2012, Т. 2, № 1-2
Внедрение достижений эпидемиологии
его возбудителей типа А. Используя положения компромиссной зооантропонозной концепции под углом зрения теории саморегуляции паразитарных систем, удается рациональнее обосновать механизмы резервации и пандемического распространения вирусов гриппа. Фрагменты пандемических штаммов сохраняются в популяциях животных путем циркуляции рекомбинантов и реассортантов среди свиней и птиц. В периоды эпизоотий формируются антигенные варианты вирусов, из которых в ходе им-муноселекции в популяциях животных отбирается и получает перспективу распространения штамм, способный инфицировать людей без передачи от человека к человеку. На этом фоне у иммунодефицит-ных людей, инфицированных еще и антропонозным вирусом (коинфекция), происходят реассортации между вирусами человека и животных. Из зооноз-ных штаммов в ходе иммуноселекции уже в человеческом обществе отбираются вирионы с антигенной структурой, способной преодолеть иммунитет людей. Возбудитель начинает передаваться восприимчивым лицам антропонозным (аэрозольным) механизмом передачи и возникает пандемия. Она обусловлена обновленной путем реассортации с зо-онозными «родственниками» структурой поверхностных антигенов вириона — гемагглютинина (Н) и нейраминидазы (N), свойственной антропоноз-ным вирусам гриппа типа А. Внутренние же белки вирионов консервативны; они отражают эволюцию возбудителей пандемий и большого эпидемиологического значения скорее всего не имеют. После завершения пандемии ее возбудитель начинает постепенно «дрейфовать» и рекомбинировать с антропонозным вирусом-предшественником и родственными реассортантами, циркулирующими среди населения бессимптомно. В течение нескольких лет путем рекомбинаций между сочленами паразитарной системы происходит обновление Н и N за счет замены компонентов зоонозных вирусов на соответствующие фрагменты антропонозных возбудителей. Под давлением нарастающего популяционного иммунитета людей антропонозный вирус «дрейфует» и постепенно снижает свой эпидемический потенциал. Одновременно в популяциях животных постепенно «зреет» очередной предпандемический вариант, и при событиях, описанных выше, происходит смена лидера на «эпидемиологической арене», сопровождающаяся пандемией. Наш взгляд на генез событий 2009 г. объясняет многие вопросы, оставленные прошлыми и настоящей пандемиями. Он укладывается в рамки общебиологических закономерностей выживания возбудителей инфекций в биосфере и может быть принят как гипотеза, пока не случится новая пандемия.
ЭТИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОСТРЫХ ВИРУСНЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ В РЕГИОНЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
А.В. Валицкая1, Г.Н. Иванова2
1ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области», г. Тюмень; 2ГБУЗ ТО «Областная инфекционная клиническая больница», г. Тюмень
Острые кишечные инфекции (ОКИ) в структуре инфекционной патологии занимают второе место после острых респираторных инфекций и гриппа во всех странах мира. В Тюменской обла-
сти (западная часть Западной Сибири) сложилась неблагополучная эпидемиологическая ситуация по ОКИ, средний многолетний показатель (1993 — 2011 гг.) составил 713,9+3,82%ооо, в отдельные годы суммарная заболеваемость ОКИ достигала 843,8%ооо (2007 г.). В структуре ОКИ установленной этиологии превалирует ротавирусная инфекция, однако большинство случаев ОКИ остаются нерасшифрованными. С 2009 г. введена регистрация норовирусной инфекции, за 2009—2011 гг. зарегистрировано 245 случаев, среднегодовой показатель — 6,0±0,05%ооо.
Вирусологической лабораторией ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» проводятся исследования биоматериала людей и проб из объектов окружающей среды (ООС) на выявление возбудителей вирусных ОКИ с использованием метода амплификации нуклеиновых кислот (МАНК) и иммуноферментного анализа (ИФА). Методом ИФА за 2009-2011 гг. было исследовано 12 220 проб копрофильтратов больных и контактных людей, антиген ротавируса выявлен в 21,7+0,37%. При использовании МАНК из 2366 проб были обнаружены — ротавирусы в 16,2+0,76% образцов, норовирусы — в 26,3+0,91%, астровирусы — в 6,0+0,49%. Вирусные ассоциации определялись в 5,2+0,46% исследованных проб. На аденовирусы исследованы 144 пробы биоматериала, доля находок составила 9,7+2,5%. В сточной воде, взятой до очистки, ротавирусы обнаружены в 8,2+1,3%, аденовирусы — в 1,9+0,7%, норови-русы — в 24,9+2,4%, астровирусы — в 32,0+2,6%. Находки вирусных антигенов и нуклеиновых кислот в биоматериале людей и ООС свидетельствуют о широкой циркуляции вирусов с фекально-оральным механизмом передачи на территории Тюменской области.
Для осуществления эффективного эпидемиологического контроля ОКИ вирусной этиологии необходима более полная лабораторная диагностика всех клинических случаев, в первую очередь для детекции норо-, астро-, ротавирусов. Судя по результатам исследования сточных вод, доминирующими возбудителями вирусных ОКИ на территории региона стали астро- и норовирусы. Тем не менее, исследований на ротавирусы проводится в 6 раз больше, чем на доминирующие возбудители. Поэтому ограничиваться исследованиями только на ротавирусы нецелесообразно, необходим комплексный подход к лабораторной расшифровке вирусных ОКИ для получения объективной информации об их этиологической структуре.
РЕЗИСТЕНТНОСТЬ К ПИРАЗИНАМИДУ КАК ВОЗМОЖНЫЙ МАРКЕР ШИРОКОЙ ЛЕКАРСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И БЦЖ-ОСТИТА
Б.И. Вишневский, Л.Н. Стеклова, Т.Ф. Оттен, Г.С. Баласанянц
ФГУ «СПб НИИ фтизиопульмонологии Минздравсоцразвития», Санкт-Петербург
Пиразинамид является одним из основных противотуберкулезных препаратов и широко используется в рекомендованных стандартных схемах лечения. Однако до внедрения в практику автоматизированных систем ВАСТЕС исследование ле-
Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.
Инфекция и иммунитет
карственной устойчивости к пиразинамиду было сложной проблемой. Пиразинамид активен только в кислой среде, на которой не растут многие штаммы МБТ, поскольку противотуберкулезной активностью обладает не сам препарат, а пиразиноико-вая кислота, образующаяся в микробной клетке под влиянием фермента пиразинамидазы. Этот фермент кодирует ген pncA, в составе которого более ста мутаций, ассоциированных с резистентностью к пиразинамиду. Предложенные альтернативные, в том числе и экспрессные молекулярно-гененетические методы определения ЛУ к пиразинамиду, либо чрезвычайно трудоемкие, либо недостаточно достоверные.
В доступной литературе нет работ о частоте резистентности пиразинамида при различных формах лекарственной устойчивости МБТ — поли- и муль-тирезистентности, XDR (широкая лекарственная устойчивость).
За период 2008—2010 гг. на автоматизированной диагностической системе BACTEC MGIT 960 изучена устойчивость к пиразинамиду 374 клинических штаммов микобактерий в основном от ранее леченных 242 больных различными формами туберкулеза легких и 85 больных туберкулезом внелегочной локализации внелегочной локализации, в том числе от 35 детей с костно-суставными поражениями из клиники детской фтизиологии и ортопедии СПбНИИФ. Исследованы изоляты из 249 проб респираторного материала, а также 35 образцов биоп-сийного и операционного легочного и 90 внелегоч-ного материала.
Частота лекарственной устойчивости к основным и резервным противотуберкулезным препаратам составила: к изониазиду — 78,9, стрептомицину — 77,5, рифампицину — 70,2, пиразинамиду — 58,9, этамбутолу — 55,8, этионамиду — 67,2, амикацину — 44,7, капреомицину — 38,5, офлоксацину — 38,0%. Обнаружено, что резистентность к пиразинамиду по отношению к чувствительности многократно увеличивается по мере возрастания тяжести структуры лекарственной резистентности — в 3,5—6— 11 раз соответственно при МЛУ, устойчивости к SIRE и XDR, из чего следует, что резистентность МБТ к пиразинамиду может служить относительным индикатором широкой лекарственной устойчивости.
Заслуживает внимания, что у 28 детей с костно-суставными поражениями выявлена монорезистентность изолятов к пиразинамиду, которые культурально-биохимическими и молекулярно-ге-нетическими методами были идентифицированы как M.bovis-BCG. У всех этих детей был диагностирован БЦЖ-остит. Проблема дифференциальной диагностики туберкулеза остается актуальной и сложной клинической задачей, тем более, что установка точного диагноза требует различного подхода к лечениию, профилактике в очаге инфекции, организации эпидрежима и связана с материально-правовыми особенностями. Известно, что большинство штаммов M. bovis имеют видовую устойчивость к пиразинамиду. Однако обнаруженная монорезистентность штаммов микобактерий к пи-разинамиду у таких детей с соответствующими клинико-анамнестическими данными может рассматриваться как маркер БЦЖ-остита или других поствакцинальных осложнений.
БАНК ДАННЫХ «КЛИМАТ И ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ» (CLIWADIN) ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПОГОДОЙ, КАЧЕСТВОМ ВОДЫ И ИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
B.В. Губарев1, В.Б. Локтев2, В.И. Аксенова15, О.К. Альсова1, Т.В. Белова14, Н.Б. Белозерцева13, Л.А. Брусницына13, Г.К. Ванеева12, А.А. Гражданцева2, А.И. Егоров3*, Л.В. Иванова15, Л.И. Козловский5, Г.В. Кочнева2, С.Н. Макшанцева9, О.В. Миронова11, Е.Н. Наумова4, В.Н. Новошинцев6, Л.В. Озерская10, Е.В. Протопопова2, Н.Н. Радькова7, И.А. Разумов2, М. Райт3, Г.Ф. Сиволобова2, В.Н. Тарасов14,
Н.А. Чистяков1, А.Н. Швалов2, И.Н. Швайкова1,
C.Г. Юн1, Т.С. Яковлева8
1Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск; 2Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор», Новосибирская область; 3United States Environmental Protection Agency, National Center forEnvironmentalAssessment, Cincinnati, OH, USA; 4Tufts University School of Engineering, Medford, MA, USA; 5Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области, Новосибирск; 6МУП Водоканал, г. Новосибирск; 7Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском Крае, г. Барнаул; 8ОАО Барнаульский водоканал, г. Барнаул; 9Центр гигиены и эпидемиологии Приморского края, г. Владивосток; 10Центр гигиены и эпидемиологии Красноярского края, г. Красноярск;11Красноярский жилищно-коммунальный комплекс «Краском», г. Красноярск; 12Центр гигиены и эпидемиологии Свердловской области, г. Екатеринбург; 13МУПВодоканал, г. Екатеринбург; 14Центр гигиены и эпидемиологии Челябинской области, г. Челябинск; 15МУППроизводственное объединение водоснабжения и водоотведения, г. Челябинск; *Now with the World Health Organization, Bonn, Germany
Основная задача исследования состояла в создании банка данных CliWaDIn 1,0 (Climate Water Diseases Infections) с целью проведения анализа взаимоотношений между факторами, относящими к окружающей среде, и желудочно-кишечными инфекциями, включая отдаленные взаимосвязи между ежедневными данными по погоде, качеству воды и данными по инфекционной заболеваемости, с целью оценки влияния экстремальных проявлений погоды вследствие глобального изменения климата на инфекции, передающиеся водным путем в России.
Репозиторий базы данных банка CliWaDIn содержит данные, относящиеся к окружающей среде и показателям здоровья. Стандартные системы организации базы данных (DBMS) были использованы для того, чтобы позволить безопасный дистанционный доступ к ним через WEB-интерфейс. DBMS MySQL 5,0 был использован для формирования начальных баз данных по качеству воды, погоде и инфекциям, передающимся водным путем. DBMS MSSQL2005 был использован для того, чтобы собрать объединенную базу данных, содержащих сведения по ежедневному качеству воды, погоде и количеству инфекционных заболеваний вместе с процедурами проверки качества и подтверждения качества данных. Ежедневные данные были собраны для шести городов: Новосибирска, Барнаула, Владивостока, Челябинска, Екатеринбурга и Красноярска. Относящие к окружающей среде данные содержат ежедневные сведения о 27 параметрах погоды в период с 2000 по 2009 гг. и 20 видов данных по качеству воды за период от 3 до 8 лет. Данные по инфекционной заболеваемости, содержащиеся в базе данных, объ-