Научная статья на тему 'Развитие навыков говорения обучающихся в рамках подготовки к ЕГЭ'

Развитие навыков говорения обучающихся в рамках подготовки к ЕГЭ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ЕГЭ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / НАВЫКИ ГОВОРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фахрутдинов Рифат Рифович, Кудрявцева Анна Андреевна

В статье рассмотрены возможности подготовки обучающихся к сдаче устной части ЕГЭ по иностранному языку. Рассматривается вопрос, как организовать подготовку к сдаче устной части ЕГЭ, при этом совершенствуя навыки говорения учащихся, необходимые для спонтанной речи в реальной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фахрутдинов Рифат Рифович, Кудрявцева Анна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие навыков говорения обучающихся в рамках подготовки к ЕГЭ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Развитие навыков говорения обучающихся в рамках

подготовки к ЕГЭ

1 2 Фахрутдинов Р. Р. , Кудрявцева А. А.

1Фахрутдинов Рифат Рифович /Fahrutdinov RifatRifovich - кандидат педагогических наук,

доцент,

кафедра образовательных технологий и информационных систем в филологии; 2Кудрявцева Анна Андреевна / Kudryavtseva Anna Andreevna - магистрант, Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанский федеральный университет, г. Казань

Аннотация: в статье рассмотрены возможности подготовки обучающихся к сдаче устной части ЕГЭ по иностранному языку. Рассматривается вопрос, как организовать подготовку к сдаче устной части ЕГЭ, при этом совершенствуя навыки говорения учащихся, необходимые для спонтанной речи в реальной жизни. Ключевые слова: ЕГЭ, иностранный язык, навыки говорения.

Общение - это одна из главных потребностей человека, но кроме того, это ещё и один из важнейших источников развития личности. Общение на иностранном языке, как средство и необходимость межкультурной коммуникации, развивается в процессе обучения детей в школе. Общение - это одна из ведущих деятельностей, появляющаяся в жизни ребенка с самого раннего возраста. Назначение каждого учащегося на определенную социальную роль и не останавливающийся поток внимания к его личной ценности преодолевают психологические барьеры общения, что как раз и является неотъемлемой частью эффективного обучения иностранному языку. В связи с тем, что в современном обучении детей существует необходимость в быстром и успешном овладении иноязычным общением, а также значительном повышении мотивации учащихся, одно из решений данной проблемы мы видим в развитии навыков говорения. Именно этому уделяется серьезное внимание в новых стандартах общего образования.

В 2015 году вновь ввели устную часть в ЕГЭ по иностранным языкам. Введение устной части в ЕГЭ по иностранному языку, безусловно, повышает мотивацию учащихся к совершенствованию навыков говорения. Однако формат ЕГЭ предполагает определенный набор заданий, проверяющих определенные навыки и умения выпускников школ. Более того, ответ на задания должен соответствовать определенным правилам и часто оформление ответа становится важнее содержания. В связи с этим подготовка к заданиям ЕГЭ сводится к обучению отвечать согласно шаблонам. Таким образом, идет совершенствование скорее тестовой компетенции, а не коммуникативной.

Возникает вопрос: как организовать подготовку к сдаче устной части ЕГЭ, при этом совершенствуя навыки говорения учащихся, необходимые для спонтанной речи в реальной жизни.

Мы считаем, что для решения этого вопроса необходимо уделить внимание следующим аспектам:

• На уроке преимущественно говорят на иностранном языке.

Несмотря на то, что этот пункт кажется очевидным, не всегда именно так происходит на уроке. Даже решение организационных вопросов на иностранном языке будет способствовать улучшению навыков спонтанной речи.

• Ученики говорят больше учителя.

Учитель должен строить урок так, чтобы ученики были мотивированы говорить на иностранном языке как можно больше.

• Активно используются коллективные и индивидуальные формы работы [2, с. 252].

Работа в коллективе помогает развивать навыки говорения не только в решении определенных образовательных задач, но и в общении со сверстниками. Индивидуальные же задания помогут ученикам самостоятельно действовать и подготовят их к тому, что в реальной жизни часто придется надеяться только на себя.

• На уроке используются аутентичные материалы, постоянно прослушивается речь носителей языка [1, а 105].

В реальной жизни ученики столкнутся с необходимостью говорить на иностранном языке не только со своими сверстниками или учителями, но и с носителями языка или с представителями стран, для которых английский язык также не является родным. Таким образом, ученики должны быть готовы, что разные люди, особенно из разных стран, говорят с разным произношением, их интонации, способы выражения мыслей различны. Тем не менее, именно аутентичные материалы позволяют понимать, в каком направлении необходимо развивать свою речь.

• Заучиваются не просто слова, а словосочетания и выражения.

Готовые словосочетания и выражения помогают проще строить предложения и излагать свои мысли. Ученики мыслят не отдельными словами, а целыми словосочетаниями, что значительно облегчает для них процесс говорения.

• Разыгрываются реальные ситуации, с помощью которых активизируется спонтанная речь.

Часто на уроках используется скорее подготовленная, чем спонтанная речь: подготовить диалог на определенную тему и разыграть его с одноклассником, подготовить дома рассказ на заданную тему, подумать и объяснить, что изображено на заданной картинке и т.д. Подобные задания не готовят учеников к спонтанной речи, которая может их ожидать за стенами школы. Таким образом, учитель должен строить уроки так, чтобы ученики могли общаться и излагать свои мысли, не имея возможности заранее к ним подготовиться. Самое простое, что может делать учитель, - это чаще задавать вопросы учащимся об их повседневной жизни, о том, что их окружает, беспокоит.

• Активно используются инновационные технологии обучения.

Об этом аспекте сейчас говорят очень много, существует огромное количество компьютерных программ, Интернет-платформ для обучения иностранным языкам. В наш век компьютерных технологий именно подобные ресурсы способны завлечь учеников изучать иностранный язык. Все, что нужно учителю, это грамотно их использовать.

• Учитель мотивирует учеников использовать иностранный язык не только на уроке, но и в общении между собой за пределами класса.

Этот аспект является, пожалуй, самым сложным. Здесь учителю придется использовать всю свою изобретательность и креативность. Однако если удастся увлечь учеников общению на иностранном языке между собой, они смогут совершенствовать свою речь не только в стенах класса или выполняя домашние задания.

Итак, данные рекомендации могут послужить гарантией успеха решения данной проблемы.

Литература

1. Мильруд Р. П. Приемы и технологии обучения устной речи. [Электронный ресурс]: Язык и культура, 2015. № 1 (29). Режим доступа: http://cyberlemnka.ru/artide/n/prie my-i-tehnologii-obucheniya-ustnoy-rechi.

2. Максименко Е. В., Сивакова Е. В. Методические приемы, рекомендуемые учителям иностранных языков по подготовке учащихся XI класса к сдаче устной части выпускного экзамена в формате ЕГЭ по английскому языку. [Электронный ресурс]: Научный альманах, 2015. № 11-2 (13). Режим доступа: http://ucom.ru/doc/na.2015.11.02.250.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.