Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585
6
УДК: 159.973
ББК: 88.7 Психологические науки
Библиометрический и категориально-понятийный анализ проблемы нейропсихологического исследования зрительно-пространственных функций у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
© Т.В. Недуруева, Д.В. Каракулина, В.В. Перепечко, С.Э. Честникова
Недуруева Т.В. - доцент кафедры психологии здоровья и нейропсихологии, к.психол.н., доцент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ). E-mail: [email protected]
Каракулина Д.В. - студент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).
Перепечко В.В.- студент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).
Честникова С.Э.- ассистент кафедры оториноларингологии, к.м.н., ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).
Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3. Российская Федрация.
АННОТАЦИЯ
В данной статье представлены библиометрический и категориально-понятийный анализы проблемы нейропсихологического исследования зрительно-пространственных функций у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дан сравнительный анализ развития психических функций у здоровых младенцев и младенцев с церебрально-органической недостаточностью по типу детского церебрального паралича.
№5 (20) 2019 Ключевые слова: библиометрический анализ, категориально-
^^^-сЬг'х^ понятийный анализ, зрительно-пространственные функции, нарушения опорно-двигательного аппарата, детский церебральный паралич.
По данным Пенсионного фонда РФ и Федеральной службы государственной статистики за 2011-2019гг. в России увеличивается показатель детской инвалидности. На 01.01.2018 г. численность людей с инвалидностью составляет 11750000,0 человек на 146800000,0 населения, это
8%. 1083000,0 человек - это граждане получившие инвалидность с детства [2, 5].
Начиная с 2011 года количество детей инвалидов растет, а средние данные сохраняется неизменным за счет миграционного притока (рис 1,2.)
7
Рис. 1. Гистограмма статистических данных количества детей-инвалидов по данным пенсионного фонда РФ по состоянию на 01.01.2019г.
Рис. 2. Гистограмма статистических данных количества первичных и повторных освидетельствований по категории "ребенок-инвалид" в период с 2013 по 2018 гг.
№5 (20) 2019
Особо острую проблему для обще- стройства поведения и болезни нервной www.j-chr.com ства составляют дети-инвалиды по кате- системы (рис 3). гориям психические расстройства и рас-
Рис. 3. Гистограмма статистических данных количества первичных освидетельствований по категориям психические расстройства и болезни нервной системы в период с 2008 по 2018 гг.
8
По Курской области количество детей-инвалидов до 18 лет на душу населения составляет 0,47 по состоянию на 01.01.2018 [2, 5].
Поэтому для нормального функционирования общества практически значимым является проблема коррекци-онно-развивающего обучения и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нарушения опорно-двигательного аппарата среди этих показателей имеют большой удельный вес. Так, например, частота детского церебрального паралича (ДЦП) в мире варьирует от 2 до 5 случаев на 1000 родов (в среднем 2,5 на 1000 родов). В России частота этого заболевания составляет 2,2-3,3 или 1,7-3,1 (по разным данным) на 1000 новорожденных [2, 5].
ДЦП как отдельное заболевание было описано в 1861 году английским ортопедом Вильямом Литтлем. Он предположил, что имеется связь между нарушением течения беременности, патологией родов, недоношенностью, асфиксией новорожденных и развитием в дальнейшем нарушений движения ребенка [4, 7].
В настоящее время под термином ДЦП принято понимать группу перма-
нентных, то есть, постоянно присутствующих расстройств движения и позы, приводящих к ограничению функциональной активности, которые явились следствием непрогрессирующих расстройств развивающегося мозга плода или новорожденного.
Патогенез нарушения познавательных процессов у детей с нарушениями опорно двигательного аппарата (НОДА) чрезвычайно сложен. Вместе с патологией двигательно-кинестетической функциональной системы существенную роль в недоразвитии восприятия играют сенсорные, интеллектуальные и речевые расстройства, наблюдаемые у этих больных [3, 4, 5].
Сравнительный анализ развития психических функций у здоровых младенцев и младенцев с церебрально-органической недостаточностью по типу ДЦП показывает следующее:
- у здоровых детей на первом году жизни развитие психических функций отличается максимально выраженной интенсивностью не только по темпу их развития, но и качественным преобразованиям, особенно во втором полугодии жизни. Важную роль в формировании
психических функций играет развитие предметно-практических манипуляций, уровень развития которых тесно связан с особенностями произвольной активности;
- у детей с церебрально-органической недостаточностью по типу ДЦП наблюдается, с одной стороны, выраженная гетерохронность в развитии психических функций, с другой стороны, - их автономность. Причем, чем больше выражена автономность психических функций, тем ниже динамика психического развития ребенка [2, 5, 6, 7].
В основе развития этих действий лежит формирование интерсенсорной связи «рука-глаз», которая появляется у здорового ребенка в 4 месяца и является важным пусковым механизмом в формировании предметно-практических действий
Несформированность двигательных навыков и умений проявляется не только за счет собственно нарушенной моторики, но и в недостаточности более сложных
функций, необходимых для познавательной деятельности, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез и др.) [4, 7].
Научная актуальность исследований детей с НОДА, а именно нейропсихо-логического содержания зрительно-пространственных функций подтверждается результатами проведенного библиоме-трического анализа публикационной активности по данной проблеме.
Библиометрический анализ российских публикаций за период с 2009 по 2019 гг. с использованием для поиска рубрики «Психология» Поиск осуществлялся в научной электронной библиотеке eLibrary. ги., на основе ключевых слов: «зрительно-пространственные функции» (рис.4).
Общий объем научных публикаций составил - 129658 шт., что составляет 0,4% от общего числа всех имеющихся исследований на информационном пространстве электронной библиотеке eLibrary.ru.
9
Рис. 4. Гистограмма абсолютных частот отечественных научных публикаций по ключевым словам «зрительно-пространственные функции» за период с 2009 по 2019 гг. в рубрике «психология»
При этом уточнив рубрику на «ме- что составляет 0,02% от общего количе-дицинская психология» было найдено 712 ства публикаций (рис.5). публикаций за период с 2009 по 2019 гг.,
10
Рис. 5. Гистограмма абсолютных частот отечественных научных публикаций по ключевым словам «зрительно-пространственные функции» за период с 2009 по 2019 гг. в рубрике «медицинская психология»
Библиометрический анализ российских публикаций по феномену «опорно-двигательный аппарат» за период с 2009 по 2019 гг. с использованием для поиска рубрики «психология», «медицинская психология» Поиск осуществлялся в научной электронной библиотеке eLibrary.ru., на основе ключевых слов: «опорно-двигательный аппарат». Общий объем научных публикаций составил- 42259 шт., что
составляет 0,13% от общего числа всех имеющихся исследований на информационном пространстве электронной библиотеке eLibrary.ru. А при использовании рубрики «медицинская психология» было найдено 256 публикаций за период с 2009 по 2019 гг., что составляет 0,6 % от найденных публикаций по рубрике «психология» (рис 6).
Рис. 6. Диаграмма распределения отечественных научных публикаций по ключевым словам «опорно-двигательный аппарат» за период с 2009 по 2019 гг. в рубриках «медицинская психология», «психология».
В результате библиометрического анализа отечественных научных публикаций за период с 2009 по 2019 гг. было выявлено, что наибольшая частота публикаций соответствует периоду 2014-2017 гг. Высокое количество публикаций отмечается по данной теме в целом в психологической науке, а так же следует выделить, что в рамках медицинской психологии наблюдается стойкий научный интерес к проблемам как зрительно пространственных функций, так и опорно-двигательного аппарата. Полученные данные свидетельствуют об актуальности рассматриваемой проблемы.
Одним из аспектов анализа проблемы исследования нейропсихологиче-ских особенностей зрительно-пространственных функций является стратегия оптико-пространственной деятельности у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Такими особенностями являются: изменения порядка опознавания сти-мульного материала, дети рассматривают изображение снизу вверх, справа налево, наблюдаются сложности в интерпретации изображений и распознавании букв Данный факт может быть связан с несфор-мированностью комиссуральных структур мозга, а так же несостоятельностью стратегических параметров, которые в данном возрасте еще не закончили своё формирование [1, 4, 8, 9].
Таким образом, несформирован-ность двигательных навыков и умений проявляется не только за счет собственно нарушенной моторики, но и в недостаточности более сложных функций, необходимых для познавательной деятельности, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез).
11
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. М., 2003.
2. Всемирная организация здравоохранения [электронный ресурс] https://www.who. int/topics/ru.
3. Запесоцкая И.В. Нейропсихологиче-ские механизмы зрительно-пространственного восприятия при слабовидении // Региональный вестник. 2019. № 9 (24). С. 3-4.
4. Кислица Г.К. Особенности психологического пространства у людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2012. Том 4. № 4. URL: http:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/57398. shtml (дата обращения: 10.11.2019).
5. Международная классификация болезней (10-й пересмотр) [электронный ресурс] https://mkb-10.com.
6. Семенова О. А. Кошельков Д.А. Особенности произвольной регуляции деятельности у детей 5-6 лет с признаками дефицита внимания и гиперактивности // Новые исследования, № 17 / том 1 / 2008].
7. Семенович А.В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии./. - М. : Генезис, 2010. - 432 с.
8. Шмелёва А.П. Нарушение пространственных представлений как признак будущей неуспеваемости младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 266-268.
9. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов.
— М.: АРКТИ, 2002. — 136 с: ил. - (Библиотека практикующего логопеда).
12
BIBLIOMETRIC AND CATEGORIAL-CONCEPTUAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF NEUROPSYCHOLOGICAL STUDY OF VISUAL AND SPATIAL FUNCTIONS IN CHILDREN WITH DISORDERS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM
© Tatyana V. Nedurueva, Daria V. Karakulina, Vladislav V. Perepechko, Svetlana E. Chestnikova
Nedurueva Tatyana V. - associate professor of the Psychology of Health and Neuropsychology Department, candidate of psychological sciences, associate professor, Kursk State Medical University(KSMU). E-mail: [email protected]
Karakulina Daria V. - student, Kursk State Medical University (KSMU).
Perepechko Vladislav V. - student, Kursk State Medical University (KSMU).
Chestnikova Svetlana E. - Assistant of the Otorhinolaryngology Department, MD, Kursk State Medical University (KSMU).
Address: 305041, Kursk, st. K. Marx, 3. Russian Federation.
ABSTRACT
This article presents bibliometric and categorical-conceptual analyzes of the neuropsychological study of visual-spatial functions in children of primary school age with disorders of the musculoskeletal system. A comparative analysis of the development of mental functions in healthy infants and infants with cerebral-organic insufficiency according to the type of cerebral palsy is given.
Keywords: bibliometric analysis, categorical-conceptual analysis, visual-spatial functions, disorders of the musculoskeletal system, cerebral palsy.
REFERENCE
1. Akhutina T.V., Pylaeva N.M. Diagnosis of the development of visual-verbal functions. M., 2003.
2. World Health Organization [electronic resource] https://www.who.int/topics/en
3. Zapesotskaya IV Neuropsychological mechanisms of visual-spatial perception with low vision // Regional Bulletin. 2019.No 9 (24). PP. 3-4.
4. Kislitsa G.K. Features of the psychological space in people with diseases of the musculo-skeletal system [Electronic resource] // Psychological and pedagogical research. 2012. Volume 4. No. 4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ ru/2012/n4/57398.shtml (accessed: 11/10/2019)
5. International Classification of Diseases (10th revision) [electronic resource] https:// mkb-10.com
6. Semenova 0. A. Koshelkov D. A. Features of voluntary regulation of activity in children 5-6 years old with signs of attention deficit hyperactivity disorder // New Studies, No. 17 / volume 1/2008]
7. Semenovich AV. In the labyrinths of the developing brain. Ciphers and codes of neuropsychology. - M.: Genesis, 2010 .-- 432 p.
8. Shmeleva A. P. Violation of spatial representations as a sign of future underachievement of younger schoolchildren // Young Scientist. -2016. - No. 7.6. - PP. 266-268.
9. Fotekova T.A., Akhutina T.V. Diagnosis of speech disorders of schoolchildren using neu-ropsychological methods: A manual for speech therapists and psychologists. — M .: ARKTI, 2002 .-- 136 p: ill. - (Library of a practicing speech therapist)