ГОСУДАРСТВЕННАя ПОДДЕРЖКА
творческих инициатив организаций сферы культуры
STATE SUPPORT OF CREATIVE INITIATIVES OF ORGANIZATIONS
OF CULTURE удк 351.85 (470)
БАРСУКОВ Дмитрий Петрович
проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, доктор экономических наук, профессор, [email protected]
BARSUKOV, Dmitry Petrovich
Vice-rector for educational work of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Head of the Public Administration and Municipal Management Department, Doctor of Economic Sciences, Professor, [email protected]
НОСКОВА Надежда Александровна
старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, [email protected]
NOSKOVA, Nadezhda Alexandrovna
Senior Lecturer of the Public Administration and Municipal Management Department of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, [email protected]
Аннотация.
В статье определена роль организаций сферы культуры в формировании человеческого капитала. Рассмотрен процесс становления организаций сферы культуры полноценными участниками общественных отношений в условиях рыночной экономики. Проведен содержательный анализ государственных инструментов поддержки культурно-творческих инициатив организаций сферы культуры. В статье приведены примеры применения государственных инструментов поддержки организаций культуры. Определены потенциальные возможности развития организаций сферы культуры.
Ключевые слова: сфера культуры, творческие инициативы, организации сферы культуры, государственная культурная политика.
Abstract.
The article defines the role of organizations of culture in the human capital formation. It considers the process of formation of cultural organizations to full-fledged participants of social relations in a market economy. It analyzes substantively the state tools to support cultural and creative initiatives in the sphere of culture. The article gives examples to apply instruments of state support of cultural organizations. And it identifies potential opportunities for development of organizations in the sphere of culture.
Key words: the field of culture, creative initiatives, organizations in the sphere of culture, the state cultural policy.
Переход к инновационному типу хозяйствования в экономике происходит во всех странах мира. Особую роль в таких условиях начинают играть традиционно экономически неэффективные сферы хозяйственной жизни, в том числе и сфера культуры, которые формируют человеческий капитал, являющийся основой инновационной экономики. В формирующихся хозяйственных отношениях возникает необходимость разработки и применения государственных инструментов, стимулирующих деятельность организаций сферы культуры.
В 2014 году за культурой впервые законодательно был закреплен статус важнейшего национального ресурса, что доказало насущную необходимость разработки государственных инструментов стимулирования культурно-творческой деятельности организаций сферы культуры.
В России традиционно сложился подход, определяющий важнейшую роль государства в формировании национального культурного пространства, который заключается в следующем:
• повышение доступности культурных услуг для всего населения страны;
• создание благоприятной культурной сферы, способствующей творческому развитию личности, повышению человеческого капитала общества;
• сохранение и развитие полиэтнического и поликонфессионального культурного наследия народов России как основы культурной идентичности и единства российского общества;
• совершенствование нормативно-правовой базы системы охраны и использования культурного наследия и т. д.
Сфера культуры объединяет деятельность по сохранению объектов культурного наследия, развитию библиотечного, музейного, архивного дела, поддержке и развитию исполнительских искусств, кинематографии, изобразительного искусства, сохранению нематериального культурного наследия народов РФ и развитию традиционной народной культуры, усилению притягательности российской культуры для соотечественников, проживающих за рубежом, представителей других культур и конфессий.
Сферу культуры с точки зрения ее экономического значения можно рассматривать в двух аспектах. Первый - представляет собой деятельность, направленную на создание определенного культурного продукта - картин, музыки, спектаклей, фильмов, который может продаваться и покупаться, а значит, выступать в качестве товара. Второй аспект состоит в непосредственном влиянии потребления этих продуктов на нравственный и духовный облик индивида, на формирование у него позитивного отношения к окружающему миру, культурного поведения в общественной деятельности. При этом реальное влияние услуг сферы культуры и искусства на материальное производство проявляется в формировании человеческого капитала, который включает в себя врожденные задатки и талант, приобретенную квалификацию, способствующие развитию качеств, превосходящих его природные способности. По определению Г. Беккера, человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке, как объекте инвестиций, способности приносить доход в процессе творческой экономической деятельности [1].
При этом не оставляет сомнений тот факт, что к продуктам, создаваемым в этой сфере, нельзя относиться как к традиционным товарам и материальным ценностям, так как в большинстве своем это невоспроизводимые блага. Именно этим можно объяснить тот факт, что рынок и сфера культуры долгое время относились друг к другу, основываясь на принципе взаимоотчуждения. Таким образом, деятельность в сфере культуры традиционно считалась неприбыльной, неэффективной и основывалась лишь на государственном финансировании.
Представление о том, что сфера культуры является одним из видов хозяйственной деятельности, возникло в экономической науке сравнительно недавно. Классическая экономическая наука практически не уделяла внимания экономике культуры как особой отрасли научного знания. Данное обстоятельство обусловливалось тем, что первоочередной задачей экономистов являлось решение вопроса о приумножении материального достатка общества.
40
петербургский экономический журнал • № 4 • 2015
Значительное влияние на развитие представлений экономистов о роли культуры в экономике оказали работы представителей немецкой исторической школы и особенно социально-правовой школы, которые доказывали, что экономические законы напрямую зависят от культурных и исторических обстоятельств в жизни общества.
Первые труды, посвященные конкретно экономике культуры, появились в 1966 году. Основателем экономики культуры принято считать нобелевского лауреата Уильяма Бау-моля, который совместно с Уильямом Боуэном опубликовал работу «Исполнительские искусства: экономическая дилемма» [2].
Тем не менее и сегодня экономика культуры остается все еще не вполне устоявшимся направлением в экономической науке. Остается множество нерешенных проблем даже принципиального характера, поскольку слишком своеобразен и сложен предмет исследования.
Культура в составе отраслей общественной деятельности является самостоятельной сферой со своей спецификой. Ее отличает, во-первых, создаваемый культурно-творческий продукт, который удовлетворяет особую группу человеческих потребностей - культурных. Во-вторых, ее отличает способ удовлетворения потребностей как со стороны субъекта, так и объекта воздействия, который и является главным отличием трудового процесса в отрасли.
Как сфере человеческой деятельности, культуре присущи уникальность, неповторимость и невещественность результатов труда. Культура интегрирует самую образованную и одаренную часть трудовых ресурсов. Наряду с наукой она оказывает и непосредственное влияние на формирование трудовых ресурсов в обществе.
На современном этапе развития организаций сферы культуры возникает ситуация между тенденциями к централизации культурной деятельности со стороны государства и ее демократизации, которую требуют неправительственные организации. Однако вмешательство правительственных органов в организацию деятельности учреждений культуры зачастую просто необходимо. Без государственной поддержки данные организации
не могут выдержать тех или иных трудностей, не только финансовых, но и правовых, политических. Также государственная культурная политика направлена на соблюдение главного конституционного права гражданина: свободный доступ к культурным услугам (ст. 44) [3]. Вместе с тем государственное вмешательство может создать угрозу зависимости культурной деятельности от власти, от правящих кругов, что может привести к деформации культурной жизни.
В условиях развития рыночных условий хозяйствования функции регулирования деятельности организаций сферы культуры переданы рыночным рычагам и механизмам. Однако нормативно-правовые нормы и правила неизменно корректировали рыночную среду. В дополнение сформировались государственные органы, институты и формы регуляции культурной жизнедеятельности. В каждом обществе государство в том или ином объеме поддерживает сферу культуры как через бюджетное финансирование, так и через нормативно-правовое и административное регулирование. Государственные органы обязаны совершенствовать систему социальных, организационно-правовых и экономических гарантий развития культуры и искусства, создавать необходимые условия для приобщения граждан к национальному и мировому культурному наследию, выделять необходимое финансирование, обеспечивать проведение научных исследований в области культуры, подготавливать квалифицированные кадры, создавать гарантии и стимулы для художественного творчества, сохранения традиций культуры, использования достижений культуры.
Таким образом, на современном этапе развития общества организации сферы культуры осуществляют свою деятельность во взаимодействии рыночных и государственных инструментов регулирования, тем самым образуя эффективный механизм функционирования.
В этой связи можно выделить три группы учреждений культуры в зависимости от степени их включения в рыночную экономику.
Первая группа - объекты культурного наследия и науки, которые не могут быть объектом рыночных отношений в силу их высокой соци-
альной значимости, невоспроизводимости и необходимости сохранения для последующих поколений (памятники культуры, музейные и архивные фонды, народное творчество, экспериментальные виды искусства и т. д.).
Вторая группа - организации и учреждения культуры и искусства, входящие в зону ограниченного действия рыночных отношений, чьи услуги обеспечивают гарантированные государством стандарты (нормы) культурного потребления и, как следствие, предоставляются населению бесплатно или на льготной основе. Однако данные организации имеют возможность получения дополнительных доходов за счет предпринимательской деятельности. К таким организациям относятся: организации исполнительного искусства, культурно-массовые и культурно-досуговые учреждения и т. д.
Третья группа - организации, входящие в сферу коммерческих отношений. Их доходы полностью формируются за счет коммерческой деятельности. К ним относятся: организации аудиовизуальной сферы, шоу-бизнеса, печатные и экранные средства массовой информации и прочее.
Границы между этими группами организаций культуры подвижны и могут смещаться в результате проводимой культурной политики государства, исторических и национальных культурных традиций, потребительских предпочтений населения, уровня жизни и платежеспособного спроса и т. д.
Согласно данным Российского статистического ежегодника, в сфере культуры за последние пять лет наблюдается значительный рост ряда показателей деятельности всех вышеперечисленных организаций культуры. Такому положительному тренду способствует применение государственных инструментов стимулирования творческих инициатив сотрудников организаций культуры.
Основными инструментами, формирующими механизм государственной поддержки творческих инициатив организаций сферы культуры, являются:
• гранты Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства;
• государственные стипендии для выдающихся деятелей культуры и искусства, а также талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений;
• гранты Президента Российской Федерации в области культуры и искусства;
• гранты в форме субсидий для поддержки инновационных проектов в области современного искусства;
• государственная поддержка (гранты) театрам, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также независимым театральным коллективам;
• стипендии Правительства Российской Федерации для молодых деятелей культуры и искусства;
• государственная поддержка (гранты) музыкальным организациям, созданным субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, а также независимым музыкальным коллективам;
• премии Правительства Российской Федерации в области культуры;
• поддержка малого и среднего предпринимательства в области культуры.
В приведенной ниже таблице раскрыты содержательные особенности инструментов государственной поддержки творческих инициатив организаций сферы культуры.
Проанализировав систему государственных инструментов, обеспечивающих поддержку культурно-творческих инициатив организаций культуры, можно сделать вывод о том, что во всех областях сферы культуры разработаны меры государственной поддержки, представляющие собой систему грантов, премий, стипендий.
Основными ресурсами организаций культуры являются творческие работники. Обеспечение их благоприятными условиями труда позволит реализовать их культурно-творческий потенциал. Государственная поддержка творческих работников, работников культуры предусматривает реализацию органами государственной власти области следующих мер:
• стимулирование деятельности творческих работников, работников культуры посредством организации выставок, фестива-
42
петербургский экономический журнал • № 4 • 2015
Инструменты государственной поддержки творческих инициатив [4]
Инструмент Цели применения инструмента Содержательные приоритеты
Гранты Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства Содействие сохранению и распространению достижений отечественной культуры, приобщение к культурным ценностям различных слоев населения, поддержание традиций многонациональной культуры народов Российской Федерации Конкурсные проекты должны иметь общенациональное и общекультурное значение в формировании единого культурного пространства. Запрашиваемый объем финансирования проекта может составлять не более 1 млн руб.
Государственные стипендии для выдающихся деятелей культуры и искусства, а также талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений Содействие созданию новых произведений литературы, кинематографии, дизайна, архитектуры, изобразительного, декоративно-прикладного, музыкального, театрального, циркового, а также исполнительского и других видов искусства Творческие заявки отбираются профильными творческими союзами на основе конкурса, по итогам которого Минкультуры России заключает соглашения о выделении средств для выплаты указанных стипендий не чаще 1 раза в год. Государственные стипендии присуждаются лицам, являющимся гражданами России, на срок от 1 до 3 лет
Гранты Президента Российской Федерации в области культуры и искусства Развитие и стимулирование культурно-творческого потенциала Премии присуждаются ежегодно за наиболее талантливые, отличающиеся новизной и оригинальностью произведения культуры и искусства, получившие общественное признание и являющиеся значительным вкладом в культурное наследие Российской Федерации, за просветительские проекты, приумножающие нравственное богатство российской культуры. Выдвигаемые на соискание премий работы должны быть реализованы на практике (опубликованы либо обнародованы иным способом) не менее чем за год до начала приема заявок. Лауреат премии имеет право повторно выдвигаться на соискание премии не ранее чем через пять лет
Стипендии Правительства Российской Федерации для молодых деятелей культуры и искусства Сохранение и развитие культуры в регионах Российской Федерации, стимулирование творческой деятельности молодых деятелей культуры и искусства, расширение практики привлечения их к работе в местных учреждениях культуры Назначение и выплата стипендий (20 000 руб. в месяц) осуществляется по результатам конкурсного отбора кандидатов сроком на 1 год и может производиться не более 3 раз в отношении 1 кандидата до достижения им 35 лет
Гранты в форме субсидий для поддержки инновационных проектов в области современного искусства в рамках реализации Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» Поддержание и развитие творческих институций, ориентированных на поиск и эксперимент, применение современных мультимедийных технологий в творческом процессе, продвижение инновационных проектов в области современного искусства Размер одного гранта составляет 2 млн руб. Ключевым критерием является творческое своеобразие, художественная целостность, актуальность и творческий потенциал проектов, предоставляемых некоммерческой организацией
лей и иных мероприятий в области культуры и искусства;
• финансовое содействие деятельности творческих работников;
• поощрение творческих работников за достижения в области культуры и искусства;
• предоставление творческим работникам премий и грантов Правительства за достижения в области культуры и искусства и т. д.
Особое внимание государственные и региональные органы власти уделяют творческому развитию детей и молодежи. Государственная поддержка одаренных детей и талантливой молодежи в области культуры и искусства предусматривает реализацию органами государственной власти области следующих инструментов:
• организация выставок и конкурсов в области культуры и искусства с целью выявления одаренных детей и талантливой молодежи;
• предоставление одаренным детям и талантливой молодежи грантов, стипендий и премий;
• проведение творческих смен и семинаров при организации отдыха и оздоровления одаренных детей;
• направление одаренных детей и талантливой молодежи на межрегиональные, всероссийские и международные выставки и конкурсы в области культуры и искусства и т. д.
Так, в 2014 году была расширена поддержка театральных инициатив для детей во всех программах, включая поддержку новых театральных постановок, проектов молодых режиссеров, гастрольной деятельности, в том числе фестивалей детских спектаклей. В рамках Национальной театральной премии «Золотая маска» впервые проведена специальная программа «Детский уик-энд», представляющая лучшие спектакли для детей из регионов России.
Департаментом государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ в 2014 году были разработаны специальные программы для театрально-зрелищных организаций с целью приобщения детей к культурным ценностям РФ.
Одним из самых действенных механизмов государственной поддержки творческих ини-
циатив организаций культуры является система адресной поддержки, выражаемая в формах грантов, стипендий, премий. По итогам 2014 года в виде грантов и стипендий была предоставлена следующая поддержка региональным театральным и музыкальным организациям и коллективам, отдельным деятелям культуры и искусства (рисунок).
Учреждение указанных грантов обусловлено необходимостью качественного обновления репертуарного предложения театральных и музыкальных коллективов, расширения географии гастролей, обеспечения приобщения к культурным ценностям и благам вне зависимости от межрегиональных различий. Основой достижения поставленных целей является творческий потенциал и творческая инициатива работников организаций культуры, реализации которого способствуют государственные гранты и стипендии.
Государственная поддержка творческих инициатив нашла свое отражение в появлении нового (инновационного) для России направления создания спектаклей для самых маленьких: от шести месяцев до трех лет -Проект «Бэби Lab»1.
Для молодых российских деятелей культуры и искусства были учреждены 100 государственных стипендий с целью обеспечения возможности работы в различных регионах. Стипендии призваны стимулировать творческую деятельность и содействовать расширению практики привлечения молодых специалистов к работе в учреждениях культуры и искусства, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации.
В области литературы государство также оказывает поддержку совместно с некоммерческими фондами, а также с коммерческими организациями.
Среди премий государственного уровня -Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества, которая учреждена в 2014 году.
Наряду с государственными существуют и общественные литературные премии, учреж-
1 ООО «Домик Фанни Белл» http://babystage.ru/
44
петербургский экономический журнал • № 4 • 2015
Гранты региональным музыкальным организациям и независимым музыкальным коллективам
10
коллективов
100 млн руб.
Ежегодные гранты региональным театрам и независимым театральным коллективам
10
коллективов
100 млн руб.
Стипендии правительства РФ для молодых деятелей культуры
100 стипендий по 20 тыс. руб.
24 млн руб.
География
Санкт-Петербург, Республика Карелия, Краснодарский край, Белгородская область, Свердловская область, Липецкая область, Челябинская область, Калининградская область, Саратовская область, Алтайский край, Вологодская область, Омская область и др.
Адресная поддержка организаций и деятелей культуры и искусства в РФ в 2014 году [5]
даемые профессиональными союзами, общественными фондами и организациями.
Так, в 2005 году Фондом развития «Институт евразийских исследований» совместно с Фондом «Президентский центр Б. Н. Ельцина» учрежден международный литературный конкурс «Русская Премия» с целью сохранения и развития русского языка как уникального явления мировой культуры и поддержки русскоязычных писателей мира. По оценкам экспертного сообщества, «Русская Премия» входит в пятерку самых престижных российских литературных премий.
Всероссийская литературно-художественная премия «Золотой венец Победы» учреждена Центральным музеем Великой Отече-
ственной войны и присуждается за лучшее произведение литературы и искусства о Великой Отечественной войне и на военно-патриотическую тему.
Существуют и специальные поэтические премии, среди которых Российская национальная премия «Поэт», учрежденная в 2005 году Обществом поощрения русской поэзии совместно с РАО «ЕЭС России», а также Поэтический конкурс «Юные поэты Москвы», организованный Московским гуманитарным университетом при поддержке департамента образования Москвы в целях поощрения поэтического творчества московских школьников и возрождения лучших традиций отечественной литературы.
Активную поддержку творческих инициатив наравне с государством оказывают профессиональные творческие союзы. Творческие союзы Российской Федерации - общественные организации, осуществляющие свою деятельность на основе уставов и в рамках действующего законодательства.
Творческие союзы Российской Федерации в 2014 году насчитывали более 50 разнообразных общественных структур, которые представляли собой различные формы организации (союзы, ассоциации, общества, сообщества, объединения, гильдии, советы) и объединяли деятелей искусства и культуры нашей страны.
В 2014 году Союз театральных деятелей России провел VIII Международную летнюю театральную школу для молодых артистов из русских театров стран СНГ и Балтии.
Союз дизайнеров России в 2014 году организовал серию общероссийских конкурсов дизайнеров, всероссийских фестивалей, Международный фестиваль «Арт-пространство -Амур» («Благовещенск»), V Международную биеннале «Балтийский дизайн 2014» Калининград и др.
Российская Ассоциация реставраторов (НП «Росрегионреставрация») в 2014 году выступила организатором V Всероссийской конференции «Сохранение и возрождение малых исторических городов и сельских поселений: проблемы и перспективы (г. Торжок, Тверская область)». Инновационной инициативой стала разработка масштабного образовательного проекта «Школа наследия», предлагающего на бесплатной основе широкий спектр лекций по истории, реставрации и эксплуатации памятников, подготовленных ведущими специалистами в сфере изучения и сохранения архитектурного наследия (запущен весной 2015 года).
Культурно-творческими инициативами в музейном деле, реализованными при поддержке государства в 2014 году, являются новые подходы к пространственной организации музейно-выставочной деятельности. Одной из наглядных и доступных для широкого круга населения форм представления нематериального культурного наследия становятся этно-
графические музеи под открытым небом. Об этом ярко свидетельствуют проекты 2014 года, представленные на фестивале «Интермузей». Посетителей таких музеев в интерактивной форме приобщают к народным традициям и ремеслам в условиях, максимально приближенных к аутентичным. Подобная практика существует в музее-заповеднике «Кижи», музее деревянного зодчества «Малые Корелы» (Архангельск), Музее народного деревянного зодчества «Витославлицы» (Новгород), Музее-заповеднике «Старина Сибирская» в пос. Большеречье Омской области и др.
В сфере кинематографии с 2010 года по настоящее время отмечена увеличивающаяся тенденция поддержки инициатив начинающих кинематографистов. С 2010 года активную поддержку, помимо Министерства культуры РФ, оказывает Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино). Фонд кино утверждает премии и стипендии, пособия и гранты, а также оказывает иные виды финансовой поддержки кинематографистам. В соответствии с указанным постановлением Минкультуры России предоставляет организациям кинематографии субсидии на финансовое обеспечение и (или) возмещение расходов, связанных с производством, прокатом, показом и субтитрированием фильмов для детей и юношества, дебютных, авторских и экспериментальных игровых национальных фильмов, национальных фильмов социально значимой тематики, телевизионных сериалов, киножурналов, документальных, научно-популярных и анимационных национальных фильмов, с проведением конференций, семинаров, выставок, кинопремий, мастер-классов, сценарных конкурсов, кинофестивалей, показов зарубежных фильмов на территории Российской Федерации, а также с продвижением национальных фильмов, в том числе путем участия в международных кинофестивалях, кинорынках и кинонеделях [8]. Одним из положительных показателей развития отечественного кино является число полнометражных дебютов - их в 2014 году насчитывается более двух десятков.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о наличии разнообразных инструмен-
46
петербургский экономический журнал • № 4 • 2015
тов государственной поддержки творческих инициатив во всех отраслях сферы культуры. Их активное использование обеспечивает достижение основополагающих стратегических целей культурной политики страны, а именно:
создание и сохранение единого культурного пространства; благоприятной культурно-творческой среды для потребления культурных услуг всеми слоями общества; укрепление позитивного образа РФ в мировой культуры и т. д.
Список литературы
1. Клищ Н. Н. Повышение результативности деятельности государственных служащих: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Клищ Николай Николаевич. М., 2006.
2. Baumol W., Bowen W. Performing Arts: the Economic Dilemma. Cambridge. London: MIT, 1968.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
4. Министерство культуры РФ. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2014 году. URL: http://www.mkrf.ru (дата обращения: 20.10.2015).
5. Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ. URL: http://mkrf.ru/ministerstvo/departament/list. php?SECTION_ID=19299 (дата обращения: 20.10.2015).
6. Административная реформа в России: научно-практическое пособие / Под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой. М.: Инфра-М, 2013. 281 с.
7. Евменов А. Д., Данилов П. В. Проблемы и перспективы инновационного развития сферы культуры // Экономика качества. 2013. № 3. С. 59-63.
8. Распоряжение Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга от 20.04.2015 № 120 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.03.2015 № 283».
9. Чеснова О. А. Сущностные особенности и расширение понятия сферы культуры в условиях становления постиндустриального общества // Петербургский экономический журнал. 2013. № 1(1). С. 25-29.