МЕЖДУНАРОДНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ОБМЕНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИзАцИИ ГОСУДАРСТвЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
STATE SUPPORT OF CREATIVE INITIATIVES OF ORGANIZATIONS OF CULTURE
УДК 351.85
НОСКОВА Надежда Александровна
старший преподаватель кафедры государственной политики и территориального управления в социально-культурной сфере Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, raccoony2006@mail.ru
NOSKOVA, Nadegda Aleksandrovna
Senior Lecturer of the State Policy and Territorial Management in Social and Cultural Sphere Department in the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, raccoony2006@mail.ru
Аннотация.
В статье определена роль культурных обменов в международном сотрудничестве по вопросам развития культуры и искусства. Проведен содержательный анализ «перекрестных» и обменных годов культуры. Рассмотрены документы международного права и российского законодательства в сфере организации международного культурного сотрудничества, а также государственные программы, направленные на поддержку межкультурного диалога.
Ключевые слова: сфера культуры, международное сотрудничество, культурный обмен, государственная культурная политика.
Abstract.
The article defines the role of cultural exchanges in international cooperation on development of culture and art. It gives a substantive analysis of «cross» and the exchange years of culture. It consideres instruments of international law and the Russian legislation in the sphere of organization of international cultural cooperation, as well as state programmes to support intercultural dialogue.
Key words: sphere of culture, international cooperation, cultural exchange, cultural policy.
В современном мире международное сотрудничество в сфере культуры играет важнейшую стабилизирующую роль. Оно оказывает позитивное влияние на отношения между странами, сохранение гуманистических ценностей, развитие человеческого и научно-образовательного потенциалов.
Культурный обмен, являясь приоритетным направлением международного сотрудничества, способствует росту взаимопонимания между народами, что, в свою очередь, влияет на стабильность политических и экономических отношений между странами.
Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре, а формирование культурной среды становится приоритетной задачей государства.
Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р, культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала [1].
Одной из задач государственной политики в области культуры является поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества.
Существенное влияние на развитие культуры в Российской Федерации и формирование культурных мостов с другими странами оказали федеральные целевые программы в области культуры, реализуемые в стране уже почти полтора десятка лет. Несмотря на внутренние и мировые экономические потрясения, благодаря реализации федеральных целевых программ «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 гг.)», «Культура России (2001-2005 гг.)» и «Культура России (2006-2011 гг.)» удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры.
Таким образом, государственная культурная политика Российской Федерации направлена на интеграцию в общемировой культурный процесс, чему способствует развитие в стране системы международных культурных обменов.
Получивший большое развитие в современном обществе культурный обмен между странами позволяет представить уникальную характеристику страны в рамках развития мировой культуры, поскольку раскрывает, с одной стороны, многогранность национальной культуры, с другой - дает возможность ознакомления с культурными ценностями других стан.
Согласно Федеральному закону «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1 в ред. от 28.11.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). Российская Федерация содействует расширению круга субъектов международных культурных связей, поощряет самостоятельное прямое участие в культурных обменах частных лиц, организаций, учреждений и предприятий культуры (статья 56). Политика и приоритеты международных культурных обменов Российской Федерации определяются федеральными государственными программами, соглашениями Российской Федерации с другими государствами (статья 57) [2].
В Декларации принципов международного сотрудничества определяется, что каждая культура обладает достоинством и ценностью, и одной из целей международного культурного сотрудничества является обеспечение каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством, содействовать обогащению культурной жизни. Аналогичные права человека нашли свое закрепление в заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в Соглашении о сотрудничестве в области культуры от 15 мая 1992 г., в соглашении о создании Совета по культурному сотрудничеству государств-участников Содружества Независимых Государств [3].
Сложившаяся в 2014 г. сложная политическая ситуация в мире не могла не оказать влияние и на международную культурную политику. Однако, несмотря на мировой экономический и политический кризис, в 2014 г. были проведены программы перекрестного Года Россия-Великобритания, Года туризма Россия-Италия, Сезонов российской культуры в Австрии и Швейцарии, Сезона культуры с
Францией, а в 2015 г. - Год молодежных обменов между Россией и Китаем, обменные дни культуры Россия-Таджикистан, Россия-Вьетнам, перекрестные дни культуры Россия-Венгрия, Год России в Монако. Активная международная культурная политика России продолжается и в 2016 г., который станет перекрестным годом России и Греции. Международный проект преследует цель упрочения культурных и экономических связей между двумя государствами. Обширная программа содержит совместные мероприятия в сфере культуры, науки, искусства и спорта. Предусматриваются и обмены по молодежной линии.
Также широкомасштабные культурные мероприятия в 2016 г. намечены совместно с правительствами стран ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Запланирована масштабная программа и на пространстве стран СНГ.
Самым значимым и наиболее эффективным инструментом осуществления международных культурных обменов является проведение перекрестного года культуры между двумя странами. В новейшей истории Российской Федерацией были проведены перекрестные годы культуры с Болгарией, Германией, Аргентиной, Испанией, Голландией, Францией, Великобританией и другими странами. Опыт такого международного культурного сотрудничества повысил интерес общества к культуре нашей страны, оказал положительное влияние на развитие, туризм, образование, а также укрепил политические и экономические связи.
В ответ на проведение в 2008 г. Года России в Болгарии 2009 г. был объявлен Годом Болгарии в России в рамках соглашений о культурном, экономическом и политическом сотрудничестве, подписанных между двумя странами. Данный международный культурный диалог помог активизировать межгосударственные отношения, расширить сотрудничество между регионами, городами-побратимами, деловыми кругами, общественными организациями.
В рамках перекрестного года культур России во Франции и Франции в России (2010 г.) был проведен ряд мероприятий, направленных на
ознакомление с кинематографией двух стран. Так, в культурных центрах двух стран были проведены совместные мероприятия по обмену кинопоказами французской и отечественной киноклассики.
Значимые мероприятия состоялись в рамках Года Германии в России 2012-2013 гг., проходившего под девизом «Вместе строим будущее». В данном проекте приняли участие 89 городов Российской Федерации. Главным художественным проектом стала российско-германская выставка «Русские и немцы. 1000 лет истории, искусства и культуры» (Государственный исторический музей, Москва; Новый музей, Берлин), посвященная истории взаимоотношений двух держав с X по XX век. На выставке были представлены не только памятники искусства и культуры, но и артефакты, относящиеся к торговле, науке, дипломатии.
В рамках Года китайского туризма в России был проведен первый в истории двусторонних отношений российско-китайский Форум по культуре и туризму (22-23 ноября 2013 г.), в ходе которого была подписана Программа сотрудничества между Минкультуры России и Министерством культуры Китайской Народной Республики на 2014-2016 гг.
В 2013 г. прошел «перекрестный» год культуры между Россией и Нидерландами. Программа «перекрестного» Года Россия - Нидерланды включала в себя ряд выставочных, концертных, научно-исследовательских проектов. крупными совместными проектами стала выставка «Большие перемены. Революция в российской живописи 1895-1917 гг.», организованная Государственным Русским музеем (Санкт-Петербург) и Музеем Боннефантен (г. Маастрихт), включившая в себя более 80 произведений искусства из различных музейных коллекций России, и выставка «Больше, чем романтизм. картины из России и Голландии» из собраний Государственной Третьяковской галереи, музея «Teylers Museum» (г. Харлем) и частной коллекции Д. Радемакер-са (г. Брасхаат). Среди концертных мероприятий Года следует выделить выступление оркестра Мариинского театра под управлением В. А. Гергиева (Амстердам, Роттердам, Гаага),
концерты барочной музыки в исполнении ансамблей «Солисты Екатерины Великой» и «Pratum Integrum» (Амстердам).
Перекрестный год Культуры России и Великобритании проводился в 2014 г. впервые в истории двусторонних отношений по инициативе Министерства иностранных дел РФ и Британского Совета с целью культурного обмена между Россией и Великобританией. Одним из ключевых событий Года стал культурно-туристский форум «Россия-Великобритания: пять веков культурного сотрудничества» (Лондон, 20-21 января). Данное событие стало первым мероприятием такого формата в истории двусторонних контактов в гуманитарной сфере.
В июле 2014 г. по инициативе польской стороны был отменен «перекрестный» Год Россия-Польша 2015. Несмотря на это, российско-польское сотрудничество в области культуры в 2014 г. ознаменовалось проведением значительного числа отдельных культурных мероприятий. Наиболее значимыми событиями года стали киносмотры - VII фестиваль польских фильмов «Висла» (Москва, 15-22 мая 2014 г.) и VIII фестиваль российских фильмов «Спутник над Польшей» (Варшава, 2030 ноября 2014 г.), прошедший под патронатом Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В. И. Матвиенко и Маршала Сената Республики Польша Б. Борусевича [4].
Важными механизмами продвижения за рубежом российской культуры, национальных духовных ценностей и традиций являются организация и проведение Дней России и культурных Сезонов в зарубежных странах.
Российские культурные Сезоны представляют собой традиционный фестиваль русской культуры, в рамках которого проходят художественные выставки, творческие встречи, концерты, спектакли, лекции, литературные чтения, торжественные приемы в честь «Дня России» и «Дня русского языка». Такие сезоны проводятся практически во многих странах Европы, СНГ, а также Азии и Северной Америки. Так, например, реализация
проектов Российско-Французских Сезонов театра, кинематографии и пластических искусств 2013-2015 гг. заключалась в проведении «Петербургского театрального сезона» в Марселе, Международного фестиваля имени А. П. Чехова в Москве, Международных театральных фестивалей для детей «Гаврош» и «Большая перемена», Международного фестиваля театров кукол, представившего совместный российско-французский проект Театра им. С. В. Образцова и компании «МоДеТэт», Недели российских фильмов в Каннах и Париже, а также фестиваля российского кино в Онфлере.
Заметным явлением в области международного культурного сотрудничества стали Дни российской культуры в Тунисе (март-апрель 2013 г.), в рамках которых состоялись выставка декоративно-прикладного искусства и фотовыставка, посвященная космосу (музей Бардо), концерты классической музыки (г. Сиди-бу-Саид и г. Бизерта), выступление ансамбля «Лезгинка» (г. Сус), а также Неделя российского кино, в которой приняли участие российские кинематографисты Б. Галкин, А. Котт, Г. Матвейчук. Программа Дней российской культуры в Бразилии (ноябрь-декабрь 2013 г.) включала в себя проведение в музее Изображения и звука г. Сан-Паулу фотовыставки «Заповедная Россия» и концерта инструментального ансамбля «Град-квартет», а в Муниципальном театре Рио-де-Жанейро -гала-концерта звезд российского балета.
Практика «перекрестных» и обменных годов показала, что культурный обмен играет важную роль в формировании взаимовыгодных межгосударственных связей. Основная цель такого обмена заключается в сохранении культурных ценностей и культурного достояния своей страны путем интеграции в мировую культуру, сохраняя свою идентичность.
В Основах государственной культурной политики Российской Федерации отмечается необходимость расширения и углубления международного сотрудничества, в частности, определена необходимость оказания всесторонней поддержки:
Участие России в международном культурном процессе на период 2012-2018 гг. [6]
>
I
Наименования мероприятия 2012-2018 гг. всего В том числе: Ожидаемые результаты
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Поддержка гастрольной деятельности отечественных творческих коллективов за рубежом 214,45 30,23 32,2 35,34 11,68 30,8 41,6 32,6 Поддержка (ежегодно) от 4 до 9 гастрольных акций театральных коллективов и от 6 до 12 музыкальных коллективов
Участие ведущих зарубежных творческих коллективов в российских фестивалях 42,93 25,45 17,48 Поддержка (ежегодно) от 1 до 5 театральных проектов и от 2 до 7 музыкальных проектов
Поддержка мероприятий с участием зарубежных творческих деятелей, в том числе в рамках международных культурных центров 159,21 28,38 25,32 21,81 47,75 35,95 Поддержка (ежегодно) от 5 до 8 проектов с участием зарубежных творческих коллективов в российских фестивалях и акциях и от 16 до 23 совместных проектов ведущих российских творческих профессионалов и молодых зарубежных деятелей культуры в рамках международных культурных центров
Поддержка международных творческих мероприятий в области современного изобразительного искусства и выставочной деятельности 77,14 7,92 9,5 9,99 9,3 13,43 16 11 Поддержка (ежегодно) не менее 3 международных творческих мероприятий в области современного изобразительного искусства и выставочной деятельности
Проведение международных акций, направленных на пропаганду достижений народного художественного творчества и укрепление диалога культур 114,42 20,4 14,41 19,98 12,47 19,36 15,4 12,4 Проведение (ежегодно) от 2 до 6 международных фестивалей народного творчества и фольклора
Осуществление международного студенческого обмена, организация стажировок, проведение в России мастер-классов зарубежными деятелями искусства 126,94 6,6 19 22,11 23,2 19,03 20 17 Интеграция отечественного образования в области культуры и искусства с зарубежными творческими школами; направление (ежегодно) от 10 до 35 студентов в рамках студенческого обмена и от 10 до 20 преподавателей на стажировку в зарубежные учебные заведения до 2 месяцев
Презентация современной русской литературы и книгоиздания на ведущих международных книжных выставках 703,23 150 67 63,74 66,22 87 124,7 144,62 Организация полномасштабной программы «Россия -почетный гость» один раз в год
Организация переводов на иностранные языки произведений, созданных на языках народов Российской Федерации, и проектов, направленных на повышение уровня востребованности за рубежом российской художественной литературы 715,03 40 104,98 109,25 100 99 128,2 133,56 Организация переводов на иностранные языки не менее 80 произведений, созданных на языках народов Российской Федерации; реализация не менее 12 проектов, направленных на повышение уровня востребованности за рубежом российской художественной литературы
Итого: 2153,35 280,6 264,57 288,79 248,19 290,4 393,6 387,13
• в зарубежных странах сети государственных и общественных институтов русского языка и русской культуры, а также русскоговорящих граждан в зарубежных странах;
• деятельности профессиональных научных и культурных сообществ, институтов и организаций в сфере реализации совместных проектов по изучению и представлению за рубежом российской культуры, истории, литературы, а также в сфере реализации совместных творческих проектов;
• международных проектов в области искусств, гуманитарной науки, отдельных видов культурной деятельности [5].
В рамках реализации Федеральной целевой программы «Культура России 2012-2018 гг.» на поддержку участия России в междуна-
родном культурном процессе запланировано выделение более 2 трлн руб. из федерального бюджета (таблица).
Таким образом, международные культурные обмены, дни и сезоны культуры позволяют наращивать российское культурное присутствие за рубежом за счет реализации масштабных долгосрочных проектов, позволяющих акцентировать ведущую роль России в мировом культурном пространстве. В рамках такой политики совершенствуется нормативно-правовая база взаимодействия, реализуются масштабные проекты в формате Недель и Дней российской культуры, обменные фестивали, выставки, концерты и другие акции, способствующие закреплению информационного и культурного присутствия России в мире.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
2. Федеральный закон № 3612-1 от 09.10.1992 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
3. Декларация принципов международного культурного сотрудничества (принята 4 ноября 1966 г. Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры на ее 14 сессии). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/culture.shtml (дата обращения: 02.03.2016).
4. Министерство культуры РФ. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2014 году. URL: http://www.mkrf.ru (дата обращения: 20.10.2015).
5. Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808).
6. Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 № 186 «О федеральной целевой программе "Культура России (2012-2018 годы)"» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/70149760/#ixzz41iaGvwum (дата обращения: 02.03.2016.).
7. Евменов А. Д., Данилов П. В. Анализ эффективности государственного финансирования развития сферы культуры Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2015. № 1. С. 8-16.
8. Барсуков Д. П., Носкова Н. А. Государственная поддержка творческих инициатив организаций сферы культуры // Петербургский экономический журнал. 2015. № 4. С. 39-47.