НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
РЕЗОЛЮЦИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
«ЭМОТИВНАЯ ЛИНГВОЭКОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
Целью научно-теоретического семинара явилось 1) привлечение внимания широкого круга лингвистов, лингвоэкологов, лингвокультурологов к роли эмоций в человеческой коммуникации, к изучению их влияния на здоровье человека через правильное / неправильное пользование языком, а также на здоровье, экологию самого языка; 2) обсуждение актуальных вопросов нового лингвистического направления - эмотивной лингвоэкологии; разработка методологии и терминологического аппарата данной отрасли языкознания.
Эмотивная лингвоэкология предназначена не только для установления тесной связи языка с эмоциональным мышлением его носителей, для характеристики позитивных перспектив и опасных тенденций эмоционального общения, но и для поиска возможностей преодоления евиантного развития русской речи и, опосредованно, языка.
По итогам научно-теоретического семинара были сделаны следующие выводы:
1) Предложено определение эмотив-ной экологичности коммуникации, согласно которому она представляет собой ее синер-гетическую характеристику: это эмоциональная мощность языка как вербальной и невербальной семиотической системы в совокупности с культурой речи и соблюдением правовых и этических норм коммуникативного кодекса. Вопрос о разграничении экологичного и неэкологичного в эмоциональной коммуникации требует обязательного учета экстралингвистических факторов в конкретной коммуникативной ситуации. Данный подход представляет собой новый виток развития эмотиологии: от категоризации эмоций в системе языка к коммуникативному аспекту эмотивности. Такой подход имеет значительный прикладной аспект - он заключается в разработке моделей
адекватного поведения в разных эмоциональных коммуникативных ситуациях и вузовском обучении ему будущих работников социально-педагогических отраслей.
2) Разграничены термины «лингвоэкология» как наука о бережном отношении к языку и «эмотивная лингвоэкологичность» как культура речи во взаимосвязи с этическими и правовыми нормами речевого поведения, в том числе проявления эмоций - как универсальных, так и этноспецифичных. Установлена тесная связь эмотивной линг-воэкологии (эколингвистики) и валеологии, одним из проявлений которой является терапевтическая функция языка, связанная со здоровьеохранительной деятельностью человека: в центре внимания лингвоэкологов находится изучение того, как язык влияет на здоровье человека, точнее, как осмысленная, здравая, эмоционально выверенная речь способствует сохранению здоровья человека, что, в свою очередь, способствует сохранению «здоровья» национального литературного языка.
3) Продемонстрирована сложность установления зависимости между эмоцией и модусом экологичности. Предполагается, что эта зависимость преломляется через конкретный дискурс, эмоциональный интеллект коммуникантов, помноженные на эмоциональность конкретной ситуации. Все это требует многочисленных экспериментов в разных сферах коммуникации и на примере конкретных положительных и отрицательных эмоций, упакованных в положительную и отрицательную вербалику / невербалику.
4) Установлено, что не любое выражение отрицательных эмоций и употребление соответствующих вербальных и невербальных средств является неэкологичным. Определено понятие амбиэкологичности эмотив-ного общения.
Резолюция общероссийского научно-теоретического семинара
5) Посредством анализа ситуаций эмоционального человеческого общения выделены параметры эмотивной экологичности коммуникации. Отмечено, что экологич-ность / неэкологичность коммуникации может быть измерена не только параметрами позитивного или негативного эмотивного общения, что затрагивает поверхностный психоэмоциональный уровень личности. На степень экологичности влияет также и рациональная оценка, имеющая более глубинную, когнитивную основу и направленная на трансформацию ментальной сферы, когнитивной базы человека говорящего.
Участники семинара считают необходимым:
- обратить внимание всех лингвоэко-логов, и прежде всего тех, кто занимается эмотивным аспектом этой науки, на необходимость разработки таких первоочередных проблем, как онто- и филогенетические аспекты лингвоэкологии как дисциплины; факторы, влияющие на бытие лингвоэколо-гии в языковом и метаязыковом мышлении личности; психофизиологические основания лингвоэкологии; соотношение рационального, рассудочного и иррационального, интуитивного начал в лингвоэкологически ориентированном мышлении; специфика лингвоэкологичного общения; аксиологические аспекты лингвоэкологии; параметры разграничения лингвоэкологичного / не лингвоэкологичного; параметры лингвоэ-кологической катастрофы; речевые проявления эффективности лингвоэкологичного текста; параметры и эволюция образцовых текстов в русской лингвоэкологии; амбивалентность экологичности текстов СМИ; роль средств массовой коммуникации в пропаганде лингвоэкологии и образцов эколо-гичности межперсонального, группового и массмедийного общения; и др.
- составить перечень практических лингвоэкологических рекомендаций для типизированных эмоционально-коммуникативных ситуаций как проявлений межперсонального, группового и институционального конфликта: бытовой ссоры и спора; научной полемики; правовых дискус-
сий и проч., где используются эмоционально насыщенные речевые акты взаимных обвинений, признания вины, примирения и др., реализуются экспрессивные речевые акты раздражения, гнева и проч.;
- разработать специальные лингвоэ-кологические рекомендации для различных сфер коммуникации:
• профессиональной: медицинской, бизнес-коммуникации, юридической и др.;
• массмедийной: журналистской, рекламной, связей с общественностью;
• научающей коммуникации в школе, в вузе, в дополнительном образовании и др.,
• межкультурной коммуникации;
- создать компьютерную базу «отрицательного материала»: рекламных, дидактических, политических и др. текстов, которые привели к конфликтам и в современной языковой и культурной ситуации должны быть оценены как недопустимые и неприемлемые; подготовить ее силами всех лингвоэко-логов (зколингвистов), занимающихся разработкой данной проблематики, в первую очередь, лингвоэкологическими центрами России;
- подготовить учебные программы спецкурсов по коммуникологии и линг-воэкологии общения силами межвузовских научно-методических коллективов;
- по мере их готовности предложить Министерству образования и науки РФ рассмотреть возможность их введения во всех направлениях высшего и среднего специального образования;
- подготовить и внести предложение в соответствующие ведомства о необходимости экспертизы текстов детских журналов на предмет их эколингвистической эмотивности;
- оповестить научную общественность о результатах семинара;
- издать материалы научно-теоретического семинара в виде коллективной монографии;
- провести очередную встречу специалистов по лингвоэкологии для обсуждения намеченного круга проблем в формате конференции / школы-семинара в 2014 / 2015 году. Место проведения определить позже.