Научная статья на тему 'Результаты исследования развития интереса к физкультурно-спортивной деятельности как фактора кондиционной готовности у студентов педагогического вуза'

Результаты исследования развития интереса к физкультурно-спортивной деятельности как фактора кондиционной готовности у студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / МОТИВАЦИЯ / PHYSICAL TRAINING AND SPORTS ACTIVITY / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черных Зоя Николаевна

В статье рассматривается проблема развития интереса к физкультурно-спортивной деятельности, как условия кондиционной готовности. Интересы к физкультурно-спортивной деятельности включены в общую направленность личности и является важным условием профессиональной готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черных Зоя Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of the research of development of sports activity interest as a factor of conditioned readiness among the students of pedagogical university

The article deals with the problem of sports activity interest development as a factor of conditioned readiness. Interest for the sports activity is included into the person's general orientation and considered to be the important condition of the professional readiness.

Текст научной работы на тему «Результаты исследования развития интереса к физкультурно-спортивной деятельности как фактора кондиционной готовности у студентов педагогического вуза»

УДК 796.011 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА КОНДИЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Зоя Николаевна Черных, старший преподаватель Шадринский государственный педагогический институт

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития интереса к физкультурно-спортивной деятельности, как условия кондиционной готовности. Интересы к физкультурно-спортивной деятельности включены в общую направленность личности и является важным условием профессиональной готовности.

Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, педагогический вуз, мотивация.

RESULTS OF THE RESEARCH OF DEVELOPMENT OF SPORTS ACTIVITY

INTEREST AS A FACTOR OF CONDITIONED READINESS AMONG THE STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Zoya Nikolaevna Chernyh, the senior teacher,

Shadrinsk State Teachers’ Training Institute

Annotation

The article deals with the problem of sports activity interest development as a factor of conditioned readiness. Interest for the sports activity is included into the person’s general orientation and considered to be the important condition of the professional readiness.

Keywords: physical training and sports activity, pedagogical university, motivation.

Развитие интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов педагогического вуза - существенный фактор такого важного процесса как формирование профессионально-кондиционной готовности. До настоящего времени педагогами и психологами даются различные определения понятия «интерес».

Интерес - это осознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего объекта [3].

Интерес - это осознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего объекта [2].

Интерес теснейшим образом связан с потребностью. Потребность - непосредственное выражение необходимости в структуре субъекта она всегда требует своего удовлетворения, это исходная причина деятельности [4].

Одним из важных показателей положительного отношения человека к какой-либо деятельности является интерес. Данное понятие рассматривается по-разному в философии, психологии, педагогике. В психологии существуют различные подходы к определению данного понятия. Наиболее общее определение дает Р.С. Немов, рассматривая интерес как эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению [5]. Вслед за педагогической энциклопедией Щукина Г.И. интерес трактует как активную познавательную направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанную обычно с положительным эмоционально-окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью [8]. Как видно из результатов нашего исследования, интерес может быть связан с какой либо деятельностью, например физкультурно-спортивной, которая может оказывать влияние на кондиционную готовность студентов к будущей профессии.

Под кондиционной готовностью мы понимаем разновидность физической готовности и самовоспитания, которая в норме следует за базовым физическим воспитанием, опирается на его результаты, закрепляет и развивает их, обеспечивая кондиционное фи-

зическое состояние индивида, благоприятное для здоровья и физической дееспособности, необходимых в жизни, в профессиональной деятельности. В нашем понимании профессионально-кондиционная готовность к педагогической деятельности - это не врожденное качество, а результат специальной подготовки, включающей совокупность профессиональных знаний, развитие основных психических и физических функций, соответствующих профессиональной направленности образования, воспитания и самовоспитания, профессиональному самоопределению, физическому состоянию и уровню здоровья студента.

Факторами, определяющими, по мнению студентов, их потребности, интересы и мотивы включения в физкультурно-спортивную деятельность, являются: рациональная организация, направленность учебного процесса и содержание занятий по физическому воспитанию, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска и др.[1, С.34].

Организация физического воспитания в высших учебных заведениях, согласно рекомендациям, происходит с учетом состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, а также с учетом условий и характера труда в предстоящей профессиональной деятельности. Однако наблюдается существенное противоречие между предполагаемыми результатами реализации учебной программы по физической культуре в педагогических ВУЗах и результатами ее практического применения. Это заставляет педагогов искать новые формы и методы организации физического воспитания студентов, изучать потребности молодежи в занятиях различными видами спорта, разрабатывать возможные варианты их внедрения в учебный процесс [6].

Исследование мотивов, потребностей, интересов студентов Шадринского педагогического института и Югорского государственного университета в различных формах занятий и видах спорта проводилось на основании анализа результатов анкетирования.

Опрос проводился среди студентов Югорского государственного университета (ЮГУ) специальность «Социальная работа» и Шадринского педагогического института факультета технологии и предпринимательства (ТиП). Было опрошено более 500 студентов. Обработка результатов анкетирования показала, что абсолютное большинство студентов контрольной и экспериментальной группы (67,4%) считают спортивнофизкультурную деятельность необходимой и важной, причем 18,4% студентов отмечают необходимость занятий спортом, 14,2% отдают предпочтение оздоровительной физической культуре.

Основным мотивом физкультурно-спортивной деятельности для 42% студентов является желание быть физически привлекательными, 12% считают, что занятия спортом позволяют увереннее чувствовать себя в обществе, 10% планируют добиться высоких результатов, а 36% считают, что очень модно быть стройным, подтянутым, не пить, не курить, словом, вести здоровый образ жизни.

Чтобы добиться достаточного уровня развития интереса к физкультурноспортивной деятельности у студентов экспериментальной группы, игровые занятия (спортивные, подвижные игры) регулярно сочетались со средствами других видов спорта: легкой атлетики, гимнастики, акробатики. В частности, игровые приемы, техникотактические действия отрабатывались в сочетании с различными акробатическими упражнениями, которые требуют от занимающихся хорошо развитой координации движений, ловкости, гибкости и других качеств. Овладение игровыми приемами в более сложных комбинациях, чем те, которые встречаются в игре, создает у занимающихся уверенность в том, что в другой обстановке они могут успешно применять различные приемы для решения любых задач. Комплексный подход, при котором формируется профессиональная готовность одновременно с физическими качествами - это путь совершенствования. Модели занятий, которые проводились со студентами экспериментальной группы,

позволили развить и сохранить интерес к физкультурно-спортивной деятельности и сформировать профессионально-кондиционную готовность. На всех занятиях широко применялись средства общей и специальной подготовки.

Рассмотрим, каким образом влияет интерес к физкультурно-спортивной деятельности на кондиционную готовность студентов педагогического вуза ШГПИ и студентов гуманитарного университета ЮГУ. С помощью корреляционного анализа (см. табл. 1), мы отмечаем тесную взаимосвязь интереса к физкультурно-спортивной деятельности и результатов физической подготовленности.

Таблица 1

Корреляция между интересом к физкультурно-спортивной деятельности и кондиционной готовностью студентов ШГПИ и ЮГУ (ЭГ (п=56), КГ (п=56), г крит.

р<0,05)

ЭГ 0,361 до 0,849 0,538 0,770

после 0,849 0,671 0,920

КГ 0,361 до 0,671 0,011 0,737

после 0,786 0,506 0,435

На основании полученных результатов, мы можем констатировать, что интерес к физкультурно-спортивной деятельности, является фактором повышения профессионально-кондиционной готовности, существенно влияет на рост физической подготовленности студентов ШГПИ и студентов ЮГУ.

Произведя корреляционный анализ между развитием интереса к физкультурноспортивной деятельности и кондиционной готовностью в экспериментальной группе, где апробировалась модель и педагогические условия, мы выявили достаточно высокую степень корреляции (см. табл. 1). В контрольной группе связь между показателями менее значимо выражена.

Сравнение полученных данных выявило достоверные различия по большинству исследуемых показателей. Так, студенты экспериментальной группы (ЭГ) достоверно превосходили студентов контрольной группы (КГ) по всем морфофункциональным показателям. Занятия по физическому воспитанию проходили систематически четыре раза в неделю, кроме того студенты ЭГ самостоятельно занимались в домашних условиях по специально разработанным программам, в связи с этим у них развивались такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость.

Из всего выше изложенного мы можем сказать, что у студентов интерес к физкультурно-спортивной деятельности положительно повлиял на показатели физического развития (табл.2).

Таблица 2

Морфофункциональные показатели студентов ЭГ и КГ (%), (ВРП - весоростовой показатель; СП - силовой показатель (кистевая сила); ЖЕЛ - жизненная емкость

легких)

Группа п ВРП Увел.% СП Увел.% ЖЕЛ Увел. %

до после до после до после

КГ 56 92,9 89,3 3,6 44,7 71,4 26,7 11 11 0

ЭГ 56 39,3 32,1 7,2 51,75 82,1 30,4 25 42,9 17,9

Исходя из данных таблицы, мы видим, что результаты, полученные в ходе эксперимента, свидетельствуют об эффективности улучшения физического состояния студентов в связи с развитием интереса к физкультурно-спортивной деятельности.

Таким образом, интерес к физкультурно-спортивной деятельности у студентов является одним из важных условий образовательного процесса. Организация учебных занятий по физическому воспитанию студентов педагогического вуза способствует более эффективному решению задач повышения интереса к физкультурно-спортивной деятельно-

сти, улучшению показателей физической подготовленности, физического развития и оказывает положительное влияние на кондиционную готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердников, И.Г. Массовая физическая культура в вузе : учеб. пособие / И.Г. Бердников, А.В. Маглеваный, В.Н. Максимова ; под ред. В.А. Маслякова, В.С. Матяжова. - М. : Высш. шк., 1991. - 240 с.

2. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М. : Академия, 2000. - 288 с.

3. Зверев, И. Д. Развитие интереса учащихся к изучению организма человека / И. Д. Зверев. - М. : Педагогика, 1971. - 199 с.

4. Немов, Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 2 кн. Кн. 1 : Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М. : Просвещение : Владос, 1994. -559 с..

5. Нюттен, Ж. Мотивация // Экспериментальная психология : пер. с фр. Вып. 5 / ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже ; общ. ред. А.Н. Леонтьева. - М. : Прогресс, 1975. - С. 15110.

6. Степанова, Г.А. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса учащихся и студентов / Г.А. Степанова, Г.А. Булатова, Р.М. Гимазов. - Сургут : РИО Сургутского гос. пед. ун-та, 2006. - 223 с.

7. Толковый словарь спортивных терминов / под ред. Ф. П. Суслова, Д. А. Тышле-ра. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 480 с.

8. Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении : учеб. пособие / Г.И. Щукина. - М. : Просвещение, 1984. - 176 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.07, 797.14

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ МОРСКИХ ВУЗОВ К ПРОХОЖДЕНИЮ ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ НА УЧЕБНОМ ПАРУСНОМ

СУДНЕ

Елена Петровна Шарина, старший преподаватель,

Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского (МГУ им. адм. Г.И. Невельского), г. Владивосток

Аннотация

В данной статье рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на

успешность прохождения курсантами морских вузов плавательной практики на учебных парусных судах, а также требования к их психофизической готовности к данному виду практики.

Ключевые слова: морские курсанты, плавательная практика, парусные суда, психофизическая готовность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.