Научная статья на тему 'Педагогические аспекты сопровождения дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инклюзивном образовательном пространстве'

Педагогические аспекты сопровождения дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инклюзивном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1997
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / DISORDERS MUSCULOSKELETAL / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / CEREBRAL PALSY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / LEARNING NEEDS / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / SPECIAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гусейнова Аща Айирмагомедовна

В статье представлены психолого-педагогические особенности дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и раскрыты вопросы организации и содержания обучения и воспитания детей данной категории в условиях инклюзивного образования. Описаны особые образовательные потребности и специальные условия для психо-логопедагогического сопровождения дошкольников с двигательными нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гусейнова Аща Айирмагомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Aspects of Support of Preschool Children with Disorders of Locomotor Apparatus in Inclusive Educational Space

The article presents a psycho-pedagogical characteristics of preschool children with disorders of the musculoskeletal system and explains the organization and content of training and education children of this category in the conditions of inclusive education. Described special educational needs and special conditions of psychological and pedagogical support of preschool children with motor impairments.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты сопровождения дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инклюзивном образовательном пространстве»

А. А. Гусейнова

УДК 376.22

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

» овременныи этап развития дошкольного образования характеризуется расширением инклюзивных процессов в образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой группе относятся дошкольники с двигательными нарушениями. Распространенность двигательных нарушений в Российской Федерации варьирует от 3,4 до 5,8 на 1000 новорожденных с тяжелым поражением опорно-двигательного аппарата, хотя их действительное количество превышает официальные данные (А. Б. Пальчик, Л. О. Бадалян, Д. И. Зелинская). У всех детей данной категории ведущими являются двигательные расстройства (задержка формирования, недоразвитие или утрата двигательных функций), которые могут иметь различную степень выраженности.

Цель статьи - ознакомление с современными аспектами психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с двигательными нарушениями в условиях инклюзивного образования.

Всех дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) условно можно разделить на две категории, которые нуждаются в различных вариантах психолого-педагогической поддержки и создания специальных образовательных условий.

К первой категории (с неврологическим характером двигательных расстройств) отно-

20/7/2

сятся дети, у которых НОДА обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Большинство в этой группе - дети с детским церебральным параличом (ДЦП) (89% от общего количества детей с НОДА). Эта категория детей составляет подавляющее число в образовательных организациях.

При ДЦП нарушения развития имеют, как правило, сложную структуру, т. е. отмечается сочетание двигательных, психических и речевых нарушений. Степень тяжести психомоторных расстройств варьирует в большом диапазоне, при этом могут быть различные сочетания. Например, при легких двигательных расстройствах наблюдаются выраженные интеллектуальные и речевые нарушения, а при тяжелой степени двигательной патологии - незначительные отклонения в интеллектуальном и / или речевом развитии.

Задержка и нарушение всех двигательных функций оказывают неблагоприятное влияние на формирование психики и речи. Для детей характерны специфические отклонения в психическом развитии (нарушено формирование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности). Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей: неравномерный характер нарушений отдельных психических функций; сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире, выраженность астенических проявлений (высокая истощаемость всех психических процессов, утомляемость), пониженная работоспособность. Нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем (патология зрения, слуха, мышечно-су-ставного чувства) существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей.

Чаще всего характерна недостаточность пространственных и временных представлений, тактильного восприятия, конструктивного праксиса. По состоянию интеллекта дети с НОДА представляют крайне разнород-

ную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, а у других наблюдается задержка психического развития, у части детей - умственная отсталость (различной степени тяжести). Дошкольники без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко.

Основным нарушением познавательной деятельности при ДЦП является задержка психического развития (ЗПР) органического генеза. ЗПР при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. При ранней, систематической, адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии.

При ДЦП не только замедляется, но и патологически искажается процесс формирования речи. У детей отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической и фонематической. У всех детей с церебральным параличом в результате нарушения функций артикуляционного аппарата (речедвига-тельных расстройств) недостаточно развита, прежде всего, фонетическая сторона речи. Все это требует целенаправленного логопедического воздействия.

Нарушения эмоционально-волевой сферы проявляются в том, что у одних детей отмечается повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная ра-сторможенность, у других - заторможенность, застенчивость, робость.

У дошкольников с ДЦП отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Дети с двигательными нарушениями неврологического характера часто испытывают трудности в адаптации к условиям образовательной организации, так как у этих детей нарушения двигательной сферы чаще всего сочетаются с недостатками речевого и познавательного развития. Они лучше адаптируются в группах компенсирующей и оздоровительной направленности.

Ко второй категории (с ортопедическим характером двигательных расстройств) относятся дети с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата не неврологического характера. Обычно эти дети не имеют выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей несколько замедлен общий темп психического развития и могут быть частично нарушены отдельные корковые функции, особенно зрительно-пространственные представления. В этом случае дети, имеющие незначительное отставание познавательного развития, при условии минимальной коррекционно-педагогической помощи на протяжении дошкольного возраста, к началу школьного обучения могут достичь уровня нормально развивающихся сверстников. Нередко у детей наблюдаются незначительные отклонения в развитии речи.

У многих детей отмечаются проблемы в социально-личностном развитии в связи с переживанием дефекта и с особенностями воспитания. Поэтому эти дети нуждаются в психологической поддержке на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима [1]. Вследствие неоднородности состава детей с НОДА диапазон различий в требуемом уровне и содержании их дошкольного образования предполагает их образовательную дифференциацию.

Анализ особенностей развития дошкольников с НОДА позволяет выделить ряд их образовательных потребностей, среди которых важнейшими являются потребности в:

- ранней психолого-медико-педагогической помощи в системе комплексной абили-тации/реабилитации;

- создании безбарьерной архитектурно-планировочной среды;

- обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды;

- регламентации деятельности с учетом медицинских рекомендаций (соблюдение ортопедического режима);

- обязательной непрерывности коррек-ционно-развивающего процесса, реализуемо-

го как в содержании образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

- наличии рекомендаций лечащего врача и/или ПМПК к определению режима нагрузок, организации образовательного процесса (организация режима дня, режим ношения ортопедической обуви, смена видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.);

- адресной помощи по коррекции двигательных, речевых, познавательных и социально-личностных нарушений и подготовке к школе;

- использовании специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассис-тивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

- целенаправленной работе с родителями детей с НОДА, включая обучение их доступным приемам коррекционно-развивающей работы;

- сохранении, укреплении психического и соматического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощае-мости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов;

- индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушений и вариативности проявлений;

- формировании у педагогов образовательной организации специальных компетенций в области работы с детьми с двигательной патологией;

- формировании толерантного отношения к ребенку с НОДА у здоровых детей и их родителей;

- максимальном расширении образовательного пространства - выход за пределы образовательной организации с учетом психофизических особенностей детей указанной категории.

При принятии решения о поступлении ребенка с двигательной патологией в образовательную организацию необходимо тщательно проанализировать возможные риски. Нецелесообразно рекомендовать инклюзивное

20/7/2

дошкольное образование детям с тяжелыми двигательными нарушениями, неспособным к самостоятельному передвижению и самообслуживанию. Трудности могут испытывать дети, у которых двигательные нарушения сочетаются с нарушениями зрения или слуха.

Особенно затруднена инклюзия детей с сочетанием двигательных и тяжелых интеллектуальных нарушений в группы общераз-вивающей направленности. Детям с сочетанием двигательных и интеллектуальных нарушений целесообразно рекомендовать группы компенсирующей направленности.

В случаях, когда легкие двигательные нарушения сочетаются с негрубым отставанием в познавательном развитии, совместное обучение и воспитание здоровых детей с сверстниками в условиях образовательной организации может выступать как важный диагностический этап, который покажет родителям и педагогам истинные возможности ребенка и позволит правильно выбрать дальнейший педагогический маршрут - обучение в специальной школе или в специальном классе. Поэтому вопрос об инклюзии дошкольников с двигательными нарушениями должен всякий раз решаться индивидуально и очень взвешенно. Однако опыт показывает, что только дети без неврологических нарушений оказываются достаточно успешными в условиях инклюзии. Включение ребенка с НОДА в образовательную организацию может быть эффективным только при наличии кадровых, материально-технических, учебно-методических и других условий [4].

Кадровая обеспеченность образовательной организации во многом будет зависеть от наличия руководителей, педагогов, специалистов сопровождения (учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, тьютора, социального педагога) прошедших профессиональную подготовку в области инклюзивного образования детей с НОДА.

Воспитание и обучение дошкольников этой категории должны осуществлять специально подготовленные высококвалифицированные кадры: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, тьюто-

ры, ассистенты, знающие психофизические особенности детей с двигательными нарушениями и владеющие методиками дифференцированной коррекционной работы. Очень важно, чтобы образовательные организации, реализующие инклюзивные программы, имели в своем штате таких специалистов.

В рамках работы с педагогическим коллективом рекомендуется предусмотреть повышение информированности педагогов о детях с НОДА; формирование педагогической позиции; профилактику синдрома профессионального выгорания; обучение педагогов специальным методам и приемам коррекционной работы через постоянную систему консультирования и специальных курсов повышения квалификации. Материально-технические условия образовательной организации должны отвечать как общим требованиям, так и особым образовательным потребностям детей с НОДА и соответствовать действующим санитарным, противопожарным и нормам охраны труда ее работников.

Для детей с НОДА особенно важна возможность беспрепятственной доступности всех объектов инфраструктуры образовательной организации. Для того чтобы дошкольники с двигательной патологией могли попасть на территорию образовательной организации, необходимо установить достаточно пологий (10-12°) пандус у входа в здание, чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса не менее 90 см, пандус должен быть огражден бортиком (высотой - не менее 5 см) и снабжен поручням (высотой - 5090 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Двери здания должны открываться в противоположную от пандуса сторону, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. По всему периметру коридоров должны проходить поручни, чтобы ребенок, который плохо ходит, мог передвигаться по зданию, держась за них. Ширина дверных проёмов во всех помещениях должна быть не менее 80-85 см., иначе коляска в них не пройдет.

В образовательной организации для детей с НОДА желательно иметь специальное оборудование: средства передвижения (различные варианты инвалидных колясок - комнатных, прогулочных, функциональных, спортивных), подъемники для пересаживания, микроавтобус, ходунки и ходилки (комнатные и прогулочные), костыли, крабы, трости, велосипеды и др.

Особое внимание следует уделять предметно-развивающей среде для детей с НОДА, которая призвана обеспечить медико- и психолого-педагогическое сопровождение. В данном сопровождении должны принимать участие не только специалисты образовательного организации, но и родители воспитанников, а также специалисты учреждений здравоохранения и социальной защиты.

Развивающая предметно-пространственная среда - это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей с НОДА. Среда должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям и способствовать реализации цели, задач и содержания выбранной программы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды направлена на всестороннее развитие и включение в разные виды детской деятельности ребенка с НОДА. Организация среды определяет успешность пространственной адаптации ребенка с НОДА, необходимость создания его комфортного жизненного цикла. При моделировании предметно-пространственной среды необходимо выделить компонент среды для построения ее модели. Моделирование образовательного развивающего пространства должно обеспечивать сознательную, целенаправленную, систематическую и взаимодополняющую деятельность воспитателей, специалистов сопровождения (учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога), детей, родителей, направленную на всестороннее развитие ребенка с НОДА. Оно включает такие структурные компоненты, как самоопределение, самопознание, самореализацию, самовоспи-

тание и саморазвитие воспитанников с двигательными нарушениями.

При организации предметно-развивающей среды для детей с НОДА необходимо соблюдать ряд требований, а именно:

- обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала организации, а также территории, прилегающей к организации, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей с НОДА в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

- обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей с НОДА и взрослых;

- учитывать возрастные особенности и особые образовательные потребности детей с НОДА;

- обеспечивать реализацию различных образовательных программ и создание специальных условий с учетом особых образовательных потребностей детей с НОДА;

- учитывать национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (без острых и режущих выступов и ядовитых красок).

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем с учетом психофизических особенностей детей с НОДА. Оно должно обеспечивать ребенку возможность визуального контакта со взрослыми и свободный доступ детей к игрушкам и предметам.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) призваны обеспечить: игровую, познавательную, двигательную, исследовательскую и творче-

20/7/2

скую активность всех воспитанников; экспериментирование с доступными для детей с НОДА материалами; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

В организациях может использоваться полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты, светлой сенсорной комнаты и комнаты для сенсомоторного развития.

Организационное обеспечение образования детей с НОДА базируется на нормативно-правовой основе, в которой обозначены специальные условия дошкольного образования детей данной категории. Создание этих условий должно обеспечить реализацию не только образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с ребенком с НОДА в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому, помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с НОДА, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать договор с родителями, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми, возникающими в процессе образования.

Организуя инклюзивное обучение, следует помнить о том, что ребенку необходима регулярная специализированная помощь специалистов сопровождения, а родителям и педагогам-предметникам - его консультации. При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного медико- и психолого-педагогического сопровождения. Реализация данного усло-

вия возможна благодаря имеющейся в Российской Федерации системы медико- и психолого-педагогической помощи детям с двигательной патологией.

Необходимы взаимодействие и поддержка образовательной организации со стороны ПМПК, ППМС-центра, окружного и городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, школы для детей с НОДА, органов социальной защиты, органов здравоохранения, общественных организаций при недостаточном кадровом ресурсе самой образовательной организации. Реализация данного условия позволяет обеспечить для ребенка с НОДА максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут. Важным компонентом этого условия является наличие разнообразных образовательных организаций (включая учреждения дополнительного образования) в шаговой доступности [3].

При организации медицинского сопровождения детей с НОДА в соответствии с рекомендациями медицинского профиля необходимо предусмотреть возможность лечебно-восстановительных мероприятий. Лечебно-восстановительная работа ведется в следующих направлениях: медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний. Комплекс восстановительного лечения представлен ортопедоневрологиче-скими мероприятиями, лечебной физкультурой, массажем, физио-бальнео-климатотера-пией, протезно-ортопедической помощью. Лечебные мероприятия, кроме обычной педиатрической службы, осуществляют врачи-неврологи, врачи ЛФК, физиотерапевты, ортопеды, а также младший медицинский персонал. Осуществление этих мероприятий в образовательных организациях невозможно из-за отсутствия медицинской лицензии и штата специалистов. Для этого необходимо получение образовательной организацией медицинской лицензии или составление договора с медицинскими учреждениями. Если дошкольник с неврологическим профилем посещает образовательную организацию, не имеющую

медицинских кадров, то необходимо, чтобы его обучение и воспитание сочеталось с лечением на базе медицинского учреждения или реабилитационного центра.

С учетом необходимости реализации комплексного междисциплинарного подхода при коррекции нарушений развития у детей с двигательной, особенно тяжелой двигательной, патологией, психолого-педагогическую работу следует проводить на фоне восстановительного лечения (медикаментозных средств, массажа, ЛФК, физиотерапии). Целесообразно проводить медико- и психолого-педагогические консилиумы, на которых процесс реабилитации наиболее сложных детей докладывается и обсуждается всеми специалистами (неврологом, врачом ЛФК, ортопедом, учителем-логопедом, дефектологом, педагогом-психологом, воспитателем), при этом желательно участие родителей ребенка.

АННОТАЦИЯ

В статье представлены психолого-педагогические особенности дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и раскрыты вопросы организации и содержания обучения и воспитания детей данной категории в условиях инклюзивного образования. Описаны особые образовательные потребности и специальные условия для психолого-педагогического сопровождения дошкольников с двигательными нарушениями.

Ключевые слова: нарушения опорно-двигательного аппарата, инклюзивное образование, детский церебральный паралич, образовательные потребности, специальные условия.

SUMMARY

The article presents a psycho-pedagogical characteristics of preschool children with disorders of the musculoskeletal system and explains the organization and content of training and education children of this category in the conditions of inclusive education. Described special educational needs and special conditions of psychological and pedagogical support of preschool children with motor impairments.

Key word: disorders musculoskeletal, inclusive education, cerebral palsy, learning needs, special conditions.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гусейнова А. А. Коррекционно-педа-гогическая работа по подготовке к школе детей с тяжелыми двигательными нарушениями: дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Махачкала, 2001.

2. Гусейнова А. А. Специальные условия организации образовательного процесса для обучающихся с НОДА в условиях инклюзии // Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве: специальное и инклюзивное образование. Сборник научных статей по материалам межрегиональной научно-практической конференции с международным участием / Составители: О. Г. Приходько, Е. В. Ушакова, А. А. Гусейнова и др. - 2014. - С. 173177.

3. Мануйлова В. В. Психолого-педагогическое сопровождение как необходимое условие функционирования системы инклюзивного образования / Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: материалы VIII международного теоретико-методологического семинара. - 2016. - С. 50-57.

4. Левченко И. Ю. Социально-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС / А. А. Гусейнова, В. В. Мануйлова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2016. - № 5. - С. 30-36.

ГЩЬ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.