ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
ART 76203 УДК 371.398
Гусева Юлия Львовна,
заместитель директора по социально-педагогической работе МБУ ДО ЦВР «Парус» г. о. Самара, г. Самара [email protected]
Летний отдых как проект
Аннотация. В статье говорится о реализации ЦВР «Парус» проекта «(Самарский калейдоскоп» - проведении городской экскурсионно-краеведческой профильной смены на базе детского оздоровительно-образовательного центра «Заря» городского округа Самара.
Ключевые слова: летний отдых, проект, образовательная экскурсионно-крае-ведческая программа, городская профильная смена, квест, спортивно-туристическая игра.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления.
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе. Сегодня у дополнительного образования есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности. Проектная деятельность личности вырабатывается в процессе выполнения учебных или социально-творческих проектов.
Главная педагогическая цель любого проекта - формирование различных компетенций, т. е. умений, связанных с опытом их применения в практической деятельности. Проектная деятельность позволяет обучающимся получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые им в будущем. Следовательно, главный результат проектной деятельности - накопление детьми и подростками поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Ребята учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично [1, с. 68].
ЦВР «Парус» является многопрофильным образовательным учреждением высшей категории, где реализуются дополнительные образовательные программы следующих направленностей: художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная, туристко-краеведческая, научно-техническая, эколого-биологическая, социально-педагогическая. Ведущее место среди используемых современных образовательных технологий педагогами Центра принадлежит проектной технологии.
Существенным ресурсом для развития проектной деятельности среди обучающихся ЦВР «Парус» является работа в рамках летней оздоровительной компании.
научно-методический электронный журнал
Организация детского отдыха и оздоровления имеет и в нашей стране, и в других странах важное значение в социальной политике государства, т. к. создает условия для организованного отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи, реализации задач воспитания и развития, возможностей в каникулярное время активно и качественно продолжать дополнительное образование школьников, а так же способствует решению проблем в сфере трудовой занятости, содействуя работающим гражданам в обеспечении их детей путевками в детские оздоровительные учреждения с финансовым участием государства. Каникулы играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Каникулы - это и время отдыха и период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации, её осмысления, формирования новых умений и способностей, которые составляют основу характера, способностей общения и коммуникации, жизненного самоопределения и нравственной направленности личности. Перед большинством родителей встает вопрос о том, каким образом дать полноценный, правильно организованный летний отдых своим детям [2, с. 83].
Современный детский оздоровительно-образовательный центр (ДООЦ) выполняет важный государственный заказ не только по оздоровлению, но и по развитию детей и подростков. В загородном оздоровительно-образовательном лагере существуют преимущества перед другими образовательными учреждениями по организации личностного и предметного общения между самими подростками, а также взрослыми, которые строят взаимоотношения с подростками на отдыхе как с равными. Для школьников, принимающих участие в различных профильных сменах - это время обогащения, действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. ДООЦ позволяет ребенку измениться, проявить свои потенциальные возможности, раскрыть таланты, испытать личную инициативу и завоевать уважение сверстников, участвуя в предложенном спектре оздоровительно-образовательных мероприятий [3, с. 17].
Важным аспектом в организации отдыха и оздоровления детей является наполнение составляющей дополнительного образования, т. е. создание тех условий, при которых у ребят появились бы внутренние побуждения к творчеству, к учению и дальнейшему саморазвитию. Для стимулирования и развития мотиваций к дополнительному образованию необходимо обратится к тем методикам, которые бы отвечали запросам, как ребят, так и педагогов. Метод проектов был разработан в начале XX века американским ученым Дж. Дьюи с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Тематические (профильные) смены в ДООЦ с участием педагогов дополнительного образования позволяют освоить методики проектной деятельности и апробировать их на практике [4, с. 31 ].
Центр внешкольной работы «Парус» городского округа Самара (далее ЦВР «Парус») на протяжении 4 лет успешно реализует проекты городских профильных (тематических) смен.
научно-методический электронный журнал
В июне 2013 года базе ДООЦ «Салют-2» городского округа Самара был успешно реализован проект летнего отдыха детей и подростков «Игра. Творчество. Лето», в котором приняли участие 160 школьников в возрасте от 8 до 17 лет из 7 образовательных учреждений г. о. Самара. Для профильной смены была разработана воспитательная программа, которая предусматривала обучающую игровую форму и была рассчитана на практическое освоение принципов игровой деятельности по различным воспитательным направлениям. Основой реализации воспитательной программы профильной смены явилась содержательная часть экспериментальной площадки «Лаборатория свободного времени учащихся», разработанной зам. директора, методистом ЦВР «Парус» Ю. Л. Гусевой. Ключевыми понятиями для смены «Игра. Творчество. Лето» стали - оздоровление и творческое развитие детей, которые нашли свое отражение в различных формах деятельности - интеллектуально-познавательные игры, конкурсные программы, праздники, турниры, КВН, шоу и мн. др. При разработке проекта смены учитывались воспитательные ориентиры, знаменательные даты в жизни страны, города. В 2014 году этот проект - профильная смена «Игра. Творчество. Лето» был успешно реализован на базе ДООЦ «Волгаренок», в котором приняли участие уже 225 человек от 5 до 17 лет из 10 учреждений г. о. Самара.
Анализируя успешный опыт реализации проекта «Игра. Творчество. Лето» педагогами ЦВР «Парус» были разработаны 2 новых проекта летнего отдыха детей и подростков:
- профильная смена «Летний театр» для детских творческих коллективов театральной направленности, Содержание образовательной программы смены дает ребенку возможность социального и допрофессионального самоопределения. За время смены было показано 6 спектаклей театра-студии «Зерцало» совершенно разной направленности.
- профильная смена «Школа досуга «С друзьями вместе!». Новым было то, что дети и подростки переходили от одного вида деятельности - участника игры к другому - организатора, создателя творческого процесса и в некоторых случаях руководителя, режиссера игры. И это качественное изменение статуса подростка дало положительный результат в социальной адаптации для максимального раскрытия его творческих способностей. Особенностью смены явилась деятельность педагогического отряда - отряда кураторов - старшеклассники из районного штаба самоуправления. Каждый куратор входил в совет лагеря и был закреплен за отрядом.
С 2014 года на базе ЦВР «Парус» работает городская проектная площадка по краеведению «Открой свой город сам и подари его другим». За 2 года работы площадки педагогами были разработано и реализовано много интересных проектов:
- образовательные программы «Школа юного экскурсовода», «Школа юного инструктора по туризму»,
- познавательная игровая программа «Люблю тебя, моя Самара!» для младшего школьного возраста,
- краеведческая игра «Клад Степана Разина»,
- фестиваль «Новое поколение экскурсоводов»,
- туристическое бюро «Волжский парус» и мн.др.
Администрация ЦВР «Парус» предложила педагогам, работающим на проектной площадке «Открой свой город сам и подари его другим» идею организации и проведения тематической профильной смены в детском оздоровительно-образовательном центре. Педагогом Кругловой Татьяной Сергеевной была разработана экскурсионно-краеведческая программа профильной смены «Самарский калей-
научно-методический электронный журнал
доскоп», которая стала дипломантом II—го городского конкурса программ профильных смен в детских оздоровительно-образовательных центрах «Смена - 2016».
Возможности краеведения позволяют объяснить детям важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и культуры, беречь природу и окружающую среду в целом, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, т. е. быть толерантным.
Для детей, получивших первоначальные знания на уроках природоведения, окружающего мира, истории, участие в программе «Самарский калейдоскоп», реализуемой в летнем лагере - это возможность получения дополнительных знаний в области истории, краеведения, туризма, экологии. Коллективная работа в рамках профильного краеведческого лагеря позволяет ребёнку уйти от школьных стереотипов, что делает обучение в лагере более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал [5, с. 3].
Организация краеведческой смены летнего лагеря логично дополняет учебно-воспитательную и социокультурную работу ЦВР «Парус», а также систему дополнительного образования в данном направлении.
В ходе реализации программы «Самарский калейдоскоп» расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, воспитывается внимание, развивается эстетическое восприятие окружающего мира, образное мышление, творческое воображение.
Важную роль играют комплексные занятия: они имеют всестороннее развитие, построены на смене видов деятельности. Поэтому основным механизмом реализации лагерной деятельности являются тематические дни, которые, знакомят ребят с историей города, области, с его выдающимися людьми, с историей, культурой и традициями народов.
Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости изменения своего отношения к жизни, к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
Актуальность данной программы обусловлена возросшим интересом к истории и туризму в нашей стране и во всем мире, а также важностью привлечения детей к активному образу жизни, с целью повышения уровня здоровья подрастающего поколения и нации в целом [5, с. 5].
Сочетание спортивного ориентирования, краеведения и туризма способствует формированию у ребенка представлений о взаимодействии человека и окружающей среды, навыков здорового образа жизни, любви к родному краю, стремления к показателям туристического мастерства.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17 ноября 2008 г. № 1662- р) сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России [6, с.12].
Краеведение - одно из эффективных средств нравственного воспитания школьников, оно является неотъемлемой частью патриотического воспитания, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства школь-
научно-методический электронный журнал
ников на основе живого восприятия окружающей действительности. Главное - дать возможность всем без исключения проявить свои способности, таланты и творческий потенциал, научить быть гибкими, адаптивными, непрерывно развиваться.
Реализация данной программы поможет больше узнать о родном городе: о природе, о прошлом и настоящем, познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами. Программа ориентирована на детей в возрасте от 7 до 16 лет. Программа краткосрочная, рассчитана на 12 дней лагерной смены.
В августе 2016 года был реализован проект - профильная смена «Самарский калейдоскоп» на базе детского оздоровительно-образовательного центра «Заря» городского округа Самара. В смене приняли участие 167 школьников в возрасте от 7 до 18 лет из 6 учреждений г.о. Самара:
1. МБУ ДО ЦВР «Парус»,
2. МБОУ СОШ № 145,
3. МБУ ДО ЦЭВДМ,
4. МБОУ «Школа «Яктылык»,
5. МОУ ДОД ДЮСШ № 6,
6. МБУ ДО ЦДОД «Красноглинский».
Смена получилась интересной, насыщенной. Первая половина лагерного дня заполнялась различными обучающими формами: мастер-классы, лекции, круглые столы, практическими занятиями. Вторая половина - проходили показательные игровые программы, в которых принимали активное участие все дети и подростки, находящиеся в лагере. При этом сохранялись все режимные моменты смены.
Одним из запоминающихся был интеллектуальный квест «Путешествие по родному краю». В ходе игры, передвигаясь с одной станции на другую, ребята отвечали на вопросы и про природу самарской области, и про архитектуру, собирали пазлы, отгадывали кроссворды.
Также надолго запомнится всем участникам спортивно туристическая игра в ходе которой, пришлось преодолевать полосу препятствий, перебираться по канатам, вязать узлы, как настоящие скалолазы. В ходе мероприятия участники команд осознали, что значит надежное плечо друга в походе.
Не прошел незамеченным День Российского кино. 27 августа сначала на лекции все узнали немного об истории кино, о его жанрах. А к вечернему шоу все команды подготовили свои «фильмы» на тему «Старая сказка на новый лад» Победители получили призы на «Кинофестивале «Золотая маска».
Таким образом, летний отдых ребенка можно организовать как творческий проект. Педагоги ЦВР «Парус» целенаправленно ведут работу по вовлечению учащихся в социально-значимые и творческие проекты. Это дает школьникам шанс самореализоваться.
Организованная социально-значимая проектная деятельность объективно закономерна, необходима и результативна. Такая деятельность - есть исторический факт, социально и психологически обусловленный, в зависимости от уровня развития общества. От особенности личности меняются лишь формы деятельности, но как специфический вид - эта категория вечна. Еще Платон называл 3 важнейшие ценности: мудрость, счастье, досуг. А Аристотель считал, что человек, не имеющий досуга достоин сожаления. Именно свободное время (досуг) является регулятором в развитии интересов и способностей ребенка. А наиболее ярко способности ребенка проявляются тогда, когда он участвует в социально-значимых и творческих проектах [7, с. 34].
научно-методический электронный журнал
Ссылки на источники
1. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетент-ностей учащихся. - Самара: Изд-во «Профи», 2003.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. Е. С. По-лат. - М.: Academia, 2000. - С. 115.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. - М., 1989. - Т. 2. - С. 68.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат и др.; под ред. Е. С. Полат. - М.: Изд. центр «Академия», 1999.
5. Круглова Т. С. Экскурсионно-краеведческая программа профильной смены «Самарский калейдоскоп». - Самара, 2016.
6. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 2-еизд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005.
7. Летний отдых: идея - проект - воплощение: из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской обл. / ред. Л. Г. Нещербет. - Н. Новгород: Педагогические технологии, 2008. - С. 96.
Yulia Guseva,
Deputy Director for socio-pedagogical work, MBU TO the centre "the Sail" g. o. Samara, Samara
Summer vacation as a project
Abstract. The Realization of tsvr "Sail" of the project "Samara ring" - conduct a city tour of the local history profile change on the basis of children's health and education center "Zarya" Samara urban district. Key words: summer vacation, a project, an educational tour of the local history program, city profile change, adventure, sport-touring game.
Рекомендовано к публикации:
Барабановой Н. А., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 16.09.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 19.09.16
Принята к публикации Accepted for publication 19.09.16 Опубликована Published 23.09.16
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Гусева Ю. Л., 2016
www.e-koncept.ru