Результаты экспериментальной работы в условиях образовательной подсистемы организации и управления учебно-познавательной деятельностью студентов в колледжах технического профиля
Ноздрина Наталья Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, Брянский государственный технический университет, nozdrina.natalye
В данной статье рассматриваются результаты экспериментальной работы в условиях образовательной подсистемы организации и управления учебно-познавательной деятельностью студентов в колледжах технического профиля г. Брянска и Брянской области. В работе исследована гипотеза о том, что традиционное обучение в технических колледжах не способствует формированию у обучающихся профессиональных и общих навыков, и это подтверждается тем, что у студентов достаточно низким уровень знаний. Экспериментальное исследование дало положительный результат для непосредственного исполнителя принципа детерминированность как ориентированность, в нашем примере, педагога естественно - научного направления, который обучает учащихся колледжа на первом курсе по техническому профилю, для каждой, из 43 операций алгоритм построенного нами. Поскольку « если алгоритм, осуществленный всяким лицом, и исполненный при идентичных начальных данных, тогда при исполнение этого алгоритма в конечном счете получают одинаковые результаты», то можно говорить и о том, что результаты нашего алгоритма, как « результат исполнения по порядку всех требуемых действий судя по всему привести к конечному результату любой задачи за конкретное число операций» . Ключевые слова: результаты, экспериментальная работа, образовательная подсистема организации и управления учебно-познавательной деятельностью, студенты колледжей технического профиля.
В данной статье развиваются результаты предыдущих исследований (2013-2018 гг.), г. Брянск, на реализованных на базе колледжей: Брянского техникума энергомашиностроения и радиоэлектроники им. М.А. Афанасьева и Брянского строительного колледжа им Жуковского) включала в себя формирующий и констатирующий этапы эксперимента.
Констатирующий эксперимент подтвердил выдвинутое предположение, что в колледжах технического профиля традиционное обучение почти не способствует формированию у студентов профессиональных и общих компетенций, что можно подтвердить очень низким уровнем развития их у учащихся.
Целью данного эксперимента была проверка выявленных и обоснованных нами дало алгоритмов и механизмов реализации и проектирования курсов обучения профессиональных и естественнонаучных дисциплин в колледжах технического профиля: на первых двух курсах алгоритмов линейного вида, а на последних - алгоритма циклического вида. Весь учебный процесс был организован и ориентирован на применение технологической карты, разработанной на подготовительном этапе эксперимента, и реализации компетентностно и профессионально ориентированных учебных курсов.
Особенностью второй ступени нашего эксперимента для осуществления управляемого обучения студентов на основе применения алгоритмов проектирования и реализации учебных курсов, стала организация и контроль за последовательным внедрением разработанных нами механизмов проектирования и реализации учебных курсов при изучении общепрофессионального и естественнонаучного цикла и МДК
Это следующие алгоритмы:
- алгоритм проектирования содержания модулей естественно - научной подготовки, который складывается из каждого из семи взаимообусловленных и взаимосвязанных стадий: аналитическая, ознакомительная, проектная, экспертного, функционирования рабочей программы , утверждения рабочей программы и создания текста этой рабочей программы
-проектируемый алгоритм общего курса «Физика и электротехника», который использует блочное
о о и и т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
о с
СП ^
о
сч
строение, содержит как практическую, так и теоретическую части, и в свою очередь включает в себя работу с глоссарием;
- алгоритм проектирования профессионально и компетентностно направленного содержания междисциплинарных курсов профессионального модуля;
Реализация алгоритмов и данных механизмов позволили:
- вооружить студентов системой навыков и умений учебного труда;
- обеспечить преемственность и единый подход в формировании у обучающих ОК и ПК при обучении предметам общепрофессионального и естественнонаучного цикла и МДК;
- реализовать управляемое обучение студентов для формирования у них ОК, ПК и Пр.кв с заданными и желанными свойствами.
Для проверки гипотезы эксперимента и достижения поставленных задач:
- было отобрано отвечающие требованиям дисциплины общепрофессионального, естественнонаучного цикла и МДК, подготовлены материалы с оперными конспектами по курсам механики, гидравлики, термодинамике, молекулярной физике и электродинамике (Приложение 3) и соответствующие им сборники заданий и задач, в которых были представлены алгоритмы решения;
-были применены результаты понятийного моделирования по дисциплинам общепрофессионального, естественнонаучного цикла и МДК, полученные в рамках когнитивной подсистемы развития способностей, познавательных сил и формированию научного мировоззрения студентов;
- был проведен констатирующий эксперимент, который позволил определить сформированный уровень у обучающихся ПК, ОК, и Пр.кв в начале эксперимента;
- был проведен эксперимент по формированию у обучающихся ОК, ПК и Пр.кв, дана научная оценка и описана последовательность выполнения данного эксперимента;
- для верного обоснования разработанной теории в экспериментальной части проекта был исследован количественный и качественный анализ, а также как первичная, так и вторичная математическая и статистическая обработка результатов для обобщения всех данных, которые были получены по ходу проводимого эксперимента [1].
Первая ступень нашего эксперимента в условиях образовательной подсистемы организации и управления учебно-познавательной деятельностью студентов в колледже проходила именно в такой последовательности.
Рассмотрим результаты констатирующего этапа эксперимента в соответствии с курсовой подготовкой обучающихся в отобранных нами для эксперимента колледжах технического профиля Брянской области.
В условиях реализации ФГОС СПО и ПС наш алгоритм проектирования для естественнонаучных дисциплин компетентностно-ориентированного содержания включает семь взаимообусловленных и взаимосвязанных этапов.
1 этап. Ознакомительный. Подготовка к проектной деятельности.
2 этап. Аналитический.
3 этап. Проектный.
4 этап. Создание текста рабочей программы
5 этап. Экспертный. После пятого действия предполагается два уровня экспертизы.
6 этап. Утверждение рабочей программы.
7 этап. Функционирование рабочей программы.
В ходе работы семинара преподавателей естественнонаучного цикла колледжей технического профиля сорок три действия педагога, согласно с предложенным алгоритмом, были оценены по де-сяти-балльной системе двадцать два преподавателями СПО Брянской области 26.08.2013 г [3].
При анализе подготовительного первого этапа алгоритма, обнаружилась озабоченность педагогов в реализации и разработки матрицы компетенций. Остальные операции данного алгоритма педагоги приняли, и ими были оценены их значение от 83.32 % до 94,74% (рис. 1.).
Рисунок 1. - Оценка преподавателями -экспериментаторами ознакомительного этапа алгоритма проектирования компетентностно-ориентированного содержания естественнонаучных дисциплин
Произведя оценку результатов второго этапа проекта курса естественнонаучных предметов, ком-петентностно-ориентированного направления, (рис. 2.) можно сказать о том, что учителя физики, наивысшее значение (95,24 %), отдают предпочтение сопоставительному анализу программе по структурным компонентам при обучении предметов по ФГОС СПО и по ГОС СПО [4]. Приступая к созданию новой программы, большая часть учителей физики (88,24%) изучили и использовали в своей работе аналогичные зарубежные и отечественные программы по своему предмету.
Внимание преподавателей шаблон рабочей программы (76,92%), построенный на компетент-ностном подходе и был показан в кредитно-модуль-ном формате и, не вызвало почти никакого инте-
реса. Это говорит о том, что разработка на кредитной основе диагностического инструментария еще не совсем разработан до конца и совсем не имеет практико-ориентированного характера.
Рисунок 2. - Оценка экспериментаторами- преподавателями аналитического этапа алгоритма компетентностно-ориентированного проектирования.
В то же время модульное содержание учебного курса одобрено почти всеми учителями физики[2].
Проведя анализ третьего этапа алгоритма (рис. 3), мы поняли, что у учителей физики вызвали трудности не только при составлении матрицы с определением трудоемкости (85%), но и при применении образовательных технологий, при помощи которых надо будет сформировать заявленные компетенции (73,68%). Почти все педагоги одобрили разработку информационного и учебно-методического обеспечения компетентностно-ориентирован-ного метода при самостоятельной работы и проектирования студентами (содержание, график, формы контроля и организации). Смотря на диаграмму, мы видим, что все остальные тринадцать последовательных действий проектного этапа алгоритма получили одобрения педагогов (от 89,47% до 95%).
Рисунок 3. - Оценка преподавателями -экспериментаторами проектного этапа алгоритма проектирования компетентностно-ориентированного содержания естественнонаучных дисциплин
Рисунок 4. - Оценка экспериментаторами - преподавателями этапа создания теста рабочей программы для естественнонаучных дисциплин алгоритма компетентностно-ориентированного содержания
Перейдя к оценки четвертого этапа алгоритма «Создание текста рабочей программы» (рис. 4), многие педагоги, согласно с промежуточным проектом разработанной программы, отнеслись с пониманием к помещению на сайт колледжа этой программы. Но 2 из 22 педагогов ,которые заполнили анкеты , содержанием и работой п. 4.2 и п. 4.3 данного алгоритма поставили три и два по использованной 10-балльной оценочной шкале. Предполагаем, что это быстрее всего связано не только с отсутствием желания открытости, но и из-за возраста педагогов[6].
При реализации программы ФГОС СПО, 6 и 5 этапов (утверждения рабочей программы и экспертный) алгоритма было отмечено неоднозначное отношение к ним у педагогов.
Нежелание вносить не единожды исправления в разработанную программу и принимать участие на втором этапе экспертизы, анкетирование показывают достаточно невысокие цифры - 75%, когда при предложении этой программы на первом этапе экспертизы эти цифры были 94,12%. Из 22 опрошенных педагогов только один не изъявил желание представить на экспертизу свою разработанную программу.
Проведя оценку 7 этапа (рис. 6.) разработанного алгоритма - функционирования рабочей программы, часть педагогов, а это четыре человека, не
о о ш и т
О
т э
т
й А
X £ т
О
х
0
т О
01
и А
ы о
ш А
X X т
одобрили предложение применять обратную связь с учащимися при помощи анкеты-отзыва о преподавания дисциплины (78,95%).
о
Е
СП
о
(Ч
Рисунок 5. - Оценка преподавателями -экспериментаторами экспертного этапа алгоритма проектирования компетентностно-ориентированного содержания естественнонаучных дисциплин
С последними тремя шагами этого этапа согласились почти все педагогами.
Шаг первый - подготовить и выпустить учебно-методические материалы для преподавания дисциплины,
Шаг второй - взаимодействовать с разными педагогами, у которых рабочие программы направлены на создание похожих компетенций на последующей и предшествующей стадии обучения
Шаг третий - согласовывать оценочные средства и проводить оценку уровня развития компетенций (итоговый, входной и текущий контроль компетенций).
И все они не только были одобрены педагогами (94,44%), но и вызвали сильный интерес[7]. Это говорит о том, что учителя естественнонаучных предметов образовательных учреждений Брянской области широко применяют в своей работе современные научно-методические и компетентностно-ори-ентированные возможности для планирование своих учебных программ.
Подытоживая выше изложенное, можно говорить о том, что благо от разработанного алгоритма, детерминированность как ориентированность для разных исполнителей, а нашем случае, это педагоги естественнонаучного профиля первого курса студентов, которые проходят обучение в колледжах технического профиля, нашло подтверждение в полном объеме (для всех 43 операций). В связи с тем, что «если алгоритм, осуществленный всяким лицом, и исполненный при идентичных начальных данных, тогда и при исполнение этого алгоритма в конечном счете получают одинаковые результаты», можно говорить и о том, что результативность нашего алгоритма как «результат исполнения по порядку всех требуемых действий судя по всему привести к конечному результату любой задачи за конкретное число операций» признана.
Рисунок 6. - Оценка экспериментаторами -преподавателями экспертного этапа функционирования рабочей программы проектирования компетентностно-ориентированного содержания естественнонаучных предметов
Литература
1. Вартовский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М. «Прогресс». 1988.-508 с.
2. Грузкова С.Ю., Гильмеева Р.Х., Камалеева А.Р., Мухаметзянова Л.Ю. Когнитивные механизмы формирования поликультурной толерантности обучающихся в образовательной среде // Казанский педагогический журнал. 2018. № 5 (130).- С. 165168.
3. Гусинский, Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Э.Н. Гусинский. - М.: Школа, 1994. - 184 с.
4. Камалеева А.Р., Нургазизова Э.Ф. Теоретические основы моделирования педагогических систем //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 1. - С. 114127.
5. Основина В.А., Елисеев В.В., Ермакова Л.Н., Тюгашева Н.А. Обновление содержания и функций управления муниципальной системой образования в условиях модернизации // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. №4. -С.33-35.
6. Субетто А.И. Оценочные средства и технологии аттестации качества подготовки специалистов в вузах: методология, методика, практика: монография. СПб А.И.Субетто -М.: Исследовательский
центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. - 280 с.
7. Шевченко Е.С. Внутренний аудит в системе дополнительного образования
https://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost/library/2015/09/11/statya-vnutrenniy-audit-v-sisteme (дата обращения 17.02.2019).
The results of experimental work in the conditions of the educational subsystem of the organization and management of educational and cognitive activity of students in technical colleges Nozdrina N.A.
Bryansk State Technical University
This article discusses the results of experimental work in the conditions of the educational subsystem of the organization and management of educational and cognitive activity of students in technical colleges in Bryansk and Bryansk region. The hypothesis that traditional training in technical colleges does not contribute to the formation of general and professional competencies among students is confirmed in the work. This is confirmed by a rather low level of development among students. An experimental study showed that determinism as a focus on a specific performer, first-year science teachers in a technical college, was fully confirmed (for all 43 s) for the contact of the algorithm. And since "the algorithm implemented by any person must lead to identical results with the same initial data," we can say that the effectiveness of our algorithm as "the consistent implementation of all the prescribed actions should lead to solving the problem in a specific number of steps" has been proven.
Key words: results, experimental work, educational subsystem of organization and management of educational and cognitive activity, students of technical colleges.
References
1. Wartowski M. Models. Representation and scientific understanding. M. "Progress." 1988.-508 p.
2. Gruzkova S.Yu., Gilmeeva R.Kh., Kamaleeva A.R., Mukhametzyanova L.Yu. Cognitive mechanisms of the formation of multicultural tolerance of students in the educational environment // Kazan Pedagogical Journal. 2018.No 5 (130) .- S. 165-168.
3. Gusinsky, E.N. Building a theory of education on the basis of an
interdisciplinary system approach / E.N. Gusinsky. - M .: School, 1994 .-- 184 p.
4. Kamaleeva A.R., Nurgazizova E.F. Theoretical foundations of
modeling pedagogical systems // Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. 2010. No. 1. - S. 114-127.
5. Osnovina V.A., Eliseev V.V., Ermakova L.N., Tyugasheva N.A.
Updating the content and management functions of the municipal education system under modernization // Municipal education: innovation and experiment. 2008. No4. - S.33-35.
6. Subetto A.I. Evaluation tools and technologies for certifying the
quality of training of specialists in universities: methodology, methodology, practice: monograph. SPb A.I.Subetto-M .: Research Center for the Problems of Quality of Training of Specialists. 2004 .-- 280 s.
7. Shevchenko E.S. Internal audit in the system of continuing education https://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost/library/2015/09/11/statya-vnutrenniy-audit-v-sisteme (accessed February 17, 2019).
о
о
и
n
m
5
m
X
X
о
m
m
й
А
-i
О
-i
X
£
m
О
X
О
m
О
Dl
n
А
ы
о
и
А
X
X
m
27