Научная статья на тему 'Подходы к реализации экспериментального исследования формирования когнитивной системы познавательных сил (на примере колледжей технического профиля)'

Подходы к реализации экспериментального исследования формирования когнитивной системы познавательных сил (на примере колледжей технического профиля) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / КОГНИТИВНАЯ ПОДСИСТЕМА / ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СИЛ / СПОСОБНОСТЕЙ / НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ ОБУЧАЕМЫХ / КОЛЛЕДЖИ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / EXPERIMENTAL STUDY / COGNITIVE SUBSYSTEM / THE FORMATION OF COGNITIVE ABILITY / SKILLS / SCIENTIFIC WORLDVIEW / THE PERSONALITY OF LEARNERS / COLLEGES / TECHNICAL PROFILE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ноздрина Наталья Александровна

В данном исследовании проведен анализ организации и методики проведения экспериментального исследования, а также планирования эксперимента в условиях когнитивной подсистемы формирования познавательных сил, способностей и научного мировоззрения личности обучаемых (на примере колледжей технического профиля в г. Брянске и в Брянской области). В результате исследования показаны возможности использования результатов для совершенствования системы обучения в условиях среднего специального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ноздрина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the implementation of an experimental study of the formation of a cognitive system of cognitive forces (on the example of technical colleges)

This study analyzes the organization and methodology of conducting experimental research, as well as the design of an experiment under the conditions of the cognitive subsystem for the formation of cognitive forces, abilities, and the scientific worldview of the personality of students (using the example of technical colleges in Bryansk and the Bryansk region). As a result of the study, the possibilities of using the results to improve the learning system in the conditions of secondary specialized education are shown.

Текст научной работы на тему «Подходы к реализации экспериментального исследования формирования когнитивной системы познавательных сил (на примере колледжей технического профиля)»

Подходы к реализации экспериментального исследования формирования когнитивной системы познавательных сил (на примере колледжей технического профиля)

Ноздрина Наталья Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, Брянский государственный технический университет, [email protected]

В данном исследовании проведен анализ организации и методики проведения экспериментального исследования, а также планирования эксперимента в условиях когнитивной подсистемы формирования познавательных сил, способностей и научного мировоззрения личности обучаемых (на примере колледжей технического профиля в г. Брянске и в Брянской области). В результате исследования показаны возможности использования результатов для совершенствования системы обучения в условиях среднего специального образования. Ключевые слова: экспериментальное исследование, когнитивная подсистема, формирование познавательных сил, способностей, научного мировоззрения, личность обучаемых, колледжи технического профиля

о

Е

£

СП

0

(Ч ^

01 г

В ходе эксперимента были поставлены цели, выдвинуты гипотезы и решены задачи в применении когнитивной подсистемы развития познавательных способностей и научных взглядов учащихся в колледжах технического направления. Это все определило планирование и организацию педагогического исследования в экспериментальной части.

Целью исследования в экспериментальной части -подтвердить в ходе эксперимента результативность созданных моделей (прогностической, модели мониторинга и процессной) и подсистем (когнитивной, контрольной и образовательной). А также доказать разумность применения системы дидактического управления учебными заведениями технического направления развития личности при получении профессионального образования.

В ходе эксперимента была сформулирована и выдвинута такая гипотеза: если рекомендованные модели, которые были спроектированы на базе предложенной идеи в диссертации и структура дидактического управления учебными заведениями технического направления является результативной, то в итоге проверки гипотезы должны состояться важные сдвиги в процессе развития ОК, ПК и Пр.кв. у студентов контрольных групп. Знания и опыт, полученные в ходе эксперимента, должны помочь студентам получить, согласно профессиональным стандартам, конкретный (с 1 по 5) уровень профессиональных навыков. Стабильное развитие навыков позволит им успешно социализироваться в будущем.

Для проверки верности гипотезы были поставлены следующие цели:

1) для развитии личности при получении профессионального образования, выбрать подходящее содержание общепрофессиональных и естественнонаучных предметов и междисциплинарных курсов для структуры дидактического управления учебными заведениями технического профиля. Подобрать задания и материалы, которые потребуются для проведения формирующего и констатирующего эксперимента[1], [4];

2) создать методы диагностики, которые позволят оценить степень сформированности у студентов ПК, ОК, и Пр.кв. в начале и в конце исследования при помощи внутреннего аудита[2], [3];

3) создать и использовать порядок экспертного анализа разных видов правил планирования профессионально ориентированной и компетентностной программы, а также внешнюю оценку зрелости ОК и ПК студентов согласно авторской оценки при помощи сквозной технологии оценивания О.Б. Руссковой в положении внешнего аудита[10], [15];

4) применять одинаковые методы диагностики уровня при оценки сформированности у студентов ОК, ПК и Пр.кв.[9], [14];

5) провести свойственной ситуации оценку состояния профессиональной и естественнонаучной подготовки при внедрении и интеграции новых профессиональных и образовательных стандартов - SWOT-анализ в учебных

заведениях технического направления Брянской обла-сти[11], [12], [13];

6) осуществить экспериментальную работу и организовать на начальном этапе опыта констатирующий эксперимент, который позволит оценить уровень сформированно-сти ОК, ПК и Пр.кв. у студентов, начавших изучать естественнонаучные предметы в учебном заведении[2], [6];

7) провести исследование по созданию у студентов ОК, ПК и Пр.кв., изложить ход этого исследования, и оценить результаты этого эксперимента[1], [7], [8];

8) выполнить количественный и качественный анализ результатов исследования и обработать эти результаты для доказательства верности разработанной экспериментальной части гипотезы в [3], [4], [5].

В исполнении и доказательстве показанной нами в диссертации дидактической цепочки: З ^ У ^ Н+ТН ^ ОК+ПК ^НЗ ^ НУ ^ ОТФ частично или полностью принимали участие в период с 2013 по 2019 годы следующие учебные заведения технического направления Брянской области и г. Брянска:

1. «Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е. Жуковского». Юридический адрес: 241050 г. Брянск, ул. Октябрьская, д.№14. Учредителем (собственником имущества) колледжа является Брянская область. Функции и полномочия Учредителя колледжа от имени Брянской области осуществляет Департамент образования и науки Брянской области.

2. «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени героя Советского Союза М.А.Афанасьева». Юридический адрес: 241022, Россия, Брянская область, город Брянск, ул. Академика Королева, д. 7. Учредитель - департамент образования и науки Брянской области.

3. «Региональный железнодорожный техникум». Место нахождения образовательной организации: 241020, г. Брянск, ул. Дзержинского д. 32. Юридический адрес учредителя: 241050, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 34а. Наименование учредителя образовательной организации: «Департамент образования и науки Брянской области».

4. Брянский филиал Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Адрес образовательной организации: 241020, г. Брянск, ул. Дзержинского, д.47. Юридический адрес учредителя: 241050, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 34а. Учредителем является Российская Федерация. Полномочия Учредителя в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 1753-р осуществляет Федеральное агентство железнодорожного транспорта. (РОСЖЕЛДОР)

5. «Брянский государственный технический университет». На его основе работает структурное подразделение - Политехнический колледж имени Н.А.Кубяка .. Адрес колледжа: 241035, г. Брянск, Бежицкий район, ул. Ульянова, д. 39А

6. В эксперименте принимали участие следующие специальности:

• Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е. Жуковского: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 07.02.01 архитектура;

• Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники им. Героя Советского Союза М.А. Афанасьева: 15.02.07 автоматизация технологических процессов и производств, 11.02.02 техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям), 13.02.11 техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), 22.02.06 сварочное производство, 27.02.06 контроль работы измерительных приборов, 11.02.06 монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных прибо-

ров и устройств; филиал БТЭиР им. Героя Советского Союза М.А. Афанасьева в г. Дятьково Брянской области: 20.02.01 рациональное использование природохозяй-ственных комплексов. 18.02.05 производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий, 09.02.03 программирование в компьютерных системах, 15.02.01 монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), 15.02.07 автоматизация технологических процессов и производств;

• Региональный Железнодорожный техникум: 08.02.10 строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство

• Брянский филиал ПГУПС: 08.02.10 строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, 13.02.07 электроснабжение (по отраслям), 23.02.01 организация перевозок и управление на транспорте (по видам), 23.02.06 техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог(специализация: вагоны, локомотивы);

• Брянский политехнический колледж им. Н.А. Ку-бяка: 15.02.08 Технология машиностроения, 09.02.03 программирование в компьютерных системах, 15.02.07 автоматизация технических процессов и производств (по отраслям), 15.02.01 монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

В результате работы, был предложен следующим алгоритм планирования педагогического эксперимента:

1. Выборка содержания общепрофессиональных и естественнонаучных предметов и междисциплинарных курсов для развития личности при получении профессионального образования.

2. Оценка свойственной ситуации профессиональной и естественнонаучной подготовки в условиях интеграции при внедрении и интеграции новых профессиональных и образовательных стандартов - SWOT (Strengths - сильные стороны, Weaknesses - недостатки, слабые стороны, Opportunities - возможности, Threats -угрозы) в учебных заведениях технического направления Брянской области.

3. Проведение моделирования понятий содержания предметов профессионального и естественнонаучного направления.

4. Создание алгоритмов разработки, реализации и контроля оценки результатов учебных курсов профессиональных и естественнонаучных предметов в колледжах.

5. Применение одинаковых методов оценки результатов изучения профессиональных и общих дисциплин в этих колледжей. Определение уровня квалификации выпускников.

6. Создание экспертного анализа разных видов правил планирования профессионально ориентированной и компе-тентностной программы преподавания предметов и ВКР.

7. .Определение уровня общих и профессиональных знаний у студентов экспериментальных групп специальностей технического направления

8. Контроль за подготовкой и проведением учебного процесса по специальностям технического профиля с использованием разработанного единого диагностического инструментария оценивания результатов обучения в виде общих и профессиональных норм в учебных заведениях технического направления.

9. Оценка на основании результатов внутреннего аудита квалификации и уровеня профессиональных знаний у студентов экспериментальных групп.

10. Построение и анализ профессиограмм выпускников, и проведение экспертиз.

Литература

1. Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазы-кин. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с.

о о и и m

О m э m й А

X £ m О

х О m

0

01 и А ы О и А X X m

2. Акмеология: учебник под общей редакцией доктора психологических наук, профессора, академика РАО А.А. Деркача. М.: Издательство РАГС. 2002. — 299 с.

3. Валеева Н.Ш., Хасанова Г.Б. Профессионализм специалиста социальной работы: компетентностный подход. - Казань: Изд-во Казанск.гос.технол.ун-та, 2008. -230 с.

4. Вартовский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М. «Прогресс». 1988. —508 с.

5. Грузкова С.Ю., Гильмеева Р.Х., Камалеева А.Р., Мухаметзянова Л.Ю. Когнитивные механизмы формирования поликультурной толерантности обучающихся в образовательной среде // Казанский педагогический журнал. 2018. № 5 (130). - С. 165-168.

6. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 224 с.

7. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. - С. 21-26.

8. Камалеева А.Р. Научно-методическая система формирования естественнонаучных компетенций студентов-гуманитариев: дис. д.п.н., Москва. МПГУ. 2012. — 546 с.

9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. : Изд-во «Наука». 1984. - С. 430

10. Монахов В.М. Педагогическое проектирование -современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. 2001. №5. - С. 75-89.

11. Основина В.А., Елисеев В.В., Ермакова Л.Н., Тюга-шева Н.А. Обновление содержания и функций управления муниципальной системой образования в условиях модернизации // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. №4. - С.33-35

12. Подласый И.П. Педагогика: учебник. М.: Высшее образование, 2006. —540 с.

13. Философия науки и техники: учеб. пособие / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов и др. М.: Контакт-Альфа, 1995. —384 с.

14. Холина Л.И., Абаскалова Н.П., Дахин А.Н. Моделирование и неопределённость педагогических результатов// Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. №6. - С.101-110

Features of the implementation of an experimental study of the formation of a cognitive system of cognitive forces (on the example of technical colleges) Nozdrina N.A.

Bryansk State Technical University

This study analyzes the organization and methodology of conducting experimental research, as well as the design of an experiment under the conditions of the cognitive subsystem for the formation of cognitive forces, abilities, and the scientific worldview of the personality of students (using the example of technical colleges in Bryansk and the Bryansk region). As a result of the study, the possibilities of using the results to improve the learning system in the conditions of secondary specialized education are shown. Key words: experimental study, the cognitive subsystem, the formation of cognitive ability, skills, scientific worldview, the personality of learners, colleges, technical profile References

1. Acmeology: Textbook / A. Derkach, V. Zazykin. - St. Petersburg:

Peter, 2003 .-- 256 s.

2. Acmeology: a textbook edited by the doctor of psychological

sciences, professor, academician of the Russian Academy of Education A.A. Derkach. M.: Publishing House RAGS. 2002 .-299 p.

3. Valeeva N.Sh., Khasanova GB Professionalism of a social work

specialist: competency-based approach. - Kazan: Publishing house Kazan.gos.tekhnol.un-ta, 2008. - 230 p.

4. Wartowski M. Models. Representation and scientific understanding. M. "Progress." 1988. — 508 p.

5. Gruzkova S.Yu., Gilmeeva R.Kh., Kamaleeva A.R., Mukhametzyanova L.Yu. Cognitive mechanisms of the formation of multicultural tolerance of students in the educational environment // Kazan Pedagogical Journal. 2018.No 5 (130). - S. 165-168.

6. Gusinsky E.N., Turchaninova Yu.I. Introduction to the philosophy

of education. M.: Logos Publishing Corporation, 2000. - 224 p.

7. Dakhin A.N. Pedagogical modeling: essence, efficiency and uncertainty // Pedagogy. 2003. No. 4. - P. 21-26.

8. Kamaleeva A.R. Scientific-methodical system for the formation of

natural science competencies of humanities students: dis. Doctor of Pedagogical Sciences, Moscow. Moscow State Pedagogical University. 2012. —546 p.

9. Lomov B.F. Methodological and theoretical problems of psychology. M.: Publishing House "Science". 1984. - S. 430

10. Monks V.M. Pedagogical design - a modern toolkit of didactic research // School technologies. 2001. No5. - S. 75-89.

11. Osnovina V.A., Eliseev V.V., Ermakova L.N., Tyugasheva N.A. Updating the content and management functions of the municipal education system under modernization // Municipal education: innovation and experiment. 2008. No4. - S.33-35

12. Podlasy I.P. Pedagogy: a textbook. M .: Higher education, 2006. —540 p.

13. The philosophy of science and technology: textbook. allowance / V.S. Stepin, V.G. Gorokhov, M.A. Rozov et al. M .: Contact-Alpha, 1995. —384 p.

14. Kholina L.I., Abaskalova N.P., Dakhin A.N. Modeling and uncertainty of pedagogical results // Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University. 2015. No.6. - S.101-110

о

E

en ^

о

(4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.