Научная статья на тему 'Деятельность профсоюзов Узбекистана и органов самоуправления граждан в сфере занятости и охраны трудовых прав'

Деятельность профсоюзов Узбекистана и органов самоуправления граждан в сфере занятости и охраны трудовых прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
981
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОРГАНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ – МАХАЛЛЯ / ПРОФСОЮЗ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ТРУДОВЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН / УЗБЕКИСТАН / CIVIL SELF-GOVERNANCE BODIES – MAHALLA / NON-GOVERNMENT NON-PROFIT ORGANIZATIONS / TRADE UNION / EMPLOYMENT / LABOR RIGHTS OF CITIZENS / UZBEKISTAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моховикова Мария Николаевна

В статье рассматривается участие институтов гражданского общества в Республике Узбекистанпрофсоюзов и негосударственных некоммерческих организаций – в решении вопросов занятости и охраны трудовых прав граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the engagement of the civil society`s institutions, such as trade unions and non-government non-profit organizations, in solving the problems of employment and protection of labor rights of citizens.

Текст научной работы на тему «Деятельность профсоюзов Узбекистана и органов самоуправления граждан в сфере занятости и охраны трудовых прав»

Мария МОХОВИКОВА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ УЗБЕКИСТАНА И ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ

В статье рассматривается участие институтов гражданского общества в Республике Узбекистан - профсоюзов и негосударственных некоммерческих организаций - в решении вопросов занятости и охраны трудовых прав граждан.

The article considers the engagement of the civil society's institutions, such as trade unions and non-government non-profit organizations, in solving the problems of employment and protection of labor rights of citizens.

Ключевые слова:

негосударственные некоммерческие организации, органы территориального самоуправления - махалпя, профсоюз, трудоустройство, трудовые права граждан, Узбекистан; non-government non-profit organizations, civil self-governance bodies -mahalla, trade union, employment, labor rights of citizens, Uzbekistan.

Профсоюзы Узбекистана имеют разветвленную организационную структуру. На II квартал 2012 г. Федерация профсоюзов Узбекистана объединяет 11 отраслевых профсоюзов, 14 территориальных объединений профсоюзных организаций, более 33 355 первичных организаций с численностью 5 900 000 членов профсоюза.

В Узбекистане декларируется принцип свободы объединения в профсоюзы. Законодательство страны гарантирует трудящимся во многих секторах экономики как право на объединение в профсоюзы, так и право на ведение коллективных переговоров, на заключение коллективных договоров и соглашений.

Право профсоюзов представлять и защищать интересы работников декларируется ст. 59 Конституции Республики Узбекистан, а реализуется в соответствии с уставами.

Вопросы развития социального диалога, реализации и совершенствования социального партнерства — это те темы, которые, по мнению государства, сегодня должны находятся в центре внимания профсоюзов. В республике действует Генеральное соглашение между Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Советом Федерации профсоюзов Узбекистана, Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан по социально-экономическим вопросам на 2011—2013 годы.

Правительство предпринимает меры для содействия коллективным переговорам. Так, коллективные переговоры разрешены практически во всех отраслях экономической деятельности, включая государственную службу и отрасли, финансируемые из бюджета (здравоохранение, образование, культура и т.д.); для предприятий введена ведомственная статистическая отчетность о выполнении коллективных договоров; обеспечить свободу коллективных переговоров на уровне предприятий должно декларируемое расширение экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов.

Совет Федерации профсоюзов Узбекистана имеет право на участие в разработке проектов законов и нормативно-правовых актов по труду и социально-экономическим вопросам. Так, профсоюзы участвовали в разработке Трудового кодекса, законов «Об охране труда», «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности». При их участии разработаны проекты законов «О соци-

МОХОВИКОВА

Мария

Николаевна —

аспирант Академии

труда и социальных

отношений,

заместитель

руководителя

представительства

Россотрудничества

в Республике

Узбекистан

mm-rs@yandex.ru

альном партнерстве», «О профессиональных союзах» (в новой редакции).

И конечно, в сферу деятельности профсоюзов входит защита права на труд. Профсоюзы привлекаются к разработке государственных программ занятости, они включены в систему мониторинга создания новых рабочих мест, предлагают меры по социальной защите высвобождаемых работников.

Существует проблема соблюдения прав работников, высвобождаемых в связи с внедрением новой техники и технологий, а также банкротством и ликвидацией неконкурентоспособных предприятий. Так, по данным профсоюзных органов, в 2011 г. на предприятиях и в организациях республики высвобождено 280 640 работников, в т.ч. 120 766 — в связи с сокращением численности или ликвидацией пред-приятий1. Отмечается, что профсоюзы устанавливают общественный контроль за применением мер дополнительной материальной поддержки высвобождаемых работников, предусмотренных ст. 67 Трудового кодекса.

В рамках выполнения мероприятий, входящих в коллективные соглашения и договоры, в 2011 г. более 100 тыс. работников прошли обучение, переобучение и переквалификацию за счет средств рабо-тодателей2.

В законодательстве закреплено право профсоюзов на осуществление общественного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательных и нормативных актов о труде. В профсоюзах вводится юридическая служба, которая в основном и рассматривает обращения работников.

В I квартале 2012 г. в профсоюзные органы всех уровней поступило от граждан 1 210 обращений, из которых 603 решены в пользу заявителей. Это в основном вопросы взыскания компенсаций в связи с несчастным случаем на производстве, незаконного увольнения, необоснованных переводов на другие работы, несвоевременной выплаты заработной платы и др.3

1 Материалы международной научнопрактической конференции «Роль институтов гражданского общества в охране и реализации трудовых прав граждан». 25 мая 2012 г. Ташкент, Узбекистан.

2 Там же.

3 Там же.

Прописаны в законе и права профессиональных союзов по осуществлению общественного контроля за соблюдением правил охраны труда. Профсоюзы привлечены к работе по формированию госпрограмм по вопросам охраны труда, они могут участвовать в экспертизе безопасности условий труда на производственных объектах, в расследовании на производстве, заседаниях врачебнотрудовой экспертной комиссии.

В Узбекистане в области социальной защиты и занятости населения существует соответствующая законодательная, нормативно-правовая основа взаимодействия министерств и ведомств, органов государственной власти и управления с институтами гражданского общества, особенно с махалля, профсоюзными комитетами, представительными органами работодателей.

Необходимо пояснить, что упомянутый общественный институт махалля — это издавна существующий в Узбекистане и объединяющий людей по месту жительства институт, территориальные общественные организации которого, работая максимально приближенно к населению, с обращениями граждан, с их гражданскими нуждами, содействуют решению насущных проблем населения, в т.ч. и мониторингу занятости трудоспособного населения, молодежи, женщин.

Государство стремится, чтобы развитие пользующихся поддержкой населения общественных институтов — негосударственных некоммерческих организаций, союзов, объединений — шло в русле общегосударственных задач. Грантами поддерживаются проекты, направленные на трудоустройство социально уязвимых групп, на проведение программ мониторинга, оказание юридической помощи, работу с начинающими свое малое семейное предприятие.

В Конституции, Трудовом кодексе, законах о занятости, охране труда, социальной защите инвалидов и др. закреплены основные права граждан на труд, занятость и социальную защиту. Последовательно реализуется социальная политика по повышению доходов и уровня жизни населения, принимаются меры по созданию рабочих мест, диверсификации отраслевой структуры экономики, подготовке квалифицированных кадров. Переход на обязательное

12-летнее образование тоже в определенной степени способствует занятости населения.

Официальными службами приводятся данные, по которым в результате реализации территориальных программ по обеспечению занятости, поддержке и развитию предпринимательства создаются новые рабочие места, из которых более 74% — в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства. За годы независимости численность занятого населения выросла на 3,7 млн чел. и на конец 2010 г. составила 11,6 млн чел.1

Контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда (ст. 9 Трудового кодекса) осуществляют государственные правовые и государственные технические инспекции труда Министерства труда и социальной защиты населения в координированном контакте с профсоюзами.

В последнее десятилетие государство поставило перед собой задачу формирования гражданского общества: развиваются фонды поддержки культурных инициатив, благотворительные организации, органы самоуправления. Вместе с тем вопрос расширения участия населения в общественной и политической жизни страны, повышения политической активности требует от руководства органов самоуправления граждан (махалля) использования данного ресурса для решения проблем общезначимого характера, в т.ч. и занятости. В махалля можно увидеть формирование общественного мнения по политическим, экономическим вопросам через отражение многих жизненных проблем.

В соответствии со ст. 105 Конституции Республики Узбекистан, ст. 20 закона Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан», ст. 6 закона Республики Узбекистан «О выборах председателя (аксакала) схода граждан и его советников» происходят выборы председателей сходов и их советников. В настоящее время в республике насчитывается 9 940 органов самоуправления граждан. Как уже отмечалось, в Узбекистане такая форма социально-территориальной организации, как махалля, существует уже несколько веков.

Община возникла на основе семейно-

1 Там же.

родовых поселений, которые в процессе исторического развития трансформировались в социально-территориальную организацию2. Махалля как гражданский институт выполняет ряд важных социальных функций, которые способствуют усилению социальных связей, сохранению идентичности социальных групп.

В соответствии с законом органы самоуправления граждан ведут работу по многим направлениям. Рассматриваемые же в данной статье вопросы трудоустройства в основном направлены на защиту интересов многодетных женщин, выпускников колледжей, малоимущих семей. Расширению финансовой базы комитетов махалля способствует и разрешение на хозяйственную деятельность, открытие промышленных цехов, столовых, магазинов и других объектов, определенная прибыль от которых идет в фонд махалля. 1% от купли-продажи домов также идет в этот фонд. Определенную финансовую поддержку оказывают махалля хокими-яты3.

Разработан закон «О семейном предпринимательстве», целью которого является создание необходимой законодательной базы для развития в различных сферах экономики семейного предпринимательства, в т.ч. и в махалля, усиление правовых гарантий для семейного бизнеса и введение новых рабочих мест.

В соответствии с проектом закона семейное предпринимательство рассматривается как отдельная организационноправовая форма хозяйственной деятельности, осуществляемая семейными предприятиями, созданными на базе общей или долевой собственности членов семьи и с непосредственным трудовым участием ее членов4.

Местные негосударственные некоммерческие организации активно сотрудничают с международными организациями. Одним из наглядных примеров такой совместной работы можно считать проект Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)

2 Современные этнокультурные процессы в махалля Ташкента (этнографическое исследование). — Ташкент : Фан, 2005.

3 Там же.

4 Материалы Международной научнопрактической конференции «Роль институтов гражданского общества в охране и реализации трудовых прав граждан». 25 мая 2012 г. Ташкент, Узбекистан.

«Социальное партнерство в обеспечении занятости», который стартовал в апреле 2011 г. В данный проект, осуществляемый ПРООН и Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан и рассчитанный до 2014 г., вовлечены Комитет женщин, Федерация профессиональных союзов, Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство финансов, Министерство экономики, Госкомстат и ряд других организаций.

Пр оект осуществляется в Самаркандской, Кашкадарьинской, Бухарской, Джизакской обл., а также в Риштанском районе Ферганской обл. и в городах Нукусе и Ташкенте. Он является продолжением предыдущей инициативы ПРООН и Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан ACCESS по защите прав людей с инвалидностью, которая была реализована в 2008—2011 гг. в Ташкенте, Самарканде и Шахрисабзе.

В рамках проекта предполагается создание республиканского и регионального общественных советов по занятости и социальной защите, развитие интернет-портала службы занятости и общая разработка механизма эффективной совмест-

ной работы государственных и общественных организаций, включающая также необходимые информационный и исследовательский компоненты. Среди основных целей называются: содействие в решении гендерного вопроса занятости; мониторинг условий труда женщин; создание программ по развитию семейного, домашнего труда. Развитие услуг по содействию занятости, профессиональному обучению, а также других социальных услуг, представляемых ННО, будет осуществляться посредством повышения потенциала ННО в этой области и поддержки лучших инициатив.

Таким образом, общественные институты, получая поддержку государства, зарубежных организаций, используя опыт, наработанный годами, стараются способствовать решению насущной проблемы трудоустройства. Эффективность этой работы во многом будет зависеть от того, как эти институты будут использовать денежные средства и законодательный потенциал и как динамично смогут реагировать на новые обстоятельства. В итоге установившееся социальное партнерство будет способствовать трудоустройству и экономической защищенности граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.