УДК 378.14
Ведель Оксана Сергеевна
Старший преподаватель кафедры физического воспитания Орского гуманитарно-технологического института, [email protected], Орск
Агеев Сергей Леонидович
Старший преподаватель кафедры «Теория и методика спортивных дисциплин» Оренбургского государственного педагогического университета, [email protected], Оренбург
МОТИВАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Vedel Oksana Sergeevna
The senior teacher of chair ofphysical training of Orsk gumanitarno-institute of technology, [email protected], Orsk
Ageev Sergey Leonidovich
The senior teacher of chair «the Theory and a technique of sports disciplines» Orenburg state teachers-cheskogo of university, [email protected], Orenburg
MOTIVATION OF FIzKULTURNO-SPORTS ACTIVITY OF STUDENTS
nefizkuturnyh high schools on the basis of model
OF REALIzATION OF GENDER FEATURES
Проектируемая нами модель процесса реализации гендерных аспектов мотивации физкультурно-спортивной деятельности студентов нефизкультурных вузов состоит из следующих основных компонентов: целевого, содержательно-технологического, организационного и результативного.
Целевой компонент включает цель, отражающую главную полезную функцию реализации гендерных аспектов мотивации физкультурно-спортивной деятельности студентов нефизкультурных вузов, и задачи, решение которых обеспечивает достижение цели.
Цель выступает одним из системообразующих факторов, поскольку определяет предназначение системы. любая модель, в том числе и исследуемая нами, задается ее целями. для того чтобы успешно решить проблему реализации гендерных аспектов мотивации физкультурно-спортивной деятельности студентов нефизкультурных вузов, необходимо, прежде всего, четко представлять себе конечные цели данной реализации [1].
Понимая гендерные аспекты мотивации физкультурно-спортивной деятельности студентов нефизкультурных вузов как мотивационные процессы побуждения человека к совершению физкультурно-спортивной деятельно-
________МОТИВАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...___________
сти на основании психологически и социокультурно сконструированных характеристик пола, на половом самосознании и личностных ориентациях, полоролевой позиции личности, мы определили цель - реализация гендерных аспектов мотивации физкультурно-спортивной деятельности студентов нефизкультурных вузов.
Эффективную реализацию гендерных аспектов мотивации физкультурно-спортивной деятельности студентов нефизкультурных вузов можно рассматривать как способ оперативного решения актуальных задач в таких направлениях, как:
а) создание оптимальной, соответствующей гендерным особенностям студентов образовательной среды;
б) реализация гендерных психо-эмоциональных предпосылок укрепления здоровья и повышения физической кондиции средствами физической культуры;
в) создание условий для повышения интереса к самопознанию гендерных особенностей своего организма, скрытых резервов здоровья, физической и умственной работоспособности [2].
Основным компонентом модели реализации гендерных аспектов мотивации физкультурно-спортивной деятельности студентов нефизкультурных вузов является содержательно-технологический компонент, основу которого составляют следующие взаимосвязанные блоки: мотивационно-личностный, информационно-когнитивный, операционный и эмоциональнорефлексивный.
Мотивационно-личностный блок (интересы, установки, ценности, смыслы, перспективы) содержательно-технологического компонента модели предполагает актуализацию у студентов привычных определенному полу мотивов физкультурно-спортивной деятельности, учитывает индивидуальные потребности, интересы и склонности студентов, создает высокую личную заинтересованность, использует многочисленные мотивы, формирует потребность в повышении своей подготовки. Данный компонент предполагает активизацию социальной позиции, осознание, коррекцию и формирование личностно-значимых ценностей и целей [4].
Информационно-когнитивный блок модели реализации гендерных аспектов мотивации физкультурно-спортивной деятельности студентов нефизкультурных вузов (информация, понятия, представления) будет характеризоваться следующими признаками:
- осознанностью знаний теории физической культуры относительно своей гендерной принадлежности и способностью к быстрому, точному и творческому их применению; конструированием на этой основе новых способов деятельности; самостоятельным добыванием знаний при обнаружении их взаимосвязи с имеющимся опытом;
- вариативностью и «гибкостью» двигательных умений и навыков, основанных на психологически и социокультурно сконструированных харак-
теристиках пола, на половом самосознании и личностных ориентациях, полоролевой позиции личности [3].
Операционный блок определяется набором действий, необходимых для эффективной реализации гендерных аспектов мотивации физкультурноспортивной деятельности студентов нефизкультурных вузов.
Данный компонент содержит рефлексию способов достижения поставленных целей, освоение алгоритмов и способов принятия решений. Включает изучение возможностей гендерных аспектов мотивации физкультурно-спортивной деятельности студентов, систематизацию источников и способов получения информации.
Изучение гендерных аспектов мотивации физкультурно-спортивной деятельности студентов вуза, систематизация источников и способов получения информации происходит во время:
- широкого использования тестирования в системе вузовского мониторинга, где проводится диагностика, оценка и прогнозирование состояния учебного процесса (отслеживание его хода, результатов, перспектив развития);
- изучения физического развития юношей и девушек, уровня физической работоспособности и кондиционной подготовленности (основные физические качества и связанные с ними способности);
- самооценки и самокоррекции знаний и умений, которые проявляются в умении оценить, организовать себя, свое время, индивидуальную, групповую деятельность.
Исследования [2; 3; 5; 6 и др. ]показали, что реализация гендерных аспектов мотивации физкультурно-спортивной деятельности студентов нефизкультурных вузов возможна при выполнении следующих требований при организации учебного процесса:
1. Предложение широкой и разнообразной программы спортивных дисциплин (форм физической активности).
2. Подключение различных спортивных объединений к участию в проведении занятий по физическому воспитанию в вузе.
3. Активный поиск преподавателями физкультуры в вузе таких форм спортивных занятий, которые бы отвечали не только современным требованиям, но и учитывали гендерные интересы студентов.
4. Обеспечение максимальной заинтересованности юношей и девушек занятиями спортом путем предоставления им возможностей самостоятельного выбора форм физической активности.
5. Организация в вузе не только собственно спортивных соревнований, но и массовых мероприятий, спортивных праздников и спортивных фестивалей.
Эмоционально-рефлексивный блок использует способности мониторинга своих собственных эмоций и эмоций других людей, различать их и использовать информацию для управления собственным мышлением и действиями.
________МОТИВАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..._____________
Развитие эмоциональной сферы личности является важнейшей задачей физического образования, так как здесь формируются отношения к физкультурно-спортивной деятельности. Отношения выступают структурным элементом направленности личности, что проявляется в отношениях к спорту, физической культуре, спортивному коллективу, товарищам по спорту и к самому себе, своим спортивным достижениям, к своей спортивной карьере.
Умение и желание прилагать получаемые и самостоятельно приобретаемые знания в физкультурно-спортивной деятельности; умение свободно не только сообщать о своих познаниях, но и предлагать свое видение проблемы, выражать в связи с этим не только свои мысли, но и эмоции; способность к генерированию актов гендерного сознания на основе рефлексии.
Для нашего исследования важен тот факт, что в формах собственно учебной деятельности при реализации гендерных аспектов мотивации физкультурно-спортивной деятельности студент может выходить в рефлексивную позицию на различных уровнях (субъект видит самого себя, субъект видит себя видящим себя, субъект оценивает себя в прошлом, настоящем, будущем, как представитель женского или мужского пола и т. д.), что позволяет ему на каждом новом уровне перестраивать свою систему ценностных ориентаций.
Организационный компонент модели включает в себя реализацию комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность разрабатываемой нами модели реализации гендерных аспектов мотивации физкультурно-спортивной деятельности студентов нефизкультурных вузов:
1) развитие познавательного интереса у студентов к физкультурно-спортивной деятельности на основе гендерной компетентности
2) структурирование учебного материала с учетом гендерного подхода
3) оптимизация проведения юношами и девушками самостоятельных занятий физическими упражнениями
Следующим компонентом модели реализации гендерных аспектов мотивации физкультурно-спортивной деятельности студентов нефизкультурных вузов, является результативный. Результативный компонент включает уровни, критерии и диагностические методики.
С учетом выделенных учеными уровней учебной деятельности и на основе анализа полученных нами экспериментальных данных мы выделяем три уровня реализации гендерных аспектов мотивации физкультурно-спортивной деятельности студентов нефизкультурных вузов: низкий, средний и высокий. Каждый из этих уровней взаимодействует с предшествующими и последующими. Внутри каждого уровня между отдельными студентами существуют различия в степени их мотивации к физкультурно-спортивной деятельности. При переходе с уровня на уровень степень реализации повышается.
В ходе анализа теоретического и эмпирического материалов были разработаны критерии определения уровня реализации гендерных аспектов моти-
вации физкультурно-спортивной деятельности студентов нефизкультурных вузов: мотивационно-личностные ориентации на успешную физкультурно-спортивную деятельность; сформированность теоретических и практических знаний по гендерным особенностям физкультурно-спортивной деятельности; сформированность умений использования полученных знаний; сформированность рефлексивной позиции. Различная степень проявления выявленных критериев характеризует уровни реализации гендерных аспектов мотивации физкультурно-спортивной деятельности студентов нефизкультурных вузов - низкий, средний, высокий.
Таким образом, наиболее продуктивным для целей нашего исследования мы сочли метод моделирования. Модель выступает в нашем исследовании системообразующим фактором для отбора содержания, форм и методов реализации гендерных аспектов мотивации физкультурно-спортивной деятельности студентов нефизкультурных вузов.
Библиографический список
1. Алтунина, И. Р. Структура и развитие мотивов социального поведения [Текст] / И. Р. Алтунина. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2006. - 112 с.
2. Анищенко, С. А. Учет гендерных особенностей в профессиональном образовании [Текст] / С. А. Анищенко // Научные труды Московского гуманитарного университета. - М.: Изд-во МосГУ «Социум», 2006. - Вып. 75.
3. Вартанова, И. И. К проблеме мотивации учебной деятельности [Текст] / И. И. Вартанова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2000. - № 4. -С. 33-41.
4. Вилюнас, В. К. Психология развития мотивации [Текст] / В. К. Вилюнас. -СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
5. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. пособие для пед. вузов / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. - М.: Академия, 2002. -288 с. - (Высшее образование) - Рек. Мин. обр. РФ.
6. Лукина, B. ^ Исследование мотивации профессионального развития [Текст] / В. С. Лукина // Вопросы психологии. - 2004. - № 5. - С. 25-32.
7. Пушкарева, Н. А. Гендерная асимметрия социализации [Текст] / Н. А. Пуш-карева // Гендерный подход в педагогике. - М., 2002. - Ч. 1. - С. 18-21.