Научная статья на тему 'Результаты диагностики сформированности навыков монологического высказывания в формате ЕГЭ выпускников городской и сельской школ'

Результаты диагностики сформированности навыков монологического высказывания в формате ЕГЭ выпускников городской и сельской школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ЕГЭ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Евгения Владимировна, Хабибуллина Флёра Яхиятовна

Цель нашего исследования заключается в проведении сравнительного анализа сформированности навыков монологического высказывания в формате ЕГЭ учащихся выпускных классов городских и сельских школ. Диагностика проводилась на базе инновационных учреждений Республики Марий Эл (РМЭ) МАОУ «Гимназия № 26 имени Андре Мальро» и МОУ «Коркатовский лицей» Моркинского района РМЭ. Задачи диагностики: 1. выявление мнений учителей по вопросу введения и структуры устной части ЕГЭ; 2. выявление мнений, учащихся по данному вопросу; 3. выявление готовности учащихся к сдаче ЕГЭ по иностранному языку (ИЯ) путем проведения пробного экзамена по устной части ЕГЭ; 4. статистическая обработка полученных результатов и их анализ. Для того чтобы узнать отношения учителей и учащихся к нововведению в ЕГЭ по ИЯ нами было проведено анкетирование, включающее 10 вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты диагностики сформированности навыков монологического высказывания в формате ЕГЭ выпускников городской и сельской школ»

учащихся. Это будет, несомненно, содействовать более успешному продвижению в этой области.

Начинать чтение с листа надо с наиболее легкого музыкального материала, так как исполнение трудных пьес лишает развитию правильных навыков чтения. Полезно предварительно просматривать нотный текст глазами, отмечая все особенности, и лишь после этого начинать проигрывать его на фортепиано [3].

Учащийся должен уметь схватить в музыке основное и видеть нотный текст, «забегая» несколько вперед. При чтении с листа не следует допускать небрежной игры.

Развитие навыков самостоятельной работы у начинающих. Прежде всего следует уточнить понятие самостоятельности в работе учащихся и выяснить, можно ли требовать какой - либо самостоятельности от учеников на начальной стадии обучения.

Под самостоятельностью имеется в виду умение учащихся применять в своей домашней работе полученные на уроках знания и навыки, творчески подходя к решению поставленных задач. С первого года обучения педагог должен стремиться к постепенному развитию у ученика инициативы самостоятельности, стараясь пробудить в нем интерес к занятиям и творческую активность.

Процесс развития самостоятельности мышления сложен и длителен. Умение самостоятельно мыслить не дается человеку само, оно воспитывается путем определенной тренировки воли и внимания.

Большое значение для развития будущей самостоятельности учащихся имеет максимальная сосредоточенность на уроках. Если педагог строит свои объяснения так, что основная мыслительная деятельность падает на учащегося, то это способствует развитию его активности, без которой немыслима подлинная самостоятельность.

Одной из основных задач педагога является воспитание элементарной грамотности. Уже на первой стадии музыкального обучения следует развивать у ученика бережное отношение к тексту, внушать ему, что без точного выполнения указаний композитора нельзя добиться правильного раскрытия авторского текста.

Важнейшими факторами, способствующими правильной организованности учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному всестороннему развитию музыкально-исполнительских данных учащегося, являются: планирование учебной работы и глубоко продуманный выбор репертуара.

Одной из основных форм планирования занятий в классах общего фортепиано является составление индивидуального плана учащегося. От систематичности и качества его выполнения во многом зависит успеваемость.

Индивидуальные планы составляются педагогом для каждого учащегося к началу первого и второго полугодия.

При составлении индивидуального плана, учащегося следует учитывать одну из важнейших задач курса -воспитание творческой инициативы учащегося, развитие навыков самостоятельной работы, формирование ясных представлений о методах разучивания произведения и приемах работы над различными пианистическими трудностями.

Основной учебного материала является русская, зарубежная классика, творчество советских композиторов, прогрессивная современная зарубежная музыка. Также рекомендуется шире использовать произведения казахских композиторов.

Курс фортепиано имеет большое значение в общем музыкальном развитии будущих музыкантов и призван дать им дополнительные навыки, необходимые для их будущей профессиональной работы.

Список литературы

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано Москва.: Музыка. - 1978. - 288с.

2. Любомудрова Н.Методика обучения игре на фортепиано М.: Музыка, 1982. - 141с

3. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога К1а5$1ка-31, 1999. - 228с

4. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано /Учебное пособие для студентов пед. институтов по музыкальным специальностям. М.: Просвещение, 1984. - 176 с

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ В ФОРМАТЕ ЕГЭ ВЫПУСКНИКОВ

ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ ШКОЛ

Богданова Евгения Владимировна

Студентка 5 курса факультета иностранных языков, Марийского Государственного Университета г. Йошкар-Ола

Хабибуллина Флёра Яхиятовна

Канд. пед. наук, доцент кафедры романо-германской филологии, Марийского Государственного Университета

г.Йошкар-Ола

АННОТАЦИЯ

Цель нашего исследования заключается в проведении сравнительного анализа сформированности навыков монологического высказывания в формате ЕГЭ учащихся выпускных классов городских и сельских школ.

Диагностика проводилась на базе инновационных учреждений Республики Марий Эл (РМЭ) - МАОУ «Гимназия № 26 имени Андре Мальро» и МОУ «Коркатовский лицей» Моркинского района РМЭ. Задачи диагностики:

1. выявление мнений учителей по вопросу введения и структуры устной части ЕГЭ;

2. выявление мнений, учащихся по данному вопросу;

3. выявление готовности учащихся к сдаче ЕГЭ по иностранному языку (ИЯ) путем проведения пробного экзамена по устной части ЕГЭ;

4. статистическая обработка полученных результатов и их анализ.

Для того чтобы узнать отношения учителей и учащихся к нововведению в ЕГЭ по ИЯ нами было проведено анкетирование, включающее 10 вопросов.

Ключевые слова: методика обучения, монологическая речь, ЕГЭ, иностранный язык.

Согласно ФГОС, основное назначение ИЯ состоит в формировании коммуникативной компетентности (КК), то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. При сформированности КК учащийся по окончанию основной школы должен овладеть четырьмя видами речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо). Взяв за основу речевую компетенцию, остановимся на говорении. Целью обучения говорению является развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных жизненных ситуациях. Это означает, что по окончании общеобразовательной школы учащийся должен быть способен: делать сообщения по теме; кратко передавать содержание полученной информации; рассуждать о фактах/событиях, приводя аргументы и делая выводы; осуществлять запрос информации; выражать свое мнение по обсуждаемой теме

[5].

Обучение говорению приобретает особую актуальность в связи с введением с 2015 года устной части ЕГЭ по ИЯ (по выбору учащихся) наряду с обязательными едиными государственными экзаменами по русскому языку и математике. Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведён в 2001 в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях по восьми учебным дисциплинам. С каждым годом количество регионов страны и процент учащихся, сдающих ЕГЭ увеличивались. С 2009 года Единый государственный экзамен стал единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы. С того времени, то есть с момента введения ЕГЭ в штатный режим, структура экзаменационной работы по ИЯ оставалась неизменной [2].

На данный момент в структуру ЕГЭ по ИЯ входят 2 части: письменная и устная. В письменной части проверяются умения в аудировании, чтении и письме, а также

лексико-грамматические навыки. Экзаменационная работа (письменная часть) состоит из 4 разделов, включающих в себя 40 заданий [1; 4].

Устную часть ЕГЭ по ИЯ хотели вернуть давно. Проблема заключалась, в основном в том, что как это сделать в методически правильной и доступной форме. На стадии эксперимента (в 2004-2008 г.г.) устная часть была введена, но позже было принято решение об ее исключении из-за организационных сложностей, например, таких как: ограничение по времени (т.е. длительность экзамена, сильная усталость учащихся); низкий уровень технического оснащения и недостаточное количество экспертов по данному вопросу [3].

Согласно информации, выложенной Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) было решено в 2014-2015 г.г. внедрить в ЕГЭ по ИЯ устную часть средствами компьютеризации, т.е. отказались от присутствия «живого» экзаменатора. В аудитории будет только технический специалист, который не имеет никакого отношения к ИЯ. Ученики сдают экзамен компьютеру. При их ответе введется цифровая запись, которая будет оцениваться экспертами после сдачи экзамена. Для облегчения сдачи ЕГЭ по ИЯ устная часть проводиться в отдельный день, через несколько дней после письменной части. Важно отметить, что устная часть не является обязательной, но ее необходимо сдавать тем, у кого есть желание получить за экзамен более 80 баллов, так как максимальное количество баллов за письменную часть - 80, а за устную - 20. При разработке экзамена составители столкнулись с огромными, серьезными сложностями в области методики, касающиеся формата экзамена, уровня сложности, критериев оценки [3].

В 2015 г. устная часть ЕГЭ по ИЯ будет состоять из 4 заданий [1;4].

Для того чтобы узнать отношения учителей и учащихся к нововведению в ЕГЭ по ИЯ нами было проведено анкетирование, включающее 10 вопросов.

Мнение учителей о введении устной части ЕГЭ по ИЯ

Таблица 1

МАОУ «Гимназия № 26 имени Андре Мальро» г.Йошкар-Ола МОУ «Коркатовский лицей» Моркинского района РМЭ

«Как Вы относитесь к ЕГЭ?»

50% ответили нейтрально, 25% - положительно и 25% - как к должному. 33,3% ответили положительно, 33,4% - положительно и 33,3% - как к должному.

«Считаете ли вы правильным добавление устной части в ЕГЭ по ИЯ?»

50% - да, 25% - нет и 25% - не думал об этом. 75% - да и 25% - нет.

«Какие трудности возникают при обучении учеников монологической речи?»

Недостаточное знание лексики, неумение спонтанно, без подготовки, выражать свои мысли по той или иной теме. Логичность высказывания; неосознанная работа с текстом, в основном происходит заучивание; недостаток времени.

«Как вы оцениваете готовность учащихся вашей школы по устной части ЕГЭ по ИЯ?»

50% - средний уровень, 50% - выше среднего. 75% - средний уровень, 25% - низкий.

«Если бы Ваши ученики сдавали ЕГЭ завтра, на какую бы оценку они сдали экзамен?»

75% учителей уверены в оценке «хорошо» и 25% - «удовлетворительно». Результаты были бы удовлетворительные.

«Как много учеников планируют сдавать ЕГЭ по ИЯ в Вашей школе?»

3-5 человек. 3-4 человека.

«С какими заданиями у учащихся возникают наибольшие трудности?»

Задания устной части С3 - описание картинки и С4 - сравнение картинок. Заданий С2 - составление вопросов и С4 - сравнение картинок.

«Уверены ли Вы в знаниях Ваших учеников по ИЯ?»

75% - уверены и 25% - не очень уверены. 75% - не очень уверены и 25% -уверены.

Для учащихся городской и сельской школ также было проведено анкетирование по теме «Устная часть ЕГЭ», включающее 10 вопросов.

Таблица 2

МАОУ «Гимназия № 26 имени Андре Мальро» г.Йошкар-Ола МОУ «Коркатовский лицей» Моркинского района РМЭ

«Почему Вы выбрали для сдачи именно ЕГЭ по ИЯ?»

Поступление в ВУЗы после окончания школы. Поступления на факультет иностранных языков, можно отправиться путешествовать в другие страны.

«В течение какого времени и каким образом Вы готовитесь к ЕГЭ?»

В течение года два раза в неделю, посещая дополнительные курсы по подготовке. 50% больше года и 50% месяц. Они занимаются до пяти раз в неделю самостоятельно или с помощью учителей.

«Знакомы ли Вы со структурой и заданиями по устной части ЕГЭ?»

50% знакомы и 50% обладают небольшой информацией. 50% знакомы и 50% обладают небольшой информацией.

«Какие задания вызывают у Вас затруднения?»

Все задания письменной и устой части. С аудированием в письменной части и с заданиями С2 -составление вопросов, С3 - описание картинки и С4 -сравнение картинок устой части.

«Какие сложности возникают при выполнении заданий по устной части ЕГЭ?»

Произношение и недостаток лексического запаса. Трудно уложиться по времени при составлении вопросов и сравнении картинок, и что у них плохо развита монологическая речь из-за отсутствия постоянной практики.

«На какую отметку вы оцениваете Вашу подготовку по ЕГЭ по ИЯ на данный момент?»

На оценку «удовлетворительно». На оценки «удовлетворительно» и «хорошо».

Во время пробной сдачи устной части ЕГЭ по ИЯ перед учащимися возник психологический барьер, поэтому было необходимо провести беседу со сдающими и настроить их на нужный лад. В итоге барьер был снят, и на пробном экзамене уже школьного уровня, учащиеся, с которыми была проведена работа заранее, без проблем, без страха сдали экзамен на достаточно высокий бал, а те, кто видел задания впервые, растерялись и их результаты были значительно хуже. Но, несмотря на неуверенность учащихся в своих знаниях, в своих силах, после проверки работ стоит отметить, что уровень знаний у сдающих ребят достаточно хороший.

Сравнивая результаты диагностик, можно сделать следующие выводы, что учителя городской школы относятся более положительно к введению устной части в ЕГЭ по ИЯ, но учителя сельской школы считают правильным введение устной части, в отличие от учителей городской школы. Учителя как сельской, так и городской школ утверждают, что есть ряд трудностей, которые необхо-

димо преодолеть в ходе подготовки к ЕГЭ. Учителя городской школы более уверены в знаниях своих учеников и оценивают их возможности сдачи ЕГЭ на оценки «хорошо» и «отлично». Учителя сельской школы считают, что если бы экзамен был в ближайшее время, их ученики бы сдали на оценку «удовлетворительно». Важно упомянуть, что количество желающих сдавать экзамен по ИЯ в городских школах больше, чем в сельских. В городских школах большинство сдают английский язык, на второе место делят немецкий и французский языки. Но необходимо отметить, что с каждым годом число желающих сдавать ЕГЭ по ИЯ увеличивается. Общим является то, что учителя и сельской и городской школ утверждают, что подготовка к ЕГЭ по устной части проходит трудно. Особую трудность, по мнению сельских и городских учителей, вызывает задание С4 - сравнение картинок. Городские учителя добавляют еще одно трудное задание С3 -описание картинок, а сельские учителя акцентируют внимание на сложности задания С2 - составление вопросов.

120 100 80 60 40 20 0

Птиошоимо к Ппаомпьиость Труп иостм о Уоопоииос

Рисунок 1. Результаты диагностики мнений учителей

Г л пи/

По результатам анкетирования учащихся 11 классов городской и сельской школы можно сделать следующие выводы. Ученики городской школы решили сдавать ЕГЭ по ИЯ с конкретной целью - поступить в ВУЗ после окончания школы, а для учащихся сельской школы цели более широкие - отправиться в путешествие по миру. Ученики городских и сельских школ занимаются подготовкой к ЕГЭ в течение года: в гимназии № 26 - 2 раза в неделю, в Коркатовском лицее - до 5 раз. В городской школе проводятся дополнительные курсы по подготовке к ЕГЭ по иностранному языку, а в сельской школе учащиеся готовятся самостоятельно или с учителями. Совершенно все опрошенные ученики как сельской, так и городской школы собираются сдавать устную часть ЕГЭ, также

стоит отметить, что все сдающие обладают информацией о структуре устной части. Но для полного осознания, как проходит экзамен по устной части, нами была проведена разъясняющая лекция о структуре, процессе, содержании устной части. Учащиеся городской школы утверждают, что для них сложными являются абсолютно все задания и письменной и устной части. Для учащихся сельской школы трудность вызывают задания по аудированию и задания С2, С3, С4 устной части. Ученики городской школы не уверены в своих знаниях и оценивают свои возможности сдачи экзамена на оценку «удовлетворительно». А ученики сельской школы уверены, что сдадут экзамен на оценку «хорошо».

Рисунок 2. Результаты диагностики мнений учащихся.

5

4

3

2

1

г\

Таким образом, устная часть ЕГЭ в условиях глобализации и требований ФГОС - это императив времени. Устная часть необходима для сдачи ЕГЭ для того, чтобы выпускники общеобразовательных школ могли свободно выражать свои мысли на ИЯ, так как в современных условиях развития нашего общества повышается значимость обучения ИЯ. Основная цель обучения ИЯ в школе заключается в развитии личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации. Многие учителя считают, что нет необходимости вводить устную часть в ЕГЭ, так как в учебном процессе не достаточно времени для хорошей работы над монологической речью. Перед учениками также стоит большой психологический барьер перед чем-то новым и страх неудач. Но на деле видно, что уровень знаний, сдающих экзамен достаточно хороший, выше среднего, и после хорошей подготовки, они сдадут устную часть ЕГЭ без особых проблем. По результатам сравнительного анализа отметим, что работа по подготовки введется, ученики постепенно привы-

кают к заданиям устной части, уже меньше бояться говорить, выражать свои мысли, в этом им оказывают сильную поддержку учителя. Учащиеся городской школы сомневаются в своих возможностях и знаниях, а их учителя наоборот достаточно уверенны в них и считают, что они смогут сдать ЕГЭ на достаточно высокий балл. Совершенно противоположная ситуация происходит в сельской школе, где ученики уверены в себе, а учителя немного сомневаются и переживают за результаты экзамена.

Список литературы

1. Демоверсии, спецификации, кодификаторы URL: http://www.fipi.ru.

2. Единый государственный экзамен URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.

3. Нормативно-правовые документы URL: http://www.fipi.ru.

4. Открытый банк заданий ЕГЭ URL: http://www.fipi.ru .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. ФГОС по иностранному языку.

ДИАЛОГ КАК ГОТОВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ СИТУАЦИИ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Донцова Оксана Владимировна

ГБПОУ "Михайловский профессионально-педагогический колледж имени В.В. Арнаутова, Волгогрдаская обл,

г. Михайловка

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрен феномен диалогического педагогического общения в контексте гуманитарно-антропологического подхода. Описаны характеристики ситуации диалогического педагогического общения и особенности ее создания в рамках образовательного процесса гуманитарного типа. Показаны условия формирования готовности к созданию ситуаций диалогического педагогического общения.

Ключевые слова: общение, педагогическое общение, диалогическое педагогическое общение, ситуация диалогического педагогического общения, готовность учителя к созданию ситуации диалогического педагогического общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.