Научная статья на тему 'Резолюция v юбилейной Всероссийской научно-практической конференции «Медицина и качество 2009»'

Резолюция v юбилейной Всероссийской научно-практической конференции «Медицина и качество 2009» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
154
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы —

В г. Москва 10 декабря 2009 года состоялась V юбилейная Всероссийская научно-практическая конференция «Медицина и качество 2009», организованная Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития совместно с Всероссийской организацией качества и посвященная 5-летию со дня основания Росздравнадзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Резолюция v юбилейной Всероссийской научно-практической конференции «Медицина и качество 2009»»



В г. Москва 10 декабря 2009 года состоялась V юбилейная Всероссийская научно-практическая конференция «Медицина и качество 2009», организованная Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития совместно с Всероссийской организацией качества и посвященная 5-летию со дня основания Росздравнадзора.

РЕЗОЛЮЦИЯ V ЮБИЛЕЙНОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «МЕДИЦИНА И КАЧЕСТВО 2009»

В работе конференции приняло участие более 1000 специалистов органов и учреждений системы здравоохранения, в том числе депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ученые Российской академии медицинских наук, руководители и специалисты научно-исследовательских институтов и медицинских образовательных учреждений, лечебно-профилактических и аптечных учреждений.

В ходе пленарного заседания рассмотрены и обсуждены текущая ситуация в сфере здравоохранения по обеспечению качества оказываемой населению медицинской помощи, перспективы дальнейшего развития данного направления деятельности на всех уровнях управления отраслью с учетом достигнутых успехов, имеющихся и возможных ограничений непрерывного улучшения качества медицинской помощи.

По итогам работы субъектов Российской Федерации в области повышения уровня качества оказываемой пациентам медицинской помощи за 5-летний период отмечены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющие наилучшие показатели деятельности. Среди них: Алтайский край, Хабаровский край, Республика Карелия, Республика Марий Эл, Республика Хакасия, Волгоградская область, Оренбургская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург. Вручены премии «За достижения в области качества в здравоохранении» органам исполнительной власти в области охраны здоровья Алтайского края, г. Санкт-Петербург и Волгоградской области, вынесены благодарности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития руководителям указанных органов.

Проведено пять круглых столов, на которых конструктивно обсуждены проблемы:

— Качество медицинской помощи — основа общественного здоровья.

— Нормативное правовое регулирование качества медицинской помощи.

— Контроль безопасности и эффективности медицинских технологий, лекарственных средств, изделий медицинского назначения — неотъемлемые составляющие качества медицинской помощи.

"^Менеджер №2

\ здравоохранения ЗОЮ

— Информационные технологии — качеству медицинской помощи.

— Доступность лекарственных средств — гарантия своевременности и качества медицинской помощи.

В ходе обсуждения указанных вопросов участниками конференции отмечены позитивные тенденции в развитии системы управления качеством медицинской помощи.

На федеральном уровне реализуется комплекс мероприятий, направленных на улучшение ресурсного обеспечения системы здравоохранения в части подготовки кадрового состава, информатизации отрасли, материально-технического оснащения лечебно-профилактических учреждений, повышение уровня финансирования оказываемой медицинской помощи с одновременным внедрением страховых принципов в систему здравоохранения.

В трети субъектов Российской Федерации приняты необходимые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы обеспечения и качества медицинской помощи с учетом организации и ресурсного обеспечения территориальных систем здравоохранения. В таких субъектах Российской Федерации выявляется более позитивное восприятие пациентами функционирования отрасли, выше уровни удовлетворенности качеством медицинской помощи и ее доступностью. Участники конференции отметили улучшение информированности граждан Российской Федерации о медицинском обслуживании.

Вместе с тем, регионы России в области обеспечения качества медицинской помощи развиваются по-разному, различны уровни осознания органами государственной власти субъектов Российской Федерации значимости реализации мероприятий, направленных на непрерывное улучшение качества и доступности медицинской помощи.

Участниками конференции выделены факторы негативного влияния на развитие здравоохранения в Российской Федерации, обеспечение условий для реализации гражданами законных прав и интересов в области охра-

ны здоровья граждан, а также на управление качеством оказываемой им медицинской помощи.

Прежде всего, значительно ограничивает реализацию принимаемых на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации мер по защите законных прав и интересов граждан Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, дальнейшему развитию системы здравоохранения в стране, отсутствие правовых механизмов, регулирующих вопросы обеспечения и контроля качества медицинской помощи, страхование профессиональных рисков и ответственности врачей и среднего медицинского персонала, ответственность работодателей за оснащение рабочих мест медицинского персонала и обеспечение надлежащих условий для оказания качественной медицинской и лекарственной помощи.

Участниками конференции отмечено, что в действующих нормативных правовых актах Российской Федерации не установлены права и ответственность основных участников лечебно-диагностического процесса — пациентов. Пациент, как и врач, не являясь в настоящее время полноценным субъектом правоотношений в медицинской деятельности, не несет ответственности за качество лечебно-диагностического процесса, его результаты.

Действующие общественные медицинские организации (ассоциации, лиги, палаты) выполняют ряд полезных функций, но они разобщены, недостаточно активно участвуют в работе по улучшению качества оказания медицинской и лекарственной помощи в стране и не обеспечивают должной защиты медицинских работников и пациентов. Вместе с тем, государственные рычаги управления качеством медицинской помощи должны быть дополнены действенными механизмами общественного управления на основе принципов саморегулирования.

Отсутствие единых принципов организации и реализации деятельности в сфере непрерывного улучшения качества медицинского обслу-

№2

гаю

Менеджер

живания, установленных на федеральном уровне, значительно ограничивает внедрение и развитие принципов управления качеством медицинской помощи в стране, что негативно отражается, прежде всего, на обеспечении условий для реализации каждым гражданином Российской Федерации законных прав и интересов в области охраны здоровья.

По результатам состоявшегося обсуждения вопросов улучшения качества медицинской помощи участники пленарного заседания и круглых столов, признавая необходимость развития данного направления работы и считая задачу достижения современного уровня качества медицинской помощи центральным и стратегическим вопросом модернизации системы здравоохранения в Российской Федерации, пришли к согласованному мнению по следующим положениям:

1. Признание врача и пациента полноценными субъектами правоотношений медицинской деятельности, что может быть реализовано внесением изменений и дополнений в законодательство и подзаконные акты:

1.1. По вопросам прав и ответственности граждан Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.

1.2. О профессиональной медицинской деятельности, включая страхование профессиональных рисков и ответственности врачей и медицинских сестер, положения о независимой экспертизе врачебных ошибок, о компенсации работодателем в пользу врача части судебных исков (регрессии) при ненадлежащем оснащении рабочего места и ненадлежащих условий для оказания качественной медицинской помощи пациенту.

1.3. О лицензировании не только деятельности учреждений здравоохранения и индивидуальных предпринимателей, но и деятельности врача как специалиста.

2. В настоящее время приобретает особую актуальность разработка проекта федерального закона о внесении изменений в Основы законодательства Российской Феде-

рации об охране здоровья граждан в части включения дополнительной статьи 49.1 «Экспертиза качества медицинской помощи» в раздел IX «Медицинская экспертиза» с последующим принятием Положения об экспертизе качества медицинской помощи.

3. Целесообразно разработать приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об обеспечении качества медицинской помощи», включающий глоссарий терминов и понятий, а также регулирующий вопросы организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи:

— Порядок организации и производства экспертизы качества медицинской помощи;

— Положение об эксперте качества медицинской помощи;

— Порядок ведения Российского регистра экспертов качества медицинской помощи;

— Порядок проведения мониторинга доступности и качества медицинской и лекарственной помощи населению Российской Федерации, результаты которого включаются в ежегодный доклад Правительству Российской Федерации о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля в Российской Федерации.

4. Необходимо внести в Номенклатуру специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденную приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.2009 № 210н, в раздел «Специальности, требующие дополнительной подготовки при основной специальности 040120 «Организация здравоохранения и общественное здоровье» специальности:

— 040120.01 управление здравоохранением;

— 040120.02 экономика здравоохранения;

— 040120.03 общественное здоровье;

— 040120.04 управление качеством медицинской помощи.

5. Должны быть разработаны проекты нормативных правовых актов в сфере после-

1енеджер №3

здравоохранения ЗОЮ

дипломного образования медицинского персонала положений о послевузовском непрерывном повышении квалификации врачей и медицинских сестер за счет работодателей, а также о предоставлении беспроцентных долгосрочных кредитов врачам и медицинским сестрам на эти цели, в том числе (при необходимости) на обучение за рубежом.

6. Рекомендовать образовательным учреждениям дополнительного профессионального образования, осуществляющим повышение квалификации медицинских работников с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием, обеспечивать тематическое усовершенствование по вопросам управления качеством медицинской помощи для специалистов клинических специальностей.

7. Крайне актуальной в настоящее время является разработка мероприятий по информатизации системы здравоохранения, включая меры по нормативному и правовому обеспечению деятельности в области применения информационных технологий в здравоохранении, электронному документообороту лечебно-диагностического процесса, а также по обеспечению целевого финансирования развития информационных технологий в здравоохранении.

8. Необходимо создание государственной медицинской информационной корпорации, обеспечивающей медицинскую общественность своевременной, надежной, достоверной, объективной и бесплатной информацией о лекарственных средствах, дающих побочные реакции и осложнения, о наличии вакансий на занятие должностей на всей территории Российской Федерации, о тендерах на закупку лекарственных препаратов и медицинского оборудования у зарубежных и отечественных производителей, о государственных грантах на разработку новых лекарственных средств, оборудования и технологий в мультивариантном формате (Интернет, бумажные носители — газеты, журналы, информационные бюллетени).

9. Необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на внедрение и развитие саморегулирования в сфере здравоохранения, повышение мотивации медицинского персонала к участию в деятельности общественных организаций, внедрению принципов саморегулирования.

10. Обратить внимание органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и руководителей медицинских организаций не необходимость:

10.1. Принятия мер, направленных на повышение роли руководителя, призванного возглавить реализацию мероприятий по совершенствованию организации и улучшению качества медицинской помощи.

10.2. Разработать перспективные отраслевые программы повышения качества оказываемых медицинских услуг.

10.3. Участвовать в общероссийских и региональных конкурсах по качеству, научно-практических конференциях по вопросам качества медицинской и лекарственной помощи.

10.4. Ввести систему повышения оплаты труда медицинских работников в зависимости от уровня их профессиональной подготовки, конечных результатов оказания медицинской помощи, удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи, а также от степени участия персонала лечебно-профилактических учреждений в непрерывном совершенствовании медицинском обслуживании.

Участники конференции выразили благодарность и признательность руководителю Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Н.В. Юргелю и президенту Всероссийской организации качества Г.П. Воронину за отличную организацию пленарного заседания и обеспечение конструктивного диалога представителей органов государственной власти Российской Федерации и медицинского сообщества в рамках проведения круглых столов.

№2 Менеджер

гаю '

здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.