ПЕРЕДОВАЯ
ПЕРЕДОВАЯ
РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ НАД
и __1
СТАНДАРТАМИ МЕДИЦИНСКОМ ПОМОЩИ1
Е.П. Какорина
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Москва
Уважаемые участники научно-практической конференции «Управление качеством в здравоохранении: стандартизация, клинико-экономи-ческий анализ»! От лица Министерства здравоохранения и социального развития разрешите поприветствовать вас и поздравить с началом работы конференции.
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации с 2004 г. по настоящее время ведется активная работа по стандартизации медицинской помощи. Утверждено более 500 стандартов: 46 стандартов скорой медицинской помощи, 80 стандартов медицинской помощи для амбулаторно-поликлини-ческих условий, 308 стандартов дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи, 132 стандарта специализированной медицинской помощи, 26 стандартов санаторно-курортной помощи. Утверждены стандарты амбулаторно-поли-клинической помощи по 7 нозологиям в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 2 октября 2007 г. № 1328-р для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом и другими гемобластозами, рассеянным склерозом, а также пациентов после трансплантации органов и (или) тканей.
Работа эта продолжается. Специалистами-разработчиками для экспертизы представлены еще 15 проектов стандартов скорой медицинской помощи, ведется работа по актуализации утвержденных стандартов амбулаторно-поли-клинической помощи, представлены к рассмот-
1 По материалам выступления иа пленарном заседании конференции «Управление качеством в здравоохранении: стандартизация, клинико-эко-номический анализ» 5 декабря 2007 г.
рению еще 40 проектов стандартов амбулатор-но-поликлинической помощи, утверждено 10 актуализированных документов. Указанная работа будет проводиться с учетом изменений, вносимых в Перечень ДЛО, с учетом новых методов диагностики и лечения, новых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов. Представлены около 300 стандартов специализированной медицинской помощи, которые проходят этапы согласования в установленном порядке.
Планируются актуализация утвержденных стандартов санаторно-курортной помощи и разработка новых стандартов по долечиванию (реабилитации) в условиях санатория непосредственно после стационарного лечения беременных женщин, больных с сахарным диабетом, сердечной недостаточностью, больных после перенесенного инфаркта миокарда, инсульта; больных после перенесенных операций по поводу язвы желудка, 12-перстной кишки, панкреонекроза, аортокоронар-ного шунтирования и других кардиохирургических операций, в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2001 г. № 309 «Об утверждении Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей». Также ведется работа по актуализации утвержденных стандартов дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи и разработка стандартов в соответствии с новыми видами высокотехнологичной медицинской помощи.
Во исполнение ФЗ от 29.12.2006 г. № 243-Ф3 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» Правительством Российской Федерации принято Пос-
ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ, 1, 2008
тановление от 19.05.2007 г. № 296 «Об утверждении правил финансирования в 2007 году расходов на реализацию в субъектах Российской Федерации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, и перечня субъектов Российской Федерации, участвующих в его реализации» (далее — Постановление Правительства Российской Федерации). Этим Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены основные направления реализации пилотного проекта:
1) ориентация на конечный результат с поэтапным переходом учреждений здравоохранения, участвующих в реализации пилотного проекта, преимущественно на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования;
2) обеспечение финансирования стационарной медицинской помощи в соответствии с нормативами финансовых затрат, рассчитанными на основе стандартов медицинской помощи, с учетом оценки качества оказанной медицинской помощи;
3) осуществление на уровне амбулаторно-по-ликлинических учреждений частичной аккумуляции средств, предназначенных для оплаты медицинской помощи, на основе финансирования по подушевому нормативу и создание системы внутри- и межучрежденческих взаиморасчетов;
4) реформирование оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечных результатов труда;
5) обеспечение учета объема оказанной медицинской помощи и оценки ее качества.
Каждый субъект Российской Федерации реализует определенное число направлений пилотного проекта исходя из условий его финансирования. Астраханская, Белгородская, Владимирская, Калужская, Калининградская, Вологодская, Ленинградская, Томская области, Хабаровский край, Республика Чувашия реализуют все 5 направлений пилотного проекта, принимают на себя обязательства по софинансированию пилотного проекта из бюджета субъекта Российской Федерации. При этом обеспечение финансирования стационарной медицинской помощи должно вестись в соответствии с нормативами финансовых затрат, рассчитанными на основе стандартов медицинской помощи, и с учетом оценки качества оказанной медицинской помощи.
В мероприятиях, направленных на обеспечение финансирования стационарной медицинской
помощи в соответствии с нормативами финансовых затрат, рассчитанными на основе стандартов медицинской помощи, и с учетом оценки качества оказанной медицинской помощи участвуют 14 субъектов Российской Федерации: Астраханская, Белгородская, Томская, Свердловская, Владимирская, Ленинградская, Вологодская, Калининградская, Калужская области, Хабаровский и Краснодарский края, Республика Татарстан и Чувашская Республика.
Уже есть первые результаты проекта: во Владимирской области стандарты медицинской помощи внедрили 76 учреждений (100,0 %), участвующих в реализации пилотного проекта. В Калининградской области в полном объеме на работу по стандартам медицинской помощи перешли 4 учреждения здравоохранения, участвующих в реализации пилотного проекта (6,6 %). В Калужской области 8 учреждений здравоохранения внедрили стандарты оказания медицинской помощи, на основании которых формируют реестры счетов за оказанную медицинскую помощь. В Томской области стандарты медицинской помощи внедрены в 13 учреждениях здравоохранения (42,0 %), участвующих в реализации пилотного проекта.
В некоторых регионах активно разрабатываются региональные стандарты оказания медицинской помощи. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра разработано 727 стандартов оказания медицинской помощи. Департаментом здравоохранения утвержден порядок контроля качества оказания медицинской помощи в медицинских учреждениях автономного округа. Эти стандарты будут действовать, пока не появятся федеральные стандарты по всем нозоло-гиям; при наличии стандартов, утвержденных Минздравсоцразвития, региональные стандарты должны быть актуализированы.
В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. (Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351) подготовлен проект основных мероприятий по ее реализации, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, включающий и разработку стандартов медицинской помощи на разных этапах ее оказания данным больным.