Научная статья на тему 'Особенности действующего механизма государственной поддержки отечественной кинематографии'

Особенности действующего механизма государственной поддержки отечественной кинематографии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
412
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / MECHANISM OF STATE SUPPORT / КИНЕМАТОГРАФИЯ / CINEMATOGRAPHY / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / BUDGET FINANCING / НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / TAX PREFERENCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисенко Олег Александрович

В статье рассматривается сущность понятия «механизм государственной поддержки кинематографии»: дается его определение, выделяются основные элементы. Проводится исследование выделенных элементов в рамках действующего механизма государственной поддержки отечественной кинематографии, формулируются его особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF CURRENT MECHANISM OF STATE SUPPORT OF RUSSIAN CINEMATOGRAPHY

The article analyses the essence of the ‘mechanism-of-state-support-of-cinematography’ concept: it gives its definition and determines its main elements. It explores determined elements for a current mechanism of state support of Russian cinematography, and formulates its features.

Текст научной работы на тему «Особенности действующего механизма государственной поддержки отечественной кинематографии»

особенности

действующего механизма государственной поддержки отечественной кинематографии

THE FEATURES OF CURRENT MECHANISM OF STATE SUPPORT OF RUSSIAN CINEMATOGRAPHY

УДК 336.565.1

БОРИСЕНКО Олег Александрович

аспирант Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, [email protected]

BORISENKO, Oleg Alexandrovich

Post-graduate student of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, oleg_borisenko@ mail.ru

Аннотация.

В статье рассматривается сущность понятия «механизм государственной поддержки кинематографии»: дается его определение, выделяются основные элементы. Проводится исследование выделенных элементов в рамках действующего механизма государственной поддержки отечественной кинематографии, формулируются его особенности.

Ключевые слова: механизм государственной поддержки, кинематография, бюджетное финансирование, налоговые преференции.

Abstract.

The article analyses the essence of the 'mechanism-of-state-support-of-cinematog-raphy' concept: it gives its definition and determines its main elements. It explores determined elements for a current mechanism of state support of Russian cinematography, and formulates its features.

Key words: mechanism of state support, cinematography, budget financing, tax preferences.

Государственная поддержка кинематографа на сегодняшний день выступает основополагающим фактором его развития для большинства стран мирового сообщества. Между тем оказание государственной поддержки предполагает наличие определенного механизма ее функционирования, детальное рассмотрение которого для отечественной

кинематографии и является основной целью данной работы.

Под механизмом государственной поддержки кинематографии, по мнению автора, следует понимать совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, инструментов и методов организации и управления, обеспечивающих функциониро-

вание системы государственной поддержки кинематографии и направленных на создание условий для ее развития. Механизм государственной поддержки кинематографии включает в себя:

• целеполагание - установление основных целей, задач, ориентиров, которых должна достигнуть киноотрасль к определенному моменту времени;

• субъект - система органов государственной власти, законодательно наделенных полномочиями оказания государственной поддержки в области кинематографии;

• объект - хозяйствующие субъекты кинематографии;

• инструментарий - формы, методы и инструменты государственной поддержки;

• принципы - условия, критерии предоставления государственной поддержки;

• нормативно-правовая база - совокупность нормативно-правовых актов, юридически определяющих все остальные элементы механизма государственной поддержки.

Охарактеризуем основные элементы механизма государственной поддержки отечественной кинематографии.

2014 год ознаменован состоявшимся переходом Российской Федерации к новой форме планирования расходов федерального бюджета, их государственному программированию. Работа по преобразованию федерального бюджета из преимущественно непрограммного (более 90% непрограммных расходов) в преимущественно программный вид началась еще в 2010 г., однако вследствие ряда обстоятельств и особенностей, сопровождавших такой новый для нашей страны инструмент бюджетного планирования, окончательный переход к программному бюджету состоялся только в рамках федерального бюджета, определенного на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.

Государственная программа представляет собой систему мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государ-

ственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности [1]. Ранее до внедрения системы государственных программ, начиная с 1995 г., разрабатывались федеральные целевые программы (ФЦП), в целом успевшие себя хорошо зарекомендовать за прошедшее с тех пор время, но обладающие и рядом недостатков. В итоге все существовавшие на момент перехода к новому способу бюджетирования расходов ФЦП влились в государственные программы, образовав вместе с подпрограммами (в которые вошли ведомственные целевые программы) их структуру.

В настоящее время государственное планирование развития кинематографии, а также ее финансирование осуществляется в рамках государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, а если быть точнее, то в рамках ее подпрограммы «Искусство» и ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)».

Основной задачей подпрограммы «Искусство» государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы в области кинематографа является создание условий для его сохранения и развития, при этом его основная проблема видится в недостаточном уровне российской кинопродукции, ее идейном содержании, а также конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Реализация намеченной цели осуществляется в соответствии с такими приоритетами, как развитие производства и проката произведений российской кинематографии, формирование государственного заказа на создание кинематографической продукции. Для оценки эффективности достижения установленной подпрограммой цели предусмотрены целевые индикаторы и показатели, представленные вместе с их планируемыми значениями на каждый календарный год действия подпрограммы в таблице 1 [2].

Ожидаемыми результатами от реализации подпрограммы являются:

1) рост количества российских фильмов в кинопрокате и их продвижение на мировой рынок;

2) рост количества качественных российских фильмов в кинопрокате;

Таблица 1

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы «Искусство» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы в области кинематографии [2]

№ п/п Целевой индикатор (показатель) Значение целевого индикатора (показателя) в период 2012-2020 годов

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

1 Среднее количество посещений киносеансов в расчете на 1 человека 0,46 0,46 0,47 0,47 0,48 0,48 0,49 0,49 0,5

2 Доля переведенных оригиналов магнитных фонограмм кинофильмов на цифровые носители в общем объеме фонда магнитных фонограмм Госфильмофонда РФ, % 25,2 27,1 29 30,9 32,8 34,7 36,6 38,4 40,3

3 Доля созданных страховых копий на электронных носителях в общем объеме оригинальных исходных фильмовых материалов, подлежащих к переводу на электронные носители Госфильмофон-да РФ, % 0,63 0,78 0,93 1,09 1,23 1,4 1,56 1,68 1,82

4 Интенсивность пополнения Госфильмофонда РФ (по отношению к годовому объему аудиовизуальной продукции) 0,83 0,92 0,93 0,93 0,94 0,94 0,94 0,95 0,95

5 Количество субсидий, предоставленных организациям кинематографии на производство фильмов, ед. 420

3) высокий уровень сохранности и эффективности использования коллекции фильмов и других киноматериалов Госфильмофонда РФ;

4) укрепление материально-технической базы организаций, осуществляющих кинопроизводство и кинопоказ;

5) совершенствование механизма государственной поддержки производства, проката и продвижения российских фильмов [2].

ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)» также предусматривает реализацию определенных мероприятий, направленных на развитие и поддержку кинематографии, представленных вместе с ожидаемыми результатами от их реализации в рамках таблицы 2.

Единственным важнейшим целевым индикатором и показателем ФЦП при этом в области кинематографа является доля фильмов российского производства в общем объеме проката на территории РФ [3]. Планируемые по окончании каждого календарного года значения данного показателя приведены в таблице 3.

В разные периоды истории нашей страны государственная поддержка кинематографии осуществлялась в различных формах. Принято выделять прямую и косвенную формы господдержки. Прямая предполагает непосредственное финансирование производства, проката фильма или каких-либо кинематографических мероприятий за счет средств государственного бюджета, косвенная же основана на предоставлении налоговых льгот и преференций организациям кинематографии. В начале 1990-х годов превалировала косвенная форма поддержки, заключавшаяся в предоставлении льгот по налогу на прибыль для организаций, инвестирующих свои средства в кинематограф. Прямое финансирование вновь получило широкое распространение с принятием Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». Однако в первые годы действия Закона оно было не столь значительным. В существенных размерах средства из федерального бюджета на поддержку кинопроизводства стали выделяться

Таблица 2

Мероприятия, направленные на развитие и поддержку кинематографии, а также ожидаемые результаты от их реализации в соответствии с Федеральной целевой программой «Культура России (2012-2018 годы)» [3]

№ п/п Наименование мероприятия Ожидаемый результат от реализации мероприятия

1 Поддержка отечественных производителей культурных благ в области кинематографии Создание в 2012-2018 годах не менее 70 игровых (дебютных, детских, авторских), 321 неигровых и 115 анимационных национальных фильмов

2 Подготовка кадров для современного отечественного кинематографа Подготовка для киноиндустрии специалистов, остро необходимых для развития кинопроизводства в области зрительного кино. За 7 лет будет выпущено 100 сценаристов, 50 режиссеров, 80 аниматоров, 350 дистрибьюторов кинотеатрального рынка

3 Расширение доступности продукции и услуг кинематографии для населения России Проведение ежегодно не менее 30 российских и международных кинофестивалей в регионах России. Оказание в 2012-2018 годах государственной поддержки в прокате 104 полнометражным игровым и анимационным национальным фильмам

4 Поддержка продвижения на мировой рынок отечественного кино Расширение географии продвижения отечественных фильмов за рубежом, создание положительного образа России за рубежом. Проведение в 2012-2018 годах 175 некоммерческих киномероприятий за рубежом

Таблица 3

Планируемая доля фильмов российского производства в общем объеме проката на территории РФ в период 2012-2018 годов в соответствии с Федеральной целевой программой «Культура России (2012-2018 годы)» [3]

№ п/п Целевой индикатор (показатель) Значение целевого индикатора (показателя) в период 2011-2020 годов

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

1 Доля фильмов российского производства в общем объеме проката на территории РФ, % 23 23,5 24 25 26 27 27,2 28

лишь с 2002 г. после отмены льгот по налогу на прибыль, произведенной с целью снижения объемов недобросовестного использования льготируемых денежных средств.

На сегодняшний день государственная поддержка кинематографа осуществляется как в прямой, так и в косвенной форме. Основными элементами косвенной формы являются:

• непризнание объектом налогообложения НДС реализации билетов кинотеатрами;

• освобождение от НДС реализации работ (услуг) по производству кинопродукции,

выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии, прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма;

• освобождение от налогообложения НДС произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов (участвующих в кинофестивалях и иных подобных культурных мероприятиях);

• предоставление владельцам исключительных прав на аудиовизуальное произведение как объекта нематериальных активов возможности самостоятельного определения срока их полезного использования для целей начисления амортизации, при этом его минимальное значение ограничивается двумя годами [4].

Полномочия по осуществлению государственной поддержки кинематографии в соответствии с действующим законодательством возложены Правительством РФ на Министерство культуры РФ, оно же является и главным распорядителем средств федерального бюджета по данному направлению [5]. В то же время Постановлением Правительства установлены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии, исходя из которых, часть средств Министерство культуры распределяет самостоятельно между конечными получателями, а оставшуюся часть передает некоммерческой организации, учредителем которой выступает Российская Федерация в лице ее Правительства. Отбор такой некоммерческой организации Министерство культуры ежегодно осуществляет самостоятельно с обязательным учетом указанных в Постановлении критериев. В 2012-2014 гг. субсидии предоставлялись Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонду кино). Вместе с тем следует отметить, что в период 2010-2011 гг. Фонд получал субсидии от Министерства культуры на основании ежегодных Постановлений Правительства, т.е. конкурсный отбор некоммерческой организации тогда не осуществлялся вовсе.

Порядок разграничения между Министерством культуры РФ и Фондом кино функций в рамках государственного финансирования организаций кинематографии фактически устанавливается также Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии. В соответствии с данным документом субсидии предоставляются:

• организациям кинематографии на финансовое обеспечение и (или) возмещение расходов, связанных с производством, прока-

том, показом и субтитрированием фильмов для детей и юношества, дебютных, авторских и экспериментальных игровых национальных фильмов, национальных фильмов социально значимой тематики, телевизионных сериалов, киножурналов, документальных, научно-популярных и анимационных национальных фильмов, с проведением конференций, семинаров, выставок, кинопремий, мастер-классов, сценарных конкурсов, кинофестивалей, показов зарубежных фильмов на территории Российской Федерации, а также с продвижением национальных фильмов, в том числе путем участия в международных кинофестивалях, кинорынках и кинонеделях;

• некоммерческой организации (Фонду кино) на финансовое обеспечение и (или) возмещение расходов, связанных с производством и прокатом национальных фильмов, создаваемых лидерами отечественного кинопроизводства и иными организациями кинематографии [6].

При этом Министерство культуры РФ предоставляет субсидию Фонду кино на основании приказа и ежегодно заключаемого между ними соглашения. В соглашении закрепляются конкретные направления расходования бюджетных средств Фондом, условия их перечисления и размер, оценка результативности использования, ответственность за нецелевое применение и порядок возврата при выявлении подобных случаев, порядок и сроки представления отчетности об использовании [6].

Анализируя объемы бюджетных ассигнований на поддержку различных мероприятий в области кинематографии, следует отметить, что большая их часть, в конечном счете, традиционно распределяется Фондом кино. Однако, если в период 2010-2012 гг. доля бюджетных средств, расходуемых Фондом на соответствующие нужды, достигала 70-80%, то в 2013-2014 гг. она снизилась до 55-60% [7]. Данный факт объясняется, прежде всего, реформой системы государственной поддержки кинематографа с 2013 г., заключающейся в изменении порядка бюджетного финансирования киноотрасли, а также ужесточении контроля над Фондом со стороны Министерства культуры.

32

петербургский экономический журнал • № 4 • 2014

Особый интерес представляет порядок распределения средств Фондом кино между их конечными получателями. В соответствии с действующим законодательством Фонд предоставляет средства лидерам отечественного кинопроизводства и иным организациям кинематографии в пределах предоставленной ему субсидии с целью поддержки:

• производства полнометражных игровых и полнометражных анимационных национальных фильмов, оказываемой на безвозвратной основе;

• производства национальных фильмов, оказываемой на условиях стопроцентной возвратности предоставленных Фондом средств;

• производства национальных фильмов, оказываемой на условиях субсидирования процентных ставок по кредитам, взятым организациями кинематографии в кредитных организациях РФ на эти цели;

• производства национальных фильмов, оказываемой на условиях возвратности предоставленных Фондом средств с прибыли от реализации фильмов пропорционально доле участия Фонда в их производстве;

• проката национальных фильмов, оказываемой на условиях возвратности предоставленных Фондом средств [6].

Однако окончательное решение о порядке расходования субсидии Фондом кино закрепляется в соглашении с Министерством культуры РФ. Так, например, в 2014 г. Министерство не предусмотрело для Фонда бюджетных средств на последние два из представленных выше направлений господдержки, что вынудило его осуществлять финансирование кинопроката из собственных средств, а кинопроизводство на условиях возвратности с прибыли от реализации в этом году совсем оставить без внимания. Порядок распределения средств, источником которых выступают субсидии из федерального бюджета, Фондом кино в 2013 и 2014 гг. представлены в таблице 4.

Помимо приведенных ранее направлений государственного финансирования отечественной кинематографии по согласованию с Министерством культуры РФ Фонд кино может предоставлять средства, источником которых являются субсидии из федерального бюджета, и на другие цели. Так, в 2013 г. между Министерством культуры и Фондом было заключено соглашение на предоставление субсидии с целью проведения сценарного конкурса, предполагающего заключение от имени Фонда договоров авторского заказа с авторами (авторскими коллективами) ранее

Таблица 4

Направления и объемы государственного финансирования, источником которого выступают субсидии из федерального бюджета, осуществляемого Фондом кино в 2013-2014 годах [8; 9]

№ п/п Направление государственного финансирования кинематографии, осуществляемого Фондом кино Объемы государственного финансирования в 2013-2014 гг., млн руб.

2013 2014

1 Производство фильмов лидерами отечественного кинопроизводства на безвозвратной основе 1 500 1 200

2 Производство фильмов иными организациями кинематографии на безвозвратной основе 400 500

3 Субсидирование процентных ставок по кредитам 100 100

4 Производство фильмов на условиях 100 % возвратности лидерами отечественного кинопроизводства 350 700

5 Производство фильмов на условиях 100 % возвратности иными организациями кинематографии 500

6 Производство фильмов на условиях возвратности с прибыли от их реализации 150 -

7 Прокат фильмов на условиях возвратности 500 -

Итого 3 000 3 000

отобранных специально учрежденным для этого Экспертным жюри сценариев. Впоследствии Фонд выставил на продажу права на экранизацию данных сценариев.

Правила предоставления государственной поддержки организациям кинематографии Фондом кино ежегодно устанавливаются его приказами.

Бесспорно, главной функцией Фонда сегодня является частичное финансирование производства игровых и анимационных полнометражных национальных фильмов, осуществляемых лидерами отечественного кинопроизводства.

Понятие «лидер отечественного кинопроизводства» впервые было введено в оборот в 2010 г., в год активизации работы Фонда. Первоначально для их отбора Министерство культуры РФ и Фонд кино воспользовались помощью независимой исследовательской компании Movie Research Company (MRC), которая в феврале-марте 2010 г. провела аналитическое исследование, результатом которого стало появление рейтинга отечественных кинопродюсерских компаний. Критерии и выделяемые в их рамках показатели, на основании которых осуществлялось ранжирование кинокомпаний, были следующими: зрительская оценка фильмов (оценка фильмов зрителями кинотеатров, оценка фильмов зрителями ТВ); профессиональная оценка фильмов (участие в кинофестивалях, профессиональные призы и награды); устойчивость / надежность организации (продолжительность работы, текущая активность) [10].

В 2011 г. понятие «лидер отечественного кинопроизводства» было закреплено на законодательном уровне Постановлением Правительства РФ, им же были определены критерии, учитываемые при отнесении организации кинематографии к данной категории. Фактически они повторили условия, определенные в 2010 г. MRC, лишь за небольшим исключением в последнем из них. В настоящее время при определении лидеров отечественного кинопроизводства Фонд кино принимает во внимание все те же критерии, закрепленные теперь Правительством в общих Правилах предоставления субсидий из

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

федерального бюджета на поддержку кинематографии, утвержденных 25.12.2012 г. К ним относятся:

• зрительская оценка фильмов, выпущенных организацией кинематографии, выражающаяся в их посещаемости в период показа в кинотеатрах и в телевизионном рейтинге;

• профессиональная оценка фильмов, выпущенных организацией кинематографии, определяемая полученными наградами кинофестивалей и кинопремиями;

• продолжительность работы организации кинематографии на рынке и количество выпущенных ею фильмов с учетом их тиражей [6].

Однако указанные критерии являются лишь общим выражением, квинтэссенцией условий отбора лидеров, они не дают ответ на вопросы, как именно осуществляется их отбор, как, в частности, соотносятся между собой эти критерии, за какой период они рассматриваются, где берется необходимая информация. Для указанной цели приказом Фонда кино ежегодно утверждается методика составления рейтинга для отнесения организаций кинематографии к лидерам отечественного кинопроизводства.

Перечень компаний - лидеров отечественного производства в период 2010-2014 гг. (за период активной деятельности Фонда и с момента появления самого понятия «лидер отечественного кинопроизводства») представлен в рамках таблицы 5. Следует обратить внимание на то, что, во-первых, общее количество мейджоров каждый год меняется, решение об их численности Фонд принимает самостоятельно, а во-вторых, костяк лидеров во все годы образуют одни и те же компании: 5 из них являются постоянными лидерами рейтинга, 2 включались в него 4 из 5 раз, а еще одна присутствует в нем последние 3 года [10].

На безвозвратное финансирование производства фильмов только лидерами отечественного кинопроизводства Фонд кино в настоящее время расходует 40% субсидии, предоставляемой ему Министерством культуры РФ. В 2013 г. данная величина составляла 50%, а в 2010 г. достигала 79%. При этом мейджоры имеют право на получение поддержки как от Фонда, так и от

Таблица 5

Перечень лидеров отечественного кинопроизводства в период 2010-2014 гг. [10]

№ п/п 2010 г 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Наименование кинокомпании

1 ООО «Кинокомпания «СТВ» ООО «Централ Партнершип» ООО «Арт Пикчерс Студия» ООО «Арт Пикчерс Студия» ООО «Арт Пикчерс Студия»

2 ЗАО «Дирекция Кино» ООО «Кинокомпания «СТВ» ЗАО «Дирекция Кино» ЗАО «Дирекция Кино» ЗАО «Дирекция Кино»

3 ООО «Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова» ООО «Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова» ООО «Кинокомпания «СТВ» ООО «Кинокомпания «СТВ» ООО «Кинокомпания «СТВ»

4 ООО «Централ Партнершип» ЗАО «Дирекция Кино» ООО «Компания «РЕАЛ-ДАКОТА» ООО Кинокомпания «СТРЕЛА» ООО «Нон-Стоп Продакшн»

5 ООО «Продю-серская фирма Игоря Толсту-нова» ООО «ТаББак» ООО «Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова» ООО «Компания «РЕАЛ-ДАКОТА» ООО «Продю-серская фирма Игоря Толстунова»

6 ООО «Арт Пикчерс Студия» ООО «Арт Пикчерс Студия» ООО «ТаББак» ООО «Нон-Стоп Продакшн» ООО «Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова»

7 ООО «Базелевс» ООО «Продю-серская фирма Игоря Толстунова» ООО «Централ Партнершип» ООО «Продю-серская фирма Игоря Толсту-нова» ООО «ТаББак»

8 ООО «Рекун-синема» -- ООО «Кинокомпания Коктебель» ООО «Рекун-синема» ООО «Централ Партнершип»

9 -- -- ООО «Нон-Стоп Продакшн» ООО «Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова» ООО «Энджой мувиз»

10 -- -- ООО «ТПО «РОК» ООО «ТаББак» --

11 -- -- -- ООО «ТПО «РОК» --

12 -- -- -- ООО «Централ Партнершип» --

13 -- -- -- ООО «Энджой мувиз» --

Минкультуры на равных с другими кинокомпаниями условиях, но в иных формах (не на безвозвратной основе).

Особого внимания требует рассмотрение порядка государственной поддержки, ока-

зываемой напрямую организациям кинематографии Министерством культуры РФ.

В соответствии с действующим законодательством Министерство культуры предоставляет субсидии организациям кинемато-

графии на финансовое обеспечение и (или) возмещение расходов, связанных с:

• производством, прокатом, показом и субтитрированием фильмов для детей и юношества, дебютных, авторских и экспериментальных игровых национальных фильмов, национальных фильмов социально значимой тематики, телевизионных сериалов, киножурналов, документальных, научно-популярных и анимационных национальных фильмов;

• проведением конференций, семинаров, выставок, кинопремий, мастер-классов, сценарных конкурсов, кинофестивалей, показов зарубежных фильмов на территории РФ, продвижением национальных фильмов, в том числе путем участия в международных кинофестивалях, кинорынках и кинонеделях [6].

Порядок отбора получателей субсидий регулируется приказами Министерства культуры РФ № 114 и № 115 от 08.02.2013 г. Первый из них устанавливает правила отбора организаций кинематографии с целью поддержки проката, показа и субтитрирования указанных ранее видов аудиовизуальных произведений, а также проведения различных перечисленных выше киномероприятий и продвижения национальных фильмов. Второй регламентирует предоставление субсидий на производство национальных фильмов.

Важным является тот факт, что государственная помощь предоставляется не просто организации кинематографии, а конкретному кинопроекту или киномероприятию, реализуемому ею. При этом неотъемлемым условием оказания фильму государственной поддержки в любой из ее форм является получение им статуса национального [5]. Критерии отнесения фильма к национальному устанавливаются действующим законодательством. Также ключевыми критериями предоставления государственной поддержки выступают творческое своеобразие, художественная ценность, актуальность представляемых кинопроектов, их прокатный потенциал. Важным ограничением является запрет на одновременное государственное финансирование одного и того же проекта Мин-культуры и Фондом кино, осуществляемое на условиях безвозвратности и субсидирования процентных ставок по кредитам [6].

Центральное место в нормативно-правовой базе кинематографа занимает Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», поскольку именно этот законодательный акт устанавливает основные принципы и направления государственной политики в области кинематографии, дает юридические дефиниции терминов, применяемых в данной сфере деятельности. Важную роль в правовом регулировании кинематографии играют Постановления Правительства РФ, а также приказы и распоряжения Министерства культуры РФ и Фонда кино. Так, например, Постановлениями Правительства РФ установлены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии, государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)», в рамках которых на сегодняшний день осуществляется распределение всех бюджетных ассигнований, предусмотренных на поддержку кинематографа.

Неотъемлемой частью нормативно-правовой базы государственной поддержки кинематографии являются нормативно-правовые акты общего законодательства, т. е. регулирующие хозяйственные отношения, возникающие в любой сфере хозяйственной деятельности и так или иначе затрагивающие деятельность любых хозяйствующих субъектов на территории России. Среди них следует отметить: Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», федеральные законы о федеральном бюджете на тот или иной календарный год и плановый период, состоящий из двух последующих лет.

В заключение выделим основные особенности действующего механизма государ-

36

петербургский экономический журнал • № 4 • 2014

ственной поддержки отечественной кинематографии:

1. Государственное планирование развития кинематографии и ее государственное финансирование осуществляются в рамках подпрограммы «Искусство» и Федеральной целевой программы «Культура России (20122018 годы)», государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы.

2. Полномочия по осуществлению государственной поддержки отечественной кинематографии фактически разделены между двумя структурами - Министерством культуры РФ и Фондом кино.

3. Объектом государственной поддержки выступают конкретные кинопроекты или ки-

номероприятия, реализуемые организациями кинематографии.

4. Оказание государственной поддержки кинематографу производится в прямой и косвенной формах. Прямая предполагает целевое бюджетное финансирование, косвенная основана на предоставлении налоговых льгот и преференций.

5. Порядок распределения бюджетных средств между конечными получателями: осуществление государственного финансирования кинематографии двумя структурами - Министерством культуры и Фондом кино; фактическое разделение организаций кинематографии в целях оказания им прямой государственной поддержки на лидеров отечественного кинопроизводства и иные организации кинематографии.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы».

3. Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 г. № 186 «О федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)».

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая).

5. Федеральный закон от 22.08.1996 года № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

6. Постановление Правительства РФ от 25.12.2012 № 1397 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии».

7. Смолокуров Е. В. Тенденции и проблемы развития киноиндустрии в Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2013. № 4. С. 38-44.

8. Соглашение о предоставлении Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии субсидии из федерального бюджета в 2013 году № 618-01-41/03-13 от 24.04.2013 г. URL: http://www.fond-kino.ru/docu-ments/14/ (дата обращения: 31.10.2014).

9. Соглашение о предоставлении Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии субсидии из федерального бюджета в 2014 году № 877-01-41/03-14 от 18.04.2014 г. URL: http://www.fond-kino.ru/docu-ments/14/ (дата обращения: 31.10.2014).

10. Официальный сайт Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. URL: http://www.fond-kino.ru/ (дата обращения: 31.10.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.