РАЗДЕЛ XII
ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 378
Черных Зоя Николаевна
Старший преподаватель кафедры физического воспитания Шадринского государственного педагогического института, [email protected], Шадринск
ИНТЕРЕС К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Chernyh Zoya Nikolaevna
Senior lecturer of the chair of physical education of Shadrinsk State Pedagogical Institute, [email protected], Shadrinsk
INTEREST TOWARDS THE GYMNASTIC-SPORTING ACTIVITY AS A CONDITION OF THE CAREER PREPAREDNESS’ FORMATION AMONG THE STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL INSTITUTION
Известно, что физкультурно-спортивная деятельность влияет на качественные изменения личности. Развитие интереса студентов к физкультурно-спортивной, двигательной деятельности может служить не только способом их приобщения к физической культуре и спорту, а выступать необходимым условием формирования профессиональной готовности будущих учителей.
Поскольку интерес, как мотив деятельности, содействует ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному отражению действительности, повышению активности обучаемых, в качестве одного из условий, способствующих его формированию и развитию, правомерно выделить использование в учебном процессе сочетания разнообразных, традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения. Разнообразие форм организации учебных занятий и методов обучения в процессе подготовки позволяет сместить акцент в познавательных интересах студентов с заинтересованности в новых формах учебной деятельности на содержание изучаемого материала.
Важным условием формирования и развития интереса к профессии студентов является формирование положительного эмоционального отношения к данной деятельности, что становится возможным при наличии положительно-эмоциональной атмосферы на занятиях и создание условий для обеспечения удовлетворенности студентов результатами своей деятельности.
На сегодняшний день перед современным преподавателем стоит задача обеспечения высокой активности студентов в физкультурно-спортивной деятельности. Для этого необходимо, чтобы студенты испытывали интерес к занятиям физической культурой и спортом в институте, стремились развивать необходимые нравственные, психические, физические качества, другими словами, получали удовольствие от занятий. Мнение большинства педагогов сходятся на том, что ведущим началом в развитии интереса является качество занятий по физическому воспитанию, а также роль педагога в нем.
В процессе обучения важную роль играет так называемая обратная связь, то есть та информация, которая поступает от студента к преподавателю. Опираясь на обратную связь, учитель осуществляет ряд близких, но, все же, различающихся действий и операций, а именно проверку, контроль, учет, оценку результатов учебной деятельности.
Становление и развитие познавательных интересов протекает наиболее интенсивно, если в учебно-воспитательном процессе вуза на занятиях по физическому воспитанию осуществляется подготовка студентов к физическому самовоспитанию, когда они знакомятся со специальными знаниями в области спортивно-физкультурной деятельности, овладевают методами самопознания, самоконтроля и самоуправления.
Одним из существенных показателей возрастания познавательного интереса к физкультурно-спортивной деятельности является изменение отношения студентов к занятиям по физическому воспитанию.
Интерес как мотив человеческой деятельности рассматривается в своих работах А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн и др. Так, С. Л. Рубинштейн, рассматривая интерес как специфическую направленность личности на какой-либо предмет, отмечает: «Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности» [8, с. 631].
Необходимость выделения в структуре интереса как сложного свойства направленности личности таких характеристик, как эмоциональная привлекательность и избирательное отношение к объекту, отмечают многие исследователи (В. В. Богословский, А. Г. Ковалев, А. М. Кухарчук, Н. Д. Левитов, Е. А. Обухова, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.).
Одной из важных характеристик интереса является деятельностный характер. На это указывают С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина и др.: «Интерес чему либо... побуждает к соответствующей деятельности» [8, с. 631], «именно с операционной стороны деятельности, из активных действий, оперирования знаниями поступают наиболее сильные импульсы, укрепляющие интерес» [12, с. 123].
Мотивы физического самосовершенствования, вырастающие из познавательных интересов и практической деятельности в целях их реализации, являются основой формирования потребности в самовоспитании. При наличии взаимосвязи общественно значимых мотивов работы над собой с практикой их осуществления возникает чувство удовлетворения не только
в подготовке к профессиональной деятельности, но и эмоциональное удовлетворение от «радости движений», чувства собственной мышечной энергии и активного тонуса всего организма. Потребность в физкультурно-спортивной деятельности актуализируется и как общественно значимая, и как личностная. Ее реализация обусловливает взаимосвязь двигательной и познавательной активности.
Эффективное развитие интереса студентов педагогического вуза к физкультурно-спортивной деятельности зависит от ряда условий, в которых осуществляется данный процесс. В философии условие трактуется как «то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления» [11, с. 707], другими словами, условие понимается как отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания, возникновения, существования и развития.
В современных исследованиях понятие «условие» используется достаточно широко при характеристике целостног о педагогического процесса и отдельных его сторон и составных частей (В. И. Андреев, М. Я. Виленский, И. П. Подласый и др.). В своем исследовании мы опираемся на определение А. Я. Найна, который рассматривает педагогические условия как совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных целей [7].
Основным условием выработки познавательной активности, проявляющейся в активизации практической деятельности в собственном совершенствовании и в интересах коллектива, является взаимосвязь и взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов в физкультурноспортивной деятельности [3].
На наш взгляд, интерес дает четкое представление о том, что нравится студентам и, проанализировав причины этого, понять, почему предпочитается тот или иной вид физкультурно-спортивной деятельности.
Интерес выступает как средство ознакомления с отдельными видами спорта с целью удовлетворения физических и духовных потребностей, развития ловкости, координации, выносливости и других личностных качеств. Ценность интереса состоит в его мотивационных функциях.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать определенный вывод о том, что интерес - это неотъемлемая одна из главных деталей в структуре физкультурно-спортивной деятельности и формировании профессиональной готовности студентов.
Анализ состояния проблемы показал, что исследуемый процесс не имеет в своей основе достаточного научно-методического обоснования. Отдельными аспектами проблемы профессиональной подготовки занимались ученые В. А. Сластенин, Г. А. Степанова, А. И. Щербаков, Л. В. Кондрашова, Н. В. Ипполитова.
Это обусловило необходимость более широкого рассмотрения вопроса в психолого-педагогическом аспекте, поиска педагогических условий, способствующих развитию у студентов педагогического вуза интереса к физкультурно-спортивной деятельности и готовности к профессиональной деятельности.
В отечественной педагогике попытки систематизировать условия, которые включают и качества личности, определяющие готовность к различным видам деятельности, основывались на анализе функциональной структуры профессии, выделяя при этом профессионально важные качества, ориентированные на цели профессиональной деятельности.
Функциональная структура учительской, преподавательской деятельности в педагогической литературе представлена довольно объемно. Эту проблему разрабатывали М. Я. Виленский, Н Ф. Гоноболин, К. М. Гусев,
Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, А. Я. Найн, В. И. Панферов, А. И. Щербаков и др. Главное, в чем сходятся убеждения многих авторов - это позиция, что формирование профессиональных качеств, происходит непосредственно в профессиональной (педагогической) деятельности.
Мы представляем себе готовность к педагогической деятельности как деятельностную реальность, где условия алгоритмического взаимодействия образовательной системы, включающей и профессионально важные качества личности, будут определять успешность и удовлетворенность деятельностью.
Профессиональная деятельность педагога как предмет исследования интересует многих педагогов, но всегда делается акцент на каком-то одном аспекте проблемы. Так, в работах Н. В. Кузьминой, Е. А. Григорьевой исследуется методология, и предлагаются методы изучения компонентов педагогической деятельности. Пути формирования профессиональных качеств, становления педагогического мастерства изыскивают и предлагают В. А. Сластенин, Г. А. Степанова, А. И. Щербаков и др. В этом же контексте изучают деятельность педагога и зарубежные исследователи: Дж. Берендей, Е. Миранте (Италия), А. Соломон, Д. Райжс (США), Т. Стинет (Англия) и др. Большое значение в этих работах придается системе подготовки учителя, отработке его профессиональных действий, однако упускается аспект личностных характеристик в профессиональной готовности будущих специалистов. В США издан учебник «Межличностная коммуникация. Межличностный подход» (А. Соломон), в котором большое внимание отводится обучению умениям работать с малой группой, моделированию, ролевым играм, обучающим эпизодам. Моделирование воспроизводит учебные группы, где студенты выступают в роли учителей, отрабатывают «функциональное» поведение, но как бы ни был замечателен «тренинг», предусмотреть «рецептуру», весь спектр взаимоотношений, разрешить сложные педагогические ситуации невозможно без наличия определенных нравственно-психологических качеств личности.
М. Я. Виленский, Р. С. Сафин утверждают, что конечным и закономерным результатом учебно-воспитательного процесса в высшей педагогической школе является профессиональная готовность ее выпускников. Профессиональная готовность представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных компонентов, которые характеризуют в первую очередь мотивационно-ценностный (личностный) и исполнительский (процессуальный) аспекты деятельности [2].
Профессиональная готовность - субъективное состояние личности считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить [6].
Формирование профессиональной готовности студентов к физкультур-но-спортивной деятельности представляет собой причинно-следственный детерминированный процесс, в котором, благодаря теоретической и технологической основам, последовательно реализуются психолого-педагогичес-кие условия в единстве личностного (духовного) и профессионального.
В современных исследованиях понятие «условие» используется достаточно широко при характеристике целостного педагогического процесса и отдельных его сторон и составных частей. Ю. К. Бабанский, включая условия в состав педагогической системы, выделяет две группы условий функционирования педагогической системы: внешние (природно-географические, общественные, производственные, культурные, среды микрорайона) и внутренние (учебно-материальные, школьно-гигиенические, моральнопсихологические, эстетические) [1].
Отдельно в педагогической литературе рассматриваются дидактические условия, которые представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей» [4].
Данная проблема рассматривается в работах В. В. Белича, Ф. М. Вивдича,
Н. Е. Голу новой, С. И. Марченко, Э. С. Черкасовой и др.
Исследованию педагогических условий, способствующих повышению эффективности различных аспектов целостного педагогического процесса, посвящен еще ряд работ, в том числе Г. И. Щукиной, Т. А. Вахрушевой,
А. С. Бахаревой и др.
Анализ данных исследований показывает, что авторы выделяют различное количество условий, объединяя их в разные группы, комплексы. Такое разнообразие совокупности педагогических условий объясняется различиями в постановке конкретных целей исследования, изменением требований к качеству подготовки специалистов в современном обществе, различием теоретико-методологических подходов и пр. Но в целом совокупность выделяемых условий в различных исследованиях имеет много сходного, что объективно обусловлено наличием сходных объектов исследования, опоры на общие философские, психолого-педагогические положения, составляющие основу исследования.
Реализация педагогических условий предполагает выбор рациональных, оптимальных технологических основ профессионально-педагогической активности, которые характеризуются наличием четко заданной цели, корректно измеряемого результата деятельности, представлением содержания учебной деятельности в виде системы познавательных средств и методов их решения, логики основ учебной деятельности с ее многомерной аксиологической системой [10].
Профессиональная готовность к педагогической деятельности - это не врожденное качество, а результат специальной подготовки, включающей совокупность профессиональных знаний, развитие основных психических функций, профессиональную направленность образования, воспитания и самовоспитания, профессиональное самоопределение.
В психологии «готовность» трактуется как активно-действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизовать сил для выполнения задачи, как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять некоторую деятельность [5].
Готовность к любой профессиональной деятельности включает следующие личностные качества:
- активное, положительное отношение к выбранной профессиональной деятельности, склонность заниматься ею, переходящую в страстную увлеченность;
- наличие во время профессиональной деятельности благоприятных для ее выполнения психических состояний;
- определённый фонд знаний, умений и навыков, адекватный выбранной профессиональной области;
- характерные психологические особенности в сенсорной и умственной сфере, отвечающие требованиям данной деятельности.
Эти качества личности, определяющие готовность к любой профессиональной деятельности, дополненные специфическими для педагогической профессиональной деятельности, и формируют интегративную характеристику «готовность к профессиональной педагогической деятельности».
Из вышесказанного следует, что основными педагогическими условиями развития интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов педагогического вуза, способствующего формированию профессиональной готовности, являются следующие:
- построение процесса физического воспитания студентов на основе единства и соответствия физкультурно-спортивных и профессиональных аспектов деятельности будущего специалиста;
- акцентирование в процессе преподавания на аксиологических ориентирах физической культуры и спорта;
- подбора программно-содержательного обеспечения процесса направленного использования ценностей профессиональной физической культуры и спорта в будущей профессиональной деятельности педагога;
- выстраивание физкультурно-педагогической деятельности в форме межсубъектного диалога преподавателя и студента, направленного на взаимообмен и взаимообогащение их ценностных сфер;
- актуализация рефлексии студента с целью поиска путей и способов постоянного индивидуального самосовершенствования и саморазвития средствами физической культуры и спорта;
- процесс физического воспитания студентов строится на основе единства и соответствия физкультурно-спортивных, систематичных, индивидуальных и профессиональных аспектов деятельности специалиста;
- осмысление студентами значимости учебно-тренировочного процесса, направленного на: стимулирование личной заинтересованности в сохранении и укреплении здоровья; совершенствование физической подготовленности и повышение двигательной активности студентов, которое способствует, как физическому самосовершенствованию, так и профессиональному становлению студентов;
- подбора комплекса педагогических средств и разработанные практические рекомендации по развитию интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов педагогического вуза, как условия формирования профессиональной готовности;
- осуществления путей и способов постоянного самосовершенствования и саморазвития в процессе занятий студентов физкультурно-спортивной деятельностью;
- осмысление студентами значимости физкультурно-спортивных занятий;
- поэтапное включение студентов в физкультурно-спортивную деятельность.
Таким образом, интерес к физкультурно-спортивной деятельности, как условие формирования профессиональной готовности, оказывает положительное влияние на отношение студентов к учебному труду, повышает их социальную активность в различных видах трудовой, общественной деятельности.
Библиографический список
1. Бабанский, Ю. К. Педагогика высшей школы [Текст]; учеб. пособие для ун-тов и пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский - Алма-Ата: Мектеп, 1989. — 175 с.
2. Виленский, М. Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей [Текст]: учеб. пособие / М. Я. Виленский, Р. С. Сафин. - М.: Высш. шк., 1989. - 159 с.
3. Виленский, М. Я, Физическая культура в самовоспитании личности будущего учителя [Текст]: учеб. пособие / М. Я. Виленский, В. А. Беляева под ред.
В. А. Сластенина. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. - 60 с.
4. Гаязов, А. С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы [Текст]: монография / А. С. Гаязов. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1995. - С. 124.
5. Дьяченко, М. И. Психологический словарь-справочник [Текст] / М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбович - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001.
6. Мижериков, В. А. Словарь-справочник по педагогике [Текст] / В. А. Миже-риков / под общ. ред. П. И. Пидкасистого. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
7. Наин, А. Я. Общенаучные понятия в педагогике [Текст] / А. Я. Наин // Педагогика. - 1992. - № 7-8.
8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштей - М.: Учпедгиз, 1949.
9. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] / В. А. Слас-тенин -- М.: Издательский центр «Академия», 2003.
10. Степанова, Г. А. Профессионально-педагогическая готовность студентов к физической реабилитации детей [Текст] / Г. А. Степанова. - Сургут: РИО СурГПИ, 2002. - 220 с.
11. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. - М.: Сов. энциклопедия, 1983.
12. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988.
УДК 371(125.8)
Кожина Елена Владимировна
Аспиранткамеэ/свузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета, психолог поликлинического отделения МУЗ ДГКБ № 5, [email protected], Кемерово
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ
Kozhin Elena Vladimirovna
The post-graduate student of interuniversity chair of the general and high school pedagogic of the Kemerovo state university, the psychologist of polyclinic branch of MUS DGKB № 5, [email protected], Kemerovo
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF REPRODUCTIVE HEALTHOF THE ADOLESCENTS
В настоящее время в России проблема репродукции человека приобрела особую значимость. Об этом свидетельствует отрицательный прирост населения (превышение показателей смертности над рождаемостью).
По-прежнему остается актуальной проблема ранней половой жизни в подростковом возрасте, беременность несовершеннолетних, аборты у нерожавших, раннее материнство, отказ от ребенка, ранние браки и т. д.
Подростковый возраст (ранний -10-14 лет, поздний - 15-19 лет) занимает особое место в развитии и становлении человека: он представляет собой