Научная статья на тему 'Результативность образовательной программы подготовки студентов к летней практике'

Результативность образовательной программы подготовки студентов к летней практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новичихина Н. В.

Дано теоретическое обоснование авторской образовательной программы, посвященной актуальному вопросу подготовки студентов в условиях госстандартов нового поколения. Представлен материал по результативности данной программы, реализуемой в условиях детского образовательно-оздоровительного центра. Выявлены особенности летней педагогической практики и механизмы перестройки учебной работы со студентами на основе компетентностного, субъектного, личностно-ориентированного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новичихина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результативность образовательной программы подготовки студентов к летней практике»

Список литературы:

1. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 264 с.

2. Ершов А.П. Программирование - вторая грамотность. - Новосибирск, 1981. - С. 17-18.

3. Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе // Информатика и образование. - 1986. - № 1. - С. 18-22.

4. Монахов В.М. Психолого-педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности учащихся // Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 14-22.

5. Информатика в понятиях и терминах. Книга для учащихся старших классов средней школы / Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков, Ю.Ю. Исаев, В.В. Морозов; под ред. В.А. Извозчикова. - М.: Просвещение, 1991. - 208 с.

6. Каймин В.А. Как все начиналось // Информатика и образование. -1995. - № 3. - С. 74-10.

7. Зубов Ю.В. Информатизация и информационная культура // Проблемы информационной культуры: Сб. статей. - М., 1994. - С. 6-11.

8. Колин К.К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2002. - № 8. - С. 3-9.

9. Бочкин А.И. методика преподавания информатики: учеб. пособие. -Минск: ВШ, 1998. - 431 с.

10. Изарова Е.Г. Генезис понятия «информационная культура» // Философия и наука: Материалы второй межвузовской науч.-практ. конф. аспирантов и соискателей, Екатеринбург, 22 апр. 2003 г. / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2003. - С. 47-50.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКЕ

© Новичихина Н.В.*

Управление Администрации Алтайского края по образованию и делам молодежи, г. Барнаул

Дано теоретическое обоснование авторской образовательной программы, посвященной актуальному вопросу подготовки студентов в условиях госстандартов нового поколения. Представлен материал по

* Старший инспектор.

результативности данной программы, реализуемой в условиях детского образовательно-оздоровительного центра. Выявлены особенности летней педагогической практики и механизмы перестройки учебной работы со студентами на основе компетентностного, субъектного, лич-ностно-ориентированного подходов.

Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, обуславливают всесторонние изменения в сфере каникулярного отдыха и оздоровления детей. В то же время продолжается процесс сокращения сети загородных лагерей при растущей потребности в них. Углубляются противоречия ме^ду запросами, интересами, потребностями современных подростков и их родителей в современных качественных услугах и уровнем материальной базы оздоровительно-образовательных учреждений, формами и методами работы педагогов-организаторов каникулярного отдыха с детьми, вожатых, ориентирующихся на традиционные, порой устаревшие программы и технологии. Сложившаяся в течение десятилетий система подготовки педагогического персонала к работе в детских оздоровительно-образовательных центрах (ДООЦ) отстает от растущей динамики жизни.

В современных условиях изменяются и усложняются функции педагогического персонала, работающего в ДООЦ, меняется содержание работы в летнем лагере, появляется необходимость в апробации и внедрении новых методов и приемов взаимодействия с детьми, в профессиональной подготовке специалистов.

Актуальность нашего исследования связана также с переходом на многоуровневую систему подготовки специалистов в вузах РФ (бакалавриат, специализация, магистратура), что требует разработки эффективных программ подготовки высококвалифицированных педагогических кадров. Однако учебные планы, составленные в соответствии с ГОС ВПО, не включают летнюю педагогическую практику в число обязательных.

Необходимость подготовки студентов к летней педагогической практике связана и с тем, что многие студенты старших курсов по собственной инициативе проходят школу профессионального становления в качестве вожатых и воспитателей детских оздоровительных лагерей. Подготовка студентов к летней педагогической практике является одним из видов вне формального образования взрослых, организуемого в педагогическом вузе в системе дополнительного профессионального образования.

Современные исследователи отмечают необходимость подготовки педагогов для сферы детского отдыха, оздоровления, досуга, предлагая ее различные варианты и модели (Л.И. Боровиков, М.А. Валеева, Л.В. Иванова, В.Г. Кочеткова, Е.В. Лисецкая, О.П. Морозова, A.M. Новиков, И. Ти-монин, А.И. Щетинская). Специальные научные разработки по проблемам

подготовки взрослых к воспитательной работе в системе дополнительного образования имеются в трудах A.A. Деркача, Т.С. Гаминой, З.Ф. Леоновой, Л.Р. Суриновой, Е.В. Титовой, С.А. Тортаева, С.Я. Харченко, Д.С. Ягофа-ровой. Зарубежный опыт организации досуга в условиях летнего отдыха представлен в работах И.А. Новиковой, О.П. Торговкиной, Е.Г. Доронки-ной, А. Журбина, Э. Элле, Линды Грир, А. Болла, Ю.Н. Кротовой.

Однако, вопросы подготовки студентов к работе в ДООЦ, как показал анализ научной литературы и практической деятельности, недостаточно изучены в теоретическом и практическом планах с позиций социально-педагогического и компетентностного подходов.

Программа подготовки студентов в период летней практики базируется на потенциале личностно-ориентированного, субъектного, модульного, социально-педагогического подходов, на модели личностно ориентированной подготовки студентов к работе в ДООЦ, включающей в себя содержательный, деятельностный, организационный компоненты и процессуальные составляющие профессиональной деятельности. Программа подготовки студентов, построенная на модульной технологии, дает возможность оптимально реагировать на запросы детей, родителей и условия ДООЦ.

Организационно-педагогические условия эффективной реализации программы профессиональной подготовки студентов в период летней практики состоят в следующем: теоретическая и практическая личностно - ориентированная подготовка студентов к работе в ДООЦ; учет особенностей эффективного функционирования современного ДООЦ в процессе подготовки студентов к работе с детьми; готовность студентов к реализации инновационных технологий (модерация, тьюторское сопровождение, социально-педагогическое партнерство, портфолио). Педагогическая эффективность программы подготовки студентов к летней практике обеспечивается: интеграцией ресурсов социального воспитания; вариативной творческой деятельностью детей в условиях временного детского коллектива; осуществлением мониторинга деятельности студента-вожатого; созданием комфортной образовательной среды для всех субъектов воспитательного процесса.

Специфика деятельности студентов в период летней практики связана с социально-адаптивной, рекреативно-оздоровительной, культуротворче-ской, образовательно-воспитательной и коммуникативной функциями. Данный вид практики является полностью самостоятельным для студентов, осуществляющим педагогическую деятельность во временных объединениях детей. Степень сформированное™ профессионально значимых качеств будущего педагога в условиях летней педагогической практики зависит от включения студента в социально-педагогическую деятельность, от использования в процессе его подготовки интерактивных методов обучения и самообразования.

Обновление содержания образования, разработка нового поколения стандартов напрямую связано с реализацией компетентностного подхода. Развивая уже сложившиеся в науке представления, под компетентностным подходом к профессионально-педагогическому образованию мы понимаем единую систему определения целей, отбора содержания, организационного и технологического обеспечения процесса подготовки учителя на основе выделения специальных, общих и ключевых компетенций, гарантирующих высокий уровень и результативность профессионально-педагогической деятельности учителя на его основе предоставляется возможность наиболее точно определить ориентиры в конструировании содержания педагогического образования.

Компетенции неразрывно связаны с понятиями «подготовка» и «готовность» студента к практической деятельности.

Мы рассматриваем подготовку как процесс взаимодействия субъектов, направленный на реализацию целей обучения взрослых в системе непрерывного профессионального образования и обеспечивающим их мотива-ционную, содержательную и технологическую готовность к реализации соответствующей деятельности. Таким образом, в структуру подготовки входят такие взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты, как: мотивационный, содержательный, операциональный.

Цель образовательной программы - создание условий студентам, проходящим летнюю практику в ДООЦ, для получения необходимого объема теоретических знаний и формирования личностно-профессиональных компетенций, психолого-педагогической культуры будущего молодого специалиста-организатора каникулярного отдыха детей (вожатого).

Задачи образовательной программы и ее модулей:

- изучение системы организации каникулярного отдыха детей и регламентирующих его документов;

- освоение теоретических знаний по вопросам планирования и организации жизнедеятельности детей во временных объединениях, в ДООЦ;

- изучение психолого-педагогических закономерностей функционирования и жизнедеятельности временных детских объединений.

Предлагаемая нами программа включает в себя 5 модулей, каждый из которых имеет свои критерии и индикаторы результативности (см. табл. 1).

Результаты эксперимента свидетельствуют о достоверно значимой динамике позитивных изменений в ЭГ, что подтверждает нашу гипотезу.

Значение критерия Стьюдента, полученное нами в результате сравнения результатов тестирования студентов ЭГ до и после проведения формирующего эксперимента ?эксп. = 14,8, и результатов тестирования студентов КГ до и после проведения формирующего эксперимента 1эксп. = 18,2

превышает табличное Iтеор. ~ 2,0 для заданного числа степеней свободы с вероятностью допустимой ошибки 0,05 (см. табл. 2).

Таблица 1

Критерии и показатели результативности образовательной программы подготовки студентов к летней практике

№ Модуль программы Критерий Показатель

1. Личностно-профессиональная компетентность студента-практиканта Личностный рост Динамика качеств - толерантность, эмпатия

2. Педагогика каникул Теоретическая готовность уровень теоретических знаний

3. Технология работы с временным детским коллективом Технологическая готовность Динамика социальной коммуникативности

4. Самообразование и оценочно-рефлексивная деятельность Отношение к профессии Динамика самооценки, рефлексивных умений;

5. Мониторинг результативности подготовки студента Успешность подготовки студента к практике Интегрированный (уровневый) показатель готовности студента к летней практике

Таблица 2

Динамика самооценки профессиональных качеств студентов по итогам эксперимента в ЭГ и КГ

группа X о2 $эксп.

до после до после

ЭГ 0.165 0.874 0.043 0.041 14.8

КГ 0.159 0.891 0.023 0.037 18.2

Материалы опытно-экспериментальной работы служат основой для методических рекомендаций и определения перспектив дальнейшего исследования актуальной научной проблемы.

Список литературы:

1. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2003. - 350 с.

2. Степанов П., Степанова И. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания: методическое пособие. - М.: Центр «Педагогический поиск, 2007. - 96 с.

3. Новичихина Н.В. Тьюторское сопровождение подготовки вожатого детского лагеря // Сборник материалов семинара с международным участием «Институт тьюторства в современном инновационном образовании». - Ростов-н/Д, 2010. - 247 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.