Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
методика обучения / волейбол / процесс физического воспитания / средний школьный возраст / дети

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купрюшкина Валерия Ивановна

Данная статья посвящена вопросу влияния методики обучения техническим приемам игры в волейбол на эффективность процесса физического воспитания детей среднего школьного возраста. Рассмотрены основные этапы исследования и представлены его результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Купрюшкина Валерия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»



SCIENCE TIME

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ ИГРЫ

В ВОЛЕЙБОЛ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Купрюшкина Валерия Ивановна, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск

E-mail: lerakupryushkina@yandex.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу влияния методики обучения техническим приемам игры в волейбол на эффективность процесса физического воспитания детей среднего школьного возраста. Рассмотрены основные этапы исследования и представлены его результаты.

Ключевые слова: методика обучения, волейбол, процесс физического воспитания, средний школьный возраст, дети.

В настоящее время современные школьники испытывают недостаток в физической и двигательной активности, в связи с этим их физическое развитие недостаточно, как следствие - уже в среднем школьном возрасте начинают проявляться различные хронические заболевания [3].

Необходимость и важность изучения обозначенной темы обусловлена различными аспектами: на социально-педагогическом уровне - возрастающими требованиями нормативных документов (ФГОС, Профессиональный стандарт педагога), определяющими в числе приоритетных задач модернизацию процесса физического воспитания в системе образования, в частности, в средних классах общеобразовательной школы; на теоретическом уровне - необходимостью теоретического обоснования возможностей школьного физического воспитания учащихся среднего школьного возраста; на методическом уровне -необходимостью апробации разработанной учебной программы с использованием игры в волейбол в ее вариативной части образовательной программы физического воспитания школьников среднего звена [2].

Цель работы заключалась в обосновании эффективности влияния разработанной методики обучения техническим приемам игры в волейбол на физическое воспитание школьников.

На первом этапе был осуществлен поиск научно-методической литературы и ее анализ, разработан методологический аппарат.

С целью повышения уровня развития физической подготовленности на втором этапе исследования нам разработана и апробирована методика обучения техническим приемам игры в волейбол в процессе физического воспитания детей

I

»

41

1 SCIENCE TIME 1

среднего школьного возраста в вариативной части, которая была внедрена в уроки физической культуры. В программу уроков экспериментальной группы были включены технические приемы игры в волейбол, которые оказывают преимущественные воздействие на физическую подготовленность, формирование двигательных умений и навыков детей среднего школьного возраста [4].

Исследование было организованно на базе МБОУ «Чернухинская средняя общеобразовательная школа» с. Чернуха Арзамасского района, Нижегородской области. Контрольную (20 человек (12 мальчиков и 8 девочек) - учащиеся 5 «Б» класса) и экспериментальную (20 человек (11 мальчиков и 9 девочек) - учащиеся 5 «А» класса) группы. Обе группы по уровню физической подготовленности были одинаковы, что показали результаты предварительного тестирования.

Детям экспериментальной группы была предложена разработанная методика обучения техническим приемам игры в волейбол в процессе физического воспитания в вариативной части программы. Учебная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей 5-х классов и комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов.

Разработанная методика основывалась на положениях ведущих концепций общей педагогики, теории и методики физического воспитания и предполагала в своей основе использование разнообразных технических приемов игры в волейбол [1].

Было разработано 12 уроков по физической культуре для 5 класса, с использованием обучения техническим приемам игры в волейбол. Каждый из уроков был посвящён ознакомлению или отработке одному из приёмов -передаче, подаче, стойкам, приёмам, перемещениям.

Целью каждого урока было изучение или закрепление и совершенствование два-три технических приёма игры в волейбол. Перед тем, как приступить к изучению приёма, использовались упражнения для разминки, например, такие, как «Крокодил», «Черепаха» и др., подвижные игры «Салки», «Догони мяч», «Невод» и пр. На основной части урока проходило изучение или закрепление технических приёмов игры. В зависимости от того, школьники только знакомятся с приёмом игры или закрепляют уже изученные приёмы, основная часть урока выстраивается по-разному. Так, если технический приём только начинает изучаться, то этапы его освоение на уроке следующие -объяснение, показ, отработка приёма, использование приёма в игровой ситуации. Если урок нацелен на закрепление уже изученного приёма, то в основной части урока происходит отработка этого приёма с мячом и без мяча, а потом использование этого приёма в игровой ситуации. Во время уроков для отработки технических приёмов использовались подвижные игры. Так, для отработки верхней передачи использовались игры «Лишний мяч», «Подвижная цель», «Охотники и утки» и т.д. В заключительной части урока проходила рефлексия, во время которой школьники осознавали, что они изучали на уроке, что у них получилось хорошо, что не очень и что им следует сделать для того, чтобы ещё лучше усвоить данный приём.

1 SCIENCE TIME 1

Перед тем, как выбрать технический прием, определялась цель, учитывались возрастные возможности детей, их интересы, физическая подготовленность, погодные условия и место проведения. Распределение технических приемов игры в волейбол в структуре урока опиралось на их содержание, интенсивность и направленность в соответствии с задачами.

Технические приемы игры в волейбол, которые использовались в основной части урока, чередуясь с неигровыми заданиями, были разделены с учетом направленности на развитие физических качеств - ловкости, быстроты, выносливости, гибкости, силы; на приобретение и совершенствование двигательных действий. Такое распределение позволяет в процессе физического воспитания достичь наибольших успехов в развитии физической подготовленности детей среднего школьного возраста. Такой подход позволил упорядочить работу по развитию физической подготовленности детей среднего школьного возраста и обеспечил достаточный уровень развития физических качеств.

Обработка результатов тестовых испытаний, характеризующих уровень физической подготовленности детей, позволила установить статистически значимые различия между средним величинами результатов экспериментальной и контрольной групп (р<0,05). Динамика прироста показателей тестов в экспериментальной группе обусловлена включением большего количества технических приемов игры в волейбол.

Показатели развития физической подготовленности у школьников контрольной группы, занимающихся по общей программе, на заключительном этапе улучшились, но незначительно по сравнению с показателями на начальном этапе исследования.

На третьем этапе было проведено повторное тестирование и выполнен сравнительный анализ полученных результатов. Наблюдается динамика роста тестируемых показателей в течение учебного года, как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Сравнительный анализ результатов двух групп показывает явное преимущество прироста показателей физической подготовленности учащихся в экспериментальной группе. Итоги анализа результатов по окончании педагогического эксперимента свидетельствуют, что применение разработанной методики в экспериментальной группе оказали эффективное влияние на процесс физического воспитания детей, так как уровень их физической подготовленности достоверно превосходили показатели сверстников из контрольной группы.

Таким образом, проведенное исследование показало, что использование методики обучения техническим приемам игры в волейбол в физическом воспитании детей среднего школьного возраста, позволяет повысить качество освоения программного материала, возросла заинтересованность к урокам физической культуры и повысился уровень развития двигательной активности школьников.

1 SCIENCE TIME 1

Полученные данные позволяют утверждать, что применение разработанной методики обучения техническим приемам игры в волейбол в вариативной части программы по физической культуре, позволяет добиться значительных улучшений, а предложенная нами методика может служить существенным дополнением программы по физическому воспитанию для учащихся средних классов.

Литература:

1. Табынбаев А. Преподавание волейбола в системе физического воспитания общеобразовательной школы / А. Табынбаев, А. Казакбаев, А. Мамутов //Теория и практика современной науки. - 2021. - № 6 (72). - С. 295297.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - М.: Просвещение, 2021. - 53 с.

3. Чаленко И.А. Современные уроки физической культуры в начальной школе: книга для педагога / И.А. Чаленко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 256 с. - ISBN 5-8480-0026-3.

4. Шораева Г.Ш. Роль спортивных игр в системе школьного физического воспитания // Наука, техника и образование. - 2017. - С. 76-80 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberlenmka.ra/artide/n/rol-sportivnyh-igr-v-sisteme-shkolnogo-fizicheskogo-vospitaniya-1 (дата обращения: 16.01.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.