Научная статья на тему 'Результаты экспериментальной апробации педагогической модели формирования эстетической культуры студенческой молодежи в условиях деятельности досуговых объединений'

Результаты экспериментальной апробации педагогической модели формирования эстетической культуры студенческой молодежи в условиях деятельности досуговых объединений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
564
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОСУГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ / STUDENT'S YOUTH / AESTHETIC CULTURE / ACTIVITY LEISURE ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воропаева Ольга Михайловна

В статье проанализированы результаты экспериментальной апробации педагогической модели формирования эстетической культуры студенческой молодежи в условиях деятельности досуговых объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL APPROBATION RESULTS OF PEDAGOGICAL MODEL OF AESTHETIC CULTURE FORMATION OF STUDENT'S YOUTH IN THE CONDITIONS OF ACTIVITY LEISURE ASSOCIATIONS

In article experimental approbation results of pedagogical model of aesthetic culture formation of student's youth in the conditions of activity leisure associations are analyzed.

Текст научной работы на тему «Результаты экспериментальной апробации педагогической модели формирования эстетической культуры студенческой молодежи в условиях деятельности досуговых объединений»

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АПРОБАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОСУГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

О. М. ВОРОПАЕВА

В статье проанализированы результаты экспериментальной апробации педагогической модели формирования эстетической культуры студенческой молодежи в условиях деятельности досуговых объединений.

Ключевые слова: студенческая молодежь, эстетическая культура, деятельность досуговых объединений.

Студенчество как социально активная макро-группа особенно остро ощущает происходящие перемены в жизни общества. Вследствие известных деструктивных тенденций в общественном развитии у молодежи происходит фиксируемый социологами рост прагматизма. В этих противоречивых условиях проблема формирования эстетического воспитания студенческой молодежи является особенно актуальной. Именно эстетическое воспитание молодежи способно оказывать сегодня свое эффективное влияние на формирование у молодого поколения духовных ценностей, мировоззрения и поведенческих стереотипов. Значительная роль в формировании эстетической культуры студенческой молодежи принадлежит деятельности досуговых объединений. Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал.

Проведенные до настоящего времени исследования по проблемам формирования эстетической культуры студенческой молодежи в досуговых объединениях не дают рекомендаций по созданию условий оптимизации досуговой деятельности в высших учебных заведениях. Теоретический анализ научной литературы по данной теме исследования потребовал экспериментального изучения сделанных выводов на практике.

Базой экспериментального исследования стали досуговые объединения Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина. В рамках исследования разработана и осуществлена экспериментальная педагогическая про-

грамма. Исследование состояло из нескольких этапов. На различных этапах в экспериментальном исследовании приняли участие 527 человека, из них: 351 человек участвовал в социологическом опросе, 174 - в констатирующем и формирующем экспериментах.

В эксперименте нами выделены три части: констатирующая, формирующая и контрольная. Цель констатирующего эксперимента - осуществить диагностику сформированности эстетической культуры молодежи. Цель формирующего эксперимента - разработать и апробировать модель формирования эстетической культуры молодежи в условиях деятельности досуговых объединений. Цель контрольного эксперимента - установить соотношение и взаимовлияние исследуемых факторов формирования эстетической культуры молодежи в условиях деятельности студенческих досуговых объединений, обобщить результаты эксперимента.

Мы провели исследования о культурно-досуговых предпочтениях студенческой молодежи ТГУ имени Г. Р. Державина (табл. 1).

Данные опроса свидетельствует о том, что студенческая молодежь предпочитает пассивные развлечения: просмотр телепередач, видеофильмов, компьютерные игры, посещение кафе-баров. На первом, констатирующем этапедля выявления уровня сформированности эстетической культуры студенческой молодежи использовалась система методов научно-педагогического исследования: теоретические (моделирование) и опытно-экспериментальные (анкетирование, собеседование, интервьюирование, метод экспертных оценок).

Таблица 1

Предпочтения студенческой молодежи по проведению досуга

Виды досуга Кол-во человек (%)

Чтение книг, журналов 37

Просмотр телепередач, видеофильмов 89

Прослушивание радиопередач, аудиокассет 53

Народные промыслы (вязание, шитье, плетение, вышивание) 11

Художественные промыслы (рисование, лепка, фотодизайн, роспись по различным материалам и др.) 15

Сочинение (стихи, проза) 7

Компьютерные игры 81

Компьютер (программирование) 21

Спорт, здоровый образ жизни 32

Уход за домашними животными 12

Клубы по интересам (кинологи, любители бардовой песни, экологи, любители бега, футбола) 10

Секции и кружки технического творчества 1

Обучение музыки, танцам, рисованию и т.п. 17

Посещение библиотеки, читальных залов 19

Посещение кинотеатров 31

Посещение театров 24

Дискотеки 56

Посещение кафе-баров 58

Массовые праздники, гулянья 39

В рамках данного этапа работы проводилось практическое знакомство с деятельностью досуговых объединений ТГУ имени Г. Р. Державина. Диагностические исследования уровня эстетической культуры молодежи проводились с позиции личностно-деятельностного и системного подходов. Процедура педагогической диагностики уровней сформированности эстетической культуры включала в себя следующие этапы: определение критериев сформированности эстетической культуры молодежи; определение характеристики уровней формирования эстетической культуры молодежи в условиях деятельности студенческих досуговых объединений; составление и подготовка соответствующих методик и анкет для сбора эмпирической информации; обработка и обобщение результатов эмпирического исследования.

В связи с этим для решения вышеизложенной проблемы нами разработаны критерии сформиро-ванности эстетической культуры студенческой молодежи. Мы обозначили понятия критериев и показателей. Поскольку в их определении имеются значительные расхождения в педагогической литературе, мы воспользовались характеристиками

В. И. Загвязинского [1]. Критерии - это качества, свойства, признаки изучаемого объекта, которые позволяют судить о его состоянии, уровне функционирования и развития. Уровни - это количественные или качественные характеристики сформи-рованности каждого качества, свойства, признака изучаемого объекта, т. е. мера сформированности того или иного критерия. Показателями критерия

являются создание у студентов определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, овладение основными понятиями, терминами эстетики, культурологии, искусствознания, сформированности эстетического отношения и вовлеченности в эстетическую деятельность.

Эстетические знания функционируют как на эмпирическом, так и на научном уровнях. Говоря о сформированности эстетической культуры студенческой молодежи, необходимо учитывать, что они будут представлены комплексно и в неразрывном единстве. Достаточность эстетических знаний у студенческой молодежи характеризуется рядом показателей: разносторонние знания в области культуры и искусства, эстетика поведения и быта; создание запаса звуковых, колористических, пластических и художественно-образных впечатлений, способствующих появлению у студентов эмоциональной отзывчивости; способность соотносить свое поведение и поведение окружающих в соответствии с требованиями законов красоты, умение оценивать факты эстетичного и неэстетичного поведения.

Важным показателем достаточности эстетического кругозора студенческой молодежи является наличие у них знаний главных фактов истории зарубежного и отечественного искусства, что предполагает самостоятельно извлекать полученные знания из разных источников, развитую способность анализировать и оценивать явления, со-

бытия культурной жизни, раскрывать причинноследственные связи между ними, а также высказывать обоснованные суждения. Приобщенность студентов к социальному опыту, духовным, нравственным, эстетическим ценностям предшествующих поколений помогает им понять проблемы и состояние современной культуры. Поэтому следующим показателем эстетического кругозора мы поставили показатель информированности о явлениях современной эстетической и художественной культуры.

Качество решений таких задач и стало еще одним из показателей, позволяющим в совокупности оценить достаточность у студентов эстетического кругозора. Были установлены следующие уровни эстетических знаний: высокий, средний, низкий. На каждом из этих уровней рассматривались определенные показатели: знание главных фактов истории отечественного и зарубежного искусства; знание законов художественного творчества; информированность о заметных явлениях современной эстетической и художественной культуры.

Первый уровень - высокий. К этому уровню относятся студенты, у которых эстетический кругозор характеризуется объемом и глубиной знаний. Специфика эстетических знаний состоит в том, что они имеют наглядную форму воздействия на все стороны человеческого существа. Разносторонность и богатство знаний об эстетическом освоении человеком природы, о самом себе, о мире художественных ценностей - основа формирования широких эстетических интересов, потребностей и вкусов. Поэтому у студенческой молодежи с этим уровнем эстетической развитости достаточно многосторонний интерес к истории культуры и искусства. Объем эстетических знаний основателен и базируется на обоснованных суждениях. Студенты этого уровня способны давать анализ, оценку тому или иному художественному явлению. У таких студентов есть потребность, умение оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из различных источников и творчески их применять. Второй уровень - средний. О данной категории студентов следует сказать, что их интерес к эстетическим знаниям неустойчив, уровень знаний недостаточен для того, чтобы разбираться в явлениях культуры и искусства. Данная категория студентов не отличается эстетической зрелостью в суждениях и поступках. Третий уровень - низкий. К этому уровню относятся студенты, у которых интерес к истории культуры и искусства практически не выражен, культурологические знания отрывочны или полностью отсутствуют,

не понимают специфику различных видов искусства, законов художественного творчества. Они не имеют навыка, способности анализировать, высказывать обоснованные суждения о том или ином художественном явлении, представления о заметных явлениях современной художественной культуры поверхностны.

Следующим критерием развития эстетической культуры студенческой молодежи выступает критерий сформированности эстетического отношения. Здесь мы различаем те же уровни, что и при характеристике эстетического кругозора. Высокому уровню отношения к искусству, культуре соответствуют студенты с развитым избирательным эстетическим восприятием, высоким уровнем духовной эмоциональной жизни. Этому уровню развития студентов характерно наличие разносторонних эстетических интересов, индивидуальных предпочтений, потребность систематически следить за развитием культуры, искусства, общаться с искусством, творчески применять полученные эстетические знания. Студенты вполне четко, обладая необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, могут давать оценку художественному явлению, не боясь самостоятельности суждения, проявляют эмоциональную отзывчивость к искусству и прекрасному. На среднем уровне студенты не заинтересованы в эмоциональных впечатлениях. В оценке художественных явлений могут давать лишь простейшие характеристики. Интересы, потребности, предпочтения как в приобретении новой эстетической информации, так и в использовании на практике случайны. У студентов данного уровня нет достаточных умений давать адекватную оценку художественному произведению, не всегда присутствует внутренняя потребность в таких операциях, у них недостаточно развита избирательность эстетического восприятия. У студентов с низким уровнем эстетического отношения к искусству эмоциональная отзывчивость на прекрасное проявляется очень редко, отсутствуют четкие, осознанные интересы, потребности и предпочтения, умения и навыки в оценке художественных произведений.

Другим критерием сформированности эстетической культуры студентов является их вовлеченность в эстетическую деятельность, которая является показателем формирования эстетически активной, творческой и созидательной личности. Эстетическая активность студенческой молодежи, совершаемая по личной инициативе и глубокому убеждению, проявляется и в условиях деятельности досуговых объединений. В этой связи она служит измерением наличия эстетической куль-

туры у студентов, социально-культурной ценности уровня развития и сформированности эстетического сознания.

Показателем данного критерия выступают прежде всего принимаемые молодыми людьми волевые устремления по эстетическому самообразованию и самовоспитанию, систематическое изучение периодических изданий и разнообразной литературы по проблемам культуры, искусства и художественного творчества. Показателем эстетической активности студентов является их участие в эстетической деятельности, творческое использование при этом полученных знаний, совершенствование своего гармоничного развития. Эстетическая активность студентов проявляется также в их непримиримости к фактам бездуховности. Это особенно ценно в настоящее время, когда средствами массовой информации как безобразное преподносится эстетически позитивное начало и человек постепенно начинает испытывать наслаждение от созерцания безобразного, от совершения жестоких, аморальных поступков и действий.

Показателем эстетической активности является также эстетическое отношение студентов к собственному поведению, жестам, мимике, одежде и речи. Эстетическое чувство слова - одна из важнейших предпосылок гармоничного развития личности. Показателем вовлеченности в эстетическую деятельность является развитие таких качеств, потребностей и способностей личности, которые превращают индивида в активного созидателя или творца эстетических ценностей. В связи с этим в характеристике эстетической активности выделяются те же уровни, что и для определения предыдущих критериев развития эстетической культуры студентов.

Учитывались следующие показатели: готовность занимать активную позицию по отношению к прекрасному и безобразному; вносить элементы эстетики в свой труд, быт, поведение; развитие тех или иных художественных способностей, участие в художественной деятельности.

На высоком уровне эстетической активности у студентов выражена самостоятельная активная эстетическая позиция, инициатива, творческий подход. Студенты имеют самостоятельные, оригинальные эстетические взгляды, проявляют себя как творческую личность, обладают достаточными знаниями, умениями, навыками, внося элементы эстетики в свой труд, быт и поведение. На среднем уровне в отношении к прекрасному и безобразному студенты имеют простейшую мотивацию, художественные способности развиты слабо. Низкий уровень эстетической активности предпо-

лагает, что эстетически обоснованное поведение данной группы студентов обеспечивается путем контроля, мерами ответственности, художественные способности практически не развиты, участие в художественной деятельности минимально.

Особое значение мы придавали правильной организации беседы. Результаты исследования показали, что качество информации в значительной степени зависимо от качества плана беседы, поставленных вопросов. Обоснованность вопросов, поставленных в собеседовании, доказывалась их разумностью и доступностью.Особенно тщательно мы готовились к интервью. При этомво-просы интервью иногда предполагали получение кратких лаконичных ответов «да» или «нет», а в некоторых случаях осуществлялось сознательное дублирование вопросов. Полученные данные свидетельствуют о том, что суждения студентов о понятии «культура» и его сущности в основном интуитивные, что отражается в недооценке значимости эстетического воспитания в досуговой деятельности студенческой молодежи.

Опишем кратко, какие требования мы учитывали при разработке нашей анкеты. Вопросы разработанной нами анкеты, на основе модернизации теста С. Д. Якушевой (инструментария исследования состояния сформированности эстетической культуры молодежи), [3]подбирались таким образом, чтобы исключить возможность их двойственного толкования. Вместе с тем, мы конкретизировали вопросы для сужения области возможных альтернатив ответа. Во вступительном слове мы объясняли значение получения желаемой информации для нашего исследования. Вопросы были логически взаимосвязаны, и каждый вопрос направлялся на уяснение всей проблемы в целом.

Анкета составлена по вопросам развития эстетической культуры в целом. Вопросы анкеты предусматривают диагностику знаний (система понятий эстетической направленности), эстетических предпочтений (эстетический вкус), системы эстетических и художественных умений.

В таблице 2 приведены результаты анкетирования по диагностике уровня сформированности эстетической культуры студентов.

Таблица 2

Результаты анкетирования по диагностике уровня сформированности эстетической культуры студентов

Объекты эксперимента Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Экспериментальная группа (%) 28 % 56 % 16 %

Экспериментальная группа (кол-во чел.) 48 96 28

Наглядно полученные результаты мы продемонстрировали на рисунке 1.

| □ Низкий уровень Передний уровень РВысокий уровень |

Рис. 1. Результаты анкетирования по диагностике уровня

сформированностиэстетической культуры студентов

Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы сделали выводы, что уровень эстетической культуры студенческой молодежи невысок и проводимые программы по формированию эстетической культуры имеют невысокую эффективность.

В связи с этим на базе университета была разработана комплексная программа по формированию эстетической культуры студенческой молодежи средствами культурно-досуговой деятельности. Рассмотрим программу подробнее.

Целью программы «Мир прекрасного» явилось теоретическое и методическое обеспечение формирования эстетической культуры молодежи в условиях деятельности студенческих досуговых объединений.

Решались следующие задачи: повышение

уровня сформированности эстетической культуры молодежи в условиях деятельности студенческих досуговых объединений; приобщение студентов к эстетическим и культурным ценностям, вовлечение студенчества в активную массовую культурно-досуговую деятельность через различные направления и формы работы; построение индивидуальных стратегий развития эстетической культуры молодежи; создание необходимых условий для реализации творческих способностей студенческой молодежи в процессе социальнокультурной деятельности.

Программа формирования эстетической культуры молодежи в условиях деятельности студенческих досуговых объединений включала: комплекс лекционных курсов и бесед; проведение различных конкурсов, фестивалей, шоу, тематических вечеров, праздников, театрализованных представлений и т. п.; посещение музеев, театров, кинотеатров и т. п.; взаимодействие с творческими коллективами города Тамбова и Тамбовской об-

ласти в сфере культурно-массовой деятельности; участие в культурно-досуговой жизни региона; участие в городских, областных, всероссийских конкурсах, смотрах и фестивалях; комплекс лекционных курсов и бесед; тренинги, дискуссии, творческие игры и др.; критерии и способы оценки степени эффективности. Занятия проводились в течение 10 месяцев. После осуществления педагогической работы по программе «Мир прекрасного» нами было проведено повторное изучение сформированности эстетической культуры у участников.

Анализ результатов педагогического эксперимента показал следующее.

Высокий уровень сформированности эстетической культуры наблюдался у 39 % (67 чел.), средний уровень сформированности эстетической культуры - у 61 % (105 чел.), низкий уровень отмечен не был (табл. 3).

Таблица 3

Распределение на группы участников формирующего эксперимента после проведения педагогической работы по программе в соответствии с выявленными уровнями сформированности эстетической культуры молодежи

Уровень Количество участников эксперимента (чел.) Количество участников эксперимента (в %)

Низкий 0 0

Средний 105 61

Высокий 67 39

Полученные результаты мы наглядно продемонстрировали на рисунке 2.

70 ''

60 '' £1

50 '' □ Низкий □Средний □ Высокий

\ 0 61 Л

30 '' 39

20 '

10 ''

„ ■ °, Г у"

Экспериментальная группа в формирующем эксперименте

Рис. 2. Распределение участников формирующего эксперимента в соответствии с выявленными уровнями сформированности этетической культуры молодежи

Итак, мы видим высокую результативность программы по формированию эстетической культуры студенческой молодежи в условиях деятельности студенческих досуговых объединений. В процессе реализации программы зафиксированы существенные изменения в сформированности эстетической культуры молодежи.

Контрольный эксперимент заключался в сравнительном анализе данных констатирующего и формирующего экспериментов (рис. 3).

Экспериментальная группа в Экспериментальная группа в констатирующем эксперименте формирующем эксперименте

ляется культура проведения досуга. Подтверждением этих слов является высказывание С. Н. Иконниковой: «Свободное время - это не только личная, но и социальная ценность, а отношение к досугу является важным показателем культуры личности» [2].

Литература

1. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие. М., 2008.

2. Иконникова С. Н. Диалог о культуре. Л., 1987.

С. 203.

3. Якушева С. Д. Формирование эстетической культуры студентов колледжа: монография. Оренбург, 2004.

Низкий ОСредний ПВысокий

Рис. 3. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая количество участников констатирующего и формирующего экспериментов в соответствии с выявленными уровнями сформированности эстетической культуры молодежи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из рисунка 3 видна динамика количества участников с различными уровнями сформированности эстетической культуры. У молодых людей, участвующих в экспериментальной работе, уровень эстетической культуры повысился, что говорит об эффективности педагогической программы «Мир прекрасного» и полностью подтверждает выдвинутую ранее гипотезу исследования.

Мы считаем, что важным показателем уровня эстетической культуры студенческой молодежи яв-

* * *

EXPERIMENTAL APPROBATION RESULTS OF PEDAGOGICAL MODEL OF AESTHETIC CULTURE FORMATION OF STUDENT'S YOUTH IN THE CONDITIONS OF ACTIVITY LEISURE ASSOCIATIONS

O. M. Voropayeva

In article experimental approbation results of pedagogical model of aesthetic culture formation of student's youth in the conditions of activity leisure associations are analyzed.

Key words: student's youth, aesthetic culture, activity leisure associations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.