Научная статья на тему 'Особенности комплексного обследования детей с двигательными нарушениями в условиях психолого-медико-педагогической комиссии'

Особенности комплексного обследования детей с двигательными нарушениями в условиях психолого-медико-педагогической комиссии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1215
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / КОМПЛЕКСНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Левченко И.Ю., Абкович А.Я.

В статье представлена система обследования ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях ПМПК для определения его особых образовательных потребностей и проектирования специальных условия получения образования. Диагностическая программа предполагает комплексное обследование состояния двигательной и сенсорной сфер, речевого и когнитивного развития. Раскрыт алгоритм проектирования вариативных специальных условий получения образования на основании результатов комплексной диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности комплексного обследования детей с двигательными нарушениями в условиях психолого-медико-педагогической комиссии»

Особенности комплексного обследования детей с двигательными нарушениями в условиях психолого-медико-педагогической комиссии

Левченко Ирина Юрьевна,

доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией инклюзивного образования, Институт специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», ksp_deffak_mggu@mail.ru

Абкович Алла Яковлевна,

кандидат педагогических наук, заведующий отделением абили-тации, профессиональной и социальной реабилитации ГБУ «Московский городской центр реабилитации», abkovicha@yandex.ru

В статье представлена система обследования ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях ПМПК для определения его особых образовательных потребностей и проектирования специальных условия получения образования. Диагностическая программа предполагает комплексное обследование состояния двигательной и сенсорной сфер, речевого и когнитивного развития. Раскрыт алгоритм проектирования вариативных специальных условий получения образования на основании результатов комплексной диагностики. Ключевые слова: обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, психолого-медико-педагогическая комиссия, комплексное психолого-педагогическое обследование, специальные условия образования.

В последние годы кардинально изменилась деятельность специалистов психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) в связи с переходом от отбора детей в специальные школы к разработке специальных условий их эффективного обучения в условиях образовательных организаций. Решение этой задачи требует от специалистов особых компетенций в области изучения особых образовательных потребностей детей [5]. Специалисты, работающие в ПМПК, испытывают затруднения в этом виде профессиональной деятельности, так как новые диагностические подходы пока не стали предметом научных изысканий [1]. Эта проблема актуальна для определения специальных условий образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всех категорий нарушенного развития. Особое значение имеет качественное решение этой задачи для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), так как у них часто сочетаются двигательные, сенсорные, речевые и когнитивные нарушения, что предполагает существенную вариативность специальных условий. Для разработки алгоритма определения специальных условий получения образования детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) было проведено специальное исследование.

Экспериментальное исследование проходило в 2013 - 2016 годах на базе ГБУ Реабилитационный центр «Текстильщики» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Всего в исследовании приняли участие 104 ребенка-инвалида 2002 - 2008 гг. рождения (61 мальчик и 43 девочки). 93 ребенка имели диагноз ДЦП, 1 ребенок - последствия острого нарушения мозгового кровообращения, 1 - последствия удаления опухоли головного мозга, 3 ребенка имели поражение спинного мозга, 3 страдали текущими нейродегенеративными заболеваниями, 3 ребенка имели нарушения опорно-двигательного аппарата вследствие ортопедической патологии.

По тяжести двигательных нарушений дети существенно различались. 71 ребенок (68,3% от общего числа участников) имел двигательные нарушения легкой степени выраженности. Двигатель-

да о

С4

ные нарушения средней степени выраженности имели 17 человек (16,3% участников). Нарушения тяжелой степени выраженности имели 16 человек (15,4% участников), дети не способны к самостоятельному передвижению и самообслуживанию.

Наряду с нарушениями моторных функций у детей с НОДА отмечался целый ряд сопутствующих заболеваний и нарушений, в частности нарушения зрения или (и) слуха, соматическая отяго-щенность, эндокринные заболевания.

Для определения особых образовательных потребностей участников исследования была разработана диагностическая программа, в основу которой легли рекомендации И.Ю. Левченко [4], А.А. Баранова [2], В.Г. Босыха и Н.Т. Павловской [3]. В ней определены условия организации диагностической деятельности для определения особых образовательных потребностей детей с двигательной патологией.

Комплексное диагностическое обследование в условиях ПМПК должно проводиться на основе междисциплинарного подхода с участием нескольких специалистов (психолог, логопед, инструктор по социально-бытовой адаптации, при необходимости подключаются тифлопедагог и сурдопедагог). В процессе диагностики необходимо оценить все линии психофизического развития детей с НОДА: двигательное развитие, самообслуживание, речевое развитие, развитие когнитивной сферы (особенности внимания, памяти, мыслительных операций), эмоционально-личностные особенности.

Обследование ребенка с двигательными нарушениями необходимо проводить в удобном для него положении, максимально устраняющем влияние патологических рефлексов на мышцы конечностей, туловища, глаз, при необходимости следует использовать специальное оборудование и средства дополнительной коммуникации.

Алгоритм проведения комплексного психолого-педагогического обследования ребенка с НОДА в условиях ПМПК предполагает, что диагностика включает четыре блока. Блоки диагностического комплекса не являются разобщенными, все аспекты психофизического развития ребенка изучаются комплексно на основании междисциплинарного подхода.

Блок 0 (подготовительный) предполагает:

- Беседу с родителем или другим законным представителем ребенка, выявление запроса.

- Подробный анализ медицинской документации, включая изучение анамнестических сведений, выявление основного и сопутствующего диагноза. Важное значение имеют данные клинических осмотров ребенка неврологом и ортопедом. Медицинские рекомендации этих специалистов должны лечь в основу регламентации учебной деятельности и определения ортопедического режима для ребенка.

- Изучение психолого-педагогической документации и продуктов учебной деятельности ребенка.

Блок I. Определение уровня двигательного развития (оценка крупной и мелкой моторики).

Блок II. Оценка сенсорных функций (выявление сопутствующих нарушений слуха и (или) зрения на основании медицинской документации, опроса родителей и наблюдения).

Блок III . Оценка речевого и когнитивного развития проводится по нескольким направлениям.

1. Определение особенностей речевого развития и характера речевых нарушений.

2.Определение ограничения способности к самообслуживанию.

3.Определение особенностей психического развития и изучение особенностей эмоционального реагирования в ситуациях, связанных с обучением. Для решения этой задачи был сконструирован психодиагностический комплекс, включающий в себя предмет психолого-педагогической оценки и диагностический инструментарий. При оценке особенностей и уровня развития различных сфер психической деятельности ребенка и его личности целесообразно использовать метод наблюдения и традиционные психодиагностические методики. В ходе исследования функций внимания наиболее достоверные результаты можно получить, используя буквенную корректурную пробу. При изучении особенностей мнестиче-ской деятельности можно применить методику «Запоминание 10 слов». Проанализировать состояние перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности (конструктивный прак-сис) можно с помощью цветных прогрессивных матриц Дж. Ровена. Сформированность понятийного мышления можно определить с помощью методики «Исключения четвертого лишнего предмета», что особенно удобно в условиях ПМПК, так как занимает мало времени. Исследование вер-бально-логического компонента познавательной деятельности может происходить путем подбора парных аналогий и исследования понимания скрытого смысла в коротких рассказах. Оценка сфор-мированности представлений о схеме тела у себя и у напротив сидящего, оценка понимания и употребления предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов, позволяет получить представление о сформиро-ванности пространственных представлений. Оценку зрительно-моторной координации и графического навыка позволяет выявить метод «Графическая проба». Изучить личностные особенности, включая самооценку можно в ходе беседы, используя методики «Лесенка» и «Мой класс».

В условиях ПМПК специалистами могут быть выбраны и другие диагностические методики. Однако, выбирая психодиагностические методики для обследования конкретного ребенка, нужно руководствоваться следующими требованиями:

• адекватность используемых методик возрасту, двигательным возможностям и степени сохранности анализаторов;

• успешность выполнения заданий не должна зависеть от социального окружения и образа жизни ребенка;

• инструкции к методикам должны быть простыми, короткими и достаточно понятными для детей.

При анализе результатов выполнения заданий специалистами ПмПк учитывается характер двигательных нарушений ребенка (нарушения мышечного тонуса, наличие гиперкинезов, возможность частично приспособиться к двигательному дефекту), владение неречевыми средствами коммуникации (движений глаз, мимики, жестов).

Все результаты, полученные в процессе комплексного обследования ребенка, заносятся в специально разработанный протокол (см. Приложение).

Для анализа удобно применять двухуровневую шкалу оценки: при соответствии диагностируемых параметров условно-нормативным показателям ставиться оценка «0», при несоответствии - «1». Оценка «1» свидетельствовала о наличии особых образовательных потребностей по оцениваемой категории и соответственно - о необходимости создания специальных условий по данной категории.

Количественным показателем, характеризующим объем необходимых ребенку специальных условий, является суммарный балл по протоколу (максимально возможный балл - 17).

На основании анализа результатов комплексного обследования ПМПК определяет специальные условия обучения ребенка с НОДА.

Задания 1 блока при исследовании уровня двигательного развития позволяют определить степень тяжести двигательных нарушений. При легкой степени двигательных нарушений специальные условия не требуются. Потребность в архитектурной среде возникает при средней и тяжелой степени двигательных нарушений. При тяжелой степени двигательных нарушений необходим ассистент (помощник) для помощи в передвижении и самообслуживании. Для оценки функции рук применяется балльная система оценки функции верхних конечностей (В.Г. Босых, Н.Т. Павловская). Специальные условия не требуются если двигательную активность хотя бы одной руки можно оценить в 4 или 5 баллов. Потребность в специальных технических средствах для самообслуживания и обучения возникает, если функции обеих рук можно оценить не выше 3 баллов.

В рамках II блока происходит оценка зрения и слуха. Сурдопедагогическая и тифлопедагогическая коррекция необходимы если в ходе анализа медицинской документации и консультации сурдопедагога и тифлопедагога была выявлена соответствующая потребность в связи с наличием нарушений зрения или (и) слуха.

В рамках Блока III оценивается речевое и когнитивное развитие. В результате логопедического обследования выявляются особенности речевого развития и характер речевых нарушений. Логопедическая коррекция назначается по заключению логопеда и может включать рекомендации как по коррекции звукопроизношения, так и по формированию связной речи. Специалистом по социально-бытовой адаптации проводится обследование с целью выявления

уровня развития навыков самообслуживания. Если в заключении специалиста содержится информация о том, что навыки самообслуживания сформированы недостаточно, то проводится коррекционная работа по развитию этих навыков. Заключение специалиста содержит информацию о необходимости посторонней помощи в данной работе, то в занятиях участвует ассистент.

В ходе исследования когнитивного развития и особенностей личности ребенка происходит оценка особенностей деятельности и поведения ребенка, исследование функций внимания, слухорече-вой памяти, перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности, сформирован-ности понятийного мышления, вербально-логического компонента познавательной деятельности, сформированности пространственных представлений, оценка зрительно-моторной координации и графического навыка, оценка уровня социально-психологической адаптации ребенка в школе, включая самооценку. Педагогическая коррекция как специальное условие определяется, если результаты исследования не соответствует нормативным показателям.

Представленный алгоритм позволяет выявить в условиях ПМПК особые образовательные потребности и определить необходимость в создании следующих специальных условий для обучающихся с нода:

- организация систематической работы по коррекции двигательных, речевых и интеллектуальных нарушений;

- создание материально-технических условий, включающих организацию безбарьерной архитектурной среды, оборудование рабочего места для ребенка с НОДА, наличие специальных технических средств для передвижения, облегчения самообслуживания и обучения;

- кадровое обеспечение (педагоги соответствующей квалификации, в том числе специалисты по АФК/ЛФК, логопеды, дефектологи, психологи, тьюторы или ассистенты).

При этом следует учитывать, что для каждого ребенка с двигательными нарушениями вне зависимости от степени имеющихся нарушений и особенностей развития в образовательных организациях должна быть организовано:

- комплексное психолого-педагогическое сопровождение, включающее диагностическую работу, контроль динамики развития учеников, определение основных направлений и реализацию кор-рекционно-педагогической работы;

- обучение на фоне систематической лечебно-профилактической работы для предотвращения ухудшения здоровья учеников, включая возможность соблюдения ортопедического режима;

- регулярное взаимодействие с родителями учеников (обучение необходимым приемам работы с ребенком для выполнения домашних заданий и рекомендаций педагогов, организация психологической и психолого-педагогической поддержки при необходимости).

Литература

1. Абкович А.Я. Инклюзивное обучение младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата: к вопросу о выборе образовательного маршрута // Альманах Института коррекционной педагогики. 2018. Альманах №34 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-34/mclusive-education-of-younger-schoolchildren-with-disorders-of-the-musculoskeletal-system-the-question-of-the-choice-of-educational-route (Дата обращения: 03.02.2019)

2. Баранов, А.А. Комплексная оценка двигательных функций у пациентов с детским церебральным параличом: учеб-метод. пособие / А.А. Баранов, Л.С. Намазова-Баранова, А.Л. Куренков [и др.]; Федеральное гос. бюджетное науч. учреждение Науч. центр здоровья детей. - М.: Педи-атрЪ, 2014. - 84 с.

3. Босых, В.Г. Оценка тяжести двигательных нарушений при ДЦП в форме спастической дипле-гии / В.Г. Босых, Н.Т. Павловская // Специальная психология. - 2005. - №1 (3). - С.21-27.

4. Левченко, И.Ю. Вариативность особых образовательных потребностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата как основа проектирования специальных условий обучения / И.Ю. Левченко, А.Я. Абкович // Дефектология. - 2017. № 2.С. 14-21.

5. Левченко И.Ю. Некоторые вопросы подготовки специалистов для работы в психолого-медико-педагогических комиссиях./ Коррекционная педагогика: теория и практика. 2018. № 2 (76). С. 11-17.

Features of complex survey of children with motor disorders in the conditions of the psychological and medical-pedagogical commission Levchenko I.Y., Abkovich A.Ya. Moscow City Pedagogical University, Moscow City

Rehabilitation Center The article presents a system for examining a child with disorders of the musculoskeletal system in a PMPC setting to determine his special educational needs and design special conditions for receiving education. The diagnostic program involves a comprehensive survey of the state of the motor and sensory spheres, speech and cognitive development. An algorithm for designing variable special conditions of education based on the results of complex diagnostics is disclosed. Key words: students with disorders of the musculoskeletal system, psychological, medical and pedagogical commission, complex psychological and pedagogical examination, special conditions of education.

References

1. Abkovich A.Ya. Inclusive education of younger schoolchildren

with disorders of the musculoskeletal system: on the choice of educational route // Almanac of the Institute of Corrective Pedagogy. 2018. Almanac No. 34 URL: https://alldef.ru/en/articles/almanac-34/inclusive-education-of-younger-schoolchildren-with-disorders-of-the-musculoskeletal-system-the-question-of -the-choice-of-educational-route

(Revised: February 3, 2019)

2. Baranov, A.A. Comprehensive assessment of motor functions in

patients with cerebral palsy: study. - method. manual / A.A. Baranov, L.S. Namazova-Baranova, A.L. Kurenkov [et al.]; Federal State budget science institution Scientific. Children's Health Center. - M .: Pediatr, 2014. - 84 p.

3. Boshykh, V.G. Assessment of the severity of motor disorders in

cerebral palsy in the form of spastic diplegia / V.G. Boshykh, N.T. Pavlovskaya // Special psychology. - 2005. - №1 (3). - pp. 21-27.

4. Levchenko, I.Yu. Variability of the special educational needs of children with disorders of the musculoskeletal system as the basis for designing special learning conditions / I.Yu. Levchenko, A.Ya. Abkovich // Defectology. - 2017. No. 2. P. 14-21.

5. Levchenko I.Yu. Some issues of training specialists for work in

the psychological, medical and pedagogical commissions. / Correctional pedagogy: theory and practice. 2018. No. 2 (76). Pp. 11-17.

О ^

О

СЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.