Психология
УДК 970
психолог, аспирант Богданова Валентина Леонидовна
Институт психологии творчества (г. Новороссийск)
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ, СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В данной статье автор представляет результаты исследования, в которых устанавливалась корреляция между показателями самоактуализации личности (САМОЛ), субъективного благополучия (ШСС) и таких идентификаций личности, как «Я-материальное», «Я-социальное», «Я-духовное»(ЛОСК). Проведено сопоставление смысловых полей самопознания, самоопределение и самопрезентация в контексте теории лежит парадигмальный анализ гуманитарного знания - метамодерн П.М. Пискарева и шкал опросника САМОЛ. Исследована возможность применения модели достижения самоактуализации, с точки зрения взаимосвязи между стадиями прохождения процесса. Полученные результаты свидетельствуют о наличии взаимосвязи между самоактуализацией, субъективным благополучием у людей с различной идентификацией личности.
Ключевые слова: самоактуализация; самопознание; самореализация; топософия; жизненное пространство; счастье; идентификация личности; психологическое здоровье.
Annotation. In this article, the author presents the results of a study in which a correlation was established between the indicators of personality self-actualization (SAMOL), subjective well-being (SHS) and such personal identifications as "I-material", "I-social", "I-spiritual" (LOSK ). Comparison of semantic fields of self-knowledge, self-determination and self-presentation in the context of P. Piskarev's theory of humanitarian knowledge metamodern and the scales of the SAMOL questionnaire is carried out. The possibility of applying the model of achieving self-actualization from the point of view of the relationship between the stages of the process has been investigated. The results obtained indicate the presence of a relationship between self-activation, subjective well-being in people with different personality identifications.
Keywords: self-actualization; self-knowledge; self-realization; toposophy; living space; happiness; identification of the person; psychological well-being.
Введение. В настоящее время феномен самоактуализации в психологии личности занимает очень важное место в быстроменяющемся многомерном жизненном пространстве [7] человека, и в топософии [3, 11] пространства человека. Чаще всего этот термин употребляется в понимании «самореализация», «реализация внутреннего потенциала человека». Довольно много зарубежный и отечественных ученных внесли вклад в расширение смыслового поля термина «самоактуализация» и на сегодняшний день феномен изучен довольно широко и рассматривается через призму теорий разных наук.
В данной исследовании мы будем придерживаться понятия «самоактуализация» в контексте гуманистического направления в психологии таких ученных как К. Роджерс [14], А. Маслоу [9], Ф. Перлз [10], в парадигме теоретических школ интегративной психологии В.В. Козлова [5], теории метамодерн П.М. Пискарева [12]. «Гуманистическая психология признает главным предметом своего изучения личность как уникальную целостную систему, присущую только человеку возможность самоактуализации, которая является частью его природы. Для гуманистической психологии характерны оптимизм, вера в безграничность возможностей, в развитие потенциала [1]».
Изложение основного материала статьи. В рамках рассматриваемой парадигмы самоактуализации «понятие «достигать своих целей» предполагает динамику развития в двух векторах: как вертикального становления, так и горизонтального расширения. Человек, в силу своих адаптивных способностей, очень быстро привыкает к внешним и внутренним условиям собственной жизни, и наличие постоянно растущих собственных потребностей и потребностей развития самого мира, ставит перед ним все новые и новые задачи и цели. Перед современным человеком стоит цель выстраивания наилучших стратегий жизни - как собственной, так и жизни человечества и мира. Важный вопрос, с которым должен разобраться современный человек, - вопрос о том, как этого достичь, и что необходимо познать и сделать для достижения своих целей [2]».
Данное исследование направлено на выявление взаимосвязей между «акме» в контексте самоактуализации личности и субъективного благополучия у людей с различной самоидентификацией (материальное, социальное, духовное). «Феномен «акме» мы рассматриваем, как науку «о развитии зрелых людей» в понимании школы Н.А. Рыбникова, В.М. Бехтерева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева., где изучение личности человека, предусматривает целостный подход [2]». Как упоминал В.Г. Ананьев, индивидуальность можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека, в единстве и взаимосвязи его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида.
Целью нашего исследования являются изучение и проверка следующих утверждений:
Гипотеза 1. Наличие взаимосвязи между уровнем самоактуализации человека и его субъективным благополучием. Гипотеза 2. Самоактуализация актуальна для людей разных возрастов. Гипотеза 3. Наличие взаимосвязи между самоактуализацией, субъективным благополучием и идентификацией личности (материальное, социальное и духовное). Гипотеза 4. Уровень самоактуализации зависит от последовательности и качества прохождения приобретенных навыков: 1 стадия самопознание, 2 стадия самоопределение, 3 стадия самопрезентация.
Методика. Дизайн исследования - анкетирование с элементами теста, направленное на выявление количественно-качественных характеристик предмета исследования. Опрос проводился в заочной форме посредством сети интернет в период с января по апрель 2021 года на основе сервиса Onlain Test Pad (https://onlinetestpad.com).
Инструменты. Для измерения выдвинутых и гипотез были взяты валидные опросники, и ряд дополнительных вопросов. Всего тест содержал 170 вопросов и утверждений, среди которых:
1. Опросник диагностики самоактуализации личности (САМОАЛ) (в адаптации А.В. Лазукин, адаптация Н.Ф. Калина) [15, с. 426-433]. Из 100 вопросов, предлагалось выбрать один из двух
вариантов утверждений, который больше нравился или лучше согласовывался с представлениями респондента. Ответы распределялись по 11 шкалам- качествам, присущим самоактуализированному человеку, таким как: ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, потребность в познании, креативность, автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, контактность, гибкость в общении.
2. Тест счастья С. Любомирски (ШСС) - экспресс-тест, измеряющий уровень субъективного благополучия испытуемого (в адаптации Д.А. Леонтьева) [8, с. 545-559]. Тест состоял из 4 вопросов, где из прилагаемых утверждений, испытуемому оценить себя по пятибалльной шкале. Результат предполагал оценивание уровня субъективного благополучия по шкале от 7 до 28.
3. Личностный опросник самоидентичности В.В. Козлова (ЛОСК) [6]. Опросник позволяет определить наличие баланса между подсистемами «Я» (материальным «Я», социальным «Я», духовным «Я»), уровень их согласованности или наличие жесткой идентифицированности с какой-либо из них. Респондентам предлагались оценить значимость шестидесяти утверждений, относительно представлений о себе, их стремлений и жизненных позиций, используя 5-бальную шкалу.
Выборка. В исследовании приняли участие анонимные респонденты, в количестве 240 человек мужчины (1,6%), женщины (98,4%), в возрасте от 20 до 75 лет.
Результаты: Исследование 1. Установление наличия взаимосвязи между уровнем самоактуализации человека и его субъективным благополучием.
Для анализа статистических данных были взяты: результаты шкал самоактуализации (САМОАЛ) и шкала субъективного благополучия (ШСС) человека.
Для проверки обоснованности применения параметрических критериев использовались формулы Е.И Пустыльника. Установлено, что показатели эмпирических значений асимметрии и эксцесса двух шкал меньше соответствующих критических значений, следовательно, распределение результативных признаков не отличается от нормального распределения и показатели принимаются для расчета параметрического коэффициента.
Для выявления корреляции между двумя шкалами был использован коэффициент корреляции Пирсона. Критическое значение коэффициента составляет 0,18 на уровне значимости р=0.01, исходя из того, что количество испытуемых 240 человек (кол-во степеней свободы для 200, определён р=0,05 - 0,14; р=0,01 - 0,18, и для 300 р=0,05 - 0,11; р=0,01 - 0,15).
Эмпирическая корреляция между двумя шкалами составила 0,56, что больше уровня значимости 0,18, следовательно, нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная, т.е. исследованием установлено наличие связи между самоактуализацией и уровнем субъективного счастья человека, которая статистически значима на уровне р=0,01.
Исследование 2. Взаимосвязь феномена самоактуализации и возраста респондентов.
Для данного исследования были взяты показатели шкал самоактуализации (САМОАЛ) и анкетных данных испытуемых, указывающих на их возраст.
Для выявления корреляции между двумя шкалами был использован коэффициент корреляции Спирмена. Значение коэффициента корреляции Спирмена равняется 0,23 с уровнем значимости р=0,01, что говорит о наличии слабой связи между возрастом и уровнем самоактуализации», следовательно, можно сделать вывод, что навык самоактуализации важен для человека в любом возрасте.
Исследование 3. Наличие взаимосвязи между самоактуализацией, субъективным благополучием и идентификацией личности (материальное, социальное и духовное).
Для установления взаимосвязи были использованы результаты шкал самоактуализации (САМОАЛ), шкала субъективного благополучия (ШСС) и шкалы идентификаций по опроснику (ЛОСК) «Я-материальное», «Я-социальное», и «Я-духовное».
Для проверки обоснованности применения параметрических критериев использовались формулы Е.И Пустыльника. Установлено, что показатели эмпирических значений асимметрии и эксцесса двух шкал меньше соответствующих критических значений, следовательно, показатели принимаются для расчета параметрического коэффициента.
Для установления наличия взаимосвязи между шкалами был использован коэффициент корреляции Пирсона. Критическое значение коэффициента корреляции Пирсона составляет 0,18 на уровне значимости р=0,01. Эмпирическая корреляция между шкалами была установлена следующим образом:
Критическое значение =0,18.
Таблица №1
Эмпирические показатели
Идентификация «Я» Самоактуализация Субъективное счастье
коэффициент корреляции Пирсона
Материальное -0,28 -0,11
Социальное 0,09 0,19
Духовное 0,23 0,21
Из результатов, в представленной Таблице № 1, можно сделать следующие выводы: Самоактуализация и идентификация «Я-материальное». Коэффициент корреляции Пирсона составил -0,28 (что по модулю больше 0,18), следовательно, существует слабая обратная взаимосвязь между шкалами на уровне значимости р=0,01.
Самоактуализация и идентификация «Я-социальное». Коэффициент корреляции Пирсона составил 0,09 (что по модулю больше 0,18), следовательно, взаимосвязь между шкалами отсутствует.
Самоактуализация и идентификация «Я-духовное». Коэффициент корреляции Пирсона составил 0,23, что по модулю больше 0,18, следовательно, установлено наличие связи между шкалами, на уровне значимости р=0,01.
Субъективное благополучие и идентификация «Я-материальное». Корреляция составила - (минус) 0,11, что меньше критического значения 0,18, следовательно, взаимосвязь между шкалами отсутствует.
Субъективное благополучие и идентификация «Я-социальное». Корреляция составила 0,19, что больше критического значения 0,18, в незначительной степени, следовательно, взаимосвязь между шкалами слабо выражена.
Субъективное благополучие и идентификация «Я-духовное» - коэффициент корреляции Пирсона составил 0,21, что свидетельствует о наличии взаимосвязи между шкалами.
Исследование 4. Наличие последовательной взаимосвязи между стадиями прохождения самоактуализации и их качеством.
В рамках данного исследования были взяты результаты шкал самоактуализации (САМОЛ) и средние показатели этого-же теста шкал, описывающие качества самоактуализирующегося человека. В основе распределения по стадиям прохождения самого процесса самоактуализации лежит смысловой контекст качеств личности человека, описанных непосредственно авторами теста (САМОЛ) которые, как нам видится присущи для каждого из предлагаемого периода самоактуализации личности в рамках нашей парадигмы [13, с. 152-154].
В первую стадию самоактуализации - шкалу самопознания включены шкалы самопонимания и аутосимпатии. Во вторую стадию - шкалу самоопределения включены шкалы ценности и гибкости. И в последнюю третью стадию - шкалу самопрезентация включены креативность и контактность.
Для проверки обоснованности применения параметрических критериев использовались формулы Е.И. Пустыльника. Установлено, что показатели эмпирических значений асимметрии и эксцесса двух шкал меньше соответствующих критических значений, следовательно, показатели принимаются для расчета параметрического коэффициента.
Для установления наличия взаимосвязи между шкалами был использован коэффициент корреляции Пирсона. критическое значение коэффициента корреляции Пирсона на уровне значимости р=0,01 для выборки размера 240 элементов. Эмпирическая корреляция между шкалами была установлена следующим образом:
Критическое значение =0,18.
Таблица №2
Эмпирические показатели взаимосвязи стадий
№ Сравниваемые шкалы Коэффициент корреляции Пирсона
1 самопознания самоопределения 0,58
2 самоопределение самопрезентация 0,67
3 самопознания самопрезентация 0,57
4 самоактуализацией самопознанием 0,86
5 самоактуализацией самоопределением 0,79
6 самоактуализацией самопрезентацией 0,81
Как видно из Таблицы № 2, во всех случаях эмпирические коэффициенты корреляции Пирсона значительно больше критического значения 0,18, следовательно, установлено наличие довольно сильной связи между шкалами, и эта связь статистически значима на уровне р=0,01.
Выводы. Исследованием установлено наличие взаимосвязи между уровнем самоактуализации человека и его субъективным благополучием, что подтверждает нашу гипотезу. В тоже время нельзя однозначно сказать, какой феномен первичный: люди становятся счастливее вследствие уровня самоактуализации или же самоактуализация интересна и волнует только счастливых людей. Однако, как нам подтвердили наши исследования, люди с высокими показателями шкал с такими качествами как: ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, потребность в познании, креативность, автономность, спонтанность, самопонимание, аутосимпатия, контактность, гибкость в общении, которые присущи самоактуализирующемуся человеку, испытывают субъективное благополучие в большей степени, чем люди, у которых такие показатели низкие.
Также статистическими показателями установлено, что феномен самоактуализация, и развитие личностных характеристик, указанных в предыдущем пункте важен для людей разных возрастов, что подтверждает нашу гипотезу о необходимости саморазвития и актуализации, реализации внутренних потенциалов на протяжении всей жизни, следуя вызову и требованиям эпохи, кросс-культурных различий и топософии жизненного пространства самого индивида.
При исследовании наличия взаимосвязи между самоактуализацией, субъективным благополучием и идентификацией личности были сделаны следующие выводы. Испытуемые с идентификацией «Я-материальное» меньше склонны к самоактуализации, и менее склонны испытывать субъективное благополучие. Респонденты, с идентификацией личности «Я-социальное» - также не склонны к стремлению к самоактуализации, и взаимосвязь с уровнем субъективного благополучия, практически не установлена. Результаты людей, с идентификаций «Я-духовное» показали наличие положительной взаимосвязи как между самоактуализацией, так и с уровнем субъективного благополучия. Более того, при количественном исследовании полученных данных было установлено, что из 240 человек респондентов 95% оказались с идентификацией «Я-духовное», а баланс между «Я-материальное», «Я-социальное» и «Я-духовное» варьировался в пределах от 5% до 30%. Представленные данные свидетельствуют, что феномен самоактуализации интересен в большей степени людям с идентификацией «Я-духовное», и с относительно равномерным распределением трех упомянутых показателей идентификаций личности.
Наша последняя гипотеза ставила перед нами задачу выявить взаимосвязи уровня самоактуализации, последовательности и качества прохождения приобретенных навыков первой стадии самопознания, второй -самоопределения и третьей стадии самопрезентации.
Прежде чем переходит к обсуждению результатом исследования, следует остановиться на смысловом токовании самих стадий, о которых мы говорим. Как мы уже указывали раньше, мы произвели распределение шкал-качеств по тесту (САМОЛ) [15], к каждой из стадий прохождения самоактуализации следующим образом.
К первой стадии в рассматриваемой нами парадигме самопознания, как «изучение себя - части целой, гармоничной системы, жизненного пространства. Следует отметить, что здесь важен приоритет целого по отношению к его частям. В основном это установки, приобретённые человеком на раннем этапе развития: полученные при воспитании, передаче, переносе модели поведения от родителей и прародителей. Это неосознаваемый перенос моделей поведения, убеждений, эмоционального реагирования, социокультурных установок и моральных устоев, обусловленных семейными традициями и обществом [4]». Мы отнесли сюда такие шкалы-качества как самопонимание и аутосимпатия, которые свидетельствуют о «чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Это люди, которые свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами. Такие люди обладают естественной основой психологического здоровья и цельности личности. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или некритического самовосприятия, это просто хорошо осознаваемая позитивная «Я-концепция», служащая источником устойчивой адекватной самооценки [15]»
Самоопределение с точки зрения рассматриваемой нами теории - это вторая стадия, «это ситуация, когда человек себя идентифицировал, осознал себя во всеобщем, когда он прошел предыдущий этап и самопознал себя. Теперь ему необходимо самоопределиться, сформировать свой характер, свою личность, ответив на вопрос: «Кем я хочу быть?» Через «Я-желаемое», он может воспитывать в себе того человека, каким мечтает быть. Здесь он создает себе формы, желаемые фреймы, которые будут соответствовать его идеалу, он осознает, каким хотел бы быть для получения наилучшего своего результата. Основа, благодаря которой происходит выбор деятельности, зависит прежде всего от внутренних ценностей (аксиосферы) самого индивида, его внешнего социально-культурного окружения, основных потребностей и способностей индивида и, наконец выбора роли, в которой человек себя видит в будущем [4]».
Мы считаем, что среди прочих качеств и навыков, которые необходимы человеку на стадии самоопределения вполне подходят смыслы шкал, изложенные авторами теста(САМОЛ), таких как ценности и гибкость в общении. «Шкала ценности свидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относит такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах. Шкала гибкости в общении соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении. Высокие показатели свидетельствуют об аутентичном взаимодействии с окружающими, способности к самораскрытию. Люди с высокой оценкой по этой шкале ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением -стратегией и тактикой управления производимым впечатлением. Низкие показатели характерны для людей ригидных, не уверенных в своей привлекательности, в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие [15]».
Третью стадию процесса самоактуализации - самопрезентацией мы рассматриваем то, «как человек свое самоопределение доносит до других людей; то, «за кого он выдает себя» в социальном мире. Выбирая себе новый образ «Я-потенциального», человек создает возможные реальности своей презентации, выстраивает фреймы в зависимости не только от того социума, в котором он будет «транслировать себя», но и от места, в котором он находится, учитывая контекст, обычаи и нормы этого места и общества. На данном этапе происходит встраивание новых, потенциальных фреймов в реальность человека (что можно также соотнести с процессами десоциализации и ресоциализации) [4]».
Для этой стадии, как мы считаем характерны такие черты и качества, которые описаны в шкалах теста (САМОЛ) как креативность и контактность. «Стремление к творчеству или креативность - непременный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни. Шкала контактности измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. В опроснике САМОАЛ контактность понимается не как уровень коммуникативных способностей личности или навыки эффективного общения, но как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, необходимая основа синергической установки личности [15]».
Наше исследование показало наличие высокой взаимосвязи между предложенными стадиями самоактуализации, где первая стадия является самопознание человек своего «Я-универсального», второй стадией создание нового образа «Я-потенциального» через самоопределение и благодаря стадии самопрезентации, внутреннее пространство индивида, его «Эго» через «Персону» проецирует себя в социальный мир, а через ассимиляцию топософии внутреннего и внешнего пространства «Я-аутентичное» переходит в стадию самореализации личности в «Я-масштабное».
Выводы. Сегодня, в нашем многомерном, быстроменяющимся мире термин самоактуализация обретает новый важный аспект бытия. Это не просто феномен, явление, это необходимый навык, который следует развивать и воспитывать с детства. Переходя по этапам становления зрелой счастливой личности, индивид проделывает внутреннюю работу, происходит и расширение имеющихся и возникающих границ жизненного пространства человека, а следовательно - и наполнения смыслов топософии самоактуализации. Также происходит осознание, трансформация и принятие своего бытия. Человек переходит через трансцендентные границы. Он открывает в себе внутренний источник мира, мудрости и радости, покоя, тишины и осознания».
Наше исследование показало, что:
- существует взаимная связь между уровнем самоактуализации и уровнем субъективного счастья человека;
- качества и ценности присущи самоактуализирующемуся человеку важны для людей в разном возрасте;
- люди с духовными ценностями больше интересуются самоактуализацией и испытывают субъективное благополучие выше, чем люди с материальной и социальной идентификацией личности;
- процесс достижения самоактуализации, а именно соблюдение последовательности стадий прохождения и их качество, в основе которого лежит парадигмальный анализ гуманитарного знания -метамодерн П.М. Пискарева, имеет высокую взаимосвязь и следовательно может быть взят за теоретическую основу как конструкт, модель для выстраивания дальнейших стратегий саморазвития. Она помогает человеку
познать свою топософию самоактуализации в постоянно фреймированном жизненном пространстве человека, через которые происходит становление зрелой и счастливой личности, на каждом витке ее развития.
Литература:
1. Антипин П.О., Кокнаева Н. В. Экзистенциальная психология и психотерапия. - Методическое пособие. - Новосибирск, 1996 г.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 282 с.
3. Богданова В.Л. Топософия счастья. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования». - ООО «Аналитика Родис». - Вып. - 6. - (2020).
4. Богданова В.Л. Фреймы самоактуализации. Методология современной психологии под редакцией Козлова В.В., Карпова А.В., Петренко В.Ф. - ООО "Международная Академия психологических наук". -(Ярославль). - № 13, 2021
5. Козлов В.В. Интенсивные интегративные психотехнологии. Теория. Практика. Эксперимент. - М., МАПН, 1998. - 427 с.
6. Козлов В.В. Личностный опросник самоидентичности: теория и метод. - Методическое пособие. -Ярославль, 2007. - 55 с.
7. Левин К. Теория поля в социальных науках. - С-Пб.: Речь, 2000. - 368 с.
8. Леонтьев Д.А. На пути к счастью . Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 3. Духовный мир человека. глав. ред. Е. Ананьева; вед. ред. Т. Каширина. - М.: Аванта+, 2004.
9. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А.А. -М., 1982 г. - С. 108-117.
10. Перлз Ф.С. Гештальт-терапия дословно. Гештальт-96. Ред. Хломов Д.Н., Немеринский О.В., Кедрова Н.Б., - М., 1997 г. - С. 9-11.
11. Пискарев П.М. За пределами риторики: топос и топософия. - [Электронный документ]. - Режим доступа: https://www.piskarev.ru/toposofiya
12. Пискарев П.М. Homo beatus - человек метамодерна. - [Электронный документ]. - Режим доступа: https://www.piskarev.ru/homobeatus
13. Пискарев П.М. Метамодерн. Счастье в квадрате. - Москва: Эксмо, 2020. - 304 с.
14. Роджерс К.Р. Клиентоцентрированная терапия - перевод с английского. - М.: «Рефл-бук». - К: «Ваклер». - 1997. - 320 с.
15. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002.
Психология
УДК 159.922.76 - 056.34: 376.015. 31:331
доктор психологических наук, доцент, заведующий
кафедрой психологии Быстрова Юлия Александровна
АНО ВО Московский гуманитарно-экономический университет (г. Москва)
ТЕХНОЛОГИЯ ВКЛЮЧЕНИЕ ЛИЦ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ОСОБАЯ СБОРКА»)
Аннотация. В статье приведен анализ научных исследований в области методологии включения лиц с ментальными нарушениями в трудовую деятельность, их профессиональной социализации, формирования профессиональных и социальных компетенций, трудовых и профессиональных качеств. На основе анализа и синтеза научно-теоретической базы исследования и практического опыта социального предприятия «Особая сборка» создана методика формирования операционно-технологической компетентности у лиц с ментальными нарушениями для их успешного включения в профессионально-трудовую деятельность с целью полноценной интеграции в социум. Для оценки сформированности у лиц с ментальными нарушениями готовности к выполнению трудовых операций определены пять критериев на основе структуры целеполагания как деятельности: мотивационный, когнитивный, операционный, регуляторный и личностный. Освещен опыт констатирующего этапа внедрения данной методики на базе социального предприятия «Особая сборка», создана концепция метода включенного трудоустройства лиц с ментальными нарушениями.
Ключевые слова: лица с ментальными нарушениями, профессионально-трудовая социализация, социальное предприятие, операционно-технологическая компетентность, критерии, уровни, включенное трудоустройство.
Annotation. The paper provides a theoretical analysis of scientific research in the field of socialisation, developing professional competencies, employability skills in persons with intellectual disabilities. Basing on the analysis and synthesis of the scientific and practical experience of the social enterprise "Osobaya sborka" ("Special Assembly"), the author theoretically substantiated the need to create a methodology for developing operational and technological competence in persons with intellectual disabilities for their successful professional socialisation and integration into society. The scholar spelled out the methodological basis of the study. In order to assess the maturity of operational and technological competence in persons with intellectual disabilities and the readiness to perform a job of some kind, the author has determined four criteria based on the structure of goal formation as an activity. These criteria include the following: (1) cognitive criterion, (2) operational one, (3) regulatory one, (4) personal one and (5) motivational criterion. The paper also designated the levels of job performance by persons with intellectual disabilities based on goal formation, namely they can be minimal, sufficient and high. The theme of future research will foresee the interpretation of the experience with regard to implementing this method at the social enterprise "Osobaya sborka" ("Special Assembly"), the concept of the technology of inclusive employment was created.
Keywords: persons with intellectual disabilities, social enterprise, professional socialization, operational and technological competence, criteria, inclusive employment, levels.