Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585
УДК: 159.973 Психологические науки
ББК: 88.7
Нейропсихологические особенности мелкомоторных функций у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
© Т.В. Недуруева, Т.В. Бибичева, О.А. Юрийчук
Недуруева Т.В. - доцент кафедры психологии здоровья и нейропсихологии, к.психол.н., доцент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения Российской Федерации (КГМУ). 34 E-mail: [email protected]
Бибичева Т.В. - доцент кафедры дерматовенерологии, к.м.н., доцент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения Российской Федерации (КГМУ).
Юрийчук О. А. - студент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения Российской Федерации (КГМУ).
Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3. Российская Федрация.
АННОТАЦИЯ
В данной статье представлены методы и результаты ней-ропсихологического исследования мелкомоторных функций у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Авторами показана актуальность и практическая значимость организации выстраивания комплексной программы кор-рекционно-развивающего обучения, направленной на моторное развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, развитие речевых и познавательных функций.
№5 (20) 2019 ,
^^]-сьГх0т Ключевые слова: мелкомоторные функции, динамический
праксис, младший школьный возраст, нарушения опорно-двигательного аппарата, детский церебральный паралич, нейропсихология, коррекционная психология.
С^ ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: ТЕМА НОМЕРА:
кС'йк! клинико-психологический подход
Важнейшей проблемой современного общества считается инвалидизация, ведущим фактором которой являются заболевания опорно-двигательного аппарата. Согласно статистическим данным, нарушения опорно-двигательного аппарата находятся на втором месте среди причин инвалидности в мире (от 20% до 33%) [3, 8]. 89% детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата страдают церебральным параличом (ДЦП) [3]. В международной классификации болезней 10-го пересмотра ДЦП описывается как группа нарушений развития моторики и поддержания позы, ведущих к двигательным дефектам. По степени ограничения движений и сохранности психических функций, ДЦП имеет несколько различных форм, одной из которых является спастическая диплегия [7]. При данной форме ДЦП степень поражения рук различна - от парезов до минимальных нарушений тонких дифференцированных движений пальцев рук и легкой моторной неловкости [7, 8].
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость [2, 3].
Актуальность изучения мелкомоторных функций объясняется тем, что через ее развитие осуществляется формирование высших психических функций. В интеллектуальном и психофизическом развитии ребенка сформированная мелкая моторика играет немаловажную роль, так как ее развитие способствует совершенствованию речи, внимания, мышления, зрительной и двигательной памяти [2, 4, 6].
В младшем школьном возрасте основной вид деятельности ребёнка - учебная деятельность, которая направлена на приобретение новых знаний и умений,
что расширяет возможности в познании окружающего мира, представление о котором не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. Благодаря тактильно-двигательному восприятию складываются знания о форме, величине предметов, их месте в пространстве. В современных дошкольных учреждениях зачастую отсутствует блок занятий по формированию мелкомоторных функций, вследствие чего усложняется процесс формирования графомоторной деятельности [5]. Развитие и совершенствование мелкой моторики - действий, выполняемых мышцами ладоней и пальцев рук, является главным стимулом развития центральной нервной системы и психических процессов ребенка [1,4,5]. Дети с недостаточным уровнем развития мелкомоторных функций не способны в полной мере выполнять повседневные действия, что приводит к обеднённым возможностям освоения мира [4]. Именно поэтому одно из важнейших значений приобретает адаптация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Под влиянием психолого-педагогического сопровождения у детей повышается уровень развития высших психических функций, совершенствуется мелкая моторика, что позволяет формировать навыки самообслуживания и взаимодействие ребенка с окружающим миром в достаточной мере [1, 4, 6].
Целью нашего исследования является изучение особенностей мелкомоторных функций у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Наше исследование проходило в несколько этапов. Процедура нейропси-хологического обследования проводилась следующим образом:
• получение информированного согласия от родителей обследуемых;
• работа с документацией обследуемого;
35
№5 (20) 2019 www.j-chr.com
ТЕМА НОМЕРА: ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:
36
№5 (20) 2019 www.j-chr.com
• индивидуальная беседа с ребенком, установление контакта, отношение к исследованию, прояснение состояния на момент исследования;
• оценка профиля латеральной организации (5-7 минут);
• далее проводилось исследование особенностей мелкомоторных функций;
• уточняющие вопросы экспериментатора о состоянии обследуемого.
Диагностика каждого ребенка осуществлялась в индивидуальном порядке, представленные методики оценивались по шкале Вассермана (0-3 балла) по четырем критериям: темп, точность, коорди-нированность, дифференцированность.
В рамках данной работы для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические (би-блиометрический анализ, методический анализ, понятийно-категориальный анализ), эмпирические методы исследования (клиническая беседа, наблюдение, диагностические пробы нейропсихоло-гической батареи Лурия А.Р.), методы количественной и качественной обработки данных.
Для изучения особенностей мелкомоторных функций у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата нами последовательно исследовались следующие показатели: профиль латеральной организации (ПЛО) функции, «оптико-кинестетическая организация движений» (правая рука) и (левая рука) как проявления кинестетического праксиса, «организация взаимодействия и координация движений» как проявление кинетического (динамического) праксиса, «организация движений в пространстве» как проявление пространственного праксиса.
Для реализации данных задач в исследование были включены следующие пробы.
ПЛО: клиническое интервью, наблюдение и следующие пробы: поза Наполео-
на», «переплетение пальцев», «Подзорная труба». Основными пунктами в клинической беседе были вопросы о возрасте, поле, классе обучения, образовательном учреждении, ведущей руке.
Кинестетический праксис (по зрительному образцу): проба на воспроизведение различных положений пальцев руки по предлагаемому исследователем образцу.
Кинестетический праксис (по тактильному образцу): проба на воспроизведение различных положений рук и пальцев руки по образцу, заданному исследователем.
Кинетический (динамический) праксис: проба на реципрокную координацию движений обеих рук (проба Н.И.О-зерецкого), проба «Кулак - ребро - ладонь», графомоторная проба.
Пространственный праксис: проба
Хэда.
Исследование проходило на базе ОКУСОКО «Областной медико-социальный реабилитационный центр им. преп. Феодосия Печерского».
При исследовании ПЛО функций было получено следующее распределение: в группе здоровых младших школьников 92% - правши, 8% - с левшеством, в группе младших школьников с общими нарушениями опорно-двигательного аппарата 90% - правши и 10% - левши, в группе младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) - все дети правши (100%).
При оценке функции «оптико-кинестетической организации движений» (правая рука) и (левая рука) как проявления кинестетического праксиса нейропсихологическими пробами «воспроизведение различных положений пальцев руки по зрительному образцу» и «воспроизведение различных положений пальцев руки по тактильному образцу» мы получили значимые различия по таким показателям, как темп, точность,
С^ ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: ТЕМА НОМЕРА:
кС'йк! клинико-психологический подход
дифференцированность, координирован-ность по критерию и-Манна-Уитни при попарном сравнении исследуемых групп
(р-ье = 0.01).
При оценке функции «организация взаимодействия и координация движений», как проявление кинетического (динамического) праксиса нейропсихо-логической пробой «реципрокная координация движений обеих рук (проба Н.И. Озерецкого)» мы получили значимые различия по таким показателям как темп, точность, дифференцированность, ко-
ординированность, по критерию и-Ман-на-Уитни при попарном сравнении исследуемых групп (р-1еуе1 = 0.01).
В группах младших школьников с нормой развития и с общими нарушениями опорно-двигательного аппарата по показателю темп в пробе «реципрокная координация движений обеих рук» значимых различий не обнаружено, как и в группах младших школьников с общими нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП по показателю дифферен-цированность.
37
Рис.1. Гистограмма распределение показателей функции «организация взаимодействия и координация движений» нейропсихологической пробой «реципрокная координация движений обеих рук (Н.И. Озерецкий)» в исследуемых группах.
При исследовании функции «организация движений в пространстве» как проявление пространственного пракси-са нами оценивались результаты ней-ропсихологической пробы Хэда. Нами были получены достоверные различия по показателю «организации движений в
пространстве» при попарном сравнении групп здоровых младших школьников, младших школьников с общими нарушениями опорно-двигательного аппарата и младших школьников с ДЦП по критерию и-Манна-Уитни (рЧеуе! = 0.002).
№5 (20) 2019 www.j-chr.com
ТЕМА НОМЕРА:
38
Рис.2. Распределение показателей функции «организация взаимодействия и координация движений» нейропсихологической пробой «забор» в исследуемых группах (правая рука).
Рис.3. Распределение показателей функции «организация взаимодействия и координация движений» нейропсихологической пробой «забор» в исследуемых группах (левая рука).
№5 (20) 2019 www.j-chr.com
В результате проведенного ней- школьников с нарушениями опорно-дви-ропсихологического исследования гательного аппарата мы получили следу-
мелкомоторных функций у младших ющие результаты.
С^ ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: ТЕМА НОМЕРА:
кС'йк! клинико-психологический подход
В группе младших школьников с общими нарушениями опорно-двигательного аппарата изучение мелкомоторных функций выявило нарушение по показателям темпа, точности, коорди-нированности и дифференцированности при оценке кинестетического, кинетического и пространственного праксиса. Наибольшее количество нарушений отмечено по показателям дифференци-рованности и координированности при оценке кинестетического (левая рука) и пространственного праксиса.
В группе детей младшего школьного возраста с ДЦП выявлены нарушения кинестетического, кинетического и пространственного праксиса по показателям темпа, точности, координированности и дифференцированности. По показателям точности, дифференцированности и ко-ординированности особенно отмечены нарушения функции «организация взаимодействия и координация движений» (правая и левая рука). При исследовании функции «оптико-кинестетическая организация движений» выявлены нарушения по показателям: дифференцированность, координированность (правая рука); точность, дифференцированность, коорди-нированность (левая рука). Наблюдается недостаточный уровень сформированно-сти функций программирования, серийной организации движений и действий. Особенности развития кинетической стороны праксиса оказывают существенное влияние на становление графомоторных навыков у младших школьников. Помимо того, у младших школьников с ДЦП наблюдается специфика при выполнении проб: долгое вхождение в задание, быстрая утомляемость психических процессов, нарушение последовательности движений внутри серии, истощаемость при выполнении графомоторной пробы. Также были выявлены пространственные нарушения в виде неудержания строки, тенденции к макрографии, что связано с
особенностями работы правого полушария головного мозга.
Младшие школьники с нарушениями опорно-двигательного аппарата в исследовании проявляли следующие особенности:
• замедленное вхождение в задание, неполное сжимание и распрямление ладони;
• длительный, развёрнутый поиск нужного положения пальцев, недифферен-цированность движений, помощь другой рукой;
• недостаточность плавности движений, нарушения порядка движений;
• разрывы линий, расподобление элементов, макрография, микрография, неудержание строки;
• «скругления» элементов, снижение темпа выполнения к концу задания, что свидетельствует об истощаемости психических процессов.
Особенностями, характеризующими мелкомоторные функции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, являются: нарушение тонуса их мышц, вялость движения и наличие насильственных манипуляций. Двигательные нарушения, которые ограничивают предметно-практическую деятельность и затрудняют процесс самостоятельного передвижения, ставят ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения. Качественное усвоение учебного материала, своевременное формирование необходимых навыков зависит от степени сформированности и развития высших психических функций. Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, навыками письма, что является необходимым звеном освоения учебной программы [2, 4, 5].
Результаты исследования особенностей мелкомоторных функций у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата показали социальную значимость данной
39
№5 (20) 2019 www.j-chr.com
ТЕМА НОМЕРА: ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:
проблемы. Несмотря на то, что ДЦП становится причиной инвалидизации детей, для 70% из них возможно приобщение к труду. У детей с ДЦП возникают трудности в овладении навыками самообслуживания, трудовыми и учебными операциями. Поэтому для таких детей особо актуаль-
ным и практически важным является организация выстраивания комплексной программы коррекционно-развивающего обучения, направленной на моторное развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, развитие речевых и познавательных функций.
ЛИТЕРАТУРА
40
1. Ахутина Т.В., Матвеева Е.Ю., Романова А.А. Применение луриевского принципа синдромного анализа в обработке данных нейропсихологического обследования детей с отклонениями в развитии // Вестник Московского университета. — 2012. — Т. 2012, № 2. — С. 84-95.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С. Е. Большакова. М.: ТЦ Сфера, 2010. - С. 4
3. Всемирная организация здравоохранения [электронный ресурс] https://www. who.int/topics/ru
4. Денисова, Е. Е. Роль мелкой моторики рук в развитии ребенка /Е. Е. Денисова// Научный альманах. -2016. -№ 4-2 (18). - С. 109.
5. Кузева О.В. Особенности становления графомоторных навыков и письма у младших школьников [Электронный ресурс] // Психо
логическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 2. C. 57-69.
6. Литвинов А. А. Особенности двигательного онтогенеза у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ДЦП /А. А. Литвинов// Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2010. -№ 7(87). -С.148-152.
7. Международная классификация болезней (10-й пересмотр) [электронный ресурс] https://mkb-10.com
8. Shanya I. Design approach to rehabilitation: developing therapy assistive products for children with hemiplegic cerebral palsy //ArchNet-IJAR. - 2018. - Т. 12. - №. 2. - С. 307.севнту // Севастополь: Севастопольский национальный технический университет. -2011. - №124. - С. 148-155.
№5 (20) 2019 www.j-chr.com
ТЕМА НОМЕРА:
NEUROPSYCHOLOGICAL FEATURES OF SMALL-MOTOR FUNCTION IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH DISORDERS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM
© Tatyana V. Nedurueva, Tatyana V. Bibicheva, Oksana A. Yuriychuk
Nedurueva Tatyana V. - Associate Professor of the Psychology of Health and Neuropsychology Department, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Kursk State Medical University (KSMU). E-mail: [email protected]
Bibicheva Tatyana V. - Associate Professor of the Dermatovenereology Department, MD, Associate Professor, Kursk State Medical University (KSMU).
Yuriichuk Oksana A. - student, Kursk State Medical University (KSMU).
Address: st. K. Marx, 3, Kursk, 305041, Russian Federation.
Abstract
This article presents the methods and results of a neuropsychological study of small-motor functions in primary school children with disorders of the musculoskeletal system. The authors have shown the relevance and practical importance of organizing the construction of a comprehensive program of correctional and 41
developmental education aimed at the motor development of children with disorders of the musculoskeletal system, the development of speech and cognitive functions.
Keywords: small-motor functions, dynamic praxis, primary school age, disorders of the musculoskeletal system, cerebral palsy, neuropsychology, correctional psychology.
REFERENCE
1. Akhutina T.V., Matveeva E.Yu., Romanova A.A. Application of the Luriev principle of syndromic analysis in processing data from a neuropsychological examination of children with developmental disabilities // Moscow University Physics Bulletin. - 2012. - T. 2012, No. 2. - S. 84-95.
2. Bolshakova S. E. Formation of fine motor skills of the hands: Games and exercises / S. E. Bolshakova. M.: SC Sphere, 2010 .-- S. 4
3. World Health Organization [electronic resource] https://www.who.int/topics/en
4. Denisova, E. E. The role of fine motor skills in the development of the child / E. E. Denisova // Scientific almanac. 2016. No. 4-2 (18). - S. 109.
5. Kuzeva OV Features of the formation of
graphomotor skills and writing in younger students [Electronic resource] // Psychological science and education psyedu.ru. 2017. Volume 9. No. 2. C. 57-69.
6. Litvinov A. A. Features of motor ontogenesis in children of preschool and primary school age with cerebral palsy / A. A. Litvinov // Bulletin of the Tambov University. Series: humanities. - 2010.-№ 7 (87). -S.148-152.
7. International Classification of Diseases (10th revision) [electronic resource] https://mkb-10.com
8. Shanya I. Design approach to rehabilitation: developing therapy assistive products for children with hemiplegic cerebral palsy //ArchNet-IJAR. -2018. - T. 12. - №. 2. - C. 307.
№5 (20) 2019 www.j-chr.com
ТЕМА НОМЕРА: ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: