Научная статья на тему 'Результаты динамического наблюдения последствий перинатального поражения центральной нервной системы у детей, перенесших ранний врожденный сифилис'

Результаты динамического наблюдения последствий перинатального поражения центральной нервной системы у детей, перенесших ранний врожденный сифилис Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
106
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты динамического наблюдения последствий перинатального поражения центральной нервной системы у детей, перенесших ранний врожденный сифилис»

больных, является образовательная программа (проведение занятий и семинаров) среди врачей неврологов и урологов.

Лекарственное обеспечение медицинских учреждений необходимыми медикаментами (антихилинергическими и антихолинэстеразными средствами, а-1-адреноблокаторами и центральными миорелаксантами) и приборами для проведения электростимуляции позволяет своевременно начать лечение и оценить основные и побочные эффекты препаратов уже в период госпитализации.

Сеансы электростимуляции мочевого пузыря - альтернативный метод лечения, который требует дальнейшей разработки с позиции как выбора показателей к этому виду терапии, так и методов оценки ее эффективности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИНАМИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЕСШИХ РАННИЙ ВРОЖДЕННЫЙ СИФИЛИС

H.A. Яковлев, Т.А. Слюсарь, Т.П. Костюкова

Тверская государственная медицинская академия

Рост регистрации сифилиса среди беременных женщин и увеличение количества детей, больных врожденным сифилисом, - неизбежное следствие нынешнего неблагополучия эпидемиологической ситуации по сифилису [5].

Цель исследования: установить особенности состояния центральной нервной системы и нервно-психического развития детей, перенесших в неона-тальном периоде ранний врожденный сифилис.

Задачи исследования: оценить состояние нервной системы и исследовать становление нервно-психических функций у детей с ранним врожденным сифилисом в анамнезе.

Под наблюдением находились 109 новорожденных с диагнозом раннего врожденного сифилиса и 39 детей в возрасте от 1 года до 7 лет, имевших в анамнезе ранний врожденный сифилис. Контрольную группу составили 62 новорожденных от матерей, не болевших сифилисом (девочек - 33, мальчиков - 29), и 34 ребенка, не имевших в анамнезе сифилиса. Всем детям проводилось исследование неврологического статуса в декретированные сроки: 1, 3, 6, 9, 12 месяцев, а также в 3 года и в 7 лет [1, 2, 7]. Нервно-психическое развитие оценивали по клинической количественной шкале психомоторного развития детей первых 3 лет жизни, разработанной Л.Г. Хачатрян и соавт. [6].

Ретроспективный анализ анамнестических данных позволил установить, что у всех женщин основной и контрольной групп имело место осложненное течение беременности. У 26,6% женщин, имевших сифилис в анамнезе, беременность закончилась преждевременными родами (14,5% в контроле).

Изучение раннего неонатального периода показало значительную частоту нарушения адаптации у новорожденных с ранним врожденным сифилисом. Так, 62,3% детей с ранним врожденным сифилисом родились в состоянии асфиксии (против 37,1% в контроле). У новорожденных основной группы чаще наблюдали задержку внутриутробного развития (35,8% случаев по сравнению с 3,2% в контроле, р<0,001). В основной группе в 1,8 раза чаще регистрировалась хроническая внутриутробная гипоксия плода (60,6% и 33, 8% соответственно, р<0,01). К первому месяцу жизни у 29,4% детей с ранним врожденным сифилисом развилась постнатальная гипотрофия, что в 5 раз превышало аналогичный показатель в группе контроля (р<0,001).

При динамическом обследовании детей в возрасте 6 месяцев, 1 года, 3 и 7 лет изменения со стороны нервной системы выявлены у 89,7% детей, имевших в анамнезе сифилитическую инфекцию (в контрольной группе - у 18,9%; р<0,05).

В позднем восстановительном периоде в течение первого года жизни у детей основной группы наиболее часто выявлялись диффузная мышечная гипотония (33,3% против 11,8% в контроле), гипертензионно-гидроцефальный синдром (30,8% и 11,8% соответственно), пирамидная недостаточность (20,5% против 8,8% в контроле).

Восстановление двигательных функций у детей, перенесших ранний врожденный сифилис, происходило медленно. Так, синдром пирамидной недостаточности у детей основной группы сохранялся до 3 лет (2,6%), мышечная гипотония наблюдалась до 7 лет (7,7%), что обуславливало задержку статико-моторного развития. У детей основной группы значительнее страдала мелкая моторика. Так, к 3 годам показатели мелкой моторики у детей основной группы оставались на уровне 38-71%. В контрольной группе изменений двигательных функций после 1 года не выявлено.

Регресс гипертензионно-гидроцефальных изменений у детей, перенесших ранний врожденный сифилис, происходил медленнее, чем в контрольной группе. Так, в возрасте 6 месяцев гипертензионно-гидроцефальный синдром регистрировался у 30,8% детей основной группы с последующим снижением его частоты до 23,1% в 3 года и 17,9% в 7 лет, что значительно превышало частоту этого синдрома в контрольной группе.

Динамика судорожного синдрома у детей, перенесших врожденный сифилис, была отрицательной. Так, в возрасте 6 месяцев судорожные приступы в виде фебрильных судорог отмечались у 5,1% детей. В возрасте 1 года частота этого показателя увеличилась до 7,7%, а в 3 года и 7 лет - до 10,3%. У 7 детей (17,9%) зарегистрированы аффекторно-респираторные пароксизмы, 4 ребенка (10,3%) наблюдаются неврологом по поводу симптоматической генерализованной эпилепсии. В группе контроля частота судорожного синдрома составила 2,9% в виде фебрильных судорог.

Частота задержки нервно-психического развития также имела отрицательную динамику [2, 3, 4]. Так, в 6 месяцев задержка нервно-психического развития наблюдалась у 7,7% детей с последующим нарастанием до 23,1% в 7 лет, что в 2 раза превышает аналогичный показатель в группе контроля.

Среди показателей психоречевой сферы у детей, перенесших сифилис, задержкой развития чаще страдали «активная речь» - на протяжении всего периода исследования, особенно в 1,5 года (72,7%); «понимаемая речь» - заметнее на втором году жизни (в 2 года - у 41,1%); «сенсорное развитие» - особенно у детей 2-3 лет (51-59%); «конструктивная» - у 25-37% и «изобразительная деятельность» - у 69%.

При проведении количественной (балльной) оценки установлено, что у детей, перенесших ранний врожденный сифилис, в основном наблюдалась умеренная ЗНПР. Грубая ЗНПР до 1 года жизни выявлялась редко, и в основном только по 1 показателю, а на 2-3 годах жизни она наблюдалась по 2 и более показателям, чаще (у 62%) - «активная речь» в сочетании с «сенсорным развитием».

У 30,7% детей основной группы с 3 лет наблюдались проявления минимальной мозговой дисфункции в виде синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, который был связан с поступлением в дошкольно-школьные учреждения, что способствовало проявлениям социальной дезадаптации, нарушениям поведения и обучения. Данный показатель в 1,7 раз выше аналогичного показателя в группе контроля.

Неврозоподобные расстройства регистрировались с 3 лет в 25,6% случаев. Ночной энурез выявлен у 46,2% детей основной группы (в контроле - у 20,6% детей); 15,4% обследованных, имевших в анамнезе сифилитическую инфекцию, проходили курс лечения по поводу тикозных гиперкинезов.

Таким образом, проведенное исследование показывает высокую частоту встречаемости неврологической патологии у детей, перенесших ранний врож-

денный сифилис (89,7%), что, возможно, связано с поражением сосудов головного мозга и дегенеративными процессами в нервной системе. Анализ НПР показал, что у детей основной группы его становление происходило неравномерно по большому числу показателей. Это свидетельствует о диффузном поражении центральной нервной системы.

Выявленные нарушения в эмоциональной сфере на ранних возрастных этапах у детей с задержками развития и психоневрологическими расстройствами могут лежать в основе нарушения психики у детей на более поздних этапах пост-натального онтогенеза, поэтому правильная и своевременная медикаментозная и педагогическая коррекция такого рода нарушений имеет важное профилактическое значение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Веденина Ю.А. // Вопр. соврем, педиатрии. - 2005. - № 4. - С.89.

2. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. - М., 1981. - 272 с.

3. Камаев И.А., Позднякова М.А., Иорданская H.A. // Рос. педиатр, журн. - 1999. - № 4. - С. 26-29.

4. Монтгомери Т. // Педиатрия. - 1995. - № 1. - С. 73-76.

5. Привалова, Н.К. // ЗППП, 2000. - № 5. - С. 35-40.

6. Хачатрян, Л.Г. // Вестн. практич. неврол., 2003. - № 7. - С. 135-137.

7. Чейфони Дж. П. // Рос. вестн. перинатол. и педиатр. - 2003. - Т. 48, № 3. - С. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.