Научная статья на тему 'Особенности работы студентов с временным детским коллективом в период летней практики'

Особенности работы студентов с временным детским коллективом в период летней практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новичихина Н. В.

Определены и систематизированы особенности воспитательного процесса во временном коллективе в детском образовательно-оздоровигельном центре (ДООЦ). Показано влияние этих особенностей на содержание программы подготовки студентов к летней педагогической практике. Дан анализ инновационным технологиям в подготовке студентов к профессиональной деятельности на основе системного, деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности работы студентов с временным детским коллективом в период летней практики»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В ПЕРИОД ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ

© Новичихина Н.В.*

Управление администрации Алтайского края по образованию и делам молодежи, г. Барнаул

Определены п систематизированы особенности воспитательного процесса во временном коллективе в детском образовательно-оздоровительном центре (ДООЦ). Показано влияние этих особенностей на содержание программы подготовки студентов к летней педагогической практике. Дан анализ инновационным технологиям в подготовке студентов к профессиональной деятельности на основе системного, деятельно-стного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов.

В Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина РФ (2009), в Федеральной целевой программе развития образования поставлена задача поиска новых путей развития систем образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности в том числе и в детских оздоровительно-образовательных центрах (ДООЦ).

Современные исследователи отмечают необходимость подготовки педагогов для сферы детского отдыха, оздоровления, досуга, предлагая ее различные варианты и модели (Л.И. Боровиков, М.А. Валеева, Л.В. Иванова, В.Г. Кочеткова, Е.В. Лисецкая, О.П. Морозова, A.M. Новиков, С.И. Ти-монин, А.И. Щетинская). Различным аспектам подготовки студентов к педагогической практике посвятили свои труды М.А. Галагузова, A.B. Муд-рик, Ю.В. Василькова. Важным для нашего исследования являются специальные научные разработки по проблемам подготовки взрослых к воспитательной работе в системе дополнительного образования. Среди них работы A.A. Деркача, Т.С. Гаминой, З.Ф. Леоновой, Л.Р. Суриновой, Е.В. Титовой, С. А. Тортаева, С.Я. Харченко, Д. С. Ягофаровой.

Изучение социально-культурной деятельности детей и подростков в условиях летнего оздоровительного отдыха тесно связано с разработкой, теории коллектива, в которой важную роль сыграли работы философов Л.П. Буева, В.Т. Иванова, Н.И. Лагина и др.

Исследования Т.В. Карасевой, C.B. Попова, А.И. Рывкина свидетельствуют, что усиливается роль сферы каникулярного отдыха и оздоровления детей в процессе их социализации, педагогической поддержки, реабилитации и адаптации к жизни в обществе, в обеспечении социальной защиты личности, ее социальном формировании и развитии.

* Старший инспектор.

Это связано с тем, что оздоровительно-образовательные учреждения наиболее успешно и активно могут внедрять социально-педагогические модели и технологии деятельности детей и здорового образа жизни.

Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, духовное и физическое совершенствование, что стимулирует и улучшает процесс социальной адаптации детей к динамично изменяющимся условиям жизни, позволяет признавать самоценность каждой личности.

Новый век требует новых оценок самой сферы каникулярного отдыха. Каникулы - свободное от учебных занятий время - это личное время ребенка, которым он имеет право распоряжаться по своему усмотрению. Задача педагога состоит в том, чтобы научить ребенка правильно и рационально использовать свой досуг.

На наш взгляд, решение данной проблемы наиболее результативно на основе социально-педагогического подхода, который требует интеграции системы каникулярного отдыха детей и системы дополнительного образования детей.

Профессор A.B. Мудрик относит дополнительное образование к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребёнка и является одной из инфраструктур социального воспитания. Дополнительное образование рассматривается как «особо ценный тип образования» (В.Б. Новичков), как «зона ближайшего развития образования в России» (А.Г Асмолов).

Анализ каникулярного времени детей позволяет нам прогнозировать содержание программ подготовки студентов к деятельности в период летней педагогической практики. Новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм его получения, диверсификация учебных заведений, программ, методик непосредственно влияют на качество образования детей, а также на процесс подготовки педагогических кадров. Должна обрести новое содержание система подготовки педагогов к деятельности в период каникул.

Летняя педагогическая практика является важным компонентом учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении и обладает большим обучающим потенциалом для будущих педагогов. Целями летней педагогической практики являются: закрепление, расширение и углубление освоенных к этому времени педагогических знаний и умений; приобретение профессионального эмпирического опыта, необходимого для дальнейшего самосовершенствования; оценка адекватности личных качеств выбранной специальности.

Данные цели практики достигаются в реализации следующих задач:

- приобретение опыта самостоятельной педагогической работы с детьми во временных объединениях в каникулярный период;

- овладение содержанием и формами педагогической деятельности в каникулярный период;

- практическое использование приобретённых в ходе изучения предметов психолого-педагогического цикла знаний и умений;

- приобретение опыта профессиональных и неформальных взаимодействий студентов с детьми и педагогами.

Особенности летней педагогической практики выражены достаточно явно и существенно отличают её от других видов педагогической практики.

1. Прежде всего, данный вид практики является полностью самостоятельным для студентов. Ввиду удалённости мест прохождения практики от вузов, возможности руководителей практики оказать помощь существенно ограничены.

2. В лагере процессы группообразования проходят полный цикл с начало до конца, традиции, обычаи и групповые ценности также начинают формироваться только с первого дня смены. Это особенность делает педагогическую деятельность во временных объединениях детей более сложной, но вместе с тем и более полезной для практикантов - студенты к концу смены видят реальные результаты своей работы, могут изучить полную логику развития детского объединения.

3. Летняя педагогическая практика является преимущественно воспитательной по характеру деятельности практиканта.

4. В процессе прохождения данного вида практики велика роль педагогических интуиции и импровизации, так как студенты к моменту её прохождения ещё не в полной мере прослушали психолого-педагогический цикл учебных дисциплин и потому имеющиеся у них профессиональные знания и умения не в полной мере отвечают предъявляемым к педагогам требованиям.

5. Летняя педагогическая практика является самой интенсивной - практиканты имеют очень большое время общения с детьми (8-12 часов в сутки).

Основным местом проведения летней педагогической практики являются различные загородные детские оздоровительные и специализированные лагеря, выездные лагеря труда и отдыха, которые входят в понятие «временные объединения детей» (ВО). В силу специфики своего функционирования они позволяют студентам в короткие сроки весьма эффективно реализовывать программу практики.

Поэтому рассмотрение педагогического потенциала и основных закономерностей функционирования временных объединений является весьма актуальным для организации наиболее результативной теоретической и практической подготовки студентов к прохождению летней воспитательной практики.

Признаками временных объединений являются временность, сборность и автономность. Тем не менее, единого и целостного представления о них нет.

Временность как признак ВО подразумевает ограниченный срок функционирования. Пребывание во временных объединениях позволяет подросткам сбросить прежние оценки личности и развить широкий спектр своих свойств.

Во временных объединениях выше обычного плотность и концентрация во времени и пространстве общения, взаимопознания и межличностного взаимодействия. Имеет свои особенности и процесс коллективообразования. Интенсивное общение и взаимодействие непосредственно определяют высокую динамику и развитость процессов межличностной дифференциации.

Во временных объединениях на 15 % больше малых контактных групп, чем в ученических коллективах. Временные объединения характеризуются повышенным эмоциональным климатом. Высокая эмоциогенность ВО способна также компенсировать недостаток информации, стимулирует активизацию деятельности, способствует поиску новых сведений и информационных каналов.

Разнообразность деятельности в ВО обуславливает в свою очередь её концентрацию и насыщенность. За день ребёнок может стать участником 3-5 совместных дел, что вызывает потенциально совместный характер почти всех видов деятельности. Совместный характер деятельности определяется также и жилищно-бытовыми условиями.

В силу автономности ВО их члены изолируются от различных внешних воздействий. Количество педагогов непосредственно взаимодействующих с подростками резко сокращается. Таким образом, возникает ограниченная воспитательная среда, которая усиливает эффективность направленной педагогической деятельности.

Характерная только для временных объединений специфика их функционирования определяет ряд педагогических возможностей. Прежде всего, появляются в условиях ВО объективные условия для более полной и разносторонней самореализации личности, так как отброшены стереотипные оценки прежнего непосредственного окружения и новая среда жизнедеятельности даёт простор для разнообразной деятельности. Детям представляется реальная возможность реализовать себя в новом качестве, компенсировать неблагополучное положение в других структурах.

Изолированность от внешних воздействий и влияний обуславливает более высокую восприимчивость членов ВДО к педагогическим воздействиям. Это позволяет педагогам успешно формировать определённый стиль и закрепить его как норму.

Во временных объединениях дети получают большой социальный опыт совместной деятельности и общежития. Подростки приобретают навыки самостоятельной жизни вдалеке от родителей. Мера ответственности за свои поступки значительно увеличивается и, соответственно, ускоряется процесс социализации ребёнка.

Столь выраженная специфика функционирования временных объединений делает их превосходным педагогическим полигоном для студентов-практикантов. Они могут вполне эффективно отрабатывать те или иные педагогические навыки, чему способствует повышенная восприимчивость

членов ВО к педагогическим воздействиям, обозримость всех происходящих в ВО психолого-педагогических процессов, оперативная и достоверная обратная связь.

Особенности временных объединений детей и педагогической деятельности в них определяют их возможности для интенсивной профессиональной подготовки студентов в период летней практики. Важной особенностью летней педагогической практики является изменение социальной позиции студента - он становиться самостоятельно работающим педагогом, несущим полную юридическую и нравственную ответственность за результаты своей работы. Практикант в полной мере выполняет все функции и обязанности педагога, которые характеризуются во временных объединениях детей максимальным объёмом и разнообразием. Эти факторы определяют существенные отличия летней педагогической практики от других видов практической подготовки.

Список литературы:

1. Новые подходы к управлению социально-педагогической деятельностью оздоровительно-образовательных учреждений дополнительного образования детей: научно-методическое пособие / Под науч. ред. А.Б. Фоминой. - Томск: ИЗД-во НТЛ, 2006. - 276 с.

2. Новичихина Н.В. Каникулы как социально-педагогическое явление // Материалы научно-практической конференции КГОУ ДПО Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования -Барнаул, 2010. - 322 с.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫХ ПРИОРИТЕТОВ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

© Рубаева В.П.*

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова,

г. Владикавказ

В статье представлены некоторые резуньтаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственно-ценностных приоритетов студентов современного вуза средствами английского языка, проведенной на базе Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова.

* Старший преподаватель кафедры Английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.