Научная статья на тему 'Результаты исследования потребительских предпочтений в Днепро-Двинском регионе'

Результаты исследования потребительских предпочтений в Днепро-Двинском регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Потребительский рынок / социологическое исследование / интеграция / российско-белорусское приграничье / Днепро-Двинский регион / Consumer market / sociological research / integration / Russian-Belarusian border region / Dnieper-Dvina region.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузавко Антон Сергеевич

В статье представлены результаты социологического исследования потребительских предпочтений граждан, проживающих в Днепро-Двинском регионе (Смоленской, Витебской и Могилёвской областях). Выделены основные группы товаров белорусского и российского производства, пользующиеся популярностью у жителей ДДР. Сделаны выводы о возможном поведении респондентов из ДДР при изменении параметров предложения на соседних рынках сопредельного государства. Подтверждена более высокая лояльность потребителей в ДДР к товарам белорусского производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of Consumer Preferences Research in Dnieper-Dvina Region

The article presents the results of a sociological study of consumer preferences of citizens living in the Dnieper-Dvina region (Smolensk, Vitebsk and Mogilev regions). The main groups of goods of Belarusian and Russian production, which are popular among residents of the DDR, are identified. Conclusions are drawn about the possible behavior of respondents from DDR when changing supply parameters in neighboring markets of a neighboring state. Confirmed higher consumer loyalty in the DDR for Belarusian goods.

Текст научной работы на тему «Результаты исследования потребительских предпочтений в Днепро-Двинском регионе»

А.С. Кузавко

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ

ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ДНЕПРО-ДВИНСКОМ РЕГИОНЕ

A.S. Kuzavko

Results of Consumer Preferences Research in Dnieper-Dvina Region

Сбор социологических данных позволяет получить дополнительную информацию о явлениях и процессах, которые недостаточно явно или достоверно прослеживаются в анализе статистики1. С этой целью в 2019 г. было проведено социологическое исследование в Витебской, Могилевской и Смоленской областях для определения связанности потребительского рынка приграничья, а также выявления текущих потребительские предпочтения и модели потребительского поведения граждан, постоянно проживающих в Днепро-Двинском регионе (далее ДДР). Проведение социологического исследования позволяет сделать анализ субъективных оценок местного населения, оценить актуальные потребительские предпочтения и мотивы перемещения граждан Союзного государства в пределах потребительского рынка ДДР1.

Социологический опрос проводился с помощью анкетирования граждан, самостоятельно принимающих решение о покупке. В Смоленской области 500 опрошенных 49 % в возрасте от 17 до 40 лет и 51 % - от 41 до 80 лет. В Витебской области из 500 опрошенных 46 % в возрасте от 17 до 40 лет и 54 % - от 41 до 82 лет. В Могилёвской области из 500 опрошенных 70 % в возрасте от 17 до 40 лет и 30 % - от 41 до 71 лет. Опрос проводился преимущественно в крупных населенных пунктах и районных центрах регионов ДДР. В опросе приняли участие люди разных профессий (таблица 1).

Таблица 1

Социально-профессиональный статус респондентов

Социально- профессиональный статус Смоленская область Могилёвская область Витебская область

1. Рабочий в промышленности, %. 5,5 12,8 12,4

2. Рабочий сельскохозяйственного предприятия, %. 1,0 4,6 7,0

3. Специалист бюджетной сферы, %. 21,8 25,6 18,7

4. Специалист производственной или коммерческой сферы, %. 11,6 15,3 9,2

5. Предприниматель, фермер, %. 4,7 4,0 5,0

6. Руководитель, %. 6,1 4,2 3,8

7. Студент, учащийся, %. 31,8 17,2 13,7

8. Пенсионер, %. 8,6 5,3 24,1

9. Безработный, неработающий, % 2,0 2,1 1,8

10. Военнослужащий, сотрудник МЧС, полиции, %. 2,4 4,0 3,0

11. Другое, % 4,5 4,8 1,2

Одним из ключевых факторов, стимулирующих передвижение потребителей в ДДР, является разница в стоимости товаров (таблица 2).

Таблица 2

Ответы респондентов на вопрос «Насколько должны подешеветь товары в сопредельных регионах ДДР соседнего государства, чтобы вы выехали в эти регионы для совершения покупок?», в %

Признак Витебская область Могилёвская область Смоленская область

¿л г-. 31- 45- 59- 17- 31- 45- 59- 17- 31- 45- 59-

44 53 72 30 44 53 72 30 44 53 72

По еду. если цены 0,5 0 0,9 0,9 4,5 0,6 3,3 0 5,2 3,4 4,5 5,9

будут ниже, чем б

регионе моего

проживания хотя

бы на 10%

По еду. если цены 6,9 9,6 3,7 3,7 12,4 7,0 7,7 4,5 11,0 13,9 10,5 5,9

будут ниже , чем в

регионе моего

проживания

минимум на 20%

По еду. если цены 23 £ 23,4 21? 3,5 21,4 26,8 17,9 4.3 ш 23,3 15,0 3,3

будут ниже , чем в

регионе моего

проживания

минимум на 30%

По еду. если цены 37.6 36- 28.7 33Я 29А 36.7 2б£ 42 5 2М 24.1 13,1 23,5

будут ниже, чем в

регионе моего

проживания

минимум на 50%

Не поеду даже 9,7 11,3 19,5 42£ 16,3 9,3 25,6 33,3 26,0 13,1 2£дЗ 32.4

если цены

значительно ниже.

чем в регионе

моего проживания

По еду. если буду --I ш 11,2 14,3 9,4 9,0 15,1 12,3 3,7 6,9 13,0 23,5

уверен, что кутило

товар по той же

цене более

высокого

качества, чем в

регионе моего

проживания

Я и сейчас езжу в 5,3 7,0 4,6 0 7,0 4,5 5,3 9,5 6,4 5,3 4,6 0

эти решены за

покупками

Большинство респондентов готовы перемещаться в соседние регионы сопредельного государства только при разнице в цене более 50 %. В Смоленской области большее количество респондентов готовы выехать на территорию белорусских регионов ДДР при незначительном расхождении в ценах на приграничных рынках для совершения покупок. Это говорит о большей эластичности спроса смоленских потребителей на товары, реализуемые на белорусской территории, чем белорусских на товары смоленского рынка. Респонденты в возрасте от 59 и старше не готовы выезжать за пределы региона своего проживания даже при значительных ценовых различиях. Полученные результаты являются следствием широкого ассортимента товаров на рынке регионов ДДР, благодаря которому потребители могут найти товар с приемлемыми для них характеристиками по цене и качеству. Перемещение потребителей возрастает в ситуациях резкого изменения стоимости товаров из-за девальвации курсов национальных валют. Такая ситуация была в 2008, 2011, 2014 гг. При открытых границах и отсутствии пограничного контроля граждане не только активно едут в сопредельные регионы соседнего государства для приобретения товаров для собственных нужд, но и для перепродажи3. Результат представленные в таблице 2 подтверждают ранее сделанные выводы, что покупка потребительских товаров не является основной целью поездок респондентов в сопредельные регионы соседнего государства. В среднем по ДДР лишь 5-6 % граждан перемещаются за покупками в соседние регионы. Наиболее склонны к поездкам за покупками респонденты в возрасте от 17 до 44 лет, и только при значительных ценовых диспропорциях4.

Достаточно низкий интерес потребителей из ДДР к товарам, реализуемым на территории регионов сопредельного государства можно объяснить их присутствием в широком ассортименте на потребительском рынке региона проживания респондентов. За годы интеграции белорусские, равно как, и российские товары получили доступ на приграничных рынках. Однако в силу разной экономической политики и стоимости рабочей силы в РФ и РБ сложился стоимостный дисбаланс по ряду ассортиментных групп потребительских товаров. В результате белорусские товары получили конкурентное преимущество перед российскими и поэтому в большей степени представлены в Смоленской области, чем российские товары в Могилёвской и Витебской областях. Невысокая стоимость при

соответствующем запросу потребителей качестве позволило белорусским товаром интегрироваться на российский рынок в большей степени, чем российским товарам на белорусский5.

Рис.1. Ответы белорусов о приобретении российских товаров и россиян о приобретении белорусских товаров в регионе своего постоянного проживания

Результаты опроса 2019 г. (рисунок 1) практически полностью повторяют результаты опроса 2017 г., в котором задавался аналогичный вопрос: 72 % смолян утверждают, что приобретают белорусские товары в регионе своего проживания (в 2017 г. - 74 %)6. В Беларуси также, как и два года назад около 45 % респондентов не уточняют производителя товаров при совершении покупок. Тоже количество белорусских респондентов знают о приобретении российских товаров - 51,2 % (Могилёвская область), 42,4 % (Витебская область). Это подтверждает выводы о большей узнаваемости белорусских товаров смолянами и большей привязанности к их покупке, чем белорусов к российским товарам.

Рассмотрим категории белорусских и российских товаров, наиболее часто приобретаемые респондентами из ДДР (таблица 3).

Таблица 3

Ответы респондентов на вопрос о частоте приобретения товаров (белорусами российских, россиянами белорусских в регионе своего проживания), в %

Группы товаров Смоленская область Могилёв екая область Витебская область

Часто Иногд а. Никогда Часто Иногд а. Никогда Часто Иногда Никогда

Хозяйств ашые товары 14,7 49:8 35:5 ЗЗ.З 52:5 14:0 254 63Л 11=4

Одежда 8:9 59Д 31:9 31:8 55:5 12:7 20:2 68:8 11=0

Алкогольная продукция 4=3 23:2 72:5 9:2 42J 48:1 8:9 50:5 40=6

Бытовая техника 5:0 27:1 67:9 17:6 61:6 20:8 14:3 6L5 24=2

Бытовая химия 11,9 38,4 49:7 30:4 51:5 18,1 22:9 59:9 17,2

Морепродукты 4:2 14=7 81:1 21:8 51:3 26:9 13:9 56Л 30=0

Хлебобулочные изделия 24:2 48=2 27:6 4:6 31:2 64:2 3:3 37:3 59=4

Мясная продукция 31:7 46:3 22:0 7:0 29:3 63:7 3:6 35:3 61=1

Молочные продукты и продукты из молока 59:3 31:2 9:5 7:1 22:0 70:9 S.S 42Л 49=1

Обувь 12:8 46:2 59:1 20:6 58Л 21:3 15:2 57:6 27=2

ФруКТЫ/ОЕ ОЩ И 10:5 42:6 46:9 144 51:4 34:2 10:3 56:5 33=2

Кондитерские изделия 16Л 50:3 33:6 26:8 42:7 30:5 23:9 60Л 17=0

Как и в исследовании 2017 г. наиболее часто смоляне покупают молочную продукцию и продукты из молока (59,3 %). На втором месте мясная продукция (31,7 %), на третьем хлебобулочные изделия (24,2 %). Также иногда приобретаются одежда, хозяйственны товары и кондитерские изделия. То есть, результаты исследования 2019 г. коррелируют с тенденциями 2017 г. Это свидетельствует об устойчивости предпочтений смолян и правильности выявленных ассортиментных групп товаров, являющихся наиболее популярными среди потребителей в Смоленской области. Также следует отметить снижение популярности алкогольной продукции из Беларуси среди смоленских потребителей. 72,5 % смолян утверждают, что никогда ее не приобретают алкоголь белорусского производства в регионе своего проживания. То есть белорусская бытовая химия и хозяйственные товары популярнее, чем белорусский алкоголь, в то время как в 2017 г. была обратная ситуация.

Исследование по аналогичному вопросу на территории Могилёвской и Витебской областей показывает противоположные приоритеты в покупке товаров. Белорусы практически никогда не

приобретают российскую мясную, молочную и хлебобулочную продукцию. Наименее часто эти же группы товаров покупали респонденты и в исследовании 2017 г. Тогда пользовались популярностью у белорусов российская одежда и бытовая химия. Для выявления приоритетных российских товаров для белорусских потребителей проранжируем ассортиментные группы по частоте покупки (рисунок 2).

Рис. 2. Проранжированные ассортиментные группы товаров по частоте приобретения респондентами по результатам исследования 2019 г.

■ Витебская область Могштёвская область ■ Смоленска я область

В соответствии с полученными результатами российская одежда, хозяйственные товары и бытовая химия, по-прежнему являются самыми популярными у белорусских респондентов.

Также, как и в рамках исследования 2017 г. выявлена неопределенность респондентов в выборе ключевой наиболее известной торговой марки среди российских товаров, представленных на белорусском приграничном потребительском рынке. Среди жителей Витебской области чаще упоминались: Яшкино (19 раз) -11,9 %, Faberlic (10 раз) - 6,3 %, Простоквашино (12 раз) - 7,5 %, Коркунов (9 раз) - 5,6 %, Tess (8 раз) - 5 %, Балтика (8 раз) - 5 %, Gloria Jeans (7 раз) - 4,4 %, Россия щедрая душа (7 раз) - 4,4 %, Твоё (7 раз) - 4,4 %, Greenfield (7 раз) - 4,4 %. В сумме за эти варианты - 58,9 %, другие варианты составили 41,1 %. Среди жителей Могилёвской области чаще упоминались: ТВОЕ (13 раз) - 8,2 %, Яшкино (12 раз) - 7,5 %, Faberlic (10 раз) - 6,3 %, Nestle (7 раз) - 4,4 %, Махеев (8 раз) - 5 %, Oodji (6 раз) - 3,8 %. Если при исследовании 2017 г. «ТВОЁ» была определена, как наиболее популярная марка, по мнению белорусских респондентов, то в 2019 г. ей стала марка «Яшкино». Респонденты из Смоленской области как и в 2017 г. оказались более разборчивы в

марках белорусских товаров: Belwest (34 раза) - 13,5 %, Витебское молоко «Вкусное» (33 раза) - 13,1 %, сыр «Брест-Литовск» (21 раз) - 8,4 %, Молочные горки (14 раз) - 5,6 %, Marko (15 раз) -5,9 %, Савушкин продукт (15 раз) - 5,9 %, Белита (15 раз) - 5,9 %. Относительно 2017 г. предпочтения респондентов из Смоленской области также не поменялись, «Belwest» крепко закрепился в сознании потребителей благодаря длительному присутствию на смоленском рынке. Логично, что и молочная продукция, которую смоляне покупают чаще всего, также хорошо известна смолянам своими брендами «Витебское молоко «Вкусное» и «Брест-Литовск».

По результатам исследования 2019 г. в очередной раз нашла подтверждение гипотеза о том, что российские и белорусские потребители, проживающие в приграничье, считают белорусскую продукцию более качественной, чем российскую. Аналогичные результаты были получены и в исследовании 2017 г. (таблица 4).

Таблица 4

Оценка качества белорусских товаров в сопоставлении с российскими по мнению респондентов из ДДР в 2019 и 2017 гг., в %

Могилёвская область Витебская область Смоленская область

2019 2017 2019 2017 2019 2017

Да 28,5 33,33 29,2 21,66 11,7 13,93

Скорее да 44,9 46,41 42,4 46,67 48,5 47,95

Скорее нет 20,2 17,97 23,3 26,47 29,3 23,52

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нет 6,4 2,29 5,1 5,2 10,5 14,61

Таким образом, можно констатировать устойчивый факт большей лояльности как россиян, так и белорусов к продукции, произведенной на белорусской территории. Такая ситуация облегчает вывод на российский рынок товаров белорусскими товаропроизводителями.

Следующей важной характеристикой потребительского рынка является его способность удовлетворить потребность граждан в товарах и услугах. В случае недостатка необходимых товаров или несоответствие их характеристик запросам потребителей логично предположить, что будет увеличивается перемещение граждан в другие регионы для совершения покупок и получения необходимых услуг. Безусловно в век цифровых технологий часть потребителей будет приобретать необходимые товары через интернет, однако, как было показано выше это характерно только для части товаров, относимых к доверительным. Основная масса товаров и особенно удовлетворение потребностей в услугах требует физического при-38

сутствия потребителя для совершения сделки или получения услуг. Уникальное межстоличное положение ДДР (уникальность в том, что регионы ДДР граничат между собой и одновременно со столицами двух независимых государств) предоставляет возможность его резидентам в короткое время и с незначительными затратами отправиться для удовлетворения своих потребностей в Москву или Минск (таблица 5).

Таблица 5

Частота поездок смолян в московский регион, а витебчан и могилевчан в минский регион для приобретения необходимых товаров, в %

Регион Могилёв екая область Витебская область Смоленская область

Ответ/В озраст 17- 31- 45- 59 17- 31- 45- 59- 17- 31- 45- 59-

30 44 58 72 30 44 58 72 30 44 58 72

Чаше 5-ти раз в год 14, 1 9,2 7,5 0 14,0 6,0 9,2 4,5 6,0 10,3 7,9 0

Несколько раз в год 24,9 20, I 31,3 9,1 38,5 36,2 21,1 16,1 15,9 22,2 15,8 11,1

Один раз в год или 28,3 28,2 21,2 22, 7 25,9 31,9 29,4 25,9 31,4 21,4 22,3 22,2

реже

Никогда не езжу 32,7 42,5 40,0 68,2 21,6 25,9 +0,3 53,5 46,7 +6,1 5+,0 66,7

Результаты, представленные в таблице 5, свидетельствуют о низкой активности респондентов из ДДР в перемещении в столичные регионы для удовлетворения потребностей в товарах. В большей степени склон к поездкам такого рода респонденты в возрасте до 44 лет. Тем не менее, пристоличное положение дает возможность каждому четвертому смолянину и могилевчанину, а также каждому третьему витебчанину удовлетворять свои потребности в товарах, перемещаясь в регион с более широким предложением. В то же время это является сдерживающим фактором развития потребительского рынка ДДР, делая его более узким по ассортименту товаров и усиливая конкуренцию. Активность потребителей ДДР на внешних для региона рынках делает его более сфокусированным на товарах широкого спроса, ориентированным на низкоценовой сегмент. Высококачественные и эксклюзивные товары на таком рынке будут практически отсутствовать, что подтверждается проведШными наблюдениями в рамках исследования на территории ДДР. В торговых центрах представлены сетевые непродовольственные магазины низкоценового сегмента, реализуются автомобили преимущественно бюджетных марок и т.д.

Таким образом, типовой потребительский портрет респондента из ДДР представляет собой следующие характеристик: потребитель стремящийся приобретать качественные и безопасные товары по

невысоким ценам, готовый к поездкам в столичный или соседний приграничный регион для удовлетворения своих потребностей, особенно при значительной разнице в стоимости необходимых товаров. При этом потребитель предпочитает широкий ассортимент товаров, одновременно не подразумевающий нечто уникальное. Оно вероятно вызывает у потребителя ассоциации с большей стоимостью, которую имеют товары, обладающие оригинальными характеристиками. Сочетание описанных критериев создало на потребительском рынке ДДР благоприятные условия для белорусских товаров, которые дешевле российских аналогов и при этом имеют сопоставимый уровень качества. В результате потребители ДДР лояльны к белорусской продукции в большей степени, чем к российской.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта №19-010-01033

Примечания Endnotes

1 Мисько О.Н. Международная экономическая интеграция. Санкт-Петербург. 2015.С. 17.

2 Шелег Н. С. Формирование единого потребительского рынка Союзного государства: предпосылки и интересы // Белорусский экономический журнал. 2007. №1 (38). С. 17-24.

3 Филипов П. Почему белорусское лучше? // Смоленская газета. 2011. 21 июля. С. 4.

4 Курилла. И.И. Международная интеграция российских регионов. Москва. 2007. С. 30.

5 Квашнин Ю.Д. Белорусские товаропроводящие сети в странах СНГ// Журнал евразийской экономической интеграции. 2013. № 1 (18). С. 85-96.

6 Кузавко А.С., Барановский И.Ю., Шевченко О.А., Лихачева С.Н., Ридевский Г.В. Днепро-Двинский регион в зеркале социологии. Смоленск. 2019. С. 141.

Автор, аннотация, ключевые слова

Кузавко Антон Сергеевич - канд. экон. наук, доцент Смоленского государственного университета (г. Смоленск)

akuzavko@rambler.ru

В статье представлены результаты социологического исследования потребительских предпочтений граждан, проживающих в Днепро-Двинском регионе (Смоленской, Витебской и Могилёвской областях). Выделены основные группы товаров белорусского и российского производства, пользующиеся популярностью у жителей ДДР. Сделаны выводы о возможном поведении респондентов из ДДР при изменении параметров предложения на соседних рынках сопредельного государства. Подтверждена более высокая лояльность потребителей в ДДР к товарам белорусского производства.

Потребительский рынок, социологическое исследование, интеграция, российско-белорусское приграничье, Днепро-Двинский регион

References (Articles from Scientific Journals)

1. Sheleg N.S. Formirovaniye yedinogo potrebitelskogo rynka Soyuznogo gosudarstva: predposylki i interesy. Belorusskiy ekonomicheskiy zhurnal, 2007, no. 1 (38), pp. 17-24.

2. Kvashnin Yu.D. Belorusskiye tovaroprovodyashchiye seti v stranakh SNG. Zhurnal yevraziyskoy ekonomicheskoy integratsii, 2013, no. 1 (18), pp. 85-96.

(Monographs)

3. Kuzavko A.S., Baranovskiy I.Yu., Shevchenko O.A., Likhacheva S.N., Ridevskiy G.V. Dnepro-Dvinskiy region v zerkale sotsiologii. Smolensk, 2019, 141 p.

4. Kurilla. I.I. Mezhdunarodnaya integratsiya rossiyskikh regionov, Moscow, 2007, 304 p.

Author, Abstract, Key words

Anton S. Kuzavko - Candidate of Economics, Associate Professor, Smolensk State University (Smolensk, Russia)

akuzavko@rambler.ru

The article presents the results of a sociological study of consumer preferences of citizens living in the Dnieper-Dvina region (Smolensk, Vitebsk and Mogilev regions). The main groups of goods of Belarusian and Russian production, which are popular among residents of the DDR, are identified. Conclusions are drawn about the possible behavior of respondents from DDR when changing supply parameters in neighboring markets of a neighboring state. Confirmed higher consumer loyalty in the DDR for Belarusian goods.

Consumer market, sociological research, integration, Russian-Belarusian border region, Dnieper-Dvina region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.