, жиров - 1,4 дня, мяса -
октябрь МО (307) ЗНиСО
29
2,4 дня, рыбы - 0,72 дня, молочных продуктов
- 0,5 дней.
Анализ данных, представленных в табл. 1, свидетельствует о том, что рацион питания для обучающихся обеих возрастных групп не соответствует принципам количественной и качественной характеристики рационального питания. Так, рацион по энергетической ценности у обучающихся 1-й группы был снижен на 9,9 %, а у обучающихся 2-й группы был увеличен на 18,7 %. В рационе питания обучающихся в возрасте 15-17 лет (1-я группа) установлено снижение содержания жиров на 40,6 %, кальция — на 45,9 %, йода — на 47,9 %, фосфора — на 10,1 % и увеличение содержания железа — на 35,3 % от физиологической нормы на фоне потребления белка и углеводов на уровне нормальных значений.
В рационе питания обучающихся в возрасте 18-20 лет (2-я группа) также выявлено снижение жиров на 20,8 %, йода - на 54,9 %, кальция
- на 35,1 % и превышение содержания белков -на 49,3 %, углеводов - на 28,9 %, железа - на 102,9 %, фосфора - на 102,5 %. Важно отметить, что избыточное содержание в пище соединений фосфора является одной из причин, затрудняющих всасывание кальция.
В рационе питания обучающихся выявлен дефицит витаминов: В2 - на 15,8 %, РР - на
21,1 % в обеих возрастных группах; О - на 44,1 % в 1-й группе и на 86,03 % - во 2-й группе; С - на 19,1 % в 1-й группе и на 37,1 % во 2-й группе от физиологической нормы.
На этом фоне лишь содержание витамина А в рационе питания обучающихся превышало физиологическую норму в возрасте 15-17 лет на 23,2 % и в возрасте 18-20 лет - на 36,9 %. На усвояемость эссенциальных питательных веществ оказывает влияние их сбалансированность в рационе питания подростков [1, 3]. Установлено, что соотношение белков, жиров и углеводов у студентов 1-й группы составило 1 : 1,02 : 5,88, 2-й группы - 1 : 1,13 : 4,97 при рекомендуемом соотношении 1 : 1,68 : 4,29.
Оценка индивидуального фактического потребления эссенциальных питательных веществ в зависимости от возраста, роста, массы тела, физической активности показала, что энергетическая ценность лишь у 35,8 % студентов 1-й группы и у 15 % студентов 2-й группы и содержание белка в рационе у 14,53 % студентов 1-й группы и у 25 % студентов 2-й группы соответствовали индивидуальной физиологической норме, по остальным нутриентам у всех обследуемых имело место отклонение различного уровня от индивидуальной физиологической нормы (табл. 2).
Таблица 1. Химический состав и калорийность рациона питания обучающихся
исследуемых групп
Table 1. The chemical composition and caloric content of the diet of students of the study groups)
Показатели Фактическое потребление Физиологическая норма потребления
1-я группа *** 2-я группа ****
Энергетическая ценность, ккал 1 744,4 ± 150,7 1 935 1 470
Белки, г 64,5 ± 10,6 63,6 43,2
Жиры, г 38,5 ± 6,6* 64,8 48,6
Углеводы, г 276,9 ± 23,1** 274,2 214,8
Витамины
В!, мг 0,905 ± 0,063 0,9
В2, мг 0,909 ± 0,165 1,1
В6, мг 1,32 ± 0,023*, ** 1,2
В12, мг 1,87 ± 0,015*, ** 1,8
РР (ниацин) 9,48 ± 0,63*, ** 12
Е, мг 8,32 ± 1,12 9
С, мг 33,9 ± 2,8* ** 42 54
А, мг 739,2 ± 51,4*, ** 600 540
D, мкг 0,838 ± 0,067*, ** 1,5 6
Минеральные вещества
Кальций, мг 389,7 ± 54,9*, ** 720 600
Железо, мг 12,2 ± 1,3*, ** 9 6
Магний, мг 230, 3 ± 14,5* 180 240
Фосфор, мг 971,9 ± 112,6** 1080 480
Иод, мкг 40,6 ± 0,062*, ** 78 90
Сбалансированность
Соотношение Б : Ж : У 1 : 0,6 : 4,3 1 : 1 : 4,3 1 : 1: 4,9
Соотношение Ca : Р 1 : 2,5 1 : 1,5 1 : 0,8
Соотношение Ca : Mg 1 : 0,59 1 : 0,25 1 : 0,4
Соотношение Б : вит. С 1 : 0,5 1 : 0,7 1 : 1,25
* р < 0,05 при сравнении с физиологической нормой первой группы. ** р < 0,05 при сравнении с физиологической нормой второй группы. *** 60 % от суточной потребности в соответствии с [11]. **** 60 % от суточной потребности в соответствии с [12]. * р < 0,05 when compared with the physiological norm of the first group. ** р < 0,05 when compared with the physiological norm of the second group. *** 60 % from daily requirement in accordance with [11]. **** 60 % from daily requirement in accordance with [12]
30
ЗНиСО октябрь №>10 (307)
Таблица 2. Распределение обучающихся в зависимости от соответствия получаемых нутриентов
индивидуальной физиологической норме (%)
Table 2. Distribution of students depending on the compliance of the obtained nutrients to the individual
physiological norm (%)
Отклонения от индивидуальной нормы Энергетическая ценность и нутриенты Обучающиеся, %
1-я группа 2-я группа
Соответствует индивидуальной норме Энергетическая ценность 35,8 15
Белки 14,53 25
Жиры
Насыщенные жиры
Углеводы 90,7 90
Превышение на 10-20 % Энергетическая ценность 57,7 65
Белки 47,6 50
Жиры
Насыщенные жиры 0,76
Углеводы 9,4 10
Превышение на 20-30 % Энергетическая ценность 6,5 20
Белки 36,6 25
Жиры
Насыщенные жиры 70,3
Углеводы
Превышение на 30-40 % Энергетическая ценность
Белки 1,34
Жиры 9,9
Насыщенные жиры 28,9 55
Углеводы
Превышение на 40-50 % Энергетическая ценность
Белки
Жиры 86,5 95
Насыщенные жиры 45
Углеводы
Превышение более чем на 50 % Энергетическая ценность
Белки
Жиры 2 5
Насыщенные жиры
Углеводы
Более чем у половины обследованных энергетическая ценность (у 57,7 % обучающихся 1-й группы и у 65 % обучающихся 2-й группы) и содержание белков (у 47,6 % обучающихся 1-й группы и у 50 % обучающихся 2-й группы) в рационах превышало индивидуальную норму от 10 до 20 %. Содержание жира в рационе превышало индивидуальную норму на 40-50 % у 86,5 % обучающихся 1-й группы и у 95 % обучающихся 2-й группы. При этом важно отметить, что содержание насыщенных жиров превышало индивидуальную норму на 30-40 % у 28,9 % обучающихся 1-й группы и у 55 % обучающихся 2-й группы.
Заключение. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о несоответствии рационов питания обучающихся учреждений СПО требованиям рационального питания и индивидуальным нормам потребления основных питательных веществ, что в свою очередь может отразиться на работоспособности организма обучающихся, адаптации и устойчивости к воздействиям неблагоприятных факторов сре-
ды обитания и учебно-производственного процесса. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости корректировки рационов питания обучающихся с учетом индивидуальных особенностей, нормативной базы, а также разработки методических рекомендаций по организации питания обучающихся в учреждениях СПО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байгарин Е.К., Ведищева Ю.В., Бессонов В.В., Се-лифанов А.В. Содержание пищевых волокон в различных пищевых продуктах растительного происхождения // Вопросы питания. 2015. № 5. С. 15-16.
2. Есева Т.В. Компьютерные программы для оценки фактического питания // Известия Коми НЦ УрО РАН. 2014. № 4 (20). С. 50-55.
3. Запруднов А.М., Харитонова Л.А., Григорьев К.И., Богомаз Л. В. Современное состояние детской гастроэнтерологии // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2015. № 2. С. 6-13.
4. Коденцова В.М., Вржесинская О.А. Анализ отечественного и международного опыта использования обогащенных витаминами пищевых продуктов // Вопросы питания. 2015. № 2. С. 31-50.
октябрь №10(307)
ЗНиСО
31
5. Лоскучерявая Т.Д. Проблемы оптимального питания у подростков // Материалы всероссийской конференции с международным участием «Современный подросток», 4-5 декабря, 2001. М., 2001. С. 222-224.
6. Миннибаев Т.Ш., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В., Тимошенко К.Т., Гончарова Г. А., Катенко С. В. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья студентов по результатам медицинских осмотров // Вопросы школьной университетской медицины и здоровья. 2015. № 2. С. 40-57.
7. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации: МР 2.3.1.2432-08. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотреб-надзора, 2009. 36 с.
8. Платунин А.В., Морковина Д.А., Студеникина Е.М. Гигиеническая оценка питания студентов учебных заведений медицинского профиля // Гигиена и санитария. 2015. № 9. С. 25-27.
9. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования: СанПиН 2.4.5.240908. М., 2008. 27 с.
10. Сетко, А.Г., Терехова Е.А., Сетко И.М. Сравнительные особенности алиментарного статуса детей и подростков в условиях различных типов образовательных организаций // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2016. Т. 18. № 2 (3). С. 794-800.
11. Соболева Л.Г., Шаршакова Т.М. Питание школьников: гигиеническая оценка и пути рационализации // Проблемы здоровья и экологии. 2011. № 4 (30). С. 147-150.
12. Тутельян В.А. Химический состав и калорийность российских продуктов питания. М.: ДеЛи плюс, 2012. 284 с.
REFERENCES
1. Bajgarin E.K., Vedishcheva Yu.V., Bessonov V.V., Seli-fanov A.V. Soderzhaniye pishchevykh volokon v razlich-nykh pishchevykh produktakh rastitelnogo proiskhozh-deniya [The content of dietary fibers in various foods of plant origin]. 2015, № 5, pp. 15-16. (In Russ.)
2. Eseva T.V. Kompyuternyye programmy dlya otsenki fak-ticheskogo pitaniya [A computer program for estimating an actual power]. Izvestiya Komi NC UrO RAN, 2014, № 4 (20), pp. 50-55. (In Russ.)
3. Zaprudnov A.M., Haritonova L.A., Grigoriev K.I., Bogo-maz L.V. Sovremennoye sostoyaniye detskoy gastroenterology [Current state of pediatric gastroenterology]. Rossii-skii vestnik perinatologii i pediatrii, 2015, № 2, pp. 6-13. (In Russ.)
4. Kodencova V.M., Vrzhesinskaya O.A. Analiz otechestven-nogo i mezhdunarodnogo opyta ispolzovaniya oboga-shchennykh vitaminami pishchevykh produktov [Analysis of domestic and international experience in the use of vitamin-enriched foods]. Voprosy pitaniya, 2015, № 2, pp. 31-50. (In Russ.)
5. Loskucheryavaya T.D. Problemy optimalnogo pitaniya u podrostkov [Problems of optimal nutrition in adolescents]. Materialy vserossijskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem «Sovremennyj podrostok», 4-5 dekabrya, 2001. Moscow, 2001, pp. 222-224. (In Russ.)
6. Minnibaev T.Sh. Metodicheskiye rekomendatsii po komp-leksnoy otsenke sostoyaniya zdorovia studentov po rezul-tatam meditsinskikh osmotrov [Methodical recommendations on a complex assessment of the state of health of students on the results of medical examinations]. Voprosy shkol'noj universitetskoj mediciny i zdorov'ya, 2015, № 2, pp. 40-57. (In Russ.)
7. Normy fiziologicheskikh potrebnostey v energii i pishche-vykh veshchestvakh dlya razlichnykh grupp naseleniya Rossiyskoy Federatsii. MR 2.3.1.2432-08 [Methodical recommendations 2.3.1.2432-08 Norms of physiological needs for energy and nutrients for various groups of the population of the Russian Federation]. Moscow.: Federal-nyy tsentr gigiyeny i epidemiologii Rospotrebnadzora Publ., 2009, 36 p. (In Russ.)
8. Platunin A.V., Morkovina D.A., Studenikina E.M. Gigi-yenicheskaya otsenka pitaniya studentov uchebnykh zave-deniy meditsinskogo profilya [Hygienic assessment of nutrition of students of educational institutions of medical profile]. Gigiena i sanitariya, 2015, № 9, pp. 25-27. (In Russ.)
9. Sanitarno-epidemiologicheskiye trebovaniya k organizatsii pitaniya obuchayushchikhsya v obshcheobrazovatelnykh uchrezhdeniyakh, uchrezhdeniyakh nachalnogo i srednego professionalnogo obrazovaniya: SanPiN 2.4.5.2409-08 [Sanitary and epidemiological requirements of the organization of food of students in educational institutions, institutions of primary and secondary vocational education]. Moscow, 2008, 27 p. (In Russ.)
10. Setko A.G. Sravnitelnyye osobennosti alimentarnogo sta-tusa detey i podrostkov v usloviyakh razlichnykh tipov obrazovatelnykh organizatsiy [Comparative features of elementary status of children and adolescents in different types of educational institutions]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk, 2016, vol. 18, no. 2 (3), pp. 794-800. (In Russ.)
11. Soboleva L.G., Sharshakova T.M. Pitaniye shkolnikov: gigiyenicheskaya otsenka i puti ratsionalizatsii [School meals: health assessment and ways to streamline]. Prob-lemy zdorovia i ekologii. 2011. № 4 (30), pp. 147-150. (In Russ.)
12. Tutel'yan V.A. Khimicheskiy sostav i kaloriynost ros-siyskikh produktov pitaniya [Chemical composition and caloric content of Russian food]. Moscow: DeLi plyus Publ., 2012, 284 p. (In Russ.)
Контактная информация:
Ступина Мария Юрьевна, аспирант кафедры гигиены и эпидемиологии ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России e-mail: [email protected]
Contact information:
Stupina Mariya, Graduate student of department of hygiene and epidemiology Orenburg state medical University of the Ministry of Health of Russia e-mail: [email protected]