СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
К ВОПРОСУ УЧАСТИЯ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НАД ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Вафаева Д.Б.
Вафаева Джамиля Бакиевна - кандидат философских наук, доцент, социально-экономический факультет, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье приводятся данные исследования, проведенного по вопросу участия институтов гражданского общества, в частности негосударственных некоммерческих организаций Самаркандской области, в осуществлении общественного контроля над органами исполнительной власти и приводятся пути совершенствования этого механизма. Ключевые слова: гражданское общество, общественный контроль, негосударственные некоммерческие организации, Общественный фонд, Парламентская комиссия, исполнительная власть.
Введение.
Неотъемлемой характеристикой демократической формы государственного управления является возможность граждан участвовать в процессе формирования государственной политики. Без развитого гражданского общества и реального обеспечения общественного контроля над деятельностью органов власти невозможно говорить о развитии демократических реформ. Об этом говорится в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в Узбекистане [1].
Мировой опыт учит, что действительно, общественный контроль заставляет государство быть ответственным - обеспечивать работу закона, уважать и защищать права и свободы человека, а, следовательно, эффективно действовать на общее благо. Общественный контроль выгоден и самому государству, так как стимулирует его все время совершенствоваться.
Формами осуществления общественного контроля в мировой практике являются: участие граждан в управлении делами общества через органы местного самоуправления, собрания и сходы граждан, публичные слушания; научно-исследовательские, публицистические и художественные произведения, формирующие общественное мнение и воздействующие на правящую элиту; публичные обсуждения проектов законов и других важных вопросов государственной жизни; народная законодательная инициатива; общественные экспертизы законопроектов [2].
С целью изучения вопроса об участии институтов гражданского общества в общественном контроле над органами исполнительной власти было проведено исследование на основе наблюдения и опроса 12 ННО Самаркандской области и 5 руководителей государственных структур.
Также был использован материал как зарубежных, так и местных ученых по вопросам теоретического и практического изучения данного вопроса.
Основная часть.
Одним из форм осуществления общественного контроля можно назвать деятельность Общественного фонда и Парламентской комиссии при Олий мажлисе (Парламенте), который был создан в 2008 на совместном заседании обеих палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан постановлением «О мерах по усилению поддержки негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского общества». Оно стало еще одним важным шагом на пути последовательного обеспечения независимого развития ННО, институтов гражданского общества, усиления их роли и значения в процессе демократического обновления страны.
В Узбекистане Общественный фонд при Олий Мажлисе (Парламент) - это институт, связывающий власть с людьми, с проблемами на местах.
В соответствии с указанным совместным постановлением создана независимая, основанная на демократических принципах, система формирования источников финансирования деятельности ННО и других институтов гражданского общества. В Узбекистане по последним данным управления юстиции более 8400 ННО, в Самаркандской области - 704 ННО, из них 340, занимающихся социальными вопросами [3].
Специальная Парламентская комиссия при Олий Мажлисе, в состав которой вошли депутаты Законодательной палаты, члены Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также эксперты соответствующих министерств и ведомств, представители ННО, СМИ, управляет средствами данного Фонда. Тем самым, сформировалась система сдержек и противовесов при рассмотрении, финансировании, а также мониторинге проектов, и программ ННО, СМИ и других институтов гражданского общества, обеспечена сбалансированность общегосударственных и региональных интересов в этом процессе.
Вместе с тем, четко определены цели, на которые могут быть выделены средства Фонда: финансирование социально и общественно значимых проектов, предложенных ННО и направленных на решение конкретных социально-экономических вопросов регионов, дальнейшее повышение социальной активности граждан, укрепление материально-технической базы ННО и других институтов гражданского общества.
В Самаркандской области только за 2008 - 2016 годы были поддержаны проекты более 40 ННО [4], которые осуществляют деятельность в социальной сфере. Все эти проекты поднимали злободневные социальные проблемы, которые через проекты доводились до органов государственной власти. Сумма грантов варьируется от 15 до 25 млн сумм (примерно 9 000$).
Другим важным элементом общественного контроля можно назвать подписанные Меморандумы о сотрудничестве между ННО и государственными структурами. За последние три года количество подписанных Меморандумов и Договоров увеличилось в 8 раз: если в 2010 - 2012 гг. таких документов было у 5 - 6 ННО, то в 2015 - 2016 гг. количество подписанных меморандумов возросло до 40. С ННО заключают Меморандумы или Договора по проведению мероприятий, обмену информацией и по другим вопросам такие государственные организации, как: управление здравоохранения, внутренних дел, среднего специального и народного образования, комитеты по охране природы и др.
Важным элементом общественного контроля можно считать участие части ННО в Государственных программах по социально-экономическому развитию региона.
В настоящее время еще одной действенной формой общественного контроля является участие в обсуждении законопроектов. В Самаркандской области законопроект «О социальном партнерстве» был обсужден представителями ННО 40 раз и внесены более 2000 изменений. Закон был принят в 2015 году.
Большой вклад в деятельность по общественному контролю вносят Общества по защите прав потребителей. Решая проблемы своих клиентов, они требуют от должностных лиц исполнения законодательных актов. Только в 2012 - 2016 гг. в Общество защиты прав потребителей области обратились с различными вопросами около 6250 граждан, из них положительно решили свои проблемы около 4600 граждан.
Из опрошенных ННО 85% считает, что органы государственной власти работают по закону и осуществлять контроль за их деятельностью ННО нет необходимости.
На вопрос «Для чего необходим общественный контроль» 75% ННО отметили «Для борьбы с коррупцией», 25% отметили - для надзора за их деятельностью.
Заключение.
Вопрос участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля только набирает силу. Узбекистан сделал определенные шаги в этом направлении. Необходимо совершенствовать уже созданные инфраструктуры, особенно: совершенствовать работу Парламентской комиссии - обеспечить прозрачность и открытость деятельности этой организации, привлекая к работе компетентных экспертов; усилить контроль за действенным исполнением подписанных Меморандумов между ННО и государственными структурами, обеспечив фактическую реализацию Планов мероприятий. Решение этих задач продвинет Узбекистан к дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества.
Список литературы
1. Каримов И. Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования
гражданского общества в Узбекистане. Ташкент, 2010 г.
2. Саидов А., Боржелли Н., Асьянов Ш. Международный опыт по вопросам социального
партнерства и общественного участия в принятии государственных решений. Ташкент, 2014.
3. Развитие институтов гражданского общества в Самаркандской области: цифры и факты.
НИМФОГО, 2015 г.