Научная статья на тему 'Библиометрический и категориально-понятийный анализ проблемы нейропсихологического исследования зрительно-пространственных функций у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата'

Библиометрический и категориально-понятийный анализ проблемы нейропсихологического исследования зрительно-пространственных функций у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
105
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЙ АНАЛИЗ / ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ / НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / BIBLIOMETRIC ANALYSIS / CATEGORICAL-CONCEPTUAL ANALYSIS / VISUAL-SPATIAL FUNCTIONS / DISORDERS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM / CEREBRAL PALSY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Недуруева Т. В., Каракулина Д. В., Перепечко В. В., Честникова С. Э.

В данной статье представлены библиометрический и категориально-понятийный анализы проблемы нейропсихологического исследования зрительно-пространственных функций у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дан сравнительный анализ развития психических функций у здоровых младенцев и младенцев с церебрально-органической недостаточностью по типу детского церебрального паралича.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Недуруева Т. В., Каракулина Д. В., Перепечко В. В., Честникова С. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIBLIOMETRIC AND CATEGORIAL-CONCEPTUAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF NEUROPSYCHOLOGICAL STUDY OF VISUAL AND SPATIAL FUNCTIONS IN CHILDREN WITH DISORDERS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM

This article presents bibliometric and categorical-conceptual analyzes of the neuropsychological study of visual-spatial functions in children of primary school age with disorders of the musculoskeletal system. A comparative analysis of the development of mental functions in healthy infants and infants with cerebral-organic insufficiency according to the type of cerebral palsy is given.

Текст научной работы на тему «Библиометрический и категориально-понятийный анализ проблемы нейропсихологического исследования зрительно-пространственных функций у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585

6

УДК: 159.973

ББК: 88.7 Психологические науки

Библиометрический и категориально-понятийный анализ проблемы нейропсихологического исследования зрительно-пространственных функций у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

© Т.В. Недуруева, Д.В. Каракулина, В.В. Перепечко, С.Э. Честникова

Недуруева Т.В. - доцент кафедры психологии здоровья и нейропсихологии, к.психол.н., доцент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ). E-mail: [email protected]

Каракулина Д.В. - студент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).

Перепечко В.В.- студент, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).

Честникова С.Э.- ассистент кафедры оториноларингологии, к.м.н., ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России (КГМУ).

Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3. Российская Федрация.

АННОТАЦИЯ

В данной статье представлены библиометрический и категориально-понятийный анализы проблемы нейропсихологического исследования зрительно-пространственных функций у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дан сравнительный анализ развития психических функций у здоровых младенцев и младенцев с церебрально-органической недостаточностью по типу детского церебрального паралича.

№5 (20) 2019 Ключевые слова: библиометрический анализ, категориально-

^^^-сЬг'х^ понятийный анализ, зрительно-пространственные функции, нарушения опорно-двигательного аппарата, детский церебральный паралич.

По данным Пенсионного фонда РФ и Федеральной службы государственной статистики за 2011-2019гг. в России увеличивается показатель детской инвалидности. На 01.01.2018 г. численность людей с инвалидностью составляет 11750000,0 человек на 146800000,0 населения, это

8%. 1083000,0 человек - это граждане получившие инвалидность с детства [2, 5].

Начиная с 2011 года количество детей инвалидов растет, а средние данные сохраняется неизменным за счет миграционного притока (рис 1,2.)

7

Рис. 1. Гистограмма статистических данных количества детей-инвалидов по данным пенсионного фонда РФ по состоянию на 01.01.2019г.

Рис. 2. Гистограмма статистических данных количества первичных и повторных освидетельствований по категории "ребенок-инвалид" в период с 2013 по 2018 гг.

№5 (20) 2019

Особо острую проблему для обще- стройства поведения и болезни нервной www.j-chr.com ства составляют дети-инвалиды по кате- системы (рис 3). гориям психические расстройства и рас-

Рис. 3. Гистограмма статистических данных количества первичных освидетельствований по категориям психические расстройства и болезни нервной системы в период с 2008 по 2018 гг.

8

По Курской области количество детей-инвалидов до 18 лет на душу населения составляет 0,47 по состоянию на 01.01.2018 [2, 5].

Поэтому для нормального функционирования общества практически значимым является проблема коррекци-онно-развивающего обучения и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нарушения опорно-двигательного аппарата среди этих показателей имеют большой удельный вес. Так, например, частота детского церебрального паралича (ДЦП) в мире варьирует от 2 до 5 случаев на 1000 родов (в среднем 2,5 на 1000 родов). В России частота этого заболевания составляет 2,2-3,3 или 1,7-3,1 (по разным данным) на 1000 новорожденных [2, 5].

ДЦП как отдельное заболевание было описано в 1861 году английским ортопедом Вильямом Литтлем. Он предположил, что имеется связь между нарушением течения беременности, патологией родов, недоношенностью, асфиксией новорожденных и развитием в дальнейшем нарушений движения ребенка [4, 7].

В настоящее время под термином ДЦП принято понимать группу перма-

нентных, то есть, постоянно присутствующих расстройств движения и позы, приводящих к ограничению функциональной активности, которые явились следствием непрогрессирующих расстройств развивающегося мозга плода или новорожденного.

Патогенез нарушения познавательных процессов у детей с нарушениями опорно двигательного аппарата (НОДА) чрезвычайно сложен. Вместе с патологией двигательно-кинестетической функциональной системы существенную роль в недоразвитии восприятия играют сенсорные, интеллектуальные и речевые расстройства, наблюдаемые у этих больных [3, 4, 5].

Сравнительный анализ развития психических функций у здоровых младенцев и младенцев с церебрально-органической недостаточностью по типу ДЦП показывает следующее:

- у здоровых детей на первом году жизни развитие психических функций отличается максимально выраженной интенсивностью не только по темпу их развития, но и качественным преобразованиям, особенно во втором полугодии жизни. Важную роль в формировании

психических функций играет развитие предметно-практических манипуляций, уровень развития которых тесно связан с особенностями произвольной активности;

- у детей с церебрально-органической недостаточностью по типу ДЦП наблюдается, с одной стороны, выраженная гетерохронность в развитии психических функций, с другой стороны, - их автономность. Причем, чем больше выражена автономность психических функций, тем ниже динамика психического развития ребенка [2, 5, 6, 7].

В основе развития этих действий лежит формирование интерсенсорной связи «рука-глаз», которая появляется у здорового ребенка в 4 месяца и является важным пусковым механизмом в формировании предметно-практических действий

Несформированность двигательных навыков и умений проявляется не только за счет собственно нарушенной моторики, но и в недостаточности более сложных

функций, необходимых для познавательной деятельности, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез и др.) [4, 7].

Научная актуальность исследований детей с НОДА, а именно нейропсихо-логического содержания зрительно-пространственных функций подтверждается результатами проведенного библиоме-трического анализа публикационной активности по данной проблеме.

Библиометрический анализ российских публикаций за период с 2009 по 2019 гг. с использованием для поиска рубрики «Психология» Поиск осуществлялся в научной электронной библиотеке eLibrary. ги., на основе ключевых слов: «зрительно-пространственные функции» (рис.4).

Общий объем научных публикаций составил - 129658 шт., что составляет 0,4% от общего числа всех имеющихся исследований на информационном пространстве электронной библиотеке eLibrary.ru.

9

Рис. 4. Гистограмма абсолютных частот отечественных научных публикаций по ключевым словам «зрительно-пространственные функции» за период с 2009 по 2019 гг. в рубрике «психология»

При этом уточнив рубрику на «ме- что составляет 0,02% от общего количе-дицинская психология» было найдено 712 ства публикаций (рис.5). публикаций за период с 2009 по 2019 гг.,

10

Рис. 5. Гистограмма абсолютных частот отечественных научных публикаций по ключевым словам «зрительно-пространственные функции» за период с 2009 по 2019 гг. в рубрике «медицинская психология»

Библиометрический анализ российских публикаций по феномену «опорно-двигательный аппарат» за период с 2009 по 2019 гг. с использованием для поиска рубрики «психология», «медицинская психология» Поиск осуществлялся в научной электронной библиотеке eLibrary.ru., на основе ключевых слов: «опорно-двигательный аппарат». Общий объем научных публикаций составил- 42259 шт., что

составляет 0,13% от общего числа всех имеющихся исследований на информационном пространстве электронной библиотеке eLibrary.ru. А при использовании рубрики «медицинская психология» было найдено 256 публикаций за период с 2009 по 2019 гг., что составляет 0,6 % от найденных публикаций по рубрике «психология» (рис 6).

Рис. 6. Диаграмма распределения отечественных научных публикаций по ключевым словам «опорно-двигательный аппарат» за период с 2009 по 2019 гг. в рубриках «медицинская психология», «психология».

В результате библиометрического анализа отечественных научных публикаций за период с 2009 по 2019 гг. было выявлено, что наибольшая частота публикаций соответствует периоду 2014-2017 гг. Высокое количество публикаций отмечается по данной теме в целом в психологической науке, а так же следует выделить, что в рамках медицинской психологии наблюдается стойкий научный интерес к проблемам как зрительно пространственных функций, так и опорно-двигательного аппарата. Полученные данные свидетельствуют об актуальности рассматриваемой проблемы.

Одним из аспектов анализа проблемы исследования нейропсихологиче-ских особенностей зрительно-пространственных функций является стратегия оптико-пространственной деятельности у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Такими особенностями являются: изменения порядка опознавания сти-мульного материала, дети рассматривают изображение снизу вверх, справа налево, наблюдаются сложности в интерпретации изображений и распознавании букв Данный факт может быть связан с несфор-мированностью комиссуральных структур мозга, а так же несостоятельностью стратегических параметров, которые в данном возрасте еще не закончили своё формирование [1, 4, 8, 9].

Таким образом, несформирован-ность двигательных навыков и умений проявляется не только за счет собственно нарушенной моторики, но и в недостаточности более сложных функций, необходимых для познавательной деятельности, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез).

11

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. М., 2003.

2. Всемирная организация здравоохранения [электронный ресурс] https://www.who. int/topics/ru.

3. Запесоцкая И.В. Нейропсихологиче-ские механизмы зрительно-пространственного восприятия при слабовидении // Региональный вестник. 2019. № 9 (24). С. 3-4.

4. Кислица Г.К. Особенности психологического пространства у людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2012. Том 4. № 4. URL: http:// psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/57398. shtml (дата обращения: 10.11.2019).

5. Международная классификация болезней (10-й пересмотр) [электронный ресурс] https://mkb-10.com.

6. Семенова О. А. Кошельков Д.А. Особенности произвольной регуляции деятельности у детей 5-6 лет с признаками дефицита внимания и гиперактивности // Новые исследования, № 17 / том 1 / 2008].

7. Семенович А.В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии./. - М. : Генезис, 2010. - 432 с.

8. Шмелёва А.П. Нарушение пространственных представлений как признак будущей неуспеваемости младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 266-268.

9. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов.

— М.: АРКТИ, 2002. — 136 с: ил. - (Библиотека практикующего логопеда).

12

BIBLIOMETRIC AND CATEGORIAL-CONCEPTUAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF NEUROPSYCHOLOGICAL STUDY OF VISUAL AND SPATIAL FUNCTIONS IN CHILDREN WITH DISORDERS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM

© Tatyana V. Nedurueva, Daria V. Karakulina, Vladislav V. Perepechko, Svetlana E. Chestnikova

Nedurueva Tatyana V. - associate professor of the Psychology of Health and Neuropsychology Department, candidate of psychological sciences, associate professor, Kursk State Medical University(KSMU). E-mail: [email protected]

Karakulina Daria V. - student, Kursk State Medical University (KSMU).

Perepechko Vladislav V. - student, Kursk State Medical University (KSMU).

Chestnikova Svetlana E. - Assistant of the Otorhinolaryngology Department, MD, Kursk State Medical University (KSMU).

Address: 305041, Kursk, st. K. Marx, 3. Russian Federation.

ABSTRACT

This article presents bibliometric and categorical-conceptual analyzes of the neuropsychological study of visual-spatial functions in children of primary school age with disorders of the musculoskeletal system. A comparative analysis of the development of mental functions in healthy infants and infants with cerebral-organic insufficiency according to the type of cerebral palsy is given.

Keywords: bibliometric analysis, categorical-conceptual analysis, visual-spatial functions, disorders of the musculoskeletal system, cerebral palsy.

REFERENCE

1. Akhutina T.V., Pylaeva N.M. Diagnosis of the development of visual-verbal functions. M., 2003.

2. World Health Organization [electronic resource] https://www.who.int/topics/en

3. Zapesotskaya IV Neuropsychological mechanisms of visual-spatial perception with low vision // Regional Bulletin. 2019.No 9 (24). PP. 3-4.

4. Kislitsa G.K. Features of the psychological space in people with diseases of the musculo-skeletal system [Electronic resource] // Psychological and pedagogical research. 2012. Volume 4. No. 4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ ru/2012/n4/57398.shtml (accessed: 11/10/2019)

5. International Classification of Diseases (10th revision) [electronic resource] https:// mkb-10.com

6. Semenova 0. A. Koshelkov D. A. Features of voluntary regulation of activity in children 5-6 years old with signs of attention deficit hyperactivity disorder // New Studies, No. 17 / volume 1/2008]

7. Semenovich AV. In the labyrinths of the developing brain. Ciphers and codes of neuropsychology. - M.: Genesis, 2010 .-- 432 p.

8. Shmeleva A. P. Violation of spatial representations as a sign of future underachievement of younger schoolchildren // Young Scientist. -2016. - No. 7.6. - PP. 266-268.

9. Fotekova T.A., Akhutina T.V. Diagnosis of speech disorders of schoolchildren using neu-ropsychological methods: A manual for speech therapists and psychologists. — M .: ARKTI, 2002 .-- 136 p: ill. - (Library of a practicing speech therapist)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.