Психология
УДК 159
кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии Айсувакова Татьяна Петровна
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«Московский международный университет» (г. Москва);
кандидат психологических наук, доцент кафедры
педагогики и психологии Никуленкова Ольга Евгеньевна
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск);
доктор педагогических наук, профессор кафедры
психологии Сорокопуд Юнна Валерьевна
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«Московский международный университет» (г. Москва),
профессор кафедры педагогики и психологии
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)
ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПОДДЕРЖАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация. В данной статье раскрывается важность физического, психического и нравственного здоровья представителей современного студенчества как ключевых факторов, влияющих на эффективность модернизации современной системы отечественного высшего образования. На основе проведённых авторами исследований, а также анализа научно-исследовательской литературы доказывается важность личностных особенностей, присущих современному российскому студенчеству, а также характера групповых процессов в учебных и неформальных группах для понимания картины здоровья студенческой молодёжи и, следовательно, разработки мероприятий по его улучшению. Кроме того, рассматривается влияние объективных и субъективных факторов на эффективность подобного рода мероприятий.
Ключевые слова: высшее образование, студент, преподаватель, физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье.
Annotation. This article reveals the importance of the modern students physical, mental and moral health as very important factors affecting the effectiveness of the modernization of the modern Russian higher education system. On the basis of the research conducted by the authors, as well as the analysis of research literature, the importance of personal characteristics inherent in modern Russian students, as well as the nature of group processes in educational and informal groups for understanding the picture of the health of students and, consequently, the development of measures to improve it is proved. In addition, the influence of objective and subjective factors on the effectiveness of such measures is considered too.
Keywords: higher education, student, teacher, physical health, mental health, moral health.
Введение. В связи с тем, что современный специалист должен представлять собой профессионально подготовленную, нравственно и психологически здоровую, зрелую и конкурентоспособную личность, система современного российского ВО носит личностно-ориентированный характер [1-2; 10-12]. Соответственно, её совершенствование связано с разработкой и внедрением научно обоснованных инновационных образовательных технологий. Такая ситуация, в свою очередь, актуализирует проблему сохранения здоровья представителей современного студенчества.
Изложение основного материала статьи. Определение здоровья, разработанное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), подразумевает, что здоровому индивиду, в т.ч. представителю учащейся молодёжи, должны быть присущи следующие характеристики:
• здоровая личность характеризуется высокой приспособляемостью к изменениям в природной и социальной среде;
• у неё сохранены структурные и функциональные характеристики организма;
• для здоровой личности характерна совокупность эмоционального и социального благополучия. [2]
На основании выше изложенного мы можем говорить о трёх основных видах здоровья (табл. 1.):
Основные виды здоровья
Виды здоровья Краткая характеристика Критерии
Физическое Естественное состояние организма, характеризующееся нормальными функциональными характеристиками всех его органов и систем.
Психическое Характеризуется развитием памяти и внимания, волевых качеств, уровнем и качеством мышления, а также степенью эмоциональной устойчивости. Наличие у индивида резерва сил, благодаря которому он может преодолевать стрессы и затруднения.
Ощущение собственной дееспособности.
Осознанность и осмысленность самого себя, своей жизни в мире.
Отсутствие у индивида выраженных психических расстройств.
Осознание и чувство непрерывности, постоянства своего Я.
Критичность по отношению к себе и результатам собственной деятельности.
Чувство свободы, жизни «в соответствии с самим собой».
Чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях.
Способность к планированию собственной жизни и реализации планов.
Способность к управлению собственным поведением в соответствии с общепринятыми нормами.
Способность к изменению поведения в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.
Состояние равновесия между человеком и окружающей действительностью, гармонии между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об объективной реальности.
Соответствие психических реакций индивида силе и частоте воздействий окружающей среды [1; 3; 9; 12]
Нравственное Определяется моральными принципами, лежащими в основе социальной жизни человека [4, с. 18]. Активное непринятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
Сознательное отношение человека к труду.
Овладение сокровищами культуры.
С точки зрения темы настоящей статьи представляет определённый интерес адаптационный подход к определению здоровья. В русле данного подхода можно выделить три аспекта здоровья (табл. 2.):
Таблица 2
Аспекты здоровья, выделяемые в рамках адаптационного подхода
Аспект Характеристика
Экологический Здоровье как гармоничное сосуществование с природным окружением, природосообразность человеческого бытия, нарушение которой приводит к болезням и экологическим бедствиям.
Коммуникативно-интерактивный Здоровье как полноценное общение и адекватное взаимодействие с окружающими, адекватность и продуктивность социальных отношений.
Нормативный Здоровье как соответствие состояния и поведения индивидуума социальным и культурным нормам, принятым в данном сообществе [1, с. 101-103].
Можно говорить о четырёх характеристиках здоровья охарактеризованного выше социокультурного эталона:
• приспособленность к природному окружению - способность индивида к выживанию и активному преобразованию биологической среды;
• нормальность представляет собой надындивидуальную, социокультурную характеристику здоровья, общую для всех представителей данного культурного сообщества, а равно успешность й личности в усвоении и воспроизводстве социального опыта;
• гармоничная включенность в сообщество людей - приспособленность личности к ее социальному окружению, непосредственный результат её социализации;
• способность поддерживать функционирование организма и психики на оптимальном уровне, сохраняя постоянство внутренней среды [1; 7].
Таким образом, физическое, психическое и нравственное здоровье современного российского студенчества являются важными факторами, влияющими на совершенствование отечественной системы ВО. В условиях сложного современного образовательного процесса их поддержание представляется невозможным без понимания личностных особенностей, присущих современному российскому студенчеству, а также характера групповых процессов в учебных и неформальных группах [8, с. 71-72].
Принимая во внимание охарактеризованные выше обстоятельства, мы провели исследования уровня морально-психологического благополучия студенчества как одного из важнейших факторов обеспечения качества образования на примере Курского государственного технического университета. Изучение самооценки студентами различных показателей проявления самоактуализации как важнейшей характеристики психического и духовного здоровья личности показало, что свыше 50% лиц, обучающихся в этом вузе, считают себя способными людьми и предполагают, что смогут многого добиться в жизни. При этом, однако, только 30% студентов данной ОО констатируют у себя стремление к максимальному развитию и реализации всех своих способностей. И лишь 26% юношей и девушек указывают, что стремятся проявлять творческий подход в собственной деятельности. Порядка 40% опрошенных студентов Курского государственного технического университета свидетельствуют, что большую часть времени занимаются именно тем, что их интересует. Как видим, результаты исследования наглядно демонстрируют, что необходимо целенаправленно создавать условия, способствующие формированию у студенчества установок и ценностей, характерных для самоактуализирующейся личности [1].
Проведённые исследования тревожности, акцентуаций характера и психологических защит студентов данной организации ВО позволили определить степень уязвимости личности студентов по отношению к определенным психотравмирующим воздействиям (табл. 3.):
Таблица 3
Акцентуации, наиболее характерные для опрошенных студентов КурскГТУ
Акцентуации Выявлено (%)
Гипертимная 91
Возбудимая 79
Эмотивная 60
Циклотимная 60
Демонстративная 61
Неустойчивая 63
Экзальтированная 92
Далее, большая часть опрошенных студентов продемонстрировала личностную тревожность. В зону риска вошли около 40% студентов, примерно у такого же количества обучающихся была обнаружена ситуативная тревожность. Исследование ряда индивидуальных характеристик когнитивной деятельности студентов позволило выделить и установить тесную корреляцию таких характеристик, как оригинальность, поленезависимость и нахождение аналогий. Совокупность последних может являться одним из компенсаторных механизмов в процессе формирования индивидуального когнитивного стиля. Она в определённой степени будет способствовать снижению психического напряжения в ходе учебного процесса.
Результаты проведённого нами исследования в целом согласуются с выводами исследователей о существенных ухудшениях здоровья представителей студенческой молодёжи [3-6; 12]. Логичное, на наш взгляд, объяснение данной тенденции содержится в т.н. концепции «духовного неблагополучия». В рамках данной концепции И.А. Гундарев предположил, что в ряду ведущих факторов, оказывающих влияние на индивидуальное и социальное здоровье студенчества, стоят «нравственная атмосфера», а равно и «эмоциональное состояние общества». Эти факторы исследователь называет «духовными». При этом под «духовностью» он понимает деятельность сознания, которая направлена на «поиск смысла жизни», а также собственного места индивида в ней, а также на «определение критериев добра и зла для оценки событий... и руководства к действию» [3, с. 60-61].
Анализ специальной литературы позволяет с определённой долей уверенности говорить о наибольшем распространении следующих проблем со здоровьем у представителей студенческой молодёжи:
• угнетенное психологическое состояние (40%);
• усталость (50%);
• заболевания пищеварительной системы (20%);
• высокий уровень простудных заболеваний (25%);
• заболевания сердечно-сосудистой системы (15%);
• частые головные боли (20%);
• легкие недомогания (28%) [1; 13-14].
При этом ряд исследователей свидетельствует о том, что значительная часть молодежи приходит в студенческую среду уже с отклонениями в состоянии здоровья [5; 8; 13]. Такая ситуация стала возможной, в первую очередь в силу того, что далеко не все студенты ведут здоровый образ жизни. Для сохранения их физического, психического и нравственного здоровья необходимым является планирование специальных оздоровительных мероприятий [4; 6]. Эффективность подобных мер в значительной степени зависит от учёта ряда объективных и субъективных факторов (табл. 4.):
Объективные и субъективные факторы, влияющие на эффективность проведения здоровьесберегающих мероприятий в студенческой среде
Группы факторов Примеры факторов
Объективные Учебная нагрузка
Продолжительность учебного дня
Состояние учебных аудиторий
Субъективные Двигательная активность
Организация досуга
Наличие или отсутствие вредных привычек
Режим питания
Факторы, которые могут быть отнесены ко второй категории, в наибольшей степени влияют на здоровье представителей студенческой молодёжи.
Выводы. Таким образом, проблема студенческого здоровья является весьма актуальной с точки зрения дальнейшей модернизации системы отечественного высшего образования.
В условиях образовательного процесса в современном вузе его поддержание представляется невозможным без понимания личностных особенностей, присущих современному российскому студенчеству, а также характера групповых процессов в учебных и неформальных группах.
При этом результаты исследования, вкупе с анализом специальной литературы позволяют констатировать наличие существенных ухудшений здоровья представителей современной студенческой молодёжи по сравнению с предшествующим периодом.
Для улучшения ситуации необходимо планирование специальных мероприятий. Возможности образовательной среды в вузе этому способствуют. Прежде всего, это создание для студентов на занятиях «ситуаций успеха». Когда студенты могут себя проявить, показать с интересной стороны, найти друзей для совместного досуга или какого- вида деятельности, в том числе, учебной (например, организация совместных проектов, совместное решение кейсов и т.д.), профессиональной деятельности (во время прохождения различных видов практик, при подработке и др.). При этом, если студент будет востребован, постоянно вовлечён в какую-либо деятельность, субъективные показатели, прежде всего, психологического здоровья. будут улучшаться, что будет хорошей профилактикой для стресса, других угнетающих факторов для психики. В целом, это всегда сказывается и на других показателях здоровья.
В свою очередь, эффективность подобных мер в значительной степени зависит от учёта ряда объективных и субъективных факторов.
При этом именно субъективные факторы в наибольшей степени влияют на здоровье представителей студенческой молодёжи и, следовательно, эффективность подобных мероприятий.
Литература:
1. Айсувакова Т.П., Борисевич М.М., Лебедева О.П., Сорокопуд Ю.В. Формирование способности к самообразованию у студентов гуманитарных специальностей на основе мобильных и интернеттехнологий (опыт МОСКОВСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА) // Мир науки, культуры, образования. -2020. - № 3 (82). - С. 266-268.
2. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. - М.: Академия, 2001. - 352 с.
3. Гундарев И.А. Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа // Общественные науки и современность. - 2001. - № 5. - С. 58-65.
4. Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. Психология здоровья студенческой молодежи: учебное пособие. -Томск: Томский государственный университет, 2012. - 144 с.
5. Иванов В.Д. Формирование здоровьесберегающей компетентности студентов высших учебных образовательных учреждений // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. Ч.2. - Челябинск, 2015. - С. 31-34.
6. Кооль М.В. Формирование ценностной ориентации студентов на здоровый образ жизни в процессе занятий по физической культуре // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. -Т.1. - № 3. - С. 83-86.
7. Магдиева Н.Т. Стратегия здоровьеформирующего образования в современном вузе // Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Материалы Международной НПК / отв. ред. доцент С.З. Айгубов. - Махачкала: Издательство ДГУ, 2015. - С. 239-241.
8. Мусаева Н.Т., Мусаева С.Д. К Вопросу о формировании здоровья молодежи на современном этапе в регионе // Вестник науки и образования. - № 20(74). - Часть 1. - 2019. - С. 70-73.
9. Сорокопуд Ю.В., Матвеева О.А. Влияние семейного воспитания на подростковую тревожность // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 66-68.
10. Таловская Н.А., Самигуллина Г.Ю. Психологический портрет современного студента // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 3. - С. 47-48.
11. Харзеева С.Э., Копылова Т.Ю., Королева Н.В., Ткачева А.А. Морально-психологическое здоровье студенчества и качество высшего профессионального образования // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2007. - Т. 2. - № 1. - С. 183-184.
12. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - М.: Логос, 2012. - 448 с.
13. Ярушин С.А. Детерминанты и направления активизации и персонализации здоровьеформирования студенческой молодёжи // Вестник Челябинского государственного педагогического университетата. - 2010. - № 9. - С. 122-136.
14. Ярушин С.А. Здоровьеобеспечивающая компетенция в структуре профессиональной компетентности студентов вузов // Безопасность и адаптация человека к экстремальным условиям среды и деятельности: сборник материалов Всеросийской научно-практической конференции с международным участием. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2014. - С. 260-266.
Психология
УДК 970
психолог, аспирант Богданова Валентина Леонидовна
Институт психологии творчества (г. Новороссийск)
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ, СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В данной статье автор представляет результаты исследования, в которых устанавливалась корреляция между показателями самоактуализации личности (САМОЛ), субъективного благополучия (ШСС) и таких идентификаций личности, как «Я-материальное», «Я-социальное», «Я-духовное»(ЛОСК). Проведено сопоставление смысловых полей самопознания, самоопределение и самопрезентация в контексте теории лежит парадигмальный анализ гуманитарного знания - метамодерн П.М. Пискарева и шкал опросника САМОЛ. Исследована возможность применения модели достижения самоактуализации, с точки зрения взаимосвязи между стадиями прохождения процесса. Полученные результаты свидетельствуют о наличии взаимосвязи между самоактуализацией, субъективным благополучием у людей с различной идентификацией личности.
Ключевые слова: самоактуализация; самопознание; самореализация; топософия; жизненное пространство; счастье; идентификация личности; психологическое здоровье.
Annotation. In this article, the author presents the results of a study in which a correlation was established between the indicators of personality self-actualization (SAMOL), subjective well-being (SHS) and such personal identifications as "I-material", "I-social", "I-spiritual" (LOSK ). Comparison of semantic fields of self-knowledge, self-determination and self-presentation in the context of P. Piskarev's theory of humanitarian knowledge metamodern and the scales of the SAMOL questionnaire is carried out. The possibility of applying the model of achieving self-actualization from the point of view of the relationship between the stages of the process has been investigated. The results obtained indicate the presence of a relationship between self-activation, subjective well-being in people with different personality identifications.
Keywords: self-actualization; self-knowledge; self-realization; toposophy; living space; happiness; identification of the person; psychological well-being.
Введение. В настоящее время феномен самоактуализации в психологии личности занимает очень важное место в быстроменяющемся многомерном жизненном пространстве [7] человека, и в топософии [3, 11] пространства человека. Чаще всего этот термин употребляется в понимании «самореализация», «реализация внутреннего потенциала человека». Довольно много зарубежный и отечественных ученных внесли вклад в расширение смыслового поля термина «самоактуализация» и на сегодняшний день феномен изучен довольно широко и рассматривается через призму теорий разных наук.
В данной исследовании мы будем придерживаться понятия «самоактуализация» в контексте гуманистического направления в психологии таких ученных как К. Роджерс [14], А. Маслоу [9], Ф. Перлз [10], в парадигме теоретических школ интегративной психологии В.В. Козлова [5], теории метамодерн П.М. Пискарева [12]. «Гуманистическая психология признает главным предметом своего изучения личность как уникальную целостную систему, присущую только человеку возможность самоактуализации, которая является частью его природы. Для гуманистической психологии характерны оптимизм, вера в безграничность возможностей, в развитие потенциала [1]».
Изложение основного материала статьи. В рамках рассматриваемой парадигмы самоактуализации «понятие «достигать своих целей» предполагает динамику развития в двух векторах: как вертикального становления, так и горизонтального расширения. Человек, в силу своих адаптивных способностей, очень быстро привыкает к внешним и внутренним условиям собственной жизни, и наличие постоянно растущих собственных потребностей и потребностей развития самого мира, ставит перед ним все новые и новые задачи и цели. Перед современным человеком стоит цель выстраивания наилучших стратегий жизни - как собственной, так и жизни человечества и мира. Важный вопрос, с которым должен разобраться современный человек, - вопрос о том, как этого достичь, и что необходимо познать и сделать для достижения своих целей [2]».
Данное исследование направлено на выявление взаимосвязей между «акме» в контексте самоактуализации личности и субъективного благополучия у людей с различной самоидентификацией (материальное, социальное, духовное). «Феномен «акме» мы рассматриваем, как науку «о развитии зрелых людей» в понимании школы Н.А. Рыбникова, В.М. Бехтерева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева., где изучение личности человека, предусматривает целостный подход [2]». Как упоминал В.Г. Ананьев, индивидуальность можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека, в единстве и взаимосвязи его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида.
Целью нашего исследования являются изучение и проверка следующих утверждений:
Гипотеза 1. Наличие взаимосвязи между уровнем самоактуализации человека и его субъективным благополучием. Гипотеза 2. Самоактуализация актуальна для людей разных возрастов. Гипотеза 3. Наличие взаимосвязи между самоактуализацией, субъективным благополучием и идентификацией личности (материальное, социальное и духовное). Гипотеза 4. Уровень самоактуализации зависит от последовательности и качества прохождения приобретенных навыков: 1 стадия самопознание, 2 стадия самоопределение, 3 стадия самопрезентация.
Методика. Дизайн исследования - анкетирование с элементами теста, направленное на выявление количественно-качественных характеристик предмета исследования. Опрос проводился в заочной форме посредством сети интернет в период с января по апрель 2021 года на основе сервиса Onlain Test Pad (https://onlinetestpad.com).
Инструменты. Для измерения выдвинутых и гипотез были взяты валидные опросники, и ряд дополнительных вопросов. Всего тест содержал 170 вопросов и утверждений, среди которых:
1. Опросник диагностики самоактуализации личности (САМОАЛ) (в адаптации А.В. Лазукин, адаптация Н.Ф. Калина) [15, с. 426-433]. Из 100 вопросов, предлагалось выбрать один из двух