Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА СПО'

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ / МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофименко Олеся Николаевна, Феоктистов Андрей Владимирович, Ляховец Михаил Васильевич, Огнев Сергей Петрович

Представлены результаты пилотной апробации одного из решений по цифровизации деятельности образовательной организации Кемеровской области - Кузбасса с использованием новых инструментов управления, которым является цифровая образовательная платформа среднего профессионального образования, интегрирующая функции мониторинга, учета и управления в образовательном процессе. Показан потенциал эффективного управления педагогическими кадрами на основе комплексной оценки мониторинга эффективности деятельности преподавателей системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трофименко Олеся Николаевна, Феоктистов Андрей Владимирович, Ляховец Михаил Васильевич, Огнев Сергей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF THE PILOT TESTING OF THE AUTOMATED SYSTEMFOR MONITORING THE EFFECTIVENESSOF THE TEACHERS OF VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING

The article presents the results of pilot testing of one of the solutions for digitalisation of Kemerovo region - Kuzbass educational organisation's activities using new management tools, that is a digital educational platform for vocational education with integrated functions of monitoring, accounting and management of educational process. The article also demonstrates the potential of efficient management of teaching personnel using integrated monitoring of teachers' performance in the education system.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА СПО»

УДК/UDC 377

DOI 10.54509/22203036_2021_4_76

О. Н. Трофименко, А. В. Феоктистов, М. В. Ляховец, С. П. Огнев

O. Trofimenko, A. Feoktistov, M. Lyakhovets, S. Ognev

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА СПО

THE RESULTS OF THE PILOT TESTING OF THE AUTOMATED SYSTEM FOR MONITORING THE EFFECTIVENESS OF THE TEACHERS OF VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING

Представлены результаты пилотной апробации одного из решений по цифровизации деятельности образовательной организации Кемеровской области - Кузбасса с использованием новых инструментов управления, которым является цифровая образовательная платформа среднего профессионального образования, интегрирующая функции мониторинга, учета и управления в образовательном процессе. Показан потенциал эффективного управления педагогическими кадрами на основе комплексной оценки мониторинга эффективности деятельности преподавателей системы образования.

The article presents the results of pilot testing of one of the solutions for digitalisation of Kemerovo region -Kuzbass educational organisation's activities using new management tools, that is a digital educational platform for vocational education with integrated functions of monitoring, accounting and management of educational process. The article also demonstrates the potential of efficient management of teaching personnel using integrated monitoring of teachers' performance in the education system.

Ключевые слова: автоматизированная система, управление образовательным процессом, мониторинг эффективности деятельности, цифровая образовательная платформа, комплексная оценка.

Keywords: automated system, educational process management, performance monitoring, digital educational platform, integrated assessment.

Введение

В современных условиях трансформации и цифро-визации профессионального образования существует потребность в разработке и использовании новых

механизмов управления образовательной организацией и образовательным процессом, регламентирующих эффективные своевременные управленческие решения и в то же время создающих условия для появления инициатив, ориентированных на устойчивое развитие образовательной организации, в том числе связанное с профессиональной деятельностью преподавателей. Эти задачи нашли отражение в Паспорте национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в виде федеральных проектов «Кадры для цифровой экономики» и «Цифровые технологии». Основной целью управления должно быть обеспечение соответствия требованиям, предъявляемым ФГОС и представителями рынка труда.

Сложность динамичного развития цифровизации в системе профессионального образования обуславливается следующими факторами:

- непрерывно повышающиеся требования к скорости и качеству принятия управленческих решений, эффективности использования ресурсов;

- наличие в подавляющем большинстве образовательных организаций лоскутной локальной автоматизации, которая характеризуется большим количеством информационных систем, внедренных на отдельных этапах процесса управления и мало взаимосвязанных между собой.

Целью является определение возможности применения системы мониторинга эффективности деятельности педагогического состава для разнопрофильных организаций СПО в условиях Кемеровской области - Кузбасса. В настоящей работе представлены результаты пилотной апробации одного из решений вопросов по цифровизации с использованием новых инструментов управления, которым является цифровая образовательная платформа среднего про-

фессионального образования (ЦОП СПО), интегрирующая функции мониторинга, учета и управления в образовательном процессе [1; 2].

В сфере профессионального образования введение эффективного контракта обосновано необходимостью устранения недостатков, проявившихся в ходе внедрения и применения на протяжении нескольких последних лет новой системы оплаты труда. В программных документах Правительства РФ отмечается, что решить задачу стимулирования работников по результатам их труда для всех организаций не удалось: показатели и критерии эффективности деятельности работников образовательных организаций недостаточно проработаны, а их учет при оценивании результатов работы носит формальный характер. Введение эффективного контракта влечет за собой также определенные издержки, которые вызваны потребностью в регулярном оценивании достижений по показателям качества, результативности и эффективности работы каждого работника. Эти издержки могут быть минимизированы посредством автоматического оценивания с помощью электронных технологий и соответствующей компьютерной программы.

Автоматизированная система [3] позволяет автоматически рассчитывать показатели эффективности деятельности преподавательского состава в условиях работы по эффективному контракту, структурных подразделений и в целом образовательной организации по таким основным направлениям, как учебно-методическая, организационно-воспитательная работа и иные виды деятельности. Целями мониторинга эффективности деятельности преподавательского состава и структурных подразделений являются:

- определение результатов деятельности преподавательского состава, которые могут служить основанием для установления определенной оплаты труда и отражения в трудовом договоре;

- стимулирование повышения квалификации, роста профессионализма, продуктивности педагогической и научной работы, развитие творческой инициативы преподавателей;

- оценка качества работы структурных подразделений, реализующих функции образовательной организации;

- формирование комплексной аналитической информации, характеризующей результаты деятельности образовательной организации, и предоставление отчетных документов руководству для выработки и принятия управленческих решений.

Одним из достоинств системы является возможность гибкой настройки процедур расчета показате-

лей эффективности для учета специфики конкретной образовательной организации. Кроме того, можно автоматизировать процедуры для получения исходных данных из смежных автоматизированных информационных систем. При использовании платформы на уровне региона у органов исполнительной власти появляется возможность прозрачного мониторинга любого подведомственного образовательного учреждения с позиции выполненных целевых показателей. Такой подход позволяет использовать оператора как площадку агрегатора данных и при определенной заинтересованности региона вести мониторинг работы любой подведомственной организации.

Если рассматривать образовательный процесс в динамическом аспекте (процесс от постановки цели к результату, характеризующийся принципами непрерывности, последовательности, оперативности в решении общих и частных задач) как объект управления, то система управления эффективностью работы педагогического состава может быть построена на основе классической теории автоматического управления.

В основу системы управления (рис. 1) положен комбинированный принцип управления, когда используются ресурсы одновременно двух управляющих подсистем - одна по принципу управления по отклонению, другая по принципу управления по возмущению. В качестве первой выступает подсистема управления учебно-методическим обеспечением ЦОП СПО, включающим создание документации, регламентирующей образовательный процесс, также представляющая собой информационную модель образовательной системы, отражающей структуру и элементы образовательного процесса. Ее управляющее воздействие направлено на комплекс учебно-методического обеспечения, разрабатываемого в рамках определенной образовательной программы.

В компенсирующую подсистему входит мониторинг эффективности деятельности преподавателей в составе ЦОП СПО, позволяющую автоматически рассчитать показатели эффективности деятельности как преподавательского состава (ПС) в условиях работы по эффективному контракту, так и структурных подразделений образовательной организации по основным направлениям: учебно-методической, организационно-воспитательной работе и иным видам деятельности. Входными параметрами для этой управляющей системы является текущий уровень подготовки субъектов (преподавательский состав и обучающиеся) образовательного процесса по данной образовательной программе, а ее управляющим воздей-

2 га

¡^ со

о о

г. со

£ о ста

^ I— г^

й ^ о

О _Q ^

й г tE

^ га ^

О

L.

Региональный орган управления образованием

Y-ч

контроль

ЦОП СПО

Ресурсный центр

планирование

р ро

Образовательные организации

фактические данные

управление

Преподаватели, сотрудники, обучающиеся

Рис. 1. Схема управления образовательной организацией

ствием являются стимулирующие воздействия, определяемые на основе рейтинговой оценки деятельности педагогического состава.

Образовательная организация проводит анализ требований, предъявляемых ФГОС и региональным рынком труда. На основе полученных данных разрабатывается образовательная программа, представленная набором локальной документации - учебно-методическим обеспечением (которое может корректироваться с учетом новых требований один раз в год). В рамках разработанного учебно-методического обеспечения (УМО) определяются и средства обучения (материально-техническое обеспечение), проводится конкурсный отбор лучших преподавателей, по конкурсу проходят и обучающиеся, желающие освоить данный курс. По результатам постоянного мониторинга уровня подготовки обучающихся (уровня освоения общих и профессиональных компетенций) руководитель образовательной программы совместно с администрацией образовательной организации принимает решение о корректировке УМО. Таким образом, вырабатываются иные управляющие воздействия с целью минимизации недостатков текущего уровня подготовки обучающихся и соответствия требованиям ФГОС и рынка труда.

Одним из контролируемых возмущающих факторов системы управления является уровень подготовки субъектов образовательного процесса. Для корректировки негативных факторов, возникающих из-за недостаточного уровня подготовки субъектов к реализации образовательной программы, предлагается вве-

сти управляющую систему мониторинга эффективности деятельности преподавателей. Данная корректирующая управляющая система позволяет комплексно оценить текущий уровень подготовки субъектов образовательного процесса и сформировать такие управляющие воздействия (стимулирующие воздействия), которые позволят мотивировать педагогический состав на повышение квалификации в соответствии с требованиями ФГОС и регионального рынка труда для обеспечения достаточного уровня освоения обучающимися компетенций. Плановые показатели достижения уровня квалификации преподавателей, а также коэффициенты значимости составляющих рейтинговой оценки формируются соответствующей управляющей системой на основе отклонения текущего уровня подготовки обучающихся и требований ФГОС и рынка труда.

Рассмотренная система управления позволяет в полной мере реализовать процесс управления ПОО (рис. 1) по процессной модели управления на основе принципа «цикл Деминга» (цикл PDCA - plan, do, check, act - планирование, выполнение, контроль и анализ).

Региональный орган управления образованием формирует образовательную политику региона, методично вводя ее в круг работы образовательных учреждений и регионального ресурсного центра. Ресурсный центр разрабатывает плановые показатели деятельности и вносит их в общую региональную информационную систему образовательных организаций -ЦОП СПО. Образовательные организации совместно с преподавателями, сотрудниками и обучающимися

предлагают в информационную систему фактические показатели своей деятельности. Региональный орган управления образованием получает из информационной системы отчетные формы с информацией о функционировании ОО и на основе план-фактного анализа определяет (корректирует) образовательную политику региона, тем самым задает обновленные плановые показатели деятельности.

Оценка эффективности деятельности проводится на основе исходных данных, предоставленных преподавателями, председателями цикловых методических комиссий (ЦМК), заведующими отделениями. Все показатели распределены по категориям, наиболее точно отражающим эффективность деятельности преподавателей образовательной организации. В частности, к ним относятся:

1) образовательная деятельность;

2) воспитательная работа;

3) исследовательская и творческая деятельность (экспертная работа).

Каждому показателю соответствует балльная оценка, на которую умножается численное значение показателя. Балльные оценки показателей определяются путем перемножения базовых значений на коэффициент приоритета по следующей формуле [4; 5]:

В, = Бгк, ,

где В1 - балльная оценка показателя; Б1 - базовое значение (оценка показателя с точки зрения сложности его достижения); к. - коэффициент приоритета (коэффициент, определяющий степень значимости показателя для образовательной организации в настоящий момент времени).

Базовые значения и коэффициенты приоритета рассчитываются как средневзвешенная величина значений, установленных каждым членом экспертной комиссии независимо друг от друга. Коэффициенты приоритета могут пересматриваться по мере необходимости и в зависимости от целей развития образовательной организации. В соответствии с методикой расчета абсолютные значения балльных оценок показателей нормируются на число показателей по каждому из оцениваемых направлений деятельности по следующей формуле:

где д. - нормированная балльная оценка показателя; В1 - балльная оценка показателя по каждому направлению деятельности; - сумма балльных оценок показателей по одному направлению деятельности.

Эффективность деятельности преподавателя рассчитывается по следующей формуле:

где б - индекс эффективности деятельности; д1 - нормированная балльная оценка показателя; р. - численное значение /-го показателя в натуральных единицах.

Затем определяются области эффективности педагогического состава: область для улучшений; область нормальной работы; область эффективной работы. Для определения границ «области для улучшений» значения индексов эффективности деятельности С, набранные каждым участником мониторинга, сортируются в порядке возрастания и рассчитывается медиана. Все С меньше медианного считаются необходимыми для улучшений. Среди значений индексов эффективности деятельности, относящихся к «области нормальной работы», еще раз рассчитывается медиана, которая определяет границу между «областью нормальной работы» и «областью эффективной работы».

По результатам мониторинга преподаватель индивидуально, а руководители в целом по педагогическому составу получают комплексную оценку эффективности деятельности, выраженную в табличной и графической формах.

Результаты

К участию в пилотной апробации ЦОП СПО были привлечены разнопрофильные организации СПО для учета специфики образовательной деятельности. Связано это с тем, что каждая образовательная организация имеет отличительную организационную структуру, подходы к кадровому менеджменту и соответствующую оценку эффективности деятельности работников.

Перед участниками апробации были поставлены задачи:

1) преподавателям в личных кабинетах ЦОП СПО заполнить плановые и фактические показатели деятельности за прошедший учебный семестр;

2) председателям цикловых методических комиссий и заведующим отделениями в личных кабинетах согласовать плановые и фактические показатели преподавателей, а также заполнить общие показатели деятельности ЦМК и отделений;

3) в ходе работы с системой выявлять имеющиеся, с их точки зрения, недостатки, ошибки и предлагать возможные изменения для последующего их представления разработчикам в целях устранения недостатков и усовершенствования системы.

Рис. 2. Результаты мониторинга деятельности педагогического состава

Все участники апробации справились с поставленными задачами, что позволяет сделать вывод о возможности масштабирования ЦОП СПО и, в частности, автоматизированной информационной системы мониторинга эффективности деятельности преподавателей для функционирования во всех образовательных организациях СПО региона.

На рисунке 2 отражены балльные показатели преподавателя по каждому виду деятельности, итоговый индекс эффективности, расчетные диапазоны областей эффективности для данного периода мониторинга и нахождения индекса преподавателя в той или иной области.

Также результаты мониторинга эффективности деятельности (рис. 3) визуально отражают распределение по видам деятельности средних значений показателей преподавателей (жирная линия) и отклонение баллов по видам деятельности конкретного преподавателя от этих средних значений (закрашенная зона).

На рисунке 4 представлено распределение каждого показателя по видам деятельности как в среднем по категории «Преподаватель» (нижний столбик), так и отклонение показателей конкретного преподавателя (верхний столбик).

Председатель цикловой методической комиссии и заведующий отделением имеет доступ к статистике по каждому преподавателю своей ЦМК или отделения, а также рейтинга всех преподавателей. Рейтинг педагогического состава формируется в зависимости от их итогового индекса эффективности (рис. 5). Приведены итоговые индексы эффективности в численном значении и графическом отображении, также показана медиана, разделяющая области нормальной и эффективной области работы (справа) с областью для улучшений (слева).

Для обеспечения полноценного функционирования платформы совместно с руководителями образовательных организаций СПО необходимо дополнить

Рис. 3. Результаты мониторинга эффективности деятельности

О 0,2 0,4 0,6 0,8 1

Рис. 4. Результаты мониторинга учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Рис. 5. Рейтинг преподавателей по значению индекса эффективности

и скорректировать показатели эффективности, базовые значения и коэффициенты приоритета показателей для оптимального расчета рейтинга организаций СПО, формирования эффективного контракта с преподавателями СПО, а также в соответствии с целями управления системой СПО в регионе.

Заключение

Полученный опыт и результаты пилотной апробации ЦОП СПО необходимо для дальнейшего усовершенствования и разработки методического обеспечения для обучения и организации работы на платформе для руководителей, администраторов и пользователей от образовательных организаций и ведомственных учреждений.

Рассмотренная система управления позволяет в полной мере реализовать процесс управления ПОО

по процессной модели управления на основе принципа «цикл Деминга» (цикл PDCA - plan, do, check, act - планирование, выполнение, контроль и анализ).

Дальнейшее усовершенствование ЦОП СПО заключается не только в развитии функционала самой платформы, но и в возможности разработки аналогичной версии автоматизированной информационной системы мониторинга эффективности деятельности учителей общеобразовательных организаций.

Представленная система управления обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых ФГОС и региональными органами управления образованием, а также позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся требования рынка труда. Внедрение системы мониторинга эффективности деятельности преподавателей привело к пониманию, как повысить эффективность работы образовательной органи-

зации в целом и выработать стимулирующие воздействия на мотивацию преподавателей к росту профессионализма и повышению продуктивности педагогической и научной работы.

Использование предлагаемой цифровой платформы и, в частности, автоматизированной системы мониторинга эффективности деятельности преподавателей является залогом успешности вывода образовательного учреждения на качественно новый уровень управления последующего устойчивого развития системы образования и становится фактором успешного решения задач модернизации и цифрови-зации образования.

Литература

1. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ 2021612701 Российская Федерация. Цифровая образовательная платформа среднего профессионального образования / Р. С. Койнов, А. В. Феоктистов, С. П. Огнев, М. В. Ляховец; заявитель и правообладатель Государственное профессиональное образовательное учреждение «Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий». № 2021612701; заявл. 18.02.2021; опубл. 24.02.2021. 1 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Digital platform as a professional éducation management tool / A. V. Feoktistov, O. N. Trofimenko, S. P. Ognev, M. V. Lyakhovets, R. S. Koynov // Journal of Physics: Conference Series. 2020. Vol. 1691. DOI: 10.1088/1742-6596/1691/1/012058.

3. Digital educational platform as a personnel management tool / A. V. Feoktistov, O. N. Trofimenko, S. P. Ognev, M. V. Lyakhovets, R. S. Koynov // Journal of Physics: Conference Series. 2020. Vol. 1691. DOI: 10.1088/1742-6596/1691/1/012067.

4. Койнов Р. С., Милованов М. М., Добрынин А. С. Разработка и программная реализация мониторинга эффективности деятельности университета // Информационные технологии. Проблемы и решения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2015. С. 54-58.

5. Разработка подсистемы сбора и хранения данных информационной системы «Мониторинг эффективности деятельности»: отчет о НИР (заключ.): 4нпр-14 / СибГИУ; рук. М. В. Ляховец; исполн. О. В. Дмитриева, Р. С. Койнов, А. В. Феоктистов и др. Новокузнецк, 2014. 57 с. № ГР 114122470045.

References

1. Koinov R. S., Feoktistov A. V., Ognev S. P., Lyakhovets M. V. Svidetel'stvo o gosudarstvennojregistracii pro-grammy dlya EVM 2021612701 Rossijskaya Federaciya. Cifrovaya obrazovatel'naya platforma srednego professional'nogo obra-zovaniya [State Registration Certificate for Computer Software 2021612701 Russian Federation. Digital Educational Platform for Secondary Professional Education]. Applicant and copyright holder State Professional Educational Institution "Kuzbass College of Architecture, Construction and Digital Technologies". No. 2021612701, applied 18.02.2021, published 24.02.2021, 1 p. (In Russian).

2. Feoktistov A. V., Trofimenko O. N., Ognev S. P., Lyakhovets M. V., Koynov R. S. Digital platform as a professional education management tool. Journal of Physics: Conference Series, 2020, vol. 1691. DOI: 10.1088/1742-6596/1691/1/012058. (In English).

3. Feoktistov A. V., Trofimenko O. N., Ognev S. P., Lyakhovets M. V., Koynov R. S. Digital educational platform as a personnel management tool. Journal of Physics: Conference Series, 2020, vol. 1691. DOI: 10.1088/1742-6596/1691/1/012067. (In English).

4. Koynov R. S., Milovanov M. M., Dobrynin A. С. Pazrabotka i pro-grammnaya realizaciya monitoringa effektivnosti deyatel'nosti universiteta [Development and software implementation of university performance monitoring]. Information Technology. Problems and solutions. Proceedings of the International scientific-practical conference. Ufa, 2015, pp. 54-58. (In Russian).

5. Razrabotka podsistemy sbora i hraneniya dannyh informacion-nojsistemy «Monitoring effektivnosti deyatel'nosti»: otchet o NIR (zaklyuch.): 4npr-14 [Development of a subsystem for collecting and storing data of the information system "Performance Monitoring". Report on research (conclusion): 4npr-14]. Siberian State Industrial University, manager M. V. Lyakhovets, performers О. V. Dmitrieva, R. S. Koinov, A. V. Feoktistov et al. Novokuznetsk, 2014, 57 p. No. GR114122470045. (In Russian).

УДК/UDC 371.12 О. В. Фролова

DOI 10.54509/22203036_2021_4_82

O. Frolova

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

DEVELOPMENT OF A SYSTEM OF PROFESSIONAL SUPPORT FOR TEACHERS IN THE CONTEXT OF ONLINE EDUCATION IN SCHOOL

Введение. В статье представлено исследование ной поддержки учителей в цифровой образователь-

поддержки учителей в условиях современного обра- ной среде для обеспечения методической, техниче-

зования в школе: электронного и обучения с приме- ской и психолого-педагогической помощи. нением дистанционных образовательных техноло- Методология. Исследование проводится посред-

гий. Цель статьи - описать систему профессиональ- ством теоретических (обзор литературы, анализ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.