СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА МЕЖДУ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ УЗБЕКИСТАНА И РОССИИ Вафаева Д.Б.1, Ахатова Б.М.2 Email: [email protected]
1Вафаева Джамиля Бакиевна - кандидат философских наук, кафедра гражданского общества и национальной идеи, факультет философии и социально-гуманитарных наук, Самаркандский государственный университет; 2Ахатова Бахора Матлабовна - преподаватель, кафедра гуманитарных наук, Самаркандский филиал Ташкентский технологический университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан
Аннотация: Узбекистан в реализации принципа «От сильного государства к сильному гражданскому обществу» основывается на принципе социального партнерства между общественными организациями и органами государственной власти. Приведены результаты исследования по вопросу социального партнерства, проведенного в Узбекистане и России. На основе проведенного качественного и количественного анализа выявлены общие и особенные характеристики деятельности некоммерческих организаций и сделан вывод о причине схожести в социальных явлениях.
Ключевые слова: негосударственные некоммерческие организации, социальное партнерство, гражданское общество, общее и особенное между общественными организациями России и Узбекистана.
COMPARATIVE ANALYSIS OF SOCIAL PARTNERSHIP BETWEEN NON-GOVERNMENTAL NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN UZBEKISTAN AND RUSSIA Vafaeva D.B.1, Ahatova B.M.2
1Vafaeva Dzhamilya Bakievna - Candidate of Philosophical Sciences, DEPARTMENT OF CIVIL SOCIETY AND NATIONAL IDEA, FACULTY OF PHILOSOPHY AND SOCIAL SCIENCES, SAMARKAND STATE UNIVERSITY; 2Akhatova Bahora Matlabovna - Teacher, DEPARTMENT OF HUMANITIES, SAMARKAND BRANCH TASHKENT TECHNOLOGICAL UNIVERSITY, SAMARKAND, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: Uzbekistan is implementing its 'From a strong state to a strong civil society'framework, based on the principle of establishing partnerships between the state and civil society organizations. The results of a study on social partnership conducted in Uzbekistan and Russia are presented. Based on the qualitative and quantitative analysis, the general and special characteristics of the activities of non-profit organizations are identified and a conclusion is made on the reason for the similarity in social phenomena.
Keywords: non-governmental, not-for-profit organizations, social partnership, government agencies, civil society, comparative analysis of Russian and Uzbek non-governmental organizations.
УДК 316.7
DOI10.24411/2312-8267-2020-10501
Взаимодействие и сотрудничество между госструктурами и общественными организациями является дополнением к государственному регулированию социальной жизни общества и не может претендовать на вытеснение и замещение государства как основного регулятора социальных процессов. Суть социального партнерства заключается в том, что государство через механизм правового, прежде всего законодательного, обеспечения передает часть своих полномочий общественным негосударственным (некоммерческим) организациям.
Особенность социального партнерства в Узбекистане заключается в том, что само государство предлагает создать правовое поле социального партнерства(об этом говорил Первый президент Республики Узбекистан в «Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в Узбекистане») и больше того, в законодательные акты внести дополнения об усилении наказания должностных лиц за нарушения статей, касающихся прав ННО. В развитых государствах передача полномочий государственных органов общественным организациям и общественный контроль за деятельностью исполнительных органов исходит от самих общественных организаций.
Для выяснения вопроса о состоянии социального партнёрства в Узбекистане было проведено исследование, которое дало возможность сделать некоторые выводы.
Исследование было проведено в рамках деятельности автора в информационно-аналитическом Институте изучения гражданского общества.
Цель исследования получение информации о характере взаимодействия негосударственных некоммерческих организаций с исполнительными органами государственной власти г. Самарканда (Узбекистан) и г. Санкт-Петербург (Россия) для выявления путей повышения его эффективности.
Задачи исследования
1. Изучение сотрудничества общественных организаций с органами власти
2. Оценка эффективности взаимодействия:
3. Выявление позитивных практик и инновационных подходов в процессе формирования сотрудничества некоммерческого сектора и структур исполнительной власти в решении актуальных социальных проблем региона.
4. Определение основных барьеров, снижающих эффективность взаимодействия ННО с органами власти.
5. Сравнительный анализ социального партнерства между ННО и властью в Узбекистане и России.
Выводы и предложения, содержащиеся в данном исследовании, основаны на изучении передового зарубежного опыта развития ННО, анализе национального законодательства республики Узбекистан, регламентирующего вопросы создания и деятельности ННО, данных выборочного социологического исследования, проведенного среди представителей ННО и исполнительной власти Самаркандской области в Узбекистане и Санкт-Петербурга в России. В фокусе исследования - мотивации и стратегии поведения ННО и представителей власти, их социальные отношения, стремление и способность к интеграции в определенную форму.
В Санкт-Петербурге были взяты интервью у 9 респондентов, работающих как в государственном секторе, так и в общественных организациях. В исследовании мы не изучали вопрос социального партнерства между бизнес-структурами и ННО. Это задача большая, требующая большого анализа, поэтому мы ограничились изучением вопроса социального партнерства между ННО и исполнительной властью. Были взяты у 10 представителей ННО и 5 представителей органов власти в Узбекистане и распространены анкеты среди 25 представителей ННО.
Кроме этого, были изучены материалы исследования, проведенного НКО Санкт-Петербурга «Индекс устойчивости НКО - Санкт-Петербург - 2010 г.», а также государственные документы - доклады, Программы и Концепции, разработанные правительством Санкт-Петербурга и Центрами по изучению прав человека в Узбекистане.
Объект исследования. Проект предполагает изучение деятельности ряда ННО (негосударственные некоммерческие организации) органов исполнительной власти Самаркандской области на вопрос отношения к социальному партнерству [1. С. 6]. Для сравнения складывающихся форм и методов социального партнерства предполагается сравнить отношения между властью и ННО в России, с тем, чтобы выявить специфику социального партнерства в Узбекистане. Самарканд - второй по численности населения и территории город в Узбекистане. Таким же является Санкт-Петербург - город центральный, «славянский», исключительно русскоговорящий, «православный». Сравнительный анализ этих двух ситуаций позволит сделать акцент на культурных стратегиях деятельности ННО.
Методы исследования. Сбор данных для анализа был производен посредством качественных методов в виде неструктурированных проблемно-ориентированных интервью и количественных методов в виде обработки анкет, распространенных среди представителей ННО. В силу обстоятельств законодательно к ННО - сектору относятся множество самых разнообразных организаций - от профессиональных союзов до политических партий. В своём исследовании мы ориентировались на одном сегменте, в который входят самоинициативные ННО, деятельность которых направлена на решение социально-экономических задач.
Гипотеза. Подход, выбранный нами в ходе исследования, заключается в следующем: перед обществом, политическим руководством Узбекистана стоит задача поиска наилучшей комбинации государственного управления и самоуправления граждан. Формулируя принципы, на которых должна строиться практика осуществления государственной власти в условиях смены парадигм развития гражданского общества в Узбекистане (начиная с 2005 года отношение к ННО изменилось в худшую сторону, а в настоящее время отношение к ННО вновь изменилось, но в лучшую сторону), мы полагаем, что политическая мудрость состоит в том, чтобы поддерживать режим опеки только в меру действительной необходимости и в тоже время энергично работать над преодолением политической недееспособности масс или иначе: воспитывать в массах дух корпоративного самоуправления и закреплять этот дух соответствующею государственною формой, называемым общественным контролем. Исходя из сказанного, следует сделать вывод о том, что важнейшей задачей государственной власти является создание оптимальных условий для установления социального партнерства и, соответственно, развития гражданского общества.
Результаты. Материалы исследования свидетельствуют, что механизмы взаимодействия некоммерческого сектора с органами государственной власти в Самаркандской области находятся на стадии становления, они не приняли сложившихся, устоявшихся форм. Институционализация этого взаимодействия только начинается. Несмотря на то, что учреждены и действуют организационные структуры, призванные инициировать и развивать сотрудничество органов власти с третьим сектором (такие как Общественный Фонд при законодательной палате РУ, Национальная ассоциация негосударственных некоммерческих организаций РУ, созданная в 2020 году Общественная Палата при Президенте РУЗ), конструктивный диалог между некоммерческими организациями и государственными органами, а также бизнес структурами в решении социальных проблем региона не стал институциональной нормой, устоявшимися правилами, которые регулируют это взаимодействие.
В Узбекистане сложилась корпоративно-плюралистическая модель взаимодействия между секторами [2. С. 4]. Государство создает условия для создания и функционирования самостоятельных гражданских организаций в различных формах, а с другой стороны само инициирует создание таких организаций. Такими организациями, созданными под эгидой государства, являются Союз молодежи, экологическое общество «Экосан», благотворительный фонд «Махалля», организация для поддержки пожилых людей
89
«Нуроний», фонд для поддержки здоровья подрастающего населения «Соглом авлод учун» (За здоровое поколение) и др.. Госструктуры, постоянно работая только с ними, ставят их в зависимость от своих потребностей, совместные решения становятся все менее открытыми; конкурсы - все более формальными. Общественные объединения теряют свою независимость, превращаясь в придаток государства. При таком характере взаимоотношений государства и общественных организаций последние имеют неравные возможности, особенно если речь идет о самоинициативных организациях..
Корпоративная модель не обязательно является угрозой демократии и, напротив, может способствовать ее укреплению, так как более соответствует исторически сложившейся в Узбекистане решающей роли государства во всех начинаниях, так как по «узбекской модели» построения демократического общества одним из важнейших принципов является принцип государственного управления всеми процессами в обществе «государство -главный реформатор проводимых реформ».
Что касается российских НКО, то здесь также прослеживается корпоративная модель, когда государство направляет и контролирует деятельность общественных организаций и не даёт возможности участвовать в принятии решений. В отличие от Узбекистана, российские НКО (на примере Санкт-Петербурга) не хотят чрезмерного контроля и вмешательства в деятельность общественных организаций. Им больше импонирует плюрастическая модель, когда создаются самоинициативные НКО, которые берут на себя задачи участия в принятии решений и отстаивания интересов тех слоёв общества, которые они поддерживают.
Выводы. В ходе исследования были выявлены общее и особенное в вопросах социального партнерства между государственной властью и общественными организациями в Самарканде и Санкт-Петербурге, которое заключается в следующем:
Общее:
- корпоративная модель социального партнерства в Узбекистане;
- несовершенство законов;
- большое внимание со стороны государственной власти к квази-ННО;
- существование большого количества бездействующих ННО;
- создание инфраструктуры по выделению государственных грантов;
- серьезные санкции со стороны органов Юстиции за несвоевременную сдачу отчетов;
- чрезмерный контроль за деятельностью ННО;
- недоброжелательное отношение государственных органов власти к ННО;
- отсутствие консолидации между ННО.
- отсутствие прописанных механизмов и административных регламентов взаимодействия ННО с государственными учреждениями (в результате, ННО могут работать в основном с населением и добровольцами, часто не имея доступа на предприятия, в учебные заведения и другие учреждения);
- отсутствие налоговых льгот, стимулирующих донорскую активность среди бизнес-структур;
- функционирование Комитета по делам молодежи и взаимодействию с общественными организациями при органах исполнительной власти в России и женского Комитета в Узбекистане;
Различия:
- созданные при местных органах власти Общественные, Координационные советы
в России и отсутствие таковых в Узбекистане;
- разработанные Законы «О гарантиях деятельности ННО» в Узбекистане. Такого закона нет в России;
- не обременительная для ННО налоговая система в Узбекистане и усложненная в России;
- существование самоинициативных правозащитных НКО в России и отсутствие таковых в Узбекистане;
- отсутствие местных (региональных) источников финансирования в Узбекистане;
- активная деятельность ННО в России и оказание большего числа социальных услуг населению;
- отсутствие инфраструктуры для ННО в Узбекистане;
- тесная связь ННО с махаллями (местные органы самоуправления граждан);
- четкость определения понятия ННО в Узбекистане и размытость этого понятия в России.
- выделение государственных грантов Общественным фондом только для ННО в Узбекистане и выделение государственных грантов всем общественным объединениям, в том числе и коммерческим в России.
- законодательное обеспечение предоставления социальных услуг и участие в конкурсах и тендерах НКО России.
Причины схожести и различий заключаются в схожести и различии культур - в России присутствуют традиционные азиатские нормы и ценности, в то же самое время Россия тяготеет и к европейским ценностям, поэтому больше склоняется к плюралистической модели взаимоотношений.
Список литературы /References
1. Саидов А., Боржели Н., Асьянов Ш. Международный опыт по вопросам социального партнерства и общественного участия в принятии государственных решений. Ташкент, 2014.
2. Развитие институтов гражданского общества в Самаркандской области: цифры и факты. НИМФОГО. 2015.
3. Индекс устойчивости развития НКО Санкт-Петербурга в 2009 г. Центр развития неправительственных организаций, 2010.
4. Горный М. Обсуждаем законопроект о взаимодействии органов государственной власти Санкт- Петербурга с общественным объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями. // Журнал «Неравнодушный Петербург». Центр развития некоммерческих организаций, 2010. С. 2-15.
5. Влияние политической активности граждан на процесс становления гражданского общества в Узбекистане(Vafaeva D.B. Iinfluence to political activity of the people on process of the formation civil society in Uzbekistan.) Вестник науки и образования № 13 (67). Часть 1, 2019. C. 99-101.
6. Вафаева Д.Б. К вопросу участия неправительственных организаций в осуществлении общественного контроля над органами государственной власти // Academy № 4 (19), 2017. С. 104-106.
7. Vafaeva D., Ahatova B. Качества личности выдающихся людей как средство в педагогическом воспитании. International scientific review, 2016. № 5 (15). С. 92-94.
8. Вафаева Д.Б. Демократическое государство и гражданское общество: вопросы взаимодействия. // Журнал Наука и образование сегодня, 2018. C. 91-94.