БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОСТОЯНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ ДОПРИЗЫВНИКОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА НАБЛЮДЕНИЙ
Буриков А.В.
Канд. биол. наук, профессор кафедры физической подготовки ЯВВУ ПВО, г. Ярославль. Россия
АННОТАЦИЯ:
В работе приводятся результаты комплексного исследования содержание основных питательных веществ в рационах питания, физической работоспособности и некоторых показателей иммунологической реактивности допризывной молодежи основной медицинской группы в разное время года.
ABSTRACT:
The paper presents the results of a comprehensive study of the content of basic nutrients in the diets, physical working capacity and some indices of immunological reactivity of pre-conscription young people of the basic medical group in different times of the year.
Ключевые слова: Иммунологическая реактивность, допризывная молодежь, рацион питания, основные пищевые вещества.
Keywords: Immunologic reactivity, pre-conscription youth, the diet, the main nutrients.
Введение: Разработка и осуществление профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья допризывников, основанных на сезонных изменениях состояния иммунологической реактивности, состоянии фактического питания входят в число первоочередных задач здравоохранения.
Пищевые рационы, недостаточные или избыточные по количественному и качественному составу основных пищевых веществ (белков, жиров и углеводов), а также других нутриентов (витаминов, макро- и микроэлементов), обусловливают развитие специфических «заболеваний неправильного питания», снижение устойчивости организма к воздействию болезнетворных факторов. Недостаточность энергии и пластических материалов, поступающих в организм с пищей - одна из основных причин восприимчивости к бактериальным инфекциям, являющаяся следствием существенных изменений в иммунной системе [1, с 49; 4, а 18].
В настоящее время является хорошо доказанным, что не только обеспеченность организма основными нутриентами, но и различные физические факторы, большие умственные и психо-эмоцио-нальные нагрузки способны вызвать усиление или угнетение иммунитета у человека [2, а 24; 3, а 373]. Однако, несмотря на значительные успехи в области иммунологии, до сих пор практически отсутствуют исследования по изучению иммунных реакций у практически здоровых людей разного возраста и пола, в том числе у детей старшего школьного возраста, в процессе их повседневной жизни, учебы, занятий оздоровительной физической культурой и т.д.[5, а17-18]
Следовательно, проблема комплексного изучения состояния фактического питания, воздействия умственных и психоэмоциональных нагрузок на систему иммунной защиты у допризывной молодежи в течение учебного года является актуальной,
поскольку ее решение позволит установить возможное проявление иммунодефицитных состояний и наметить пути их предупреждения.
Цель: Изучить содержание основных питательных веществ в рационах питания, физической работоспособности и особенности иммунного статуса у юношей и девушек допризывного возраста в течение года.
Наблюдения проводились в течение двух лет на 157 практически здоровых юношах и девушках допризывного возраста. Первую группу (83 человека) составили юноши, вторую группу (74 человека) составили девушки.
Результаты исследования: Исследования показали, что содержание жиров в суточных рационах питания у допризывной молодежи обоего пола в осенний период находилось ниже рекомендуемых норм для лиц данного возраста: у юношей на 25%, а у девушек на 21%.
К концу учебного года, относительно исходного периода, дефицит количества жиров, потребляемых с пищей у юношей увеличился на 1,6% (Р>0,05) и составил 27,2% от необходимой потребности. Снижение содержания липидов в рационах питания у девушек в весеннее время, по сравнению с осенью, было более существенным - на 14% ^<0,05).
Снижение содержания липидов в рационах питания у девушек в весеннее время, по сравнению с осенью, было более существенным - на 14% ^<0,05).
Следует отметить, что концентрация липидов в пищевых рационах у представителей допризывной молодежи, принимающих участие в исследовании, относительно физиологических норм потребления, достоверно не отличалась между юношами и девушками.
Роль белков в организме человека чрезвычайно велика, так как функции их многообразны.
Протеины входят в состав ядра, протоплазмы, мембран клеток всех органов и тканей, следовательно, важнейшая функция белков - пластическая. Белки, участвуя в защитных реакциях организма, выполняют опорную и транспортную функции и многие другие.
В наших исследованиях общее потребление белков, так же как и жиров с пищей, оказалось ниже рекомендуемых норм осенью у юношей на 30 %, а у девушек - на 26% . Причем, девушки потребляли белков в осенний период на 13,2% (Р < 0,05) меньше, нежели юноши. Весной произошло снижение обеспеченности рационов питания допризывной молодежи белками, по сравнению с исходным периодом: у юношей на 15,5% (Р<0,05), а у девушек на 12% (Р<0,05). Достоверной разницы в потреблении белков между юношами и девушками не отмечалось.
Дефицит потребления белков животного происхождения в осеннее время у юношей составил 49% (Р<0,01), а у девушек- 43% (Р<0,01). Весной, относительно начала учебного года, обеспеченность рационов питания молодежи допризывного возраста белками животного происхождения снизилась у юношей и девушек соответственно на 9% и 12% (Р<0,05).Такая недостаточность в пищевых рационах белков животного происхождения может возникнуть в результате питания однообразной пищей, преимущественно растительного происхождения или подвергнутой термической обработке. Однако, следует отметить, что рацион питания девушек, по сравнению с юношами, оказался более богат белками, в том числе и животного происхождения, в течение всего учебного года, относительно рекомендуемых физиологических норм потребления белка. Снижение количества белков, потребляемых с пищей участниками исследования, к концу года происходило, скорее всего, за счет уменьшения количества потребляемой пищи и использования в питании продуктов, подвергнутых длительному хранению.
Углеводам в питании принадлежит исключительно важная роль. Они являются основным источником энергии, необходимой для жизнедеятельности всех клеток тканей и органов, особенно мозга, сердца и мышц.
Обеспеченность углеводами рационов питания старших школьников в осеннее время оказалось ниже рекомендуемого уровня: у юношей на 30%, а у девушек - на 26%. К концу учебного года, по сравнению с исходным периодом, наблюдалось снижение потребления углеводов в обеих группах: у юношей на 15,5%, а у девушек на 11%. Дефицит содержания углеводов в суточных рационах в весеннее время составил у юношей 45,5% (Р<0,05), а у девушек- 37% (Р<0,05). Достоверной разницы в потреблении углеводов в течение учебного года между исследуемыми группами не наблюдалось.
Известно, что количество расходуемой энергии зависит от пола человека, его возраста, роста, величины поверхности тела, конституции, состояния здоровья, характера питания, метеорологических условий, сезона года и др. факторов.
Исходя из содержания основных пищевых веществ в суточных рационах, которые были меньше рекомендуемых норм потребления, калорийность пищи то же оказалась ниже требуемой для данной возрастной группы. В осенний период у старших школьников недостаток энергетической ценности потребляемой пищи составил: у юношей 28,2%, а у девушек - 22,2%. Калорийность питания, как и потребление основных пищевых веществ весной, по сравнению с осенью, снизилась: у юношей на 11,2%, у девушек - на 14,1%. Дефицит энергетической ценности рационов питания допризывной молодежи к началу лета составил: у юношей 40% (Р<0,05), а у девушек - 36,3% (Р<0,05).
Соотношение основных пищевых веществ в суточных рационах представителей допризывной молодежи (норма Б:Ж:У,% —15:30:50) осенью оказалось одинаковым в обеих группах и соста-вило15:17:67. Очевидно, что здесь наблюдается дисбаланс соотношения основных питательных веществ: при достаточной концентрации белка очень малая доля жиров и преобладающая роль углеводов. В весенний период балансовая доля основных пищевых веществ в рационе юношей изменилась и стала 15:20:64, а у девушек качественный состав пищи также стал другим:16:16:67. Незначительное процентное увеличение доли жиров на 3% в питании юношей произошло, по-видимому, за счет снижения на 3% доли углеводов. У девушек, наоборот, долевое участие углеводов осталось прежним, но увеличилась квота белка на 1% за счет снижения потребления жиров. Следовательно, суточные рационы питания старших школьников по соотношению основных пищевых веществ как осенью, так и весной имели четко выраженную углеводную направленность с большим дефицитом доли жиров. Однако, не следует забывать, что при преимущественно углеводистом рационе, значительно снижается усвояемость белков- до 89%, незначительно снижается усвоение жиров- до 94% и наблюдается значительно более высокая усвояемость минеральных веществ..
Таким образом, потребление основных пищевых веществ, энергетическая ценность суточных рационов, соотношение в рационах питания белков, жиров и углеводов у допризывной молодежи в течение периода осень-весна не соответствовало рекомендуемым физиологическим нормам. Такое состояние питания может негативно сказаться на физическом развитии и состоянии здоровья допризывной молодежи.
Характерно, что физическая работоспособность допризывников по показателю ИГСТ тоже зависела от времени года: увеличиваясь осенью, относительно исходного уровня, ИГСТ достиг своих максимальных значений в зимние месяцы. Весной отмечалось снижение показателя физической работоспособности практически до исходного уровня у допризывников обеих групп по сравнению с зимним периодом [6, С.86].
Исследования иммунологической реактивности у школьников в течение учебного года позво-
лили установить определенные закономерности изменения некоторых показателей специфической иммунной защиты. Если относительное и абсолютное количество лимфоцитов в течение года у всех исследуемых не подвергалось заметным колебаниям, не зависело от пола допризывников и находилось в пределах физиологической нормы, то динамика других показателей клеточного иммунитета - Т- и В-лимфоцитов носила ярко выраженный сезонный характер. В обеих группах допризывной молодежи в зимние и, особенно, весенние месяцы наблюдалось существенное и достоверное увеличение количества Т- и В-клеток в крови.
Изменения показателей гуморального иммунитета (иммуноглобулинов классов в, М, А) в течение учебного года оказались диаметрально противоположными по сравнению с динамикой Т- и В-лимфоцитов. В частности, концентрация иммуноглобулинов всех трех классов заметно сокращалась в обеих группах испытуемых в зимние и, особенно, в весенние месяцы, относительно осени. Наряду с сезонной динамикой содержания иммуноглобулинов отмечались достоверные различия между группами. Так, весной количество иммуноглобулинов классов в и М у девушек оказалось достоверно выше, нежели у юношей (Р<0,001).
Показатели фагоцитоза - фагоцитарная активность и фагоцитарное число тоже зависели от времени года. Достоверно возрастая зимой, по сравнению с осенним периодом, они существенно сокращались весной, относительно зимы (Р<0,05), практически достигая исходных осенних величин. В осенне-зимние месяцы показатели фагоцитоза были достоверно выше у юношей, по сравнению с девушками.
Изменения количества циркулирующих иммунных комплексов (ЦИК) в течение года не всегда были однонаправленными у юношей и их одноклассниц. Если зимой, относительно осени, содержание ЦИК достоверно (Р<0,001), уменьшалось в обеих группах допризывной молодежи, то в конце учебного года у юношей имело место значительное возрастание уровня ЦИК (Р<0,001), по сравнению с осенне-зимним периодом, в тоже время у девушек этот показатель иммунитета оставался на зимнем уровне, т.е. был достоверно ниже исходной величины (Р<0,001). В осенне-зимние месяцы у девушек количество ЦИК было существенно выше, нежели у юношей (Р<0,001).
Тест спонтанной и стимулированной хемилю-минесценции в среднем в году у девушек оказался значительно выше (Р<0,001), по сравнению с юношами, косвенно указывая на наличие у них возможного бактерионосительства (вероятнее всего золотистого стафилококка или гемолитического стрептококка), или же существования очагов инфекции (скрытых или явных) [7, с.185-186].
Следует отметить, что многие изучаемые нами показатели иммуно-логической реактивности у до-
призывной молодежи (количество иммуноглобулинов в, М, А, фагоцитарная активность, фагоцитарное число, содержание ЦИК) имели низкие значения зимой или весной. Это, по-видимому, обусловлено недостаточно сбалансированным питанием, дефицитом витаминов и микроэлементов, главным образом железа в эти времена года.
Таким образом, в результате проведенного исследования установлено, что в рационах питания молодежи допризывного возраста потребление основных питательных веществ, витаминов и минеральных веществ, энергетическая ценность суточных рационов питания, соотношение белков, жиров и углеводов не соответствует необходимым физиологическим нормам. Показатели клеточного и гуморального иммунитета в течение года изменялись в диаметрально противоположном направлении: увеличение количества Т- и В-лимфоцитов в зимние и, особенно, в весенние месяцы одновременно сочетались с достоверным сокращением содержания иммуноглобулинов в, М, А. Констатировано значительное повышение показателей фагоцитоза зимой, относительно осени и резкое их снижение весной в сравнении с зимним периодом.
Список литературы
1. Буриков А.В. Анализ обеспеченности основными пищевыми ингредиентами старших школьников в разное время года // Мат.межвуз.науч-практ. конф., Ярославль, ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, 1999,-С.-49.
2. Буриков А.В. Оценка некоторых показателей здоровья школьников // Тюменский медицинский журнал. 2008. № 2. С. 24
3. Васильева О.А., Балашова И.И., Теренть-ева Г.Г. Характеристика иммунного статуса у школьников // Мат. Междунар. конф., посв. 100-летию со дня откр. явл. радиоктивн. и 100-летию Том. политех. ун-та. - Томск, -.1996.-С.371-375.
4. Истомин А.В., Юдина Т.В. Гигиеническая оценка и прогноз состояния фактического питания отдельных групп населения России //Гиг. и санит. -1996.- №4.С. 17-19.
5. Кучма В.Р.,Суханова Н.Н.,Семененко Т.А. и др. О связи физического развития и иммунного статуса детей и подростков // Гигиена и санитария, 1996,-№2,-С. 17-19.
6. Насолодин В.В., Шипов Н.А., Люсин А.В., Буриков А.В., Кузнецова Г.А. Оценка состояния здоровья и физической подготовленности выпускников средних школ // Мат. II науч.практ.конф.,Ар-хангельск, 1997,-вып.2,-С.85-86.
7. Романов В.А.,Зайцев О.Н.,Зайцева И.П.,Буриков А.В.,Абайтова Н.Е.,Крылов В.Л.. Имунный статус и вопросы иммунореабилитации учащихся и студентов-спортсменов // Тез.меж.унив. науч.-практ. конф., МГУ,-1998,-С.184-186.