Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЛКОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА'

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЛКОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
175
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / МЕЛКОМОТОРНЫЕ ФУНКЦИИ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ ПРАКСИС / КИНЕТИЧЕСКИЙ ПРАКСИС / ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПРАКСИС / VIOLATION OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM / SMALL MOTOR FUNCTIONS / CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL SUPPORT / KINESTHETIC PRAXIS / KINETIC PRAXIS / SPATIAL PRAXIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Недуруева Т.В., Сидаш А.Л., Уварова Л.Ф.

В статье представлены результаты апробации программы коррекционно-развивающего сопровождения по формированию мелкомоторных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Авторы предлагают комплекс мероприятий комплексного воздействия на речевые, психические функции, а также их физическое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Недуруева Т.В., Сидаш А.Л., Уварова Л.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF APPROBATION OF THE PROGRAM OF CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF SMALL MOTOR SKILLS IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN WITH DISORDERS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM

The article presents the results of approbation of the program of correctional and developmental support for the formation of small motor skills in younger schoolchildren with disorders of the musculoskeletal system. The authors propose a set of measures for the complex impact on speech, mental functions, as well as their physical development.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЛКОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 2500-3585

peer-reviewed • open access journal

DOI: 10.21626/j-chr/2020-3(24)/4 Психологические науки

УДК: 159.973:946.2

Результаты апробации программы коррекционно-развивающего сопровождения по формированию мелкомоторных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-24 двигательного аппарата.

© Т.В. Недуруева, А.Л. Сидаш, Л.Ф. Уварова

Недуруева Т.В. - зав. кафедрой физической культуры, к.психол.н., доцент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ). E-mail: nedurtv@yandex.ru

Сидаш А.Л. - старший преподаватель кафедры физической культуры, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).

Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3. Российская Федерация.

Уварова Л.Ф. - главный врач, ОБУЗ «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики» комитета здравоохранения Курской области.

Адрес: 305004, ул. Радищева, 42, г. Курск, Российская Федерация.

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты апробации программы коррекционно-развивающего сопровождения по формированию мелкомоторных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Авторы предлагают комплекс мероприятий комплексного воздействия на речевые, психические функции, а также их физическое развитие.

№3 (24) 2020 Ключевые слова: нарушение опорно-двигательного аппарата,

www.j-chr.com мелкомоторные функции, коррекционно-развивающее сопровождение, кинестетический праксис, кинетический праксис, пространственный праксис.

Нарушения опорно-двигательного аппарата является определяющим фактором клинических проявлений синдрома двигательных расстройств. У детей наблюдаются изменения гармоничного развития, ведущие к задержке развития познавательных процессов, речевой и коммуникативной функций, о чем свидетельствует целый ряд психолого-педагогических исследований, посвященных различным аспектам проблемы развития и коррекционной направленности обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [5].

Актуальность проведения

коррекционно-развивающей работы по формированию мелкомоторных навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) обусловлена их психофизиологическими особенностями. По статистическим данным Минздрав РФ количество детей-инвалидов к 2020 году увеличилось и составляет 195,7 на 10000 соответствующего населения, из них 27,9 - дети с церебральным параличом [7]. Несмотря на то, что церебральный паралич становится причиной инвалидизации детей, для 70% из них возможно приобщение к труду [10].

У детей с церебральным параличом возникают трудности в овладении навыками самообслуживания, трудовыми и учебными операциями. Особенностями координации являются неточность, несоразмерность движений (прежде всего, рук). Основные виды проявлений двигательных нарушений у детей с НОДА: нарушение мышечного тонуса, неспособность к осуществлению произвольных движений, присутствие патологических тонических рефлексов, недоразвитие цепных установочных выпрямительных рефлексов, наличие атаксии, кинестезий, синкинезий, насильственных движений в виде тремора [6].

Для организации качественного обучения детей с НОДА нами было проведено комплексное обследование,

которое позволило выявить особенности обучающихся данной группы и наметить оптимальный маршрут коррекционно-развивающего обучения. Вне зависимости от особенностей развития для каждого ребенка необходимо наличие:комплексной психолого-педагогической диагностики и коррекционного сопровождения имеющихся нарушений, проведение профилактических мероприятий

и регулярного взаимодействия с родителями для получения ими при необходимости психологической

поддержки и рекомендаций [6].

Коррекционно-развивающее сопровождение детей с НОДА рассматривается нами как комплексная программа поддержки и помощи ребенку с двигательными нарушениями в присвоении им общекультурных средств, обеспечивающихразвитиеисоциализацию в период школьного возраста как сензитивного периода в становлении учебных действий. Коррекционно-развивающее сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов: сопровождение ребенка в преодолении им трудностей с коррекцией (исправление, ослабление имеющихся нарушений, профилактика их возможного появления) и сопровождение, обеспечивающее

раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития в период младшего школьного возраста - основополагающего этапа ранней социализации

детей. Ядром реабилитационных мероприятий при НОДА является коррекция двигательных нарушений, способствующей формированию

навыков самообслуживания, игровой и учебной деятельности, физической активности и социальной адаптации. Данные современной медицины, клинической психологии и физической реабилитации позволяют определить необходимость своевременного

проведения коррекционных

мероприятий, направленных на моторное развитие детей с нарушениями

25

26

опорно-двигательного аппарата. Помимо коррекционного воздействия на навыки мелкомоторных функций необходимо комплексное воздействие на речевые, психические функции, т. е. напрямую на познавательную сферу детей, а также их физическое развитие [4, 8, 12].

По результатам проведенного нейропсихологического исследования мы получили данные о наличии следующих нарушений мелкомоторных функций у детей с общими нарушениями опорно-двигательного аппарата:

• кинестетический праксис по показателям: точность, дифференцированность, координированность;

• кинетический праксиспо показателям: точность, темп, дифференцированность, координированность;

• пространственный праксис по показателям: дифференцированность, координированность.

Помимо вышеперечисленных нарушений мелкомоторных функций в группе детей с церебральным параличом методом наблюдения была выявлена следующая специфика при выполнении нейропсихологических проб: долгое вхождение в задание, быстрая утомляемость психических процессов, истощаемость при выполнении графомоторной пробы. Также были выявлены пространственные нарушения в виде неудержания строки, тенденции к макрографии, что связано с особенностями работы правого полушария головного мозга. Результаты оценки нейродинамической характеристики движения, а именно степени утомляемости психических процессов при выполнении проб, свидетельствуют о нарушении работы 1 блока головного мозга по А.Р. Лурия [1, 2,

3].

Основываясь на результатах диагностического обследования

особенностей мелкомоторных функций у детей младшего школьного возраста с НОДА были сформированы 2 группы детей для коррекционно-развивающего

сопровождения:

• дети младшего школьного возраста с общими НОДА;

• младшие школьники с ДЦП.

Основными мишенями

коррекционно-развивающего сопровождения явились следующие показатели психофизической

активности как темп, точность, дифференцированность и

координированность движений.

Целью предлагаемой программы явилось формирование навыков общей моторики.

Длительность программы - 60 дней.

Форма занятий - групповая: 2 группы по 10 человек.

Продолжительность занятий - 3040 минут.

Начало занятий осуществляется при помощи дыхательных упражнений, массажа и самомассажа кистей и пальцев рук.

Примеры упражнений на развитие крупной моторики [9, 11]:

1. Упражнение «Повтори позу»: ребенку предлагается повторить позу, либо несколько поз с участием всего тела.

2. Упражнение «Весы»: ребенку предлагается представить, что его ладони — чаши весов с грузом. На ладони ребенка кладутся мешочки с песком, либо осуществляется надавливание собственными руками, имитируя «груз».

3. Упражнение «Параллели»: руки лежат на коленях параллельно друг другу. Ребенок попеременно ударяет по правому колену правой рукой и по левому колену -левой рукой;

4. Упражнение «Попеременные удары»: перекрещенные руки лежат на коленях, попеременно ребенок ударяет правой рукой по левому колену, и наоборот.

5. Упражнение «Дом и ворота»: ребенку предлагается положить на колени сжатые в кулак руки (вытянуты вперед; в стороны), большие пальцы вверх. Необходимо выполнение однонаправленных и разнонаправленных движений руками с движениями глаз и языка. Данное упражнение выполняется

так же стоя с вытянутыми вперед или в стороны, опущенными и поднятыми руками;

6. Перебрасывание мяча из одной руки в другую.

7. Круговые упражнения с мячом: ребенок перекладывает мяч в правую руку спереди, а в левую руку сзади, затем направление меняется. То же самое упражнение выполняется во фронтальной плоскости: (руки вверх, вниз и назад);

8. Дриблинг: ребенку предлагается совершать удары мячом о стену/ пол одной и двумя руками/ногами, попеременно правой и левой — на месте и с передвижением.

Примеры упражнений на развитие мелкой моторики:

1. Упражнение «Рисующие пальчики»: ребенку предлагается выбрать любой цвет, затем зарисовать на листе бумаги одним пальцем (который он выбирает самостоятельно) предложенный формат. Вначале ребенок рисует прямыми вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями (поочередно двумя руками), затем переходит к незамкнутым волнистым линиям, после этого — к прямым и волнистым «дорожкам» из точек;

2. Пальчиковая гимнастика: необходимо выполнение поочередных касаний пальцев до большого пальца. Сжать - разжать кисти рук;

3. Упражнение «Воспроизведи»: ребенку предлагается продолжить графические образцы. Выполнение каждого из них осуществляется поочередно правой и левой рукой, затем двумя руками одновременно в одном и противоположном направлениях.

4. Упражнение «Хасты»: ребенку предлагается воспроизвести одну за другой ряд ручных поз, на каждой из которых необходима полная сосредоточенность;

5. Упражнение «Письмо в воздухе»: ребенок прорисовывает заданные фигуры/буквы/числа в воздухе, проговаривая их вслух.

6. Упражнение «Орешки».

7. «Свободные рисунки двумя руками одновременно».

8. Лепка из пластилина.

9. Собирание пазлов и фигур из кубиков и конструктора.

По результатам проведенной нами программы коррекционно-развивающего сопровождения младших школьников была проведена оценка особенностей мелкомоторных функций у детей с общими НОДА и детей с ДЦП.

В связи с тем, что каждая группа коррекционно-развивающего сопровождения состояла из 10 детей, полученные после реализованной программы результаты нами оценивались с помощью интеграции количественных и качественных данных.

После проведения программы коррекционно-развивающего сопровождения младших школьников с общими НОДА было исследовано актуальное состояние мелкомоторных функций обеих рук детей. Осуществлено сравнение показателей кинетического (динамического), кинестетического и пространственного праксиса в группах младших школьников с общими НОДА и детей младшего школьного возраста с ДЦП до и после проведения коррекционно-развивающих мероприятий.

При исследовании функций «оптико-кинестетическая организации движений» какпроявлениекинестетическогопраксиса была отмечена динамика развития мелкомоторных функций по показателям: темп, точность, дифференцированность, координированность в группе детей с общими НОДА. Результаты представлены на рисунке 1.

27

28

Рис. 1. Распределение показателей оптико-кинестетической организации движений у младших школьников с общими НОДА.

В группе детей с ДЦП при исследовании тенденции по показателям: темп,

функций «оптико-кинестетическая точность, дифференцированность,

организации движений» как проявления координированность. Результаты

кинестетического праксиса был представлены на рисунке 2. отмечен сдвиг показателей на уровне

Рис. 2. Распределение показателей оптико-кинестетической организации движений у младших школьников с ДЦП.

При исследовании функций была отмечена динамика развития

«организация взаимодействия и мелкомоторных функций по показателям:

координация движений» как проявление темп, точность, дифференцированность,

кинетического (динамического) координированность. Результаты

праксиса в группе детей с общими НОДА представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Распределение показателей организация взаимодействия и координация движений у младших школьников с общими НОДА.

В группе детей с ДЦП при исследовании функций организация взаимодействия и координация движений был отмечен сдвиг показателей на уровне тенденции по показателям: темп, точность, дифференцированность,

координированность.

При исследовании функций «организация движений в пространстве» как проявление пространственного праксиса у младших школьников с общими НОДА была отмечена динамика развития мелкомоторных функций по показателям: точность, координированность.

Результаты представлены на рисунке 4.

29

Рис. 4. Распределение показателей организация движений в пространстве у младших школьников с ДЦП.

При исследовании функций на уровне тенденции по показателям:

«организация движений в пространстве» темп, точность, дифференцированность,

как проявление пространственного координированность. праксиса у младших школьников с В результате сравнения показателей

ДЦП был отмечен сдвиг показателей кинетического (динамического),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30

кинестетического и пространственного праксиса до и после проведения программы коррекционно-развивающего сопровождения младших школьников с общими НОДА и ДЦП выявлено значимое улучшение по критериям темп, точность, дифференцированность, координированность в группе детей с общими НОДА. В группе детей с ДЦП мы отмечаем улучшение показателей исследуемых функций на уровне тенденций.

Ограничение двигательной

активности детей с НОДА приводит к недостаточному развитию мелкомоторных функций и отрицательно влияет на формирование предметно-практической деятельности, поэтому немаловажной задачей является воздействие на развитие мелкой моторики.

По результатам представленной программы коррекционно-развивающего сопровождения по формированию мелкомоторных навыков у младших

школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, можно сделать вывод, что показатели конструктивного, пространственного и динамического праксиса у младших школьников с общими НОДА имеют положительную динамику моторного развития и психических функции, чем у детей младшего школьного возраста с ДЦП, для которых изменения остаются на уровне тенденций. Однако, для детей с ДЦП полученный результаты это значительный шаг в психофизическом развитии. Коррекционно-развивающая работа с детьми с НОДА по совершенствованию мелкомоторных функций имеет важное практическое значение, поскольку для социально-психологической адаптации детей требуется использование точных, скоординированных движений кистей и пальцев, необходимых для выполнения множества различных повседневных и учебных действий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / Под ред. О.Б. Иншаковой. М.: МПСИ, 2001. С. 7-20.

2. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б.. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. — М.: В. Секачев. — 2008. - 128 с.

3. Ахутина Т.В., Агрис А.Р., Корнеев А.А. Варианты дефицита функций I блока мозга у детей с трудностями обучения // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2014. - № 3. - С. 34-46.

4. Иванищева С.В. Система работы по развитию мелкой и общей моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Сборник материалов

№3 (24) 2020 Ежегодной международной научно-прак-www.j-chr.com тической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5.

5. Недуруева Т.В., Бибичева Т.В., Юрий-чук О.А. Нейропсихологические особенности мелкомоторных функций у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. - 2019. - №5 (20). - С. 34-41.

6. Левченко И.Ю., Абкович А.Я. Диагностика особенностей развития обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата для построения индивидуальной образовательной траектории/ Методическое пособие — М. - 2019.

7. Министерство здравоохранения Российской Федерации rosminzdrav.ru/

8. Осокин В. В. Детский церебральный паралич: Медицинская коррекция и психолого-педагогическое сопровождение: монография / В. В. Осокин, Д. Х. Астрахан, Ж. Н. Головина. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. - 307 с.

9. Семенович А.В. Нейропсихологиче-ская диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия. — 2002.

10. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учебно-методическое пособие. СПБ, 2003. - 160 с.

11. Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика.

Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010.

12. PareUe Jr H. P., Hourcade J. J. A review of therapeutic intervention research on gross and fine motor progress in young children with cerebral palsy //Am. J. Occup. Ther. - 1984. - Т. 38. - С. 462-468.

31

THE RESULTS OF APPROBATION OF THE PROGRAM OF CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF SMALL MOTOR SKILLS IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN WITH DISORDERS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM

© Tatiana V. , Alexander L. Sidash, Lyudmila F. Uvarova

Nedurueva Tatiana V.- Head of the Physical Culture Department, PhD in Psychology, Associate Professor, Kursk State Medical University (KSMU). E-mail: nedurtv@yandex.ru

Sidash Alexander L. - Senior Lecturer, Department of Physical Education, Kursk State Medical University (KSMU).

Address: 305041, Kursk, st. K. Marx, 3. Russian Federation.

Uvarova Lyudmila F. - Chief Physician, Public Health and Medical Prevention Center, Public Health Committee of the Kursk Region.

Address: 305004, st. Radishcheva, 42, Kursk, Russian Federation.

Abstract

32

The article presents the results of approbation of the program of correctional and developmental support for the formation of small motor skills in younger schoolchildren with disorders of the musculoskeletal system. The authors propose a set of measures for the complex impact on speech, mental functions, as well as their physical development.

Keywords: violation of the musculoskeletal system, small motor functions, correctional and developmental support, kinesthetic praxis, kinetic praxis, spatial praxis.

REFERENCE

1. Akhutina T.V. Difficulties in writing and their neuropsychological diagnostics // Writing and reading: learning difficulties and correction / Ed. ABOUT. Inshakova. Moscow: MPSI, 2001. P. 7-20.

2. Akhutina TV, Inshakova OB .. Neuropsychological diagnostics, examination of writing and reading of primary schoolchildren. - M .: V. Sekachev. - 2008 .-- 128 p.

3. Akhutina T.V., Agris A.R., Korneev A.A. Variants of the deficit of functions of the first block of the brain in children with learning difficulties. Moscow University Bulletin. Series 14. Psychology. - 2014. - No. 3. - P. 34-46.

4. Ivanischeva S.V. System of work on the development of fine and general motor skills in children with musculoskeletal disorders // Collection of materials of the Annual International Scientific and Practical Conference "Education and Training of Young Children". - 2016. - No. 5.

5. Nedurueva T.V., Bibicheva T.V., Yuriychuk O.A. Neuropsychological features of small motor functions in younger schoolchildren with musculoskeletal disorders // Collection of humanitarian studies. Electronic scientific journal. - 2019. - No. 5 (20). - S. 34-41.

6. Levchenko I.Yu., Abkovich A.Ya. Diagnostics of the developmental features of students with disorders of the musculoskeletal system for building an individual educational trajectory / Methodological manual - M. - 2019.

7. Ministry of Health of the Russian Federation https://www.rosminzdrav.ru/

8. Osokin V. V. Cerebral palsy: Medical correction and psychological and pedagogical support: monograph / V. V. Osokin, D. Kh. Astrakhan, Zh. N. Golovina. - Irkutsk: Irkut Publishing House. state University, 2010 .-307 p.

9. Semenovich A.V. Neuropsychological diagnosis and correction in childhood. - M .: Academy. - 2002.

10. Smirnova I.A. Special education for preschoolers with cerebral palsy. Study guide. SPB, 2003 .-- 160 p.

11. Tkachenko T. A. "Fine motor skills. Gymnastics for fingers ", M. Publishing house EKSMO, 2010.

12. PareUe Jr H. P., Hourcade J. J. A review of therapeutic intervention research on gross and fine motor progress in young children with cerebral palsy // Am. J. Occup. Ther. - 1984 .-- T. 38 .-- S. 462-468.

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.