УДК 791.4:336
ФИНАНСИРОВАНИЕ В КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
© Якушева С. В., 2018
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В статье рассматриваются источники финансирования в кинематографические проекты. Проводится анализ основных показателей эффективности для определения лидеров в сфере кинематографа. Одной из задач автора является — показать статистику по продвижению российского кинематографа за рубежом. Другая — определение компаний, получивших государственное финансирование от Фонда Кино в 2018 году.
Ключевые слова: финансирование, кинематограф, кино, краудфандинг, государственная поддержка
На сегодняшний день особую актуальность приобретает финансирование в сфере кинематографа в России. Оказание финансовой помощи для кинопроизводства характеризуется высокими рисками. Связано это с тем, что затраты на производство картины вероятней всего будут понесены в короткий срок, а окупаемость при этом может достигать нескольких лет. Каждая кинокомпания нуждается в финансировании проектов. На практике бюджет суммируется из нескольких составляющих: собственные, заемные, государственные и привлеченные денежные средства. Множество кинокомпаний не имеют достаточного количества собственных средств для реализации проекта. В то время, как заемные средства дают не каждому, и получить кредит под высокую ставку — не самое выгодное предложение для производства кино. Поэтому рассмотрим наиболее подходящие на сегодняшний день источники финансирования в кинематографические проекты:
Краудфандинг
Бюджет формируется за счет добровольных отчислений и пожертвований. При недостатке денежных средств можно найти потенциальных инвесторов и получить финансирование для проекта через Интернет. Модель представляет взаимодействие автора проекта, который предлагает идею для финансирования. В свою очередь, спонсоры, поддерживающие проект, получают материальное или нематериальное вознаграждение от автора проекта. Поощрение представляется в виде итогового продукта: устная или письменная благодарность, автограф, использование имени в титрах фильма, подарок в виде реквизита со съемок, встреча с главными героями фильма, приглашение на предпремьерный
показ и т.п. Для спонсоров выгодой является участие в разработке инновационного проекта, возможность увидеть фильм раньше, до официального выхода в прокат. В особых случаях применяется краудинвестинг — это получение вознаграждения в виде доли в проекте или будущей прибыли. Популярные краудфандинговые платформы в России — сайты, созданные для сбора денежных средств: boomstarter.ru и planeta.ru.
Получение грантов
Актуальным мероприятием, направленным на получение грантов, является Всероссийский питчинг дебютантов. Профессиональное мероприятие по презентации кинопроектов молодых кинематографистов. Самой
распространенной формой прямой государственной поддержки являются гранты. Церемония направлена на выявление и поощрение дебютантов. Победители конкурса в 2018 году получают до 500 000 рублей.
Государственная поддержка
Выделение государственных субсидий из Федерального фонда социальной экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд Кино). Финансирование осуществляется как на возвратной, так и на безвозвратной основе. Во все времена значимыми для государства будут являться социальные проекты. Так как они официально выражают позицию государства России. Например, ко Дню Победы — картины о Великой Отечественной Войне. Ниже проанализируем некоторые факты на получение поддержки из Федерального фонда социальной экономической поддержки отечественной кинематографии.
Распространенные источники финансирования в киноиндустрии представлены на рис. 1
Нпо'шнкн финансирования к Ы Пй ПрЫПБОЛГТ Ь]
!ф*удфйидкнГ
вЛЖСШИЦИПС.ТЬИО^И,
Рис. 1 Источники финансирования в кино
Кто получает государственные субсидии из Федерального фонда социальной экономической поддержки отечественной кинематографии? Сегодня, Фонд Кино определяет лидеров на основании учета четырех критериев эффективности:
• продолжительность работы и количество выпущенных фильмов;
• результаты на различных кинофестивалях;
• зрительская оценка, которая определяется посещаемостью в кинотеатрах и действующими рейтингами на телевидении;
• зарубежная аудитория российских фильмов (показатель введен с 2018 года).
По мнению экспертов, разработанные показатели позволяют сбалансировать
экономическую модель российской киноиндустрии. Помимо четырех принятых показателей, Фонд кино учитывает полученные сборы от фильмов, выпущенных студиями за последнее время (если такие имеются).
Немного поговорим о продвижение российского кинематографа. Для заинтересованных лиц (продюсера, инвестора и др.) важным показателем является проделанный анализ в сфере маркетинга и продаж. Маркетинг, с одной стороны, напрямую связан с получением прибыли от выхода фильма в прокат. С другой стороны, направлен на удовлетворение нужд потребителей. Эффективные мероприятия, связанные с продвижением фильма, способствуют получению большей прибыли. Из официальных источников, в табл.1 показано
сколько денежных средств выделяют иностранные государства для продвижения фильмов за рубежом.
Таблица 1. Продвижение фильмов
Год Страна Денежные средства
2016 Китай 25 000 000 $
2017 Южная Корея 24 000 000 $
2017 Италия 20 000 000 €
В России, в свою очередь, Министерство культуры России в 2017 году, выделило Роскино 28 000 000 рублей на организацию 9 мероприятий в пяти странах мира (Франция, Германия, США, Канада и Гонконг). Сегодня, компания Роскино занимается продвижением отечественных картин за рубежом (уже в течение 95 лет). К примеру, в 2016 году компания провела 59 российских киномероприятий (фестивали, дни и недели кино и т.д.) в 33 странах мира.
Часто обсуждается тема эффективного поддержания отечественного кинематографа. Ведется учет выделения финансовых средств, оценивается потенциальный успех фильма, количество территорий где будет показан фильм. Важным фактором является и продвижение российского кинематографа за рубежом. Многие
российские картины лучше окупаются на внешних рынках кинематографа.
Подводя итог вышесказанного, определяем 10 кинокомпаний, которым в 2018 году будут направлены денежные средства на оказание финансовой поддержки (табл. 2):
• «ВБДГруп» — Yellow, Black and White Group;
• Art Pictures;
• Продюсерская компания «Дирекция кино»;
• Кинокомпания «СТВ»;
Таблица 2. Киностудии, получившие финансирование от Фонда Кино
Киностудия Генеральный директор Год и место создания Известные фильмы
Yellow, Black and White Group Александр Ильин, Эдуард Илоян 2007 г., Москва «Кухня. Последняя битва», «Последний богатырь».
Art Pictures Федор Бондарчук 1991 г., Москва «Сталинград», «Духless», «Лёд».
Дирекция кино Анатолий Максимов 2006 г., Москва «Ирония судьбы. Продолжение», «Каникулы строгого режима», «Высоцкий. Спасибо, что живой».
СТВ Сергей Сельянов 1992 г., Санкт-Петербург «Салют-7», «Аритмия».
ТриТэ Никита Михалков 1987 г., Москва «Легенда №17», «Поддубный», «Движение вверх».
Нон-Стоп Продакшн Сергей Мелькумов 2005 г., Санкт- Петербург, Москва «Левиафан», «Дуэлянт», «Нелюбовь».
ТаББак Тимур Бекмамбетов 1994 г., Москва «Елки», «Убрать из друзей», «Хардкор», «Время первых».
Централ Партнершип Павел Степанов 1996 г., Москва «Бой с тенью», «Тарас Бульба».
Профит Игорь Толстунов 1995 г., Москва «На крючке», «Метро».
Рок Алексей Учитель 1991 г., Санкт-Петербург «Майор», «Дурак», «Матильда».
• Студия «ТриТэ»;
• Студия «Нон-Стоп Продакшн»;
• Студия «ТаББак»;
• Студия «Централ Партнершип»;
• ПРОФИТ — «Продюсерская фирма Игоря Толстунова»;
• «Творческо-производственное объединение «Рок».
По данным за 2017 год на оказание поддержки отечественной киноиндустрии государство
направило 7,2 млрд. рублей, из которых 4,8 млрд. рублей выделялись непосредственно на
кинопроизводство. Практически 2,9 млрд. рублей выделил Фонд кино, а также Министерство культуры — 1,9 млрд. рублей.
В 2018 году только Фондом Кино будет выделено 2,5 млрд. рублей на поддержку отечественного кино, 2 млрд. рублей из которых безвозвратно. В недавнем времени, министр Культуры Владимир Мединский заявил, что вопросы о том, какие именно проекты будут претендовать на поддержку, размер финансирования государства и должны ли будут продюсеры вернуть полученные денежные средства Фонду кино находятся на стадии обсуждения. В любом случае, новые и действующие киностудии отправляют заявку на получение финансирования от государства.
Также государство руководствуется и прибыльностью известных режиссеров. Так на основании данных из Forbes, в 2017 году самые доходные российские режиссеры — Тимур Бекмамбетов, Леван Габриадзе и Федор Бондарчук. Основным критерием успешности является положительная разница между бюджетом, затраченным на производство проектов, и сборами в прокате. Тимур получил $430 млн. дохода, Леван — $79,3 млн. и Федор — $70 млн. В данном случае был проведен анализ данных и критерием оценки являлся коммерческий успех фильма (начиная с 2010 года). У Бекмамбетова самым кассовым фильмом оказался «Особо опасен», который при бюджете в $75 млн. собрал в прокате $341,4 млн. Габриадзе являлся режиссером кассового фильма «Убрать из друзей», который принес $64 млн. с бюджетом в $1 млн. На третьем месте Бондарчук с фильмом «Сталинград», при бюджете в $30 млн., доход составил $69 млн. Рейтинг самых доходных режиссеров составлен на основе сведений из «Кинопоиска» и «Бюллетеня кинопрокатчика». Так же, полученные данные сверялись с данными компаний — производителей.
Финансирование в российский кинематограф осуществляется различными способами, в основном кинокомпании используют несколько источников для получения денежных средств.
В заключение, российский кинематограф с каждым днем начинает все больше привлекать внимания не только как вид искусства, но и как бизнес, главной задачей которого является получение прибыли. В текущее время, множество предприятий, работающих в сфере кинематографа,
стараются использовать всевозможные источники получения прибыли, направленные на реализацию проекта. ■
1. Официальный сайт «Всероссийский питчинг дебютантов» [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: http://pitching.moviestart.ru/ (Дата обращения: 23.03.2018)
2. Официальный сайт «Министерство Культуры РФ» [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: https://www.mkrf.ru/ (Дата обращения: 23.03.2018)
3. Официальный сайт «Фонд Кино» [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: http://www.fond-kino.ru/ (Дата обращения: 23.03.2018)
4. Официальный сайт «Forbes» [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: http://www.forbes.ru/ (Дата обращения: 23.03.2018)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Официальный сайт «Всероссийский питчинг дебютантов» [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL:
http://pitching.moviestart.ru/ (Дата обращения: 23.03.2018)
Официальный сайт «Министерство Культуры РФ» [Электронный ресурс] // Официальный сайт -URL: https://www.mkrf.ru/ (Дата обращения: 23.03.2018)
Официальный сайт «Фонд Кино» [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: http://www.fond-kino.ru/ (Дата обращения: 23.03.2018)
Официальный сайт «Forbes» [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: http://www.forbes.ru/ (Дата обращения: 23.03.2018)
Financing in cinematographic project
© Yakusheva S., 2018
The article demonstrates the sources of financing in cinematographic projects. The author formulates the main performance indicators for defining the leaders in the cinema field, for investing in the Cinema Fund. There are several author's tasks, which are showing the statistics of the promotion of Russian cinema abroad and defining of the companies that receive public funding from the Cinema Foundation in 2018.
Keywords: financing, cinematography, cinema, crowdfunding, government support