Научная статья на тему 'Результаты исследования по проблемам домашнего насилия в современных условиях'

Результаты исследования по проблемам домашнего насилия в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1036
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ГЕНДЕР / ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕМЕЙНОЕ НАСИЛИЕ / МАХАЛЛЯ / ПРАВО / ЗАКОН / ШЕЛТЕР

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вафаева Джамиля Бакиевна

В статье рассматриваются итоги социологического исследования, проведенного в Самаркандской области, по вопросам домашнего насилия. На основании анализа полученных данных доказывается серьезность затронутой социальной проблемы и недостаточность мер, принимаемых обществом для ее решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты исследования по проблемам домашнего насилия в современных условиях»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Вафаева Д.Б.

Вафаева Джамиля Бакиевна - кандидат философских наук, кафедра гражданского общества и национальной идеи, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются итоги социологического исследования, проведенного в Самаркандской области, по вопросам домашнего насилия. На основании анализа полученных данных доказывается серьезность затронутой социальной проблемы и недостаточность мер, принимаемых обществом для ее решения.

Ключевые слова: общество, гендер, внутрисемейные отношения, семейное насилие, махалля, право, закон, шелтер.

Введение

Домашнее насилие - серьезная социальная проблема, решение которой зависит во многом от особенностей методов и технологий оказания своевременной помощи пострадавшим от домашнего насилия женщинам, и от включения данной проблемы в повестку дня социальной политики государства. Несмотря на возрастающий уровень осведомленности о проблеме семейного насилия в обществе в целом и на уровне государственного управления, последствия этой серьезной социальной проблемы все еще остаются не вполне осознанными. Как следствие этого, существующая по стране система государственного реагирования на домашнее насилие в целом нестабильна и фрагментарна; она в основном направлена на реагирование с точки зрения уголовных мер, но при этом недостаточно развита профилактика. Поэтому на сегодняшний день достаточно актуальна проблема развития и разработки технологий социальной работы с женщинами, испытывающими насилие.

Исследование поставленной проблемы сохраняет актуальность еще и потому, что характер насилия и социальная среда, в которой оно имеет место, претерпели изменения в течение последних лет. «Сейчас насилие - это не удел неблагополучных семей, в которых есть страдающие алкогольной зависимостью или возвратившиеся из мест лишения свободы члены семьи. Обсуждаемый феномен можно наблюдать материально обеспеченных семьях, члены которых имеют высшее образование и высокий социальный статус. В соответствии с общемировой тенденцией политические, экономические, социально-культур-ные и, что очень важно, духовно-ценностные преобразования приводят к росту масштабов и усложнению структуры социальной проблемы насилия вообще и, в частности, в семье» [1].

Женщина как личность наделена такими же правами, что и мужчина и имеет право выбора своего пути. Только свободная, независимая и полноправная женщина способна активно участвовать в принятии решений на всех уровнях общественной жизни, воспитывать образованное, интеллектуально развитое поколение.

Президент Республики Узбекистан Ш.Миризиёев в своих выступлениях отмечает: «Мы в неоплатном долгу перед вами за вашу великую материнскую любовь, женскую заботу и милосердие. Поэтому мы считаем своей важнейшей задачей активное продолжение государственной политики, направленной на охрану здоровья матерей и детей, обеспечение женщин работой с учетом условий их жизни и быта, облегчение их забот, повышение роли и авторитета в общественно-политической жизни страны»[2].

Нет сомнения, что малейшая дискриминация, допускаемая в отношении женщин, возвращает ее вспять, отнимая и разрушая все позитивные достижения, которые были достигнуты женщинами ценой их упорного труда.

Республика Узбекистан последовательно, шаг за шагом, разрабатывая Национальную Программу по улучшению положения женщин в семье, обществе, стремится к достижению фактического равенства женщины с мужчиной, повышению её статуса.

С приходом к власти Президента Ш. Миризиёева вопрос о борьбе с домашним насилием поднялся на новый уровень. Теперь в Узбекистане законопроекты и нормативные акты, регулирующие все сферы жизни общества, будут подвергаться гендерной правовой экспертизе. Это предусмотрено положением «О порядке гендерно-правовой экспертизы нормативных актов и их проектов», принятым правительством республики.

Все документы должны гарантировать равные права и возможности как для мужчин, так и для женщин. Комиссия по тендерному равенству Республики Узбекистан рекомендовала создать консультативные советы по вопросам гендерного равенства, основанном на законе о гарантиях равных прав и возможностей женщин и мужчин, в том числе в сфере защиты трудовых прав женщин, достойной зарплаты, обучения, назначению на руководящие должности.

Создание консультативных советов должно расширить участие женщин в жизни общества, будут способствовать их поддержке и решению гендерных вопросов, что является одной из целей устойчивого развития ООН.

Комиссия по гендерному равенству была создана в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 7 марта 2019 года «О мерах по дальнейшему усилению гарантий трудовых прав и поддержке предпринимательской деятельности женщин». Ее возглавляет председатель Сената Олий (парламента республики) Мажлиса Танзила Нарбаева.

В 2019 году были приняты законы «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» и «О защите женщин от притеснения и насилия» и организована проверка нормативных документов на соответствие этим законам, а к 8 марта 2020 года в республике прошла волна назначений женщин районными хокимами.

Результатом деятельности комиссии, помимо прочего, стало создание 197 шелтеров (от англ. shelter — кров, пристанище) — центров реабилитации и адаптации лиц, пострадавших от насилия. Женщины, подвергшиеся насилию или притеснению, могут получить бесплатную юридическую помощь и будут освобождены от оплаты госпошлины при обращении в суд.

Несмотря на равные права, предоставленные женщинам Узбекистана, они не дают желаемого результата, особенно в части тех вопросов, которые вызывают наибольшую озабоченность общественности. Прежде всего, это проявления насилия в отношении женщин во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь в семье. Оно совершается в отношении женщин со стороны членов семьи, оно совершается и в отношении детей, а также в отношении и пожилых людей.

С целью выяснения причин существования насилия и путей её предотвращения нами было проведено исследование в Самаркандской области.

Проведенное исследование позволяет представить картину господствующих мнений и стереотипов, имеющих отношение ко всему комплексу проблемы насилия в отношении женщин в семье.

Целью исследования является изучение уровня осведомленности махалли по гендерным вопросам и вопросам насилия в отношении женщин и девочек, о масштабах, видах, формах и последствиях домашнего насилия в отношении женщин в семье, об отношении женских организаций к данной проблеме.

Специальная выборка районов и махалей, предоставленных Комитетом женщин, позволил исследовать три района и 30 махалей.

В ходе исследования был проведен опрос жителей 30 махалей Ургутского, Пастдаргомского и Нурабадского районов Самаркандской области Узбекистана для изучения их мнения по проблеме.

Всего за время исследования были проведены беседы с 540 человек, из них: 180 человек - представители ОСГ (органов самоуправления граждан), из которых 140 женщин (89%) и 40 мужчин (21%), а также 360 человек - жителей 30 махалей, из которых 230 -женщин и 30 мужчин.

Методология исследования

Фокус-группы были проведены по следующим параметрам генеральной совокупности: фокус-группы с представителями органов самоуправления граждан в трех районах и женщины, попавшие в трудную жизненную ситуацию этих трех районах.

В первую фокус-группу вошли председатели махалей - они же являются председателями примирительных комиссий; специалисты, занимающиеся духовно-нравственными вопросами женщин; посбоны; секретарь ОСГ; члены актива ОСГ.

Всего было проведено:

- в Нурабадском районе 5 фокус -групп в 5 махаллях (по две махалли)в одном месте), где участвовали 70 человек (по 12-15 человек в каждой фокус-группе). Из них 18 мужчин и 52 женщины; фокус-группы с представителями ОСГ были проведены в районном центре Нурабада, где были приглашены все заявленные махали.

- в Пастдаргомском районе 8 фокус -групп в махалях (в двух махаллях были приглашены по две махали), где участвовали 60 человек. Фокус-группы с представителями ОСГ были проведены параллельно;

- в Ургутском районе 6 фокус-групп в махаллях (женщины 4 -х махалей были приглашены в районный центр), где участвовали 50 человек. Фокус-группы с представителями ОСГ были проведены отдельно в 8 махалях (две вместе).

При проведении фокус-групп отмечались некоторые трудности, связанные с тем, что в двух районах сотрудники ОСГ не всегда были открыты к разговору, зачастую на вопросы отвечали некорректно. это Более углубленные вопросы позволили выявить эту ситуацию, которая заключалась в том, что председатели женсоветов районов не хотят показывать существующие проблемы, чтобы не вызывать для себя лишнюю работу.

Результаты исследования.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что существенных отличий по районам и по фокус-группам не отмечено.

Один из выводов, который следует сделать из проведенного исследования, состоит в том, что опрошенные нами жители трех районов Самаркандской области, несмотря на признание подавляющим большинством факта существования конфликтных ситуаций в семье, не считают экономическое и сексуальное насилие, а также пощечины, толчки, пинки насилием. Это показывает, что среди множества видов насилия, которые испытывают женщины, этот вид насилия является допустимым, привычным, общепринятым и обыденным. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, это связано с тем, что в обществе, несмотря на происшедшие изменения в последние годы, все ещё велико влияние национальных традиций, согласно которым мужчина является главой семьи, и он относится к своей жене, как к своей собственности. Во-вторых, очень низкий уровень информированности жителей о проблеме насилия, а также низкая правовая грамотность.

Наиболее важным представляется вывод о связи гендерных стереотипов женственности у жертв насилия с характером и частотой проявления семейного насилия. Как женщины, так и мужчины считают, что жертвами насилия чаще всего становятся женщины.

Другим не менее важным выводом исследования является то, что большинство людей смотрят на проблему насилия как на культурно-экономическую проблему

общества, которую они не смогут контролировать. Они не считают эту проблему -проблемой личности, его воспитания и отношений в семье.

Необходимо отметить, что представительницы молодого поколения чаще, чем представители более старших возрастных групп, не готово мириться с проявлениями психологического, а тем более физического насилия, лучше знает свои права, готово к изменению своего положения, работе с психологом и, в том числе, к расставанию с партнером, со стороны которого они испытывают насилие. В тоже время, экономическая зависимость женщины, отказ от своей жизни ради интересов семьи заставляют женщину терпеть насилие. Можно сказать, что именно, как ни ужасно это звучит, привыкание к насилию со стороны жертвы, возведение его в культурную норму, является главным фактором, способствующим долговременному насилию со стороны супруга. Изменение культурной нормы -вопрос длительного времени. Решающими факторами здесь могут стать образовательные программы для мужчин и женщин, а также введение в законодательство понятия насилия в отношении женщин в семье.

Другим выводом исследования является то, что опрошенные больше всего хотели бы получить информацию о насилии в отношении женщин в семье у психолога.

Ещё одним из важных выводов исследования является то, что большинство респондентов не хотели бы обратиться за помощью к правоохранительным органам.

Основываясь на эти выводы, мы предлагаем следующие рекомендации, которые могли бы способствовать предотвращению и уменьшению насилия в отношении женщин в семье.

РЕКОМЕДАЦИИ

- Усилить ответственность государственных и общественных организаций за факты насилия в семье в отношении женщин;

- оганизовать курсы по повышению квалификации работников правоохранительных органов по данной проблеме;

- предложить правоохранительным органам ввести специальный орган, занимающийся вопросами дискриминации и насилия в семье в отношении женщин;

- организовать просветительскую работу среди населения с целью повышения их правовой грамотности по вопросам дискриминации и насилия в семье через средства массовой информации;

- усилить работу существующих Кризисных и других Центров, учитывая менталитет общества и рекомендовать Кризисным Центрам тесно сотрудничать с махаллями и с негосударственными некоммерческими организациями, специализирующимися в женских вопросах. Это будет способствовать с одной стороны, повышению эффективности работы самых Кризисных Центров, а с другой стороны такое сотрудничество поможет осознанию махаллинскими комитетами важности проблемы насилия в отношении женщин в семье;

- ввести в ОСГ (орган самоуправления граждан) штат психолога или социального работника.

Список литературы

1. Попова И.В. Опыт исследования проблемы семейного насилия // Журнал История.

Социология. Культурология. Этнография. Выпуск № 4, 2012.

2. Мы все вместе построим свободное, демократическое и процветающее

государство Узбекистан // Выступление на торжественной церемонии вступления

в должность Президента Республики Узбекистан на совместном заседании палат

Олий Мажлиса. Тошкент. «Узбекистан», 2016.

3. Домашнее насилие. [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия.

Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 20.05.2020).

4. Вафаева Д.Б. Влияние политической активности граждан на процесс становления гражданского общества в Узбекистане .Вестник науки и образования. № 13 (67). Часть 1, 2019. C. 99-101.

5. Вафаева Д.Б. К вопросу участия неправительственных организаций в осуществлении общественного контроля над органами государственной власти // Academy. № 4 (19), 2017. С. 104-106.

6. Вафаева Д., Aхатова B. Качества личности выдающихся людей как средство в педагогическом воспитании. International scientific review, 2016. № 5 (15). С. 92-94.

7. Вафаева Д.Б Демократическое государство и гражданское общество: вопросы взаимодействия. // Журнал Наука и образование сегодня, 2018. C. 91-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.