Научная статья на тему 'Результативно-ориентированные методы управления творческими проектами в сфере культуры, искусства и кинематографии'

Результативно-ориентированные методы управления творческими проектами в сфере культуры, искусства и кинематографии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНКУРСНЫЙ ОТБОР / СУБСИДИИ / ОЦЕНКА / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / MANAGEMENT / CREATIVE PROJECT / SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS / COMPETITIVE SELECTION / SUBSIDIES / EVALUATION / EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евменов Александр Дмитриевич, Попова Мария Ивановна

В статье исследованы особенности результативного управления творческими проектами в сфере культуры, искусства, кинематографии. Раскрыты нормативно-правовые аспекты регулирования вопросов привлечениясоциально ориентированных некоммерческих организаций к реализациитворческих проектов на условиях софинансирования. Обобщен и раскрытрегиональный опыт по проведению конкурсного отбора творческих проектов и их потенциальных исполнителей, претендующих на получениесубсидий. Предложены рекомендации субъектам РФ по развитию механизмов конкуренции в отрасли и внедрению альтернативных способов финансирования творческих проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVELY-ORIENTED METHODS OF MANAGEMENT FOR CREATIVE PROJECTS IN THE FIELD OF CULTURE, ART AND CINEMATOGRAPHY

The article investigates the features of effective management for creative projectsin the field of culture, art, cinematography. It reveals the legal aspects of control ofthe issues of socially-oriented non-profit organizations involvement in the imple-mentation of creative projects on terms of co-financing. The paper generalized anddisclosed regional experience in the competitive selection of creative projects andtheir potential performers applying for subsidies. Recommendations are given tothe subjects of the Russian Federation on the development of competition mecha-nisms in the industry and the introduction of alternative ways of financing creativeprojects.

Текст научной работы на тему «Результативно-ориентированные методы управления творческими проектами в сфере культуры, искусства и кинематографии»

РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

ТВОРЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И КИНЕМАТОГРАФИИ

EFFECTIVELY-ORIENTED METHODS OF MANAGEMENT FOR CREATIVE PROJECTS IN THE FIELD OF CULTURE, ART AND CINEMATOGRAPHY

УДК 351.85 DOI: 10.25631/PEJ.2019.2.6.16

ЕВМЕНОВ Александр Дмитриевич

ректор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, rektorat@gukit.ru

EVMENOV, Alexander Dmitrievich

Rector of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Honored Scientist of the Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, rektorat@gukit.ru

ПОПОВА Мария Ивановна

профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Cанкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, заслуженный экономист России, доктор экономических наук, профессор, popova-maria@mail.ru

POPOVA, Mariya Ivanovna

Professor at the Department of Economic and Social Processes Management in Film and TV Industry of the Saint Petersburg Institute of Film and Television, Honored Economist of Russia, Doctor of Economics, Professor, popova-maria@mail.ru

Аннотация.

В статье исследованы особенности результативного управления творческими проектами в сфере культуры, искусства, кинематографии. Раскрыты нормативно-правовые аспекты регулирования вопросов привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций к реализации творческих проектов на условиях софинансирования. Обобщен и раскрыт региональный опыт по проведению конкурсного отбора творческих проектов и их потенциальных исполнителей, претендующих на получение субсидий. Предложены рекомендации субъектам РФ по развитию меха-

© Евменов А. Д., Попова М. И., 2019.

низмов конкуренции в отрасли и внедрению альтернативных способов финансирования творческих проектов.

Ключевые слова: управление, творческий проект, социально ориентированные некоммерческие организации, конкурсный отбор, субсидии, оценка, результативность.

Abstract.

The article investigates the features of effective management for creative projects in the field of culture, art, cinematography. It reveals the legal aspects of control of the issues of socially-oriented non-profit organizations involvement in the implementation of creative projects on terms of co-financing. The paper generalized and disclosed regional experience in the competitive selection of creative projects and their potential performers applying for subsidies. Recommendations are given to the subjects of the Russian Federation on the development of competition mechanisms in the industry and the introduction of alternative ways of financing creative projects.

Key words: management, creative project, socially oriented non-profit organizations, competitive selection, subsidies, evaluation, effectiveness.

В соответствии с положениями Стратегии государственной культурной политики до 2030 г. [1] обозначилось кардинальное изменение роли государства по отношению к культуре. В 2018 г. уточнены положения нормативного правового обеспечения о делегировании части функций и ответственности общественным институтам. Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО) при определенных условиях включаются в число получателей субсидий на реализацию проектов в сфере культуры, искусства, кинематографии. На всех уровнях государственного устройства осуществляется независимая оценка качества условий оказания культурных услуг. При этом актуальными остаются вопросы результативности культурной деятельности в целом и каждого проекта в отдельности.

В настоящее время все уровни государственного устройства (федеральный, региональный, местный) наделены определенными полномочиями по управлению сферой культуры. От этих полномочий зависит перечень и объем расходных (бюджетных)

обязательств и масштаб культурных проектов. Все проекты так или иначе вписываются в виде структурных элементов в рамки Государственной программы «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы» [2], изначально нацеленной на решение задач государственной культурной политики. Однако размытость и значительное количество оценочных показателей данной программы не позволяют сделать комплексные выводы о результатах отраслевого развития. Новые задачи по развитию отрасли, цели и целевые, количественно измеряемые показатели, были поставлены Президентом РФ в 2018 г. [3]: к 2024 г. в два раза увеличить число граждан, вовлеченных в культуру; создать или капитально отремонтировать 2500 объектов культуры, тем самым улучшить культурную среду для населения; в 10 раз увеличить число обращений к цифровым ресурсам культуры. Всего этого предполагается достичь за счет средств, предусмотренных на реализацию Национального проекта «Культура», состоящего из трех приоритетных федеральных

проектов - «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура».

На реализацию стратегической приоритиза-ции задач за шесть лет предполагается направить из федерального бюджета 100 млрд руб., что, однако, ничтожно мало по сравнению с общим объемом расходов на все национальные макропроекты - 0,77% (таблица 1).

В целом же на культуру, включая кинематографию, в бюджетной системе страны ежегодно предусматриваются средства в объеме около 600 млрд руб., что составляет около 0,6% от ВВП и 1,65% от общих расходов бюджета страны. Следует заметить что, несмотря на рост абсолютных показателей, доля культуры из года в год неуклонно сокращается. Эти ассигнования включают в себя и средства на реализацию творческих проектов. Они выделяются исполнителям в виде бюджетных субсидий и также отражаются по разделу «Культура».

Новый подход к управлению процессами развития культуры потребовал более четкого структурирования и переформатирования Государственной программы «Развитие культуры и туризма». Приоритетные федеральные проекты войдут в нее в качестве нового звена -структурных элементов первого уровня, а основу каждого из них по-прежнему составят целевые, ведомственные, региональные и

местные программы (проекты), состоящие из отдельных подпрограмм (мероприятий). Органам управления культурой субъектов РФ предстоит пересмотреть перечень собственных мероприятий и уточнить их принадлежность к одному из трех направлений Национального проекта.

Не вдаваясь в подробности новой иерархии и структурирования Госпрограммы и Национального проекта, подчеркнём, что они формируются по каталожному принципу. Кинематография является одним из творческих направлений, которым оказывается государственная поддержка и к выполнению которых привлекаются СОНО. На региональном уровне (к примеру, в Санкт-Петербурге) установлены обязательные требования, при соблюдении которых осуществляется субсидирование услуг и работ СОНО по созданию разных видов фильмов (таблица 2).

Следующее творческое направление - это фестивали, конкурсы и проекты в области культуры и искусства. В свою очередь эти направления подразделяются на виды проектов и мероприятий.

Еще одно направление культурной деятельности, субсидируемое государством, включает в себя проекты, касающиеся организации проведения (или проведение) культурных программ по отдельным международным,

Таблица 1

Параметры финансового обеспечения национальных проектов по федеральному бюджету, млрд руб. [4]

Наименование Годы

2019 2020 2021 2022 2023 2024 20192024

ВСЕГО расходов, в том числе: 1 685,5 1 862,7 2 084,8 2 512,5 2 452,8 2 341,3 13 032,0

Культура 12,7 13,6 16,7 19,9 21,0 16,1 100,0

Таблица 2

Требования к создателям фильмов для получения субсидии

Вид фильма Требования

Полнометражный игровой Проведение съемок на территории СПб Привлечение артистов театров СПб (не менее 10%) Продолжительность фильма не менее 90 минут

Короткометражный игровой «» «» Продолжительность фильма не менее 25 минут

Документальный «» Привлечение деятелей науки, культуры и искусства СПб Продолжительность фильма не менее 25 минут Сюжет связан с событиями, происходящими в СПб

Историко-публи-цистический «» «» Продолжительность фильма не менее 40 минут «»

Анимационный Выполнение работ на территории СПб Продолжительность фильма не менее 10 минут

общепризнанным (традиционным), общероссийским и региональным (или местным) праздникам и памятным датам. Это театрализованные тематические концерты, представления, народные гулянья, карнавалы и иные культурные акции.

Между тем для достижения заданных Национальным проектом «Культура» целей предстоит решить ряд задач, среди которых развитие результативно ориентированных (правовых, экономических, организационных) методов управления процессами развития отрасли в целом, отдельными учреждениями и организациями, конкретными творческими проектами. Так, если государство выступает заказчиком творческого проекта и участвует в его финансировании, то помимо ценностно ориентированного подхода к проекту рассматривает его содержание с позиций результативности. Результативно ориентированный подход к управлению позволяет определить наиболее важное направление творческой или

организационной деятельности, требующее государственной финансовой поддержки; установить целесообразность реализации того или иного проекта и выяснить объем предстоящих расходов на его исполнение; будут ли получены результаты, в чем они заключаются, какова полезность творческого продукта для конечного потребителя.

Результативность, экономическая и социальная эффективность - оценочные категории, тесно переплетающиеся с бюджетной эффективностью. Стремление любого экономического субъекта решить больше задач с меньшими затратами оправдано, и государство не является исключением. Идеи государственного бюджетирования, ориентированного на результат, отразились на управлении творческими проектами следующим образом. Подведомственным бюджетным учреждениям средства на их реализацию выделяются в рамках государственного задания и имеют целевой характер. Закупка различных товаров, работ,

услуг, необходимых для выполнения задания, должна производиться наиболее экономичным путем, то есть в соответствии с законодательством о госзакупках размещать на электронной площадке извещение о предстоящих торгах, техническое задание, проект контракта. Вид контракта зависит от конкурсных требований. Если критерием закупки выступает цена вопроса, то такой вид закупки классифицируется «у единственного поставщика». По нему оцениваются претенденты и выбирается будущий исполнитель, предложивший наименьшую стоимость работ.

В большинстве случаев конкурсные требования включают в себя множество других критериев: сюда относится и деловая репутация будущего исполнителя, и наличие кадровых и других ресурсов. Например, государственному бюджетному учреждению культуры «Санкт-Петербургский академический театр им. Ленсовета» в соответствии с государственным заданием в 2018 г. выделены субсидии на создание одной новой (капитально-возобновленной) постановки. Все расходы, связанные с созданием спектакля, необходимо произвести с соблюдением конкурсных процедур. В противном случае органы казначейства не примут к оплате данные расходы. Качество выполнения такого проекта будет оцениваться по показателям, отражённым в государственном задании: не менее пяти положительных отзывов и трех упоминаний в СМИ.

В целях повышения результативности и бюджетной эффективности творческих проектов в последнее время к их выполнению стали активно привлекаться социально ориентированные некоммерческие организации, не являющиеся государственными структурами. Этим организациям правовым путем обеспечен доступ к бюджетным ресурсам, они конкурируют между собой за право выступать получателем субсидий, а органы государственного управления осуществляют конкурсный отбор претендентов, предложивших наиболее выгодные условия по софинансированию проектов за счет собственных либо привлеченных внебюджетных средств.

При общем позитивном значении внедряемой практики нельзя не заметить очевидного смещения управленческих акцентов в сторону контроля за расходами СОНО на всех стадиях реализации проекта и после его завершения. Так как закон о госзакупках на СОНО не распространяется, оплату расходов они проводят самостоятельно, а не через органы казначейства. Думается, что на первоначальном этапе такой способ контроля за расходами СОНО оправдан, он позволяет снизить уровень финансовых нарушений и злоупотреблений.

В Бюджетном кодексе РФ (ст. 78) прямо говорится о том, что регулирующие нормативные правовые акты исполнительной власти должны содержать положения об обязательной проверке органами государственного финансового контроля вопросов соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий СОНО. Эти же требования и целый ряд других отражены в специальном Постановлении Правительства РФ [5]. Оно предписывает каждому министерству и каждому субъекту РФ утвердить собственные правила предоставления таких субсидий СОНО. Для федеральных проектов в сфере культуры такие правила утверждены Правительством РФ [6] и конкретизированы Министерством культуры РФ в своих приказах [7]. Определено, что субсидии СОНО предоставляются по заявительному принципу после рассмотрения и оценки пакета документов, в том числе:

а) плана реализации творческого проекта;

б) обоснования необходимости финансовой поддержки для осуществления финансового обеспечения и (или) возмещения расходов, связанных с реализацией творческого проекта (сметы расходов);

в) сведений о некоммерческой организации-заявителе, содержащих основные цели ее деятельности в соответствии с учредительными документами, и данных о наличии материально-технических и кадровых ресурсов, необходимых для выполнения проекта;

г) справок об отсутствии обязательств перед бюджетом по налогам и другим платежам.

Экспертную оценку федерального творческого проекта, представленного претендентом на получение субсидии, осуществляют члены экспертного совета, оценивая проект как «да», «нет», «воздержался», исходя из следующих критериев отбора:

а) соответствие основных направлений деятельности некоммерческой организации целям, на достижение которых предоставляется субсидия;

б) наличие материально-технических и кадровых ресурсов;

в) творческое своеобразие, художественная ценность и актуальность проектов, представляемых некоммерческой организацией.

Рассмотрение регионального опыта субсидирования СОНО в сфере культуры позволяет признать наиболее прогрессивной практику Санкт-Петербурга. В данном городе создана целая система регулирующих и регламентирующих документов, которую можно рекомендовать другим субъектам РФ в качестве основы при создании или уточнении собственной нормативной правовой базы. Все творческие проекты, реализуемые с участием бюджетных субсидий, здесь сгруппированы в четыре крупных блока, по каждому из которых правительством Санкт-Петербурга в 2018 г. установлен отдельный порядок предоставления субсидий СОНО, в том числе:

• на развитие кинематографии [8; 9];

• на финансовое обеспечение затрат на организацию проведения (проведение) культурных программ по отдельным международным, общепризнанным (традиционным), общероссийским и городским праздникам и памятным датам [10; 11]. Это театрализованные тематические концерты, представления, народные гулянья, карнавалы и иные культурные акции. Примечательно, что данный порядок не распространяется на аналогичные мероприятия, организатором которых выступает Комитет по образованию;

• на финансовое обеспечение затрат (возмещение затрат) СОНО на проведение мероприятий в области культуры и искусства, за исключением СОНО, осуществляющих показ драматических спектаклей на стационарной

площадке с количеством не менее 275 показов в течение года [12; 13];

• на финансовое обеспечение затрат СОНО, осуществляющих показ драматических спектаклей на стационарной площадке с количеством не менее 275 показов в течение года, на проведение мероприятий в области культуры и искусства [14-17].

При этом Комитету по культуре делегировано право самостоятельно определять и приказами утверждать требования к претендентам, унифицировать формы заявочных и отчетных документов. В таблице 3 приведен основной перечень оценочных документов, которые необходимы для конкурсного отбора претендентов на получение субсидии из числа негосударственных социально ориентированных некоммерческих организаций.

Правовую и финансово-экономическую экспертизу заявочных документов на предмет допуска к конкурсу проводят специалисты Комитета по культуре, а работа по определению победителя возложена на экспертную комиссию по проведению конкурсного отбора, которая должна действовать в рамках утвержденного о ней положения. Во всех случаях применяется балльная система оценочных критериев.

Так, для оценки творческих проектов в сфере кинематографии разработано три группы критериев. Экспертная комиссия оценивает:

• актуальность, художественный уровень, социальную значимость кинофильма - до 55 баллов (детальность проработки, описание фильма, оптимальность механизма реализации и др.);

• экономическую эффективность - до 20 баллов. При этом под экономической эффективностью понимается подробность расчетов и обоснованность запрашиваемых средств, что можно поставить под сомнение;

• опыт СОНО - до 25 баллов (опыт в использовании субсидий, наличие в прошлом призов, наград и премий за участие в кинофестивалях, наличие положительных отзывов в СМИ). Если призы и награды отсутствуют -

Таблица 3

Перечень основных документов, необходимых для конкурсного отбора творческих проектов и их исполнителей из числа СОНО

№ п\п Наименование документов

1 Форма заявки на предоставление субсидий по установленной форме

2 Форма заявки на участие в конкурсном отборе по установленной форме

3 Порядок и срок проведения конкурсного отбора в части, не урегулированной правительством СПб, в том числе порядок расчета баллов

4 Порядок принятия Комитетом решений о предоставлении субсидий

5 Порядок и сроки заключения договора о предоставлении субсидий между Комитетом и получателем субсидий

6 Показатели результативности предоставления и порядок оценки Комитетом достижения получателем субсидий показателей результативности, а также порядок и сроки возврата субсидий при недостижении показателей результативности

7 Порядок, сроки и форма представления отчетности об использовании субсидий, в том числе порядок, сроки и форма представления отчетности о достижении показателей результативности

8 Порядок представления отчетности об использовании субсидий

9 Порядок и сроки проведения Комитетом обязательных проверок соблюдения получателем субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий

10 Сроки представления в Комитет документов, подтверждающих затраты, в целях финансового обеспечения которых предоставляются субсидии

11 Требования к выполнению работ, оказанию услуг по созданию кинофильмов

12 Запрос получателя субсидий о предоставлении проекта договора о предоставлении субсидий, заключаемого между Комитетом и получателем субсидий (далее -договор), и документов, прилагаемых к указанному запросу, порядок представления и рассмотрения указанного запроса, порядок принятия решения о заключении договора по установленной форме

13 Порядок составления и подписания акта о выполнении обязательств по договору

14 Форма творческого отчета о проведении мероприятий

15 Форма финансового отчета об исполнении сметы затрат на проведение мероприятий

0 баллов, если имеется от 1 до 3, то дается 5 баллов, если более 3, - 10 баллов.

Размер выделенных субсидий зависит от суммы набранных баллов, сметы расходов, документального обоснования затрат и огра-

ничивается общим объемом ассигнований, выделенных по бюджету на эти цели.

При конкурсном отборе претендентов на исполнение мероприятий в области культуры и искусства и определении размера

субсидии также используется балльная система, однако во внимание принимается такой критерий оценки, как наличие привлеченных внебюджетных средств в целях софинансирования расходов на проведение мероприятия (в процентном соотношении от общего объема затрат на реализацию мероприятия). К примеру, если этот показатель составляет более 20%, претендент получает пять баллов.

По каждому из творческих направлений определена и обозначена предельная доля затрат по видам расходов, которые могут оплачиваться за счет субсидий из бюджета Санкт-Петербурга. Например, на аренду территорий, помещений, конструкций при создании фильмов может быть израсходовано до 50% от выделенной субсидии, на оплату услуг административно-хозяйственного и технического персонала - до 15% и т. п.

На первый взгляд, система нормирования и контроля расходов, экспертизы и оценки документов сложна и трудоемка, однако она оправдана тем, что уже на стадии конкурсного отбора позволяет нацелить будущих получателей субсидий на достижение конечного результата. Показатели результативности творческих проектов, по которым осуществляется оценка и принимается решение о выделении средств, а затем и об эффективности их использования -обязательное условие рассматриваемых заявок. В таблице 4 приведен основной перечень таких показателей как по культурным проектам (мероприятиям), так и по создаваемым фильмам.

Одним из важных документов, на основании которого определяется результативность проектного мероприятия, является творческий отчет, составленный по установленной форме. Например, в творческом отчете о создании фильма должно быть приведено его краткое содержание, сведения о местах проведения съемок, данные о творческой составляющей фильма и его техническом обеспечении, в том числе указывается:

• состав творческой группы; фамилия, имя и отчество режиссера-постановщика, опе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ратора-постановщика, художников-постановщиков, продюсеров, артистов и т. п.;

• общее количество участников фильма;

• продолжительность;

• количество волонтеров, привлеченных для проведения фестиваля;

• какое конструктивное, звуковое, пиротехническое и другое оборудование использовалось.

Достаточно сказать, что в 2017 г. из бюджета Санкт-Петербурга были предоставлены субсидии на создание 22 фильмов в сумме 64 млн руб. Среди них художественные фильмы:

• «Опасные танцы» - автономная некоммерческая организация «Центр поддержки и развития культурных инициатив и творческих экспериментов «Арт-медиа» - 4 млн руб.;

• «Запасной игрок» - Автономная некоммерческая организация «Кинокомпания «Леандра» - 3 млн руб.;

• «Смех сквозь слезы» - некоммерческий фонд поддержки кинематографа «Пример интонации (Фонд Александра Сокурова)» -5,7 млн руб.;

• «Баржа 752» - Автономная некоммерческая организация по поддержке и развитию киноискусства «Контакт» - 20 млн руб. и др.

Таким образом, результативно-ориентированные методы управления творческими проектами включают в себя целый ряд направлений и охватывают широкий круг вопросов социально-политического, правового, финансово-экономического, методического, практического характера. Активное формирование нормативной правовой базы обусловлено необходимостью расширения конкуренции между потенциальными исполнителями и стоимостью работ. Как на федеральном уровне, так и в некоторых субъектах РФ в 2018 г. разработаны и утверждены правила, регулирующие широкий спектр положений о взаимодействии органов государственного управления с социально ориентированными некоммерческими организациями. Через современные средства коммуникации эти положения доводятся до сведения заинтересованных субъектов

Таблица 4

Показатели результативности, методы оценки и ее документальное оформление

№ п/п Наименование Содержание

1 Показатели результативности культурных проектов и мероприятий Количество посетителей мероприятий на открытых площадках Процент заполняемости зрительного зала, количество посетителей выставочного зала Наличие не менее трех положительных отзывов о проведенной культурной программе праздника или памятной даты в средствах массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационной сети Интернет (за исключением социальных сетей), в том числе на сайте получателя субсидий и (или) в книге отзывов получателя субсидий, и(или) наличие не менее трех благодарственных писем в адрес получателя субсидий

2 Показатели результативности, характеризующие качество создаваемого кинофильма Участие кинофильма в период 2018-2019 гг. в одном из российских или международных кинофестивалей и (или) показ кинофильма на одном из общероссийских обязательных общедоступных телеканалов или телеканалов, транслируемых на территории СПб

3 Методы оценки Метод наблюдения; анализ представленных документов, творческого и финансового отчета

4 Документ по оценке Акт оценки

5 Санкции за невыполнение Требование о возврате субсидии с указанием подлежащей возврату суммы денежных средств и сроков ее возврата

экономической деятельности для привлечения их на конкурсной основе к участию в создании культурных продуктов и к реализации творческих проектов. В процессе конкурсного отбора исполнителей с разных сторон (экономической, социальной, правовой, технологической и т. д.) оценивается как сам проект, так и его потенциальный исполнитель, готовый обеспечить выполнение работ наиболее эффективным способом.

Экономическая и правовая экспертиза заявочных и отчетных документов исполнителя не исключает последующего контроля за соблюдением условий предоставления субсидий и документального подтверждения затрат. Тем

самым государство последовательно формирует у некоммерческих организаций навыки поведения, установленные для государственных учреждений.

Успех реализации отдельных творческих проектов зависит от множества факторов, условий, правовых ограничений, выбора той или иной модели взаимодействия между органом управления культурой и исполнителем. Обобщение и умелое использование «лучшей практики» таких субъектов РФ, как Санкт-Петербург, позволит другим субъектам РФ сформировать собственный набор инструментов результативного управления и достичь целевых показателей развития культуры.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». URL: http:// consultant.ru/ (дата обращения: 10.09.2018).

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 317 (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы». URL: http://consultant.ru/ (дата обращения: 14.09.2018).

3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05. 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://consultant.ru/ (дата обращения: 18.09.2018).

4. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. URL: http://consultant.ru/ (дата обращения: 27.09.2018).

5. Постановление Правительства РФ от 07.05.2017 №541 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями». URL: http://consultant.ru/ (дата обращения: 10.11.2018).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2018 № 741 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на реализацию творческих проектов в сфере музыкального, театрального, изобразительного искусства и народного творчества». URL: http:// consultant.ru/ (дата обращения: 16.11.2018).

7. Приказ Министерства культуры РФ от 13.08.2018 № 1445 «Об утверждении порядка конкурсного отбора некоммерческих организаций в целях предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию творческих проектов в сфере музыкального, театрального, изобразительного искусства и народного творчества, а также перечня расходов, связанных с предоставлением указанной субсидии». URL: http://consultant.ru/ (дата обращения: 15.11.2018).

8. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 08.05.2018 № 352 «О предоставлении в 2018 году субсидий на развитие кинематографии». URL: http://consultant. ru/ (дата обращения: 18.09.2018).

9. Распоряжение Комитета по культуре Санкт-Петербурга от 25.05.2018 № 253 «О реализации Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.05.2018 № 352». URL: http://consultant.ru/ (дата обращения: 29.09.2018).

10. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.04.2018 № 311 «О порядке предоставления в 2018 году субсидий на реализацию Закона Санкт-Петербурга "О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге"». URL: http://consultant.ru/ (дата обращения: 01.11.2018).

11. Распоряжение Комитета по культуре Санкт-Петербурга от 08.05.2018 № 211 «О реализации Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.04.2018 № 311». URL: http://consultant.ru/ (дата обращения: 19.11.2018).

12. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.02.2018 № 131 «О предоставлении в 2018 году субсидий». URL: http://consultant.ru/ (дата обращения: 27.09.2018).

13. Распоряжение Комитета по культуре Санкт-Петербурга от 25.05.2018 № 253 «О реализации Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21.02.2018 № 131». URL: http://consultant.ru/ (дата обращения: 14.11.2018).

14. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.04.2018 № 333 «О порядке предоставления в 2018 году субсидий на финансовое обеспечение затрат СОНО, осуществляющих показ драматических спектаклей на стационарной площадке с количеством не менее 275 показов в течение года, на проведение мероприятий в области культуры и искусства». URL: http://consultant.ru/ (дата обращения: 16.11.2018).

15. Распоряжение Комитета по культуре Санкт-Петербурга от 15.05.2018 № 220 «О реализации Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.04.2018 № 333». URL: http://consultant.ru/ (дата обращения: 15.09.2018).

16. Министерство финансов РФ / Официальный сайт. URL: http://minfin.ru/ (дата обращения: 16.04.2018).

17. Министерство культуры РФ / Официальный сайт. URL: http://mkrf.ru/ (дата обращения: 16.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.