Научная статья на тему '«Словом можно убить, словом можно спасти. . . » (Рец. На кн. : эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве : монография / науч. Ред. В. И. Шаховский ; отв. Ред. Н. Н. Панченко ; редкол. : Я. А. Волкова, А. А. Штеба, Н. И. Коробкина. - Волгоград : Перемена, 2013. - 450 с. )'

«Словом можно убить, словом можно спасти. . . » (Рец. На кн. : эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве : монография / науч. Ред. В. И. Шаховский ; отв. Ред. Н. Н. Панченко ; редкол. : Я. А. Волкова, А. А. Штеба, Н. И. Коробкина. - Волгоград : Перемена, 2013. - 450 с. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

163
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кольцова Л. М., Токмакова С. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Словом можно убить, словом можно спасти. . . » (Рец. На кн. : эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве : монография / науч. Ред. В. И. Шаховский ; отв. Ред. Н. Н. Панченко ; редкол. : Я. А. Волкова, А. А. Штеба, Н. И. Коробкина. - Волгоград : Перемена, 2013. - 450 с. )»

УДК 81'33

«СЛОВОМ МОЖНО УБИТЬ, СЛОВОМ МОЖНО СПАСТИ...» (Рец. на кн.: Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве : монография / науч. ред. В. И. Шаховский ; отв. ред. Н. Н. Панченко ; редкол. : Я. А. Волкова, А. А. Штеба, Н. И. Коробкина. - Волгоград : Перемена, 2013. - 450 с.)

Л. М. Кольцова, С. Е. Токмакова

Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 17 марта 2014 г.

Вышедшая в свет монография «Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве» - результат многолетней исследовательской деятельности ученых, среди которых сотрудники научно-исследовательской лаборатории «Язык и личность» Волгоградского государственного социально-педагогического университета и участники Всероссийского научно-теоретического семинара «Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве» (5-6 октября 2012 г.), объединившего научные школы Москвы, Краснодара, Астрахани, Воронежа и др.

Авторы коллективной монографии ставят перед собой задачи определения объекта и предмета эмо-тивной лингвоэкологии как нового направления лингвистической науки, а также предпринимают попытку разработки надежной методологии и методики проведения соответствующего лингвистического исследования в русле номинативно-прагматической парадигмы современной науки о языке. Эмотив-ная лингвоэкология как полипарадигмальное научное направление, являющееся синтезом эмотивной лингвистики и лингвоэкологии, представляет собой ответ требованиям времени и современного общества, нуждающегося в «здоровом» общении. Многие исследователи отмечают в меняющемся мире и деградацию языка. С этим положением можно спорить, но вряд ли кто-то не согласится с тем, что наш язык, который представляет для общества один из кодов, нуждается в «чистке». Если учитывать, что «энергия материальна, и энергетическая мощность слова очень высока» (с. 12), то нужные слова - это способ к оздоровлению человека. Целью монографии и является привлечение внимания «широкого круга лингвистов, лингвоэкологов, лингвокультурологов к роли эмоции в человеческой коммуникации, к изучению их влияния на здоровье человека через правильное / неправильное пользование языком, а также на здоровье,

© Кольцова Л. М., Токмакова С. Е., 2014

экологию самого языка» (с. 416). Но на наш взгляд, данная монография может быть полезна не только исследователям-филологам, но и всему научному сообществу, поскольку «качество языка обусловливает качество мышления, видения реальности, жизни человека» (с. 12).

«Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве» - научный труд, значимость которого представляется неоспоримой. Во-первых, рассматривается не только история становления молодого направления лингвистической науки, формирование методологической базы и терминологического аппарата, но и выдвигаются перспективы развития и проблемы эмотивной лингвоэкологии (зависимость экологичного / неэкологичного общения от амбивалентных / поливалентных эмоций; амбиэколо-гичность дискурсивных практик оскорблений и мата; влияние масс-медийной культуры на здоровье получателей информации и т.д.), что вооружает исследователей необходимым инструментарием и «проблемными зонами», которые нуждаются в изучении. Во-вторых, рассматриваются особенности экологичной / неэкологичной коммуникации, на которую влияет не только позитивное или негативное общение, но и рациональная оценка, подразумевающая ценностное осмысление окружающей дествительности. В-третьих, показывается, что эмотивная лингвоэкология направлена не только на выявление опасных тенденций общения, но и на поиск возможных способов преодоления девиантного развития русской речи.

Монография состоит из введения, двух частей, заключения, библиографического списка по проблеме лингвоэкологии и сведениях об авторах.

Первая часть «Эмотивная лингвоэкология: истоки и становление» состоит из трех разделов. Первый раздел «Истоки эмотивной лингвоэкологии» представлен статьей «Экология, валеология, лингвистика - три источника лингвоэкологии» (В. И. Шаховский, А. А. Штеба), анализирующие те начала, которые могут быть названы «отцами» эмотивной линг-

«Словом можно убить, словом можно спасти...».

воэкологии, имеющие «общую целевую установку на защиту человека (его физического и психического здоровья), в том числе и посредством "очищения языка"» (с. 13). Установка на заботу о здоровье человека, являющаяся общим предметом для экологии, валеологии и лингвоэкологии, обусловливает появление такого направления, как эмотивная лингвоэко-логия, «к проблемному полю которой относится не только эстетичность и этичность общения, но и вред и польза слова для здоровья человека» (с. 19). «Становлению эмотивной лингвоэкологии предшествовало сужение объектов исследования экологии, валеоло-гии и эмотиологии до уровня изучения характера информационной среды <...>, средств ее языковой репрезентации и места эмоций в отражении информации» (с. 18). Во втором разделе первой части монографии устанавливается объект, предмет, проблемы и задачи (большая часть которых получены от эмо-тивной лингвистики) эмотивной лингвоэкологии, предлагаются параметры экологичного и неэкологичного общения. В данном разделе высказывается предположение, согласно которому термины, предложенные А. П. Сковородниковым для лингвоэкологии, могут «успешно применяться в рамках эмотивной лингвоэкологии» (с. 45). Определяется цель эмотивной лингвоэкологии как науки, заключающейся в «"укрощении" эмоций» (с. 47). Н. Г. Солодовни-кова определяет ближайшие перспективы для научного поиска: «1) формулирование понимания эколо-гичности эмоциональной / эмотивной коммуникации; 2) доказательство, что эмотивность - главный фактор экологичности; 3) определение соотношения модуса эмотивности с видом экологичности <...>» и др. (с. 48). В третьем разделе описываются основные методы и приемы, которыми оперирует эмотивная лингвоэкология, обозначаются основные задачи данного направления. «Эмотивная лингвоэкология основывается на методологических принципах лингвистики эмоции, получившей большое развитие в последние десятилетия и выработавшей новый понятийно-терминологический аппарат» (с. 5). В статье П. С. Волковой «Эмотивность как принцип экологической коммуникации: методологический подход» раскрывается роль эмотивности в определении эко-логичности и неэкологичности тех или иных видов коммуникации. Трудно не согласиться с автором,

который утверждает, что категория эмотивности является обязательной составляющей любого текста (как реального, так и художественного), соответственно носит универсальный характер. Интересной представляется статья А. В. Пузырева «Лингвоэкология (эколингвистика) с точки зрения субстратного подхода к языку», в которой изучение проблематики происходит в рамках субстратного подхода к языку. Исследователь ставит перед представителями нового направления задачу разграничивать такие уровни, как экологическое и экологичное мышление, экологическая и экологичная речь, экологическое и экологичное общение и др. Значимым в данной статье представляется выделение ученым 25 проблем эколингвисти-ки, объединенных в пять основных групп в связи с предложенным им подходом.

Не менее интересна и вторая часть монографии, представляющая собой доклады ученых семинара. Она состоит из трех разделов, в которых рассматриваются номинативный аспект эмотивной лингвоэко-логии, а также специфика институциональной и межличностной коммуникации, кроме того, здесь затрагиваются частные проблемы и пути их решения в рамках предлагаемого научного направления.

В заключении, составленном Я. А. Волковой, формулируются исследовательские результаты, представленные в данной монографии, а также определяются перспективы исследования в данном направлении.

В библиографии, которая может расцениваться как ценный и содержательный раздел монографии, представлен обширный список литературы (с. 419446) по проблематике лингвоэкологии, состоящий из 385 единиц, где указаны работы не только отечественных, но и зарубежных исследователей.

Монография «Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве» является значительным вкладом в фундамент молодого направления - эмотивная лингвоэкология, которое рассматривает культуру речи во взаимосвязи с этическими и правовыми нормами коммуникативного поведения и особенность проявления эмоций, того направления социогуманитарного знания, которое способно спасти Человека от бесконечных стрессовых ситуаций, негативно влияющих на здоровье, порождаемых «грязной» пагубной речью не только собеседников (в том числе и медийных), но и своей собственной.

Воронежский государственный университет Кольцова Л. М., доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка E-mail: [email protected]

Токмакова С. Е., аспирант кафедры русского языка E-mail: [email protected]

Voronezh State University

Koltsova L. M., Doctor of Philology, Professor, Head of the Russian Language Department E-mail: [email protected]

Tokmakova S. E., Post-graduate Student of the Russian Language Department

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.