Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТФОРМ ВOSU

'

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТФОРМ ВOSU Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
93
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / школьники / урок / развитие / координационные способности / полусфера Вosu / physical education / schoolchildren / lesson / development / coordination abilities / Bosu hemisphere

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дедловская Марина Владимировна, Золотухина Инна Анатольевна, Дедловская Валерия Максимовна

Теоретически обоснована и экспериментально определена эффективность методики развития координационных способностей обучающихся среднего школьного возраста с использованием полусфер Вosu. Представлен сравнительный анализ результатов координационных способностей обучающихся среднего школьного возраста в контрольной и экспериментальной группах на начало и конец эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дедловская Марина Владимировна, Золотухина Инна Анатольевна, Дедловская Валерия Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR DEVELOPING COORDINATION ABILITIES OF MIDDLE-LEVEL STUDENTS USING BOSU PLATFORMS

The effectiveness of the methodology for developing coordination abilities in middle school students using Bosu hemispheres was theoretically substantiated and experimentally determined. A comparative analysis of the results of coordination abilities of middle school students in the control and experimental groups at the beginning and end of the experiment is presented.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТФОРМ ВOSU »

УДК 796.012.2 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-11-30-37

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТФОРМ ВOSU

М.В. Дедловская, И.А. Золотухина, В.М. Дедловская

Теоретически обоснована и экспериментально определена эффективность методики развития координационных способностей обучающихся среднего школьного возраста с использованием полусфер Вosu. Представлен сравнительный анализ результатов координационных способностей обучающихся среднего школьного возраста в контрольной и экспериментальной группах на начало и конец эксперимента.

Ключевые слова: физическая культура, школьники, урок, развитие, координационные способности, полусфера Вosu.

Дедловская Марина Владимировна, канд. пед. наук, доц., bmv300904@yandex.ru, Россия, Казань, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

Золотухина Инна Анатольевна, канд. пед. наук, доц., zolotuxina1979@rambler.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет, Дедловская Валерия Максимовна, студентка, dvm30004@mail.com, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна

Развитие координационных способностей занимает особое место в физическом воспитании каждой возрастной группы, главный критерий данного процесса - поддержание необходимого уровня, который индивидуален [5, 6].

В.И. Лях координационные способности подразделяет на элементарные и сложные. Элементарные формы проявляются, к примеру, при ходьбе или беге человека, а сложные - в спортивных играх и единоборствах [3].

Возраст 7-15 лет является самым благоприятным для развития координационных способностей. Также данный отрезок времени соответствует периоду обучения в средней образовательной школе [7].

Целесообразно осуществлять процесс развития координационных способностей на протяжении всего периода обучения учащихся в школе.

METHODOLOGY FOR DEVELOPING COORDINATION ABILITIES OF MIDDLE-LEVEL STUDENTS USING BOSU PLATFORMS

Dedlovskaya M.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, bmv300904@ yandex.ru, Russia, Kazan, Volga Region State University of Physical Culture, Sport and Tourism,

Zolotukhina I.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, zolotuxina1979 @rambler.ru, Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University,

Dedlovskaya V.M., student, dvm30004@ mail.com, Russia, Sains Petersburg State University of Industrial Technologies and Design

The effectiveness of the methodology for developing coordination abilities in middle school students using Bosu hemispheres was theoretically substantiated and experimentally determined. A comparative analysis of the results of coordination abilities of middle school students in the control and experimental groups at the beginning and end of the experiment is presented.

Key words: physical education, schoolchildren, lesson, development, coordination abilities, Bosu hemisphere.

Развитие координационных способностей происходит в сложном взаимодействии с другими двигательными способностями и психическими процессами [1, 2].

Одним из разделов школьной программы по предмету «Физическая культура» является «Волейбол». Для участия в спортивной игре по волейболу требуется высокий уровень точности двигательных действий и владения техникой игры [4].

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально определить эффективность методики развития координационных способностей у обучающихся среднего школьного возраста с использова -нием полусфер Вosu.

Задачи исследования:

1) проанализировать теоретические и практические наработки развития координационных способностей у обучающихся среднего школьного звена;

2) теоретически обосновать методику развития координационных способностей у школьников с использованием полусфер Вosu на занятиях по физической культуре в разделе «Волейбол»;

3) экспериментально определить эффективность разработанной методики.

Методика и организация исследования. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, математико-статистические методы.

Для проведения экспериментальной работы применялись упраж-нения, выполняемые с использованием дополнительного оборудования -полусфер Боби [8]. Упражнения были подобраны на основе комплексной программы физического воспитания учащихся [7].

Внедрение методики происходило в течение 4 месяцев. Занятия в контрольной и экспериментальной группах проводились на трех уроках в неделю. Длительность урока составляла 40 минут.

Весь эксперимент, включающий исходное тестирование, подбор упражнений и методов, теоретическое обоснование методики, итоговое тестирование и анализ, длился с сентября 2020 года по февраль 2021 года.

Эксперимент осуществлялся на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 68» города Барнаула. Участниками эксперимента являлись обучающиеся 7«А» и 7«Б» классов. В каждой группе участвовало по 12 человек. Обучающиеся 7«А» класса вошли в экспериментальную группу и занималась по разработанной методике, а обучающие 7«Б» класса - в контрольную группу и занимались по школьной программе физического воспитания. Дети были допущены к занятиям на основании заклю -чения врача-педиатра.

Результаты исследования и их обсуждение. При разработке экспериментальной методики учитывались следующие условия:

- наличие сложно-координационных упражнений и применение неспецифичного для урока оборудования и инвентаря в виде полусфер;

- упражнения применялись в начале основной части урока;

- при воспитании координационных способностей использовались спортивные и подвижные игры. Игра развивает быстроту реакции и ловкость движений в том объеме, в каком они проявляются в соревновательных действиях;

- закреплялись навыки координационных упражнений с помощью спортивной игры в волейбол в соответствии со школьной программой по четвертям;

- проводились 1-2 сложно-координационных упражнения с использованием полусфер на каждом уроке;

- время выполнения упражнений составляло от 3 до 7 минут.

Упражнения были предварительно изучены детьми. В процессе

разучивания придерживались методического принципа «от простого к сложному».

Разработанная методика включала следующие упражнения:

1) наклоны вправо-влево, стоя на сфере Боби;

2) отведение ног в стороны по очереди, стоя на сфере Боби, с удержанием до 15 с;

3) присед на одной ноге на сфере Боби;

4) поочередный подъем согнутых ног в коленях, стоя на сфере Воби, с удержанием в течение 5 с;

5) «ласточка», стоя на сфере Воби, с удержанием до 30 с;

6) поза «дерева», стоя на сфере Воби, с удержанием в течение 30 с;

7) стойка на равновесие, на сфере Воби, с удержанием до 15 с;

8) смена положений рук с закрытыми глазами, стоя на сфере Боби;

9) «планка» с опорой рук на края платформы Боби (сферой вниз), с удержанием до 60 с;

10) переход прыжком из положения упор присев, в положение упор лежа, с опорой рук на полусферу Боби;

11) поза «воина с мячом в руках», стоя на сфере Воби, с удержанием до 30 с;

12) приседание с мячом, стоя на сфере Воби;

13) броски волейбольного мяча в стену, удерживая равновесие, стоя на платформе Воби (сферой вниз);

14) броски волейбольного мяча в паре, стоя на платформе Воби (сферой вниз);

15) бросок волейбольного мяча вверх из положения стоя на полусфере, ловля сидя и наоборот;

16) прыжки на двух ногах, стоя на сфере Воби;

17) прыжки с одной полусферы на другую.

В результате исследования были проведены контрольные измере -ния показателей быстроты, точности выполнения бросков, статической и динамической устойчивости, при этом были соблюдены основные правила и требования, предъявляемые к процедуре тестирования.

Значения ^критерия Стьюдента свидетельствовали, что на начало эксперимента различий между результатами обучающихся в исследуемых группах не наблюдалось (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов координационных способностей

обучающихся среднего школьного возраста в контрольной и экспериментальной группах на начало эксперимента (М^ш)

№ п/п Контрольные испытания Контрольная группа Экспериментальная группа t P

1 Челночный бег 3*10 м, с 8,57±0,09 8,55±0,09 0,16 >0,05

2 Проба Ромберга, с 41,08±0,74 41,00±0,64 0,08 >0,05

3 Три последовательных кувырка вперед, с 5,68±0,05 5,67±0,05 0,14 >0,05

4 Метание теннисного мяча в цель, кол-во раз 4,00±0,18 4,00±0,18 0,00 >0,05

5 Подброс волейбольного мяча левой рукой перед собой, кол-во раз 4,67±0,36 4,75±0,27 0,18 >0,05

В процессе теоретического обоснования методики, изучения научно-методической литературы, а также полученных исходных данных была разработана оценочная таблица (табл. 2).

Таблица 2

Распределение по уровням развития координации движений

№ п/п Контрольные испытания Оценка

Отл. Хор. Удовл. Неудовл. Плохо

1 Челночный бег 3*10 м, с > 8,33 8,33-8,43 8,44-8,59 8,6-8,79 < 8,80

2 Проба Ромберга, с > 44,00 43,98-41,01 41,00-40,01 40-39,01 < 39,00

3 Три последовательных кувырка вперед, с > 5,51 5,52-5,67 5,68-5,78 5,79-5,89 < 5,90

4 Метание теннисного мяча в цель, кол-во раз > 7,00 6,98-5,01 5,00-4,01 4,00-3,01 < 3,00

5 Подброс волейбольного мяча левой рукой перед собой, кол-во раз > 7,00 6,98-5,01 5,00-4,01 4,00-3,01 < 3,00

Результаты итогового тестирования координационных способностей школьников представлены в табл. 3.

Таблица 3

Сравнительный анализ результатов координационных способностей обучающихся среднего школьного возраста в контрольной и экспериментальной группах на конец эксперимента (М±т)

№ п/п Контрольные испытания Контрольная группа Экспериментальная группа t P

1 Челночный бег 3*10 м, с 8,44±0,09 8,25±0,07 1,75 < 0,05

2 Проба Ромберга, с 41,66±0,64 43,5±0,55 2,17 < 0,05

3 Три последовательных кувырка вперед, с 5,65±0,03 5,45±0,04 3,80 < 0,05

4 Метание теннисного мяча в цель, кол-во раз 4,75±0,27 6,40±0,18 5,08 < 0,05

5 Подброс волейбольного мяча левой рукой перед собой, кол-во раз 5,3±0,27 7,3±0,36 4,4 < 0,05

Результаты тестовых испытаний в контрольной группе:

- челночный бег 3*10 м: за время эксперимента средний параметр изменился и составил 8,45±0,09 с, что выше исходного на 1, 41 %;

- проба Ромберга: средний параметр исходного тестирования был равен 41,08±0,74 с, уровень подготовленности оценивался выше среднего. Показатель итогового тестирования (41,67±0,64 с) практически не изменился. Прирост составил 1,42 %;

- три последовательных кувырка вперед: средний параметр исходного тестирования был равен 5,68±0,05 с (уровень подготовленности -средний). Показатель итогового тестирования был равен 5,64±0,03 с (уровень подготовленности выше среднего). Годовой прирост составил 0,70 %;

- метание теннисного мяча в цель: средний параметр исходного тестирования составил 4,00±0,18 раза, что говорит об уровне подготовленности ниже среднего. Итоговый параметр достиг уровня 4,75±0,27 раза, соответствуя среднему уровню подготовленности. Годовой прирост -17,14 % (Р<0,05);

- подброс волейбольного мяча левой рукой перед собой: средний параметр в исходном тестировании был равен 4,67±0,36 раза (уровень подготовленности - средний). Средний параметр итогового тестирования увеличился до 5,3±0,27 раза (уровень подготовленности - выше среднего). Годовой прирост - 12,63 % (Р<0,05).

Результаты тестовых испытаний в экспериментальной группе:

- челночный бег 3*10 м: средний параметр исходного тестирования был равен 8,55±0,09 с (уровень подготовленности - средний). Показатель

итогового тестирования составил 8,25±0,07 с, что соответствует высокому уровню подготовленности;

- проба Ромберга: результаты в исходном тестировании составили 41,0±0,64 с (уровень подготовленности - средний), в итоговом тестировании - 43,5±0,55 с (уровень подготовленности - выше среднего). Исследуемый показатель увеличился на 5,93 % при достоверном различии (Р<0,05);

- три последовательных кувырка вперед: средний параметр исходного тестирования был равен 5,67±0,05 с, что говорит об уровне подготовленности выше среднего. К концу эксперимента показатель достиг значения 5,45±0,04 с, соответствующий высокому уровню подготовленности (прирост составил 3,97 %);

- метание теннисного мяча в цель: исходный средний параметр был равен 4,0±0,18 раза, что соответствует уровню подготовленности ниже среднего. В конце исследования параметр составил 6,4±0,18 раза, уровень подготовленности оценивался выше среднего. Прирост показателя -46,15 %;

- подброс волейбольного мяча левой рукой перед собой: средний параметр в исходном тестировании был равен 4,75±0,27 раза, данные соответствуют среднему уровню подготовленности. Итоговые показатели тестирования достоверно увеличились (Р<0,05) и стали соответствовать высокому уровню подготовленности.

Полученные данные свидетельствуют, что в экспериментальной группе наблюдались более выраженные изменения результатов, чем в контрольной.

Заключение. По исходным данным измерения координационных способностей значимых отличий между контрольной и экспериментальной группами выявлено не было.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование сложнокоординационных упражнений на протяже -нии 4 месяцев позволило достичь обучающимся экспериментальной группы более высоких результатов по сравнению с контрольной группой.

У участников экспериментальной группы в технике и тактике игры в волейбол наблюдалось:

- улучшение способности ориентироваться (во время игры прояв -лялась быстрая и своевременная перестройка учеников на площадке, а также блокирование нападающих ударов противника над сеткой);

- повышение способности к реагированию (наблюдалась быстрая реакция на различные сигналы, например, подачу по свистку);

- увеличение быстроты и точности выполнения действий (обучающиеся корректно меняли свою деятельность под поставленные задачи и в зависимости от изменения игровых ситуаций, а также более грамотно выполняли технические приемы, точные передачи мяча атакующему игроку с учетом его местоположения и движения, нападающие игроки чаще выполняли результативные действия);

- проявление умения отслеживать и предугадывать изменение полета мяча или игровой ситуации;

- повышение выносливости - снизился риск утомляемости во время

игры.

К концу исследования наблюдался прирост показателей в обеих группах, однако в экспериментальной группе он был выше, чем в контрольной, свидетельствуя об эффективности разработанной методики.

Список литературы

1. Андрианов М.В., Гутников Г.Ю. Комплексный подход к обуче-нию школьников двигательным действиям в волейболе в условиях школьной спортивной секции // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2021. № 6. С. 22-23.

2. Драгункин А.Ю., Тома Ж.В. Формирование навыков взаимодей -ствия у школьников при обучении игре в волейбол // Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. 2021. № S1(29). С. 24-28.

3. Иссурин В.Б., Лях В.И. Координационные способности спорт -сменов. М.: Спорт, 2019. 208 с.

4. Козлов Е.А. Обучение детей волейболу в школе: техника или тактика? // Преподаватель года 2019: сб. статей Междунар. науч.-метод. конкурса. Петрозаводск: Изд-во «Новая Наука», 2019. С. 254-257.

5. Координационные способности: определение понятия, классификации форм проявления / Е.П. Ильин [и др.] // Ученые записки универси -тета имени П.Ф. Лесгафта. 2008. № 1(35). С. 35-38.

6. Кочубей М.М. Воспитание специальных координационных спо -собностей школьников среднего звена // Современные проблемы развития физической культуры и спорта: сб. материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф. Актобе: Изд-во АРУ им. К. Жубаниязова, 2023. С. 289-292.

7. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 11-х классов. М.: Просвещение, 2004. 56 с.

8. Семенова Г.И., Григорьев П.А. Мышечная активация во время упражнений на нестабильных поверхностях // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 12-2. С. 377-381.

References

1. Andrianov M.V., Gutnikov G.Yu. Kompleksnyj podhod k obucheniyu shkol'nikov dvigatel'nym dejstviyam v volejbole v usloviyah shkol'noj sportivnoj sekcii [An integrated approach to teaching schoolchildren motor actions in volleyball in a school sports section] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: education, education, training]. 2021. No. 6. P. 22-23.

2. Dragunkin A.Yu., Toma Zh.V. Formirovanie navykov vzaimodejstviya u shkol'ni-kov pri obuchenii igre v volejbol [Formation of interaction skills among schoolchildren when learning to play volleyball] // Mezhdunarodnyj elektronnyj zhurnal. Ustojchivoe razvitie: nauka i praktika [International electronic journal. Sustainable development: science and practice]. 2021. No. S1(29). P. 24-28.

3. Issurin V.B., Lyah V.I. Koordinacionnye sposobnosti sportsmenov [Coordination abilities of athletes]. M.: Sport, 2019. 208 p.

4. Kozlov E.A. Obuchenie detej volejbolu v shkole: tekhnika ili taktika? [Teaching children volleyball at school: technique or tactics?] // Teacher of the Year 2019: sat. articles Int. scientific method. competition. Petrozavodsk: Publishing house "New Science", 2019. P. 254-257.

5. Koordinacionnye sposobnosti: opredelenie ponyatiya, klassifikacii form proyavle-niya [Coordination abilities: definition of the concept, classification of forms of manifestation] / E.P. Ilyin [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgafta]. 2008. No. 1(35). P. 35-38.

6. Kochubej M.M. Vospitanie special'nyh koordinacionnyh sposobnostej shkol'nikov srednego zvena [Education of special coordination abilities of middle school students] // Modern problems of development of physical culture and sports: collection of articles. materials VIII International. scientific-practical conf. Aktobe: ARU Publishing House named after. K. Zhubaniyazova, 2023. P. 289-292.

7. Lyah V.I., Zdanevich A.A. Kompleksnaya programma fizicheskogo vospitaniya uchashchihsya 11 klassov [Comprehensive physical education program for 11th grade students]. M.: Education, 2004. 56 p.

8. Semenova G.I., Grigor'ev P.A. Myshechnaya aktivaciya vo vremya uprazhnenij na nestabil'nyh poverhnostyah [Muscle activation during exercises on unstable surfaces] // Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern science-intensive technologies]. 2019. No. 12-2. P. 377-381.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.